СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету математика (геометрия) 8 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Категория: Геометрия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по учебному предмету математика (геометрия) 8 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету математика (геометрия) 8 класса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Никольская средняя общеобразовательная школа

Некрасовского муниципального района

Ярославской области





Согласована на заседании МО

Протокол №1

от 30 августа 2016 г.


Утверждена

Приказ по школе № 34

от 01 сентября 2016 г.













Рабочая программа

по учебному предмету математика (геометрия)

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья 8 класса

(умственная отсталость)


Учитель физики

Молькова Валентина Македоновна










Никольское

2016






Пояснительная записка

Рабочая программа по геометрии 8 класса к учебнику геометрии для 7-9 классов общеобразовательных школ авторов Л.С.Атанасяна, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Поздняка и И.И.Юдиной составлена на основе следующих документов:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 года.

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.


Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

           Цели и задачи обучения.

  • Рассмотреть фигуру – четырёхугольник – с различных позиций (виды четырёхугольников, выделить элементы в четырёхугольниках, вывод формул для вычисления площади параллелограмма, квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции).

  • Выявить соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника – теорема Пифагора, а также соотношение между сторонами углами прямоугольного треугольника.

  • Сформировать понятие – подобные треугольники. Научить применять подобие, а также признаки подобия треугольников при доказательстве других теорем и решении задач.

  • Использовать геометрические инструменты для решения задач на построение. Научить проводить анализ геометрических задач на построение.

  • Сформировать понятие окружности и её элементов – касательной, центрального и вписанного углов. Рассмотреть виды окружности – вписанная и описанная.

  • Выделить основные методы доказательств, с целью обоснования (опровержения) утверждений и для решения ряда геометрических задач.

  • Научить проводить рассуждения, используя математический язык, ссылаясь на соответствующие геометрические утверждения.

  • Использовать алгебраический аппарат для решения геометрических задач.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся

должны знать:

Определение многоугольника, четырёхугольника, параллелограмма, трапеции, ромба, прямоугольника, квадрата. Свойства и признаки данных геометрических фигур. Формулы для нахождения площадей фигур. Теорему Пифагора. Признаки подобия треугольников. Определение синуса, косинуса, тангенса прямоугольного треугольника, соотношение между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Центральные и вписанные углы. Четыре замечательные точки  треугольника. Свойства биссектрисы угла и серединного перпендикуляра к отрезку. Теорему о пересечении  высот треугольника, а  также теоремы о вписанной  и  описанной окружностях.

должны уметь:

Вычислять сумму внутренних углов многоугольника. Решать задачи с использованием свойств геометрических фигур. Находить площади параллелограмма, прямоугольника,  трапеции, ромба. Использовать теорему Пифагора для определения сторон прямоугольного треугольника. Решать задачи с использованием признаков подобия треугольников. Вычислять элементы прямоугольного треугольника, используя тригонометрические функции. Решать задачи по теме  окружность, центральные и вписанные углы, вписанные и описанные окружности.

владеть компетенциями:  

познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

способны решать следующие жизненно-практические задачи:  

Самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях, работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, уметь слушать других, извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа объектов, пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником для нахождения информации, самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем. Описывать реальные ситуаций на языке геометрии. Решать практические задачи, связанных с нахождением геометрических величин . Пользоваться геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).

Учебно – методическое обеспечение

  1. Комплект инструментов

  2. Лабораторный набор для изготовления Моделей по математике

  3. Набор конструктор Геометрические тела

  4. Набор по стереометрии (телескопический)


Данная программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение часов по разделам курса.

Количество часов, предусмотренное в программе: общее -68 часов, из них: теоретических – 63 часов, контрольных работ – 5 часов

Так как в 8 классе обучаются дети с ОВЗ, то учебный процесс осуществляется на основе программы общего и основного общего образования при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса, которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания, специфические методы, приёмы работы. Дети с ОВЗ из-за особенностей своего психического развития трудно усваивают программу по геометрии в основном звене. При изучении геометрии в 8 классе следует основное внимание уделить практической направленности курса, исключив и упростив наиболее сложный для восприятия теоретический материал. На уроках геометрии необходимо максимально использовать наглядные средства обучения, больше проводить практических работ с учащимися, решать задачи. Коррекционная работа направлена на формирование навыков устных и письменных вычислений на развитие памяти, математической речи, логического и абстрактного мышления.


Учитывая индивидуальные особенности обучающихся, некоторые темы рекомендуется давать в ознакомительном плане, исключив доказательства теорем, оставив для заучивания лишь формулировки. К ним относятся: «Теорема Фалеса», «Основные тригонометрические тождества», «Изменение тригонометрических функций при возрастании угла», «Уравнение прямой», «Расположение прямой относительно системы координат», «Пересечение прямой с окружностью», «Движение», «Свойства движения» (в теме «Преобразование фигур»).

Исключить также доказательство теоремы о зависимости угла от градусной меры угла.

Следует исключить вопрос о взаимном расположении окружностей.

В теме «Подобие фигур» рекомендуется рассмотреть доказательство одного признака подобия, а остальные — дать в ознакомительном плане, предложив для заучивания только формулировки теорем.


5. Повторение. Решение задач. (4 ч).

Межпредметные связи

Курс геометрии опирается в большей степени на знание курса математики начальной школы, а также курса математики 5-6 классов. Программа реализует идею межпредметных связей большей частью с предметами: физика, черчение, информатика, химия, алгебра, биология, география, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам.


Выбранные технологии обучения:

Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций в теоретических и практических вопросах, в решении которых предполагается самостоятельная поисковая деятельность учащегося.

ИКТ: использование на уроках разнообразных форм представления теоретического материала: презентации, видеоряд, фильм.

Здоровье-сберегающая технология: соблюдение санитарно-гигиенических норм, проведение 5 минуток в течение занятия, во время проветривать помещение, соблюдение ПТБ.

Технология развивающего обучения: включение заданий на рассуждение, проведения аналогий.

Технологии личностно-ориентированного обучения: учет индивидуальных особенностей каждого учащегося, внимательное отношение к отстающим.

Технология разноуровнего обучения: использование разнообразных по уровню сложности заданий.

Игровые технологии: включение учащихся в игру, с целью получения и закрепления новых знаний через игровую деятельность. Применение игровых технологий предполагается не более одного раза в четверть.

Работа в группах и в парах: данная технология включается в себя сотрудничество учащихся, учит высказывать свое мнение и уважительно относится к другим, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность других учащихся.

Также предполагается применение некоторых приемов технологии развития критического мышления: парная мозговая атака, инсерт, ключевые слова, вопросы «Верите ли Вы, что…?», перепутанные логические цепочки.

Методическое обеспечение:

Для учителя:

Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта

Геометрия: Учебник для 7-9кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2014

Изучение геометрии в 7-9 классах: Методические рекомендации к учебн.:Книга для учителя/ Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др. М.:Просвещение, 2014

Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии 8 кл.: В помощь школьному учителю.- М.: ВАКО, 2015

Дидактические материалы по геометрии 8 кл. /Б.Г.Зив, В.М.Мейлер М.: Просвещение, 2014

Для учащихся:

Геометрия: Учебник для 7-9кл. общеобразоват. учреждений/Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др.-М.: Просвещение, 2014

Рабочая тетрадь по геометрии для 8 класса общеобразоват. учреждений /Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов и др.-М.: Просвещение, 2014.


Интернет источники.

  • Газета "Математика" Издательского дома "Первое сентября" http://mat.1september.ru

  • http://methmath.chat.ru Методика преподавания математики 

  • http://www.allmath.ru - Allmath.ru — вся математика в одном месте

  • http://www.internetUrok.ru/ru

  • http://school-collection.edu.ru

  • http://mon.gov.ru

  • http://mega.km.ru Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия


Содержание учебного курса

8 класс (2 часа х 34 = 68 часов).

  • 1. Четырехугольники (14 ч).

  • Понятия многоугольника, выпуклого многоугольника. Па¬раллелограмм и его признаки и свойства. Трапеция. Прямоугольник, ромб, квадрат и их свойства. Осевая и центральная симметрии.

  • 2. Площади фигур (14 ч).

  • Понятие площади многоугольника. Площади прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Теорема Пифагора.

  • 3. Подобные треугольники (19 ч).

  • Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Применение подобия к доказательствам теорем и решению задач. Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника.

  • 4. Окружность (17 ч).

  • Взаимное расположение прямой и окружности. Касательная к окружности и ее свойства и признак. Центральные и вписанные углы. [Четыре замечательные точки треугольника.] Вписанная и описанная окружности.

Тематическое планирование

Название темы

Кол-во часов по авторской программе

Кол-во часов по рабочей программе

Кол-во контрольных работ

1

Вводное повторение

0

2


1

Четырехугольники

14

14

1

2

Площади фигур

14

14

1

3

Подобные треугольники

19

19

2

4

Окружность

17

17

1

5

Повторение. Решение задач

4

2


ИТОГО

68

68

5


Поурочное планирование


№ урока

Наименование темы

Кол-во часов

Примечание

Повторение 2 часа

2


Вводное повторение. Параллельные прямые (признаки и свойства)

1


Вводное повторение. Равенство треугольников. Задачи на построение

1


Четырехугольники 14 часов

14

 

Многоугольники. Выпуклый многоугольник. Сумма углов n-угольника.



Четырехугольники. Решение задач



Параллелограмм. Определение и свойства параллелограмма



Признаки параллелограмма



Решение задач на свойства и признаки параллелограмма



Трапеция, ее свойства.. Виды трапеции. Равнобедренная трапеция


Пр/р

Теорема Фалеса.



Задачи на построение циркулем и линейкой. Деление отрезка на п равных частей.



Прямоугольник . Его признаки и свойства



Ромб, квадрат их признаки и свойства



Решение задач на применение свойств прямоугольника. Ромба и квадрата


Пр/р

Осевая и центральная симметрия, решение задач.



Решение задач по теме: «четырехугольники»



Контрольная работа № 1 по теме «Четырехугольники»

1

 к/р

Площади фигур

14

 

Понятие о площади плоских фигур. Площадь многоугольника. Площадь квадрата

1


Площадь прямоугольника Равносоставленные и равновеликие фигуры. Решение задач

1


Площадь параллелограмма

1


Площадь треугольника

1

Пр/р

Решение задач на нахождение площади треугольника и параллелограмма

1

Пр/р

Площадь трапеции

1


Решение задач на вычисление площадей фигур. Площадь четырехугольника

1

с/р

Решение задач на вычисление площади плоских фигур



Теорема Пифагора

1


Теорема, обратная теореме Пифагора. Практическое использование теоремы Пифагора

1


Решение задач по теме «Теорема Пифагора и обратной ей теоремы»

1


Решение задача по теме: «Площадь фигур»

1

с/р

Решение задач по теме: «Площади фигур. Терема пифагора»

1


Контрольная работа  № 2 по теме «Площади фигур»

1

 к/р

Подобные треугольники

19

 

Пропорциональные отрезки.

1


Определение подобных треугольников

Отношение площадей подобных треугольников. Коэффициент подобия

1

Пр/р

Первый признак подобия треугольников

1

Пр/р

Решение задач на применение первого признака подобия треугольников

1

Пр/р

Второй и третий признак подобия треугольников

1

Пр/р

Решение задач на применение II и IIIпризнаков подобия треугольников

1


Решение задач на применение признаков подобия треугольников

1

с/р

Контрольная работа № 3 по теме «Признаки подобия треугольников»

1

к/р

Средняя линия треугольника.,

1


Свойства медиан треугольника



Пропорциональные отрезки в прямоугольном треугольнике

1


Решение задач на применение свойств пропорциональных отрезков в прямоугольном треугольнике

1


Задачи на построение методом подобия

1


Решение задач на построение методом подобных треугольников

1

с/р

О подобии произвольных фигур. Измерительные работы на местности



Синус, косинус и тангенс острого угла прямоугольного треугольника. Основное тригонометрическое тождество

1


Значение синуса, косинуса и тангенса для углов 300, 450, 600

1

Пр/р

Соотношения между сторонами и углами прямоугольного треугольника. Решение задач

1

с/р

Контрольная работа № 4  по теме «Подобные треугольники»

1

 к/р

Окружность

17

 

Взаимное расположение прямой и окружности Касательная и секущая к окружности.

1


Касательная к окружности (прямая теорема) равенство касательных, проведенных из одной точки

1


Касательная к окружности (обратная теорема) Метрические соотношения в окружности: свойства секущих, касательных и хорд

1


Градусная мера дуги окружности длина окружности и дуги. Число п и центральный угол

1


Теорема о вписанном угле. Градусная мера вписанного угла

1


Теорема об отрезках пересекающихся хорд

1

Пр/р

Замечательные точки треугольника: точки пересечения серединных перпендикуляров, биссектрис, медиан

1

c/р

Серединный перпендикуляр к отрезку

1

Пр/р

Теорема о точке пересечения высот треугольника окружность Эйлера

1


Вписанная окружность

1

с/р

Свойство вписанного четырехугольника

1


Решение задач по теме «Вписанная окружность»



Описанная окружность

1

Пр/р

Свойство описанного четырехугольника

1

Пр/р

Решение задач по теме «Окружность»

1

с/р

Повторительно-обобщающий урок, решение задач

1

 

Контрольная работа № 5 по теме «Окружность»

1

 к/р

Повторение. Решение задач

2

 

Четырехугольники. Площади четырехугольников (решение задач)

1


Подобные треугольники. (решение задач)

1

с/р


Итого часов

68