Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Никольская средняя общеобразовательная школа
Некрасовского муниципального района
Ярославской области
Согласована на заседании МО Протокол №1 от 30 августа 2016 г. | Утверждена Приказ по школе № 34 от 01 сентября 2016 г. |
Рабочая программа
по учебному предмету математика (геометрия)
для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья 8 класса
(умственная отсталость)
Учитель физики
Молькова Валентина Македоновна
Никольское
2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии 8 класса к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка и И.И.Юдиной составлена на основе следующих документов:
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
Цели и задачи обучения.
Рассмотреть фигуру – четырёхугольник – с различных позиций (виды четырёхугольников, выделить элементы в четырёхугольниках, вывод формул для вычисления площади параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции).
Выявить соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника – теорема Пифагора, а также соотношение между сторонами углами прямоугольного треугольника.
Сформировать понятие – подобные треугольники. Научить применять подобие, а также признаки подобия треугольников при доказательстве других теорем и решении задач.
Использовать геометрические инструменты для решения задач на построение. Научить проводить анализ геометрических задач на построение.
Сформировать понятие окружности и её элементов – касательной, центрального и вписанного углов. Рассмотреть виды окружности – вписанная и описанная.
Выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.
Научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.
Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
должны знать:
Определение многоугольника, четырёхугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата. Свойства и признаки данных геометрических фигур. Формулы для нахождения площадей фигур. Теорему Пифагора. Признаки подобия треугольников. Определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки треугольника. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорему о пересечении высот треугольника, а также теоремы о вписанной и описанной окружностях.
должны уметь:
Вычислять сумму внутренних углов многоугольника. Решать задачи с использованием свойств геометрических фигур. Находить площади параллелограмма, прямоугольника, трапеции, ромба. Использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника. Решать задачи с использованием признаков подобия треугольников. Вычислять элементы прямоугольного треугольника, используя тригонометрические функции. Решать задачи по теме окружность, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности.
владеть компетенциями:
познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.
способны решать следующие жизненно-практические задачи:
Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Описывать реальные ситуаций на языке геометрии. Решать практические задачи, связанных с нахождением геометрических величин . Пользоваться геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
Учебно – методическое обеспечение
Комплект инструментов Лабораторный набор для изготовления Моделей по математике Набор конструктор Геометрические тела Набор по стереометрии (телескопический) |
Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.
Количество часов, предусмотренное в программе: общее -68 часов, из них: теоретических – 63 часов, контрольных работ – 5 часов
Так как в 8 классе обучаются дети с ОВЗ, то учебный процесс осуществляется на основе программы общего и основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приёмы работы. Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по геометрии в основном звене. При изучении геометрии в 8 классе следует основное внимание уделить практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках геометрии необходимо максимально использовать наглядные средства обучения, больше проводить практических работ с учащимися, решать задачи. Коррекционная работа направлена на формирование навыков устных и письменных вычислений на развитие памяти, математической речи, логического и абстрактного мышления.
Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане, исключив доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки. К ним относятся: «Теорема Фалеса», «Основные тригонометрические тождества», «Изменение тригонометрических функций при возрастании угла», «Уравнение прямой», «Расположение прямой относительно системы координат», «Пересечение прямой с окружностью», «Движение», «Свойства движения» (в теме «Преобразование фигур»).
Исключить также доказательство теоремы о зависимости угла от градусной меры угла.
Следует исключить вопрос о взаимном расположении окружностей.
В теме «Подобие фигур» рекомендуется рассмотреть доказательство одного признака подобия, а остальные — дать в ознакомительном плане, предложив для заучивания только формулировки теорем.
5. Повторение. Решение задач. (4 ч).
Межпредметные связи
Курс геометрии опирается в большей степени на знание курса математики начальной школы, а также курса математики 5-6 классов. Программа реализует идею межпредметных связей большей частью с предметами: физика, черчение, информатика, химия, алгебра, биология, география, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.
Выбранные технологии обучения:
Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций в теоретических и практических вопросах, в решении которых предполагается самостоятельная поисковая деятельность учащегося.
ИКТ: использование на уроках разнообразных форм представления теоретического материала: презентации, видеоряд, фильм.
Здоровье-сберегающая технология: соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение 5 минуток в течение занятия, во время проветривать помещение, соблюдение ПТБ.
Технология развивающего обучения: включение заданий на рассуждение, проведения аналогий.
Технологии личностно-ориентированного обучения: учет индивидуальных особенностей каждого учащегося, внимательное отношение к отстающим.
Технология разноуровнего обучения: использование разнообразных по уровню сложности заданий.
Игровые технологии: включение учащихся в игру, с целью получения и закрепления новых знаний через игровую деятельность. Применение игровых технологий предполагается не более одного раза в четверть.
Работа в группах и в парах: данная технология включается в себя сотрудничество учащихся, учит высказывать свое мнение и уважительно относится к другим, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся.
Также предполагается применение некоторых приемов технологии развития критического мышления: парная мозговая атака, инсерт, ключевые слова, вопросы «Верите ли Вы, что…?», перепутанные логические цепочки.
Методическое обеспечение:
Для учителя:
Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта
Геометрия: Учебник для 7-9кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2014
Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2014
Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебн.:Книга для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. М.:Просвещение, 2014
Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 8 кл.: В помощь школьному учителю.- М.: ВАКО, 2015
Дидактические материалы по геометрии 8 кл. /Б.Г.Зив, В.М.Мейлер М.: Просвещение, 2014
Для учащихся:
Геометрия: Учебник для 7-9кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2014
Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2014.
Интернет источники.
Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" http://mat.1september.ru
http://methmath.chat.ru Методика преподавания математики
http://www.allmath.ru - Allmath.ru — вся математика в одном месте
http://www.internetUrok.ru/ru
http://school-collection.edu.ru
http://mon.gov.ru
http://mega.km.ru Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия
Содержание учебного курса
8 класс (2 часа х 34 = 68 часов).
1. Четырехугольники (14 ч).
Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Па¬раллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.
2. Площади фигур (14 ч).
Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.
3. Подобные треугольники (19 ч).
Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.
4. Окружность (17 ч).
Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.] Вписанная и описанная окружности.
Тематическое планирование
№ | Название темы | Кол-во часов по авторской программе | Кол-во часов по рабочей программе | Кол-во контрольных работ |
1 | Вводное повторение | 0 | 2 | |
1 | Четырехугольники | 14 | 14 | 1 |
2 | Площади фигур | 14 | 14 | 1 |
3 | Подобные треугольники | 19 | 19 | 2 |
4 | Окружность | 17 | 17 | 1 |
5 | Повторение. Решение задач | 4 | 2 | |
ИТОГО | 68 | 68 | 5 |
Поурочное планирование
№ урока | Наименование темы | Кол-во часов | Примечание |
Повторение 2 часа | 2 | |
| Вводное повторение. Параллельные прямые (признаки и свойства) | 1 | |
| Вводное повторение. Равенство треугольников. Задачи на построение | 1 | |
Четырехугольники 14 часов | 14 | |
| Многоугольники. Выпуклый многоугольник. Сумма углов n-угольника. | | |
| Четырехугольники. Решение задач | | |
| Параллелограмм. Определение и свойства параллелограмма | | |
| Признаки параллелограмма | | |
| Решение задач на свойства и признаки параллелограмма | | |
| Трапеция, ее свойства.. Виды трапеции. Равнобедренная трапеция | | Пр/р |
| Теорема Фалеса. | | |
| Задачи на построение циркулем и линейкой. Деление отрезка на п равных частей. | | |
| Прямоугольник . Его признаки и свойства | | |
| Ромб, квадрат их признаки и свойства | | |
| Решение задач на применение свойств прямоугольника. Ромба и квадрата | | Пр/р |
| Осевая и центральная симметрия, решение задач. | | |
| Решение задач по теме: «четырехугольники» | | |
| Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники» | 1 | к/р |
Площади фигур | 14 | |
| Понятие о площади плоских фигур. Площадь многоугольника. Площадь квадрата | 1 | |
| Площадь прямоугольника Равносоставленные и равновеликие фигуры. Решение задач | 1 | |
| Площадь параллелограмма | 1 | |
| Площадь треугольника | 1 | Пр/р |
| Решение задач на нахождение площади треугольника и параллелограмма | 1 | Пр/р |
| Площадь трапеции | 1 | |
| Решение задач на вычисление площадей фигур. Площадь четырехугольника | 1 | с/р |
| Решение задач на вычисление площади плоских фигур | | |
| Теорема Пифагора | 1 | |
| Теорема, обратная теореме Пифагора. Практическое использование теоремы Пифагора | 1 | |
| Решение задач по теме «Теорема Пифагора и обратной ей теоремы» | 1 | |
| Решение задача по теме: «Площадь фигур» | 1 | с/р |
| Решение задач по теме: «Площади фигур. Терема пифагора» | 1 | |
| Контрольная работа № 2 по теме «Площади фигур» | 1 | к/р |
Подобные треугольники | 19 | |
| Пропорциональные отрезки. | 1 | |
| Определение подобных треугольников Отношение площадей подобных треугольников. Коэффициент подобия | 1 | Пр/р |
| Первый признак подобия треугольников | 1 | Пр/р |
| Решение задач на применение первого признака подобия треугольников | 1 | Пр/р |
| Второй и третий признак подобия треугольников | 1 | Пр/р |
| Решение задач на применение II и IIIпризнаков подобия треугольников | 1 | |
| Решение задач на применение признаков подобия треугольников | 1 | с/р |
| Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников» | 1 | к/р |
| Средняя линия треугольника., | 1 | |
| Свойства медиан треугольника | | |
| Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике | 1 | |
| Решение задач на применение свойств пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике | 1 | |
| Задачи на построение методом подобия | 1 | |
| Решение задач на построение методом подобных треугольников | 1 | с/р |
| О подобии произвольных фигур. Измерительные работы на местности | | |
| Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество | 1 | |
| Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600 | 1 | Пр/р |
| Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач | 1 | с/р |
| Контрольная работа № 4 по теме «Подобные треугольники» | 1 | к/р |
Окружность | 17 | |
| Взаимное расположение прямой и окружности Касательная и секущая к окружности. | 1 | |
| Касательная к окружности (прямая теорема) равенство касательных, проведенных из одной точки | 1 | |
| Касательная к окружности (обратная теорема) Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных и хорд | 1 | |
| Градусная мера дуги окружности длина окружности и дуги. Число п и центральный угол | 1 | |
| Теорема о вписанном угле. Градусная мера вписанного угла | 1 | |
| Теорема об отрезках пересекающихся хорд | 1 | Пр/р |
| Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан | 1 | c/р |
| Серединный перпендикуляр к отрезку | 1 | Пр/р |
| Теорема о точке пересечения высот треугольника окружность Эйлера | 1 | |
| Вписанная окружность | 1 | с/р |
| Свойство вписанного четырехугольника | 1 | |
| Решение задач по теме «Вписанная окружность» | | |
| Описанная окружность | 1 | Пр/р |
| Свойство описанного четырехугольника | 1 | Пр/р |
| Решение задач по теме «Окружность» | 1 | с/р |
| Повторительно-обобщающий урок, решение задач | 1 | |
| Контрольная работа № 5 по теме «Окружность» | 1 | к/р |
Повторение. Решение задач | 2 | |
| Четырехугольники. Площади четырехугольников (решение задач) | 1 | |
| Подобные треугольники. (решение задач) | 1 | с/р |
| Итого часов | 68 | |