СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ТНМР (II вариант) 6 и 8 классов

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебный предмет «Музыка и движение» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» в классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью ТНМР (II вариант) 6 и 8 классов»













Рабочая программа по учебному предмету

«Музыка и движение» предметная область «Искусство»

для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

тяжелыми и множественными нарушениями развития (II вариант)

6 и 8 классов

на 2024 – 2025 учебный год





Программу составила:

учитель музыки

высшей квалификационной категории

Рыбакова Лариса Владимировна


















Смоленск 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Учебный предмет «Музыка и движение» относится к предметной области «Искусство» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Музыка и движение» в классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Цель и задачи образовательно-коррекционной работы учебного предмета «Музыка и движение»:

ЦельМузыкальными средствами помочь ребенку научиться воспринимать звуки окружающего его мира, сделать его отзывчивым на музыкальный ритм, мелодику звучания разных жанровых произведений. Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.

Задачи:

  • Формирование и развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных, певческих, хоровых умений, освоение игры на доступных музыкально-шумовых инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе музыкальных занятий, игр, музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений.

  • Формирование и развитие готовности к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Программа адресована обучающимся 6 и 8 классов с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с ТНМР.


Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа

Данная рабочая программа разработана на основе Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Под. ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011 и ориентирована на использование учебно-методического комплекта Евтушенко И. В. Музыка. 1, 2 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / И. В. Евтушенко. — М.: Просвещение, 2019.

Основные направления коррекционной работы:

  1. Коррекция переключаемости и распределения внимания.

  2. Коррекция логического мышления, зрительной и вербальной памяти.

  3. Коррекция слухового и зрительного восприятия.

  4. Коррекция произвольного внимания.

  5. Коррекция мышц мелкой моторики.

  6. Развитие самостоятельности, аккуратности.


Характеристика обучающихся с умеренной умственной отсталостью

(I группа):

Проявляют интерес к слушанию музыки, эмоциональные реакции на звучание музыки, выполняют индивидуально элементарные приемы игры на музыкальных инструментах, могут выполнить простейшие подражательные ритмические движения под музыку.

Однако обучающиеся не запоминают мелодии, не узнают знакомую музыку среди других музыкальных произведений, не могут самостоятельно выполнить ритмические движения под музыку, действовать сообща в коллективе сверстников при хоровом пении (одновременно начинать и одновременно заканчивать песню), а также в процессе игры на музыкальных инструментах.


Характеристика обучающихся с тяжелой умственной отсталостью, а также с множественными нарушениями в развитии

(II группа):

Проявляют интерес к звучанию музыки, а также эмоциональные реакции на мелодию, выполняют индивидуально элементарные приемы игры на музыкальных инструментах.

Однако они не запоминают мелодии, не узнают знакомую музыку среди других музыкальных произведений, не могут выполнить ритмические движения под музыку даже в ситуации подражания действиям взрослому, не могут действовать совместно со сверстниками в процессе игры на музыкальных инструментах, соблюдая музыкальный ритм.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ

С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ВАРИАНТ D)


В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТНМР (вариант II) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы по предмету «Музыка и движение» представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка и движение» обучающимися с умеренной умственной отсталостью (1 группа):

Личностные:

  • проявляют интерес к музыкальным произведениям, адекватно реагируют на звучание знакомых произведений;

  • взаимодействуют со сверстником при выполнении игры на музыкальных инструментах;

  • проявляют готовность к участию в праздничных мероприятиях.

Предметные:

  • называют знакомое музыкальное произведение на основе прослушивания, называют и поют знакомые песни с поддержкой взрослого или самостоятельно;

  • различают и называют музыкальные инструменты, на которых исполняется знакомая мелодия (фортепиано, металлофон, ложки, гитара, гармошка);

  • выполняют предметно-игровые действия на одном из музыкальных инструментов совместно с одним из сверстников;

  • выполняют простейшие знакомые танцевальные движения под музыку;

  • используют 1-2 куклы бибабо для разыгрывания эпизодов и сценок из знакомых сказок.

Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета «Музыка и движение» обучающимися с тяжелой умственной отсталостью, а также с множественными нарушениями в развитии (2 группа):

Личностные:

  • проявляют интерес к музыкальным произведениям, адекватно реагируют на звучание знакомых произведений;

  • проявляют интерес к игре на музыкальных инструментах.

Предметные:

  • называют знакомое музыкальное произведение на основе прослушивания;

  • называют и подпевают знакомые песни с поддержкой взрослого;

  • различают, называют или показывают музыкальные инструменты, на которых исполняется знакомая мелодия (фортепиано, металлофон, ложки);

  • выполняют простейшие ритмические танцевальные движения в соответствии с характером знакомой музыки;

  • подражают предметно-игровым действиям на одном из музыкальных инструментов.


Базовые учебные действия:

1. Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся:

  • входить и выходить из учебного помещения со звонком;

  • ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения), пользоваться учебной мебелью;

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  • организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность;

  • следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • передвигаться по Центру, находить свой класс, другие необходимые помещения.

2. Формирование учебного поведения:

  • направленность взгляда (на говорящего взрослого, на задание);

  • умение выполнять инструкции педагога;

  • использование по назначению учебных материалов;

  • умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

1) в течение определенного периода времени:

  • способен удерживать произвольное внимание на выполнении посильного задания 3-4 мин.;

2) от начала до конца:

  • при организующей, направляющей помощи способен выполнить посильное задание от начала до конца;

3) с заданными качественными параметрами:

ориентируется в качественных параметрах задания.

4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

  • ориентируется в режиме дня, расписании уроков с помощью педагога;

  • выстраивает алгоритм предстоящей деятельности (словесный или наглядный план) с помощью педагога.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

6 КЛАСС

Слушание музыки


  • Расширять запас музыкальных впечатлений в процессе прослушивания музыкальных произведений продолжать формирование навыка культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца).

  • Учить чувствовать характер музыки (плясовая, маршевая).

  • Учить определять жанр пьесы (песня, танец, марш).

  • Совершенствовать умение различать громкую и тихую музыку, медленную, быструю.

  • Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы).

  • Совершенствовать умение различать звучание музыкальных инструментов (скрипка, различные виды барабанов, флейта, фортепиано, металлофон, аккордеон). Называть их, или показывать на изображении.

  • Учить слушать немузыкальные звуки (аудиозаписи голоса животных, птиц, шум вьюги, треск льда, хруст снега).

  • Учить слушать аудио сказки с иллюстрациями (см. репертуар театрализованной деятельности).


Пение


  • Продолжать обогащать у детей музыкальные впечатления, воспитывать умение петь спокойно, плавно, без надрыва.

  • Учить пропевать имена детей вместе с взрослым.

  • Учить пропевать музыкальные приветствия с различной динамикой (громко, тихо, медленно,

  • быстро).

  • Учить детей передавать спокойный, напевный характер попевок.

  • Учить пению с произнесением слов песни.

  • Закреплять умение петь в сопровождении ритмических движений руками, головой, туловищем совместно со взрослым и по образцу, предлагаемому взрослым.

  • Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на песни разного характера.

  • Упражнять детей в различении и воспроизведении серии звуков, отличающихся по высоте и силе звучания, длительности.

Музыкально-ритмические движения и танцы


  • Развивать внимание, умение изменять движение в соответствии со сменой характера музыки.

  • Формировать навыки простых танцевальных движений.

  • Развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве.

  • Воспитывать выдержку.

  • С опорой на подражание действию взрослого:


  • Закреплять умение начинать/ заканчивать действие вместе с началом/ концом музыки.

  • Учить движению в соответствии с характером музыки (бодро, энергично шагать под марш, выполнять плавные движения под музыку вальса;

  • совершать плясовые движения под динамичную народную музыку).

  • Учить соотносить с музыкой бег, поскоки, подпрыгивания.

  • Закреплять умение соотносить с музыкальной динамикой следующие движения: движение по

кругу, взявшись за руки; движение по кругу друг за другом; расходиться из круга, не задевая друг друга; собираться в круг (к игрушке, обручу) по музыкальному сигналу; строиться в колонну друг за другом; строиться в колонну парами.

  • Учить реагировать на изменения в двухчастной пьесе сменой движений.

Игра на музыкальных инструментах


  • Развивать умение сотрудничать друг с другом в процессе игры на знакомых музыкальных инструментах.

  • Учить самостоятельно извлекать звуки из деревянных ложек, используя различные приемы

  • (ударять ложки друг о друга, удерживая в 2 руках; удерживая ложки в одной руке ударять о

ладонь другой; удерживая ложки в одной руке ударять по бедрам т.д.).

  • Учить подыгрывать на ранее изученных инструментах (барабан, металлофон, бубен,

  • маракас, колокольчик) простую мелодию, исполняемую учителем /звучащую в записи.

  • Учить передавать метрическую пульсацию в размере 2/4, передавать ритм в движении по

  • подражанию взрослому.

  • Учить пантомимой изображать игру на различных инструментах (барабан, бубен, маракас, колокольчик, скрипка, арфа, флейта).

Театрализованная деятельность

  • Улучшать эмоциональное состояние детей, вовлекать детей в активное участие в празднике. Учить спокойно слушать речь взрослого (чтение сказки).

  • Учить замечать особенности героев при просмотре экранизаций изученных сказок

  • (мультфильмов и детских спектаклей).

  • Учить создавать простейшие характерные образы на основе музыкального звучания (грустный /веселый, добрый / злой).

  • Учить создавать образ героя, используя театральный реквизит (шапочки с изображением животных, маски)

  • Учить использовать куклы бибабо для разыгрывания эпизодов и сценок из знакомых сказок.

  • Учить договаривать за учителем слова знакомой сказки. Фразы героев.

  • Разучивать имитационные игры на формирование движений, характерных для персонажей музыкальных пьес и песен, исполняемых детям.














8 КЛАСС


Слушание музыки


  • Закреплять и развивать навыки, освоенные за год. Продолжать формирование навыка культуры слушания музыки.

  • Учить слушать и узнавать знакомые мелодии, песни (называть, подпевать слова припева, показывать карточку с обозначением).

  • Закреплять умение определять жанр пьесы (песня, танец, марш, вальс).

  • Совершенствовать умение различать звуки по длительности звучания (долгие и короткие), силе (громкую/тихо), темпу (медленно/быстро).

  • Совершенствовать умение различать звучание музыкальных инструментов (арфа, скрипка, различные виды барабанов, флейта, фортепиано, металлофон, аккордеон). Называть их, или показывать на изображении.

  • Учить соотносить звучащие инструменты (арфа, скрипка, барабан, флейта) с пиктограммами, изображениями, фотографиями. (Выбор из 3-х-4-х изображений).


Пение

  • Развивать умение включатся в хоровое пение. Закреплять умение пропевать имена детей вместе с взрослым.

  • Учить пропевать музыкальные приветствия и повторяющиеся слова припевов с различной динамикой (протяжно, энергично).

  • Учить пению с произнесением слов песни.

  • Закреплять умение петь в сопровождении ритмических движений руками, головой, туловищем совместно со взрослым и по образцу, предлагаемому взрослым.

  • Учить петь хором с музыкальным сопровождением, прислушиваясь к учителю и одноклассникам.

  • Учить петь спокойно, без крика.

Музыкально-ритмические движения и танцы


  • Развивать внимание, чувство музыкальной формы; внимание, динамический слух.

  • Развивать ориентировку в пространстве зала при перемещениях по кругу или парами.

  • С опорой на подражание действию взрослого:

  • Закреплять умение начинать/ заканчивать действие вместе с началом/ концом музыки.

  • Учить движению в соответствии с характером музыки (бодро, энергично шагать под марш,

  • выполнять плавные движения под музыку вальса;

  • Учить соотносить с музыкой приставной шаг (вправо, влево, на носках, за предметом или с ним).

  • Закреплять умение соотносить танцевальные движения с музыкальной динамикой (быстро/медленно/умеренно).

  • Учить реагировать на изменения в двухчастной пьесе сменой движений.

Игра на музыкальных инструментах

  • Формировать желание участвовать в групповом детском оркестре для выступления перед родителями и детскими коллективами.

  • Учить различать и называть (показывать на карточках) музыкальные инструменты, на которых исполняется знакомая мелодия, (деревянные ложки, барабан, металлофон, бубен, погремушка/маракас, колокольчик),

  • Закреплять умение подыгрывать на ранее изученных инструментах (барабан, металлофон, бубен, маракас, колокольчик) простую мелодию, исполняемую учителем/звучащую в записи.

  • Учить подыгрывать знакомые мелодии в оркестре.

  • Учить передавать простой ритм «звучащими жестами» (хлопками в ладоши, хлопками по бедрам, топаньем ногами).


  • Закреплять умение пантомимой изображать игру на различных инструментах (барабан, бубен, маракас, колокольчик, скрипка, арфа, флейта).

Театрализованная деятельность

  • Формировать желание участвовать в праздничных мероприятиях и досуговой деятельности.

  • Учить замечать особенности героев при просмотре экранизаций изученных сказок (мультфильмов и детских спектаклей).

  • Учить договаривать за учителем слова знакомой сказки. Фразы героев.

  • Побуждать детей выразительно передавать в движении игровые образы, придумывать самостоятельно разнообразные движения в соответствии с характером музыки.

  • Учить взаимодействовать друг с другом в постановке.

  • Учить проигрывать знакомые сказки с помощью различных театральных средств (шапочек, масок, бумажных кукол, кукол би-ба-бо).

  • Продолжать обучать инсценированию песен.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


6 КЛАСС


I четверть - 18 часов

п/п

Тема урока

Цель

Кол-во часов

Основные виды деятельности


1

Мое музыкальное лето.

Развитие вокально-хоровых навыков, умение соблюдения в процессе пения певческой установки. Определение силы звучания: тихо-громко.

2

Повторение правил поведения на уроках музыки и краткое описание последующей музыкальной деятельности. Выявление предыдущего музыкального опыта, интересов и предпочтений обучающихся.

Хоровое пение: «Веселые путешественники» - муз. М. Старокадомского, сл. С. Михалкова; «Песенка Крокодила Гены» - муз. В. Шаинского, сл. А. Тимофеевского; «Первоклашка» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Дружба школьных лет» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского

Развитие умения выделять мелодию в песне и инструментальном произведении.

Слушание музыки: «Чему учат в школе» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Аллегро» - муз. В. Моцарта (из «Маленькой ночной серенады», к. 525); «Сиртаки» - муз. М. Теодоракиса; «Мелодия» - муз. Р. Паулса (из кинофильма «Долгая дорога в дюнах», саксофон);

детские песни из популярных отечественных мультфильмов; «Калинка» - РНП (Оркестр им. Н.Е. Осипова (балалайка)).

Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: балалайка, саксофон.

Музыкально - ритмические движения: «Марш деревянных солдатиков» - муз. П. Чайковского. «Пляска с куклами» - сл. и муз. Н. Гранина. «Полька», «Вальс» - муз. П. Чайковского. «Веселая девочка Алена» - муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской.

Игра на музыкальных инструментах: «Веселые матрешки» - муз. Ю. Слонова, сл. Л. Некрасовой. «Каблучки» - русская народная мелодия, обр. Е. Адлера.


2

Какие чувства передает музыка

2


3

Всегда ли грустно осенью?

2


4

Что у осени в корзинке

2


5

Музыкальные звуки. Какие они?

Развитие умения: двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш, колыбельная, пляска).; реагировать сменой движений на двухчастную форму пьесы, на изменение силы звучания: громко-тихо; выполнять простейшие танцевальные движения.


2


6

Что за музыку мы слышим?

2


7

Вместе с музыкой играем

2


8

Музыка разного характера

2


9

Я – артист.

Инсценировка песен и сказок. Выполнять простейшие танцевальные движения; использовать отдельные элементы движений для инсценировки ранее разученных (знакомых) песен и сказок.



2


II четверть - 14 часов

10

Музыка детства

Ознакомление с силой звучания: тихо, громко. Ознакомление с различными темпами: медленно, быстро.

Развитие умения передавать настроение в музыке, соответственно характеру,

слушать высокое и низкое звучание.

2

Хоровое пение: «Снежная песенка» - муз. Д. Львова-Компанейца, сл. С. Богомазова; «Почему медведь зимой спит?» - муз. Л. Книппера, сл. А. Коваленкова; «Новогодний хоровод» - А. Филиппенко, сл. Г. Бойко; «Три поросенка» - муз. М. Протасова, сл. Н. Соловьевой.

Развитие умения дифференцировать части музыкального произведения.

Слушание музыки: «Кабы не было зимы» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Бу-ра-ти-но» - муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина; «Облака» - муз. В. Шаинского, сл. С. Козлова; «Музыкальный момент» - муз. Ф. Шуберта (соч. 94, № 3)

Музыкально - ритмические движения: «Вальс» - муз. Д. Шостаковича. «Вальс» - муз. Д. Кабалевского. «Стукалка» - украинская народная мелодия, обр. Р. Леденева.

Игра на музыкальных инструментах: «Угадай, на чем играю?» - сл. Ю. Островского, муз. Е. Тиличеевой. «Пойду ль, выйду ль я» - русская народная песня.


11

Грустно или весело?

2


12

Музыка выражает чувства.

2


13

Настроение в музыке.

2


14

Много снега намело.

Правильно сидеть или стоять при пении. Определять силу звучания: тихо, громко. Подражать звукам животных. Подпевать песню. Разучивать песню.

1


15

Нарядная елочка.

2


16

Рисуем музыку.

1


17

Я – артист.

Инсценировка песен и сказок. Выполнять простейшие танцевальные движения; использовать отдельные элементы движений для инсценировки.

2


III четверть - 21 час

18

Как рассказывает музыка?

Развитие умения различать динамические оттенки в музыке и эмоционально откликаться на них.

Знать начало и окончание в песне, различать грустную и веселую музыку, узнавать знакомые произведения.

3

Хоровое пение: «Стой, кто идет?» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. С. Погореловского; «Бескозырка белая» - муз. народная, сл. З. Александровой.

Формирование представлений о музыкальной форме (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная). «Праздничный вальс» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной; «Белые кораблики» - муз. В. Шаинского, сл. Л. Яхнина.Формирование представлений о музыкальной форме (одночастная, двухчастная, трехчастная, четырехчастная, куплетная).

Слушание музыки: «Ария Тореадора» - муз. Дж. Бизе (из оперы «Кармен»); «Триумфальный марш» - муз. Дж. Верди (из оперы «Аида»); «Вальс цветов» - муз. П. Чайковского (из балета «Щелкунчик»; «Аве Мария» - муз. Ф. Шуберта

Музыкально - ритмические движения: «А я по лугу» - русская народная песня. «Пляска» - муз. Е. Тиличеевой. «Кошечка» - муз. Т. Ломовой; обр. Е. Туманян. «Красный сарафан» - муз. А. Варламова. «Посеяли девки лен» - русская народная песня, обр. Е. Туманян.

Игра на музыкальных инструментах: «Ах вы, сени» - русская народная мелодия. «Калинка» - русская народная песня.


19

Какую музыку мы слышим?

3


20

Веселая или грустная?

2


21

Тихо музыка играет.

Узнавание простейших дирижерских жестов: внимание, вдох, начало и окончание пения и правильно на них реагировать.

3


22

Песня, танец, марш.

2


23

Три кита в музыке.

3


24

Можем ли мы увидеть музыку?

3


25

Я – артист

Инсценировка песен и сказок. Выполнять простейшие танцевальные движения; использовать отдельные элементы движений для инсценировки.

2


IV четверть - 14 часов

26

Песня. Песенная музыка

Представление о жанрах: песня, танец, марш. Умение звенеть колокольчиком, бубном, играть погремушкой,

ложками; менять движения с инструментами в связи с изменением музыки; различать тембр детских музыкальных инструментов.

2

Хоровое пение: «Пойте вместе с нами» - муз. и слова А. Пряжникова; «Чунга-Чанга» - муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина; «Голубой вагон» - муз. В. Шаинского, сл. Э. Успенского; «Кашалотик» - муз. Музыка Р. Паулса, сл. И. Резника

Слушание музыки: «Мир похож на цветной луг» - муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского; «Прекрасное далеко» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Крылатые качели» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина; «Ноктюрн для виолончели с оркестром до-диез минор» - муз. П. Чайковского (соч. 19 № 4)

Знакомство с музыкальным инструментом и его звучанием: виолончель.

Музыкально - ритмические движения: «Калинка» - русская народная песня. «Приглашение» - русская народная мелодия, обр. Ю.

Слонова. Игра «Теремок» - муз. Т. Потапенко.

Игра на музыкальных инструментах: «Полька» - муз. И. Штрауса.

«Веселая дудочка» - муз. М. Красева, сл. Н. Френкель.


27

Танец. Танцевальная музыка

2


28

Марш. маршевая музыка

2


29

Как узнать характер музыки?

Развитие умения узнавать мелодию маршевого характера, тихую и громкую музыку, различать и узнавать тембр детских инструментов.

2


30

Кто на чем играет?

2


31

Веселые музыканты

2


32

Игра в шумовом оркестре

Игра простейших мелодий на шумовых инструментах. Ритмические упражнения. Развитие чувства ритма и метра.

2


ИТОГО:

67


















8 КЛАСС


I четверть - 18 часов


Тема урока

Цель

Кол-во часов

Основные виды деятельности


1

Мое музыкальное лето.

Развитие вокально-хоровых навыков, умение соблюдения в процессе пения певческой установки. Определение силы звучания: тихо-громко. Развитие умения действовать шумовыми инструментами соответственно изменению в динамике или характере музыки.

2

Слушание музыки: «Крокодил и чебурашка» - муз. И. Арсеева. «Мальчики пляшут» - муз. И. Арсеева. «Девочки танцуют» - муз. И. Арсеева. «Осенняя песнь» - муз. П. Чайковского.

Пение: «Хочу учиться в школе» - муз. и сл. Г. Гусевой.

«Осень» - муз. Е. Тиличеевой, сл. И. Лешкевич. «Осенняя песенка» - муз. Д. Васильева – Буглая, сл. А. Плещеева. «Все новое у нас» - муз. Г. Струве, сл. В. Викторова. «Медвежата» - муз. М. Красева, сл. Н. Френкель. «Веселый музыкант» - муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.

Музыкально - ритмические движения: «Марш деревянных солдатиков» - муз. П. Чайковского. «Пляска с куклами» - сл. и муз. Н. Гранина. «Полька», «Вальс» - муз. П. Чайковского. «Веселая девочка Алена» - муз. А. Филиппенко, сл. Н. Кукловской.

Игра на музыкальных инструментах: «Пойду ль, выйду ль я, да» - РНП. «Ах вы сени» - русская народная мелодия. «Калинка» - РНП.


2

Музыка каждый день.

2


3

Мир звуков. Звуки высокие и низкие.

2


4

Мир звуков. звуки долгие и короткие.

Развитие умения: двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыки (марш, колыбельная, пляска).; реагировать сменой движений на двухчастную форму пьесы, на изменение силы звучания: громко-тихо; выполнять простейшие танцевальные движения.

4


5

В мире загадочных звуков и мелодий

2


6

В мире музыкальных красок.

2


7

Угадай-ка голос.

2



8

Я – артист.

Инсценировка песен и сказок. Выполнять простейшие танцевальные движения; использовать отдельные элементы движений для инсценировки ранее разученных (знакомых) песен и сказок.


2


II четверть - 14 часов


9

Музыка разного характера.

Развитие умения различать динамические оттенки в музыке и эмоционально откликаться на них.

Знать начало и окончание в песне, различать грустную и веселую музыку, узнавать знакомые произведения.

2

Слушание музыки: «Мишке спать пора» - муз. Ф. Надененко, сл. Т. Волгиной «Солнышко», «Дождик» муз. Е. Тиличеевой. «Трубач и эхо» - муз. Д. Кабалевского. «Дедушка и внук» - муз. И. Арсеева.

Пение: «Голубые санки» - муз. М. Иорданского, сл. М. Клоковой. «Колыбельная» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Найденовой. «Когда зимы пора придет» - муз. и сл. Н. Фукаловой. «Зарядка» - муз. Е. Тиличеевой, сл. Л. Мироновой. «Ёлочка» - муз. М. Красева, сл. З. Александровой. «Новогодний хоровод» - муз. А. Островского, сл. Ю. Леднева.

Музыкально - ритмические движения: «Вальс» - муз. Д. Шостаковича. «Вальс» - муз. Д. Кабалевского.

«Стукалка» - украинская народная мелодия, обр. Р. Леденева.

Игра на музыкальных инструментах: «Шел веселый Дед Мороз» - сл. и муз. Н. Вересокиной.


10

Песенность, маршевость и танцевальность в музыке.

2


11

Что выражает музыка?

Уметь узнавать простейшие дирижерские жесты: внимание, вдох, начало и окончание пения и правильно на них реагировать.

2


12

Учимся, играя. Что нам звуки рассказали?

2


13


14

Музыкальное путешествие.

Знать простейшие танцевальные движения под народную музыку; простейшие движения знакомых животных;

звучание знакомых песен, маршевую и веселую музыку.

1


15

Рисуем музыку.

1


16

Сколько в песне куплетов?

1


17

Поиграем звонко в бубен.

1


18

Я – артист.

Инсценировка песен и сказок. Выполнять простейшие танцевальные движения; использовать отдельные элементы движений для инсценировки ранее разученных (знакомых) песен и сказок.

2


III четверть - 21 час


19

Какую музыку мы слышим?

Представление о жанрах: песня, танец, марш. Умение звенеть колокольчиком, бубном, играть погремушкой, ложками; менять движения с инструментами в связи с изменением музыки; различать тембр детских музыкальных инструментов, различать песню, танец и марш

1

Слушание музыки: «Детский альбом» - муз. П. Чайковского (по выбору). «Солдаты маршируют» - муз. И. Арсеева. «Длинноухие персонажи» - муз. К. Сен – Санса.

Пение: «Песенка друзей» - муз. В. Герчик, сл. Я. Кима. «Маме в день 8 марта» - муз. Е. Тиличеевой, сл. М. Ивенсен. «Песня о бабушке» - муз. и сл. Е. Шаламоновой. «Мамина песенка» - муз. М. Парцхаладзе, сл. М. Пляцковского. «Во поле береза стояла» - русская народная песня.

Музыкально - ритмические движения: «А я по лугу» - РНП. «Пляска» - муз. Е. Тиличеевой. «Красный сарафан» - муз. А. Варламова. «Посеяли девки лен» - русская народная песня, обр. Е. Туманян.

Игра на музыкальных инструментах: «Полька» - муз. И. Штрауса. «Веселая дудочка» - муз. М. Красева; сл. Н. Френкель. «Дин-дон» - РНП.


20

Марши. Спортивные марши

2


21

Танец. Кто танцует?

3


22


Волшебный танец Вальс.

Уметь различать музыку маршевую и танцевальную, правильно реагировать при смене характера музыки. Знать простейшие танцевальные движения под народную музыку; простейшие движения знакомых животных;

звучание знакомых песен.

2


23

Песня. Дружно песенки поем.

3


24

Хор. В каком хоре мы звучим?

Уметь различать виды хоров (детский, женский, мужской). Знакомство с массовыми песнями, развитие эмоционального восприятия на примере произведений зарубежных композиторов-классиков.

2


25

Сказочная музыка.

Различать тембр различных инструментов; играть в ансамбле, слушая друг друга и музыкальное сопровождение.

3


26

Музыкальные инструменты.

3


27


Я - артист

Инсценировка песен и сказок.


2


IV четверть - 14 часов


28

Звуки леса. Какие краски живут в лесу?

Различать тембр различных инструментов; играть в ансамбле, слушая друг друга и музыкальное сопровождение.

2

Слушание музыки: «Марш», «Арабский танец» - муз. П. Чайковского из балета «Щелкунчик». «Вальс» - муз. С. Майкапара. «Вальс» - муз. А. Гречанинова. «Солдатский марш» - муз. Р. Шумана. «Полька» - муз. М. Глинки.

Пение: «Догадайся, кто поёт - муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Гангова. «Праздник цветов» - муз. О. Гейльфуса, сл. Н. Преффер. «Где был, Иванушка?» - русская народная песня. «Весёлые гуси» - украинская народная песня. «Лесной оркестр» - муз. и сл. Е. Курячий.

Музыкально - ритмические движения: «Калинка» - русская народная песня. «Приглашение» - русская народная мелодия, обр. Ю. Слонова. Игра «Теремок» - муз. Т. Потапенко.

Игра на музыкальных инструментах: «Часики» - муз. Вольфензона. «Танец Феи Драже», «Фея Серебра» - муз. П. Чайковского.




29

Что нам звуки рассказали?

2


30

Тембр различных музыкальных инструментов.

2


31

Урок творчества «Выразительность в музыке».

Уметь узнавать и эмоционально откликаться на различные динамические оттенки в музыке; различать спокойный и подвижный характер музыки; знать разный ритм и разнообразные по характеру произведения; соотносить музыкальные образы с временем года и животными.

2


32

Сказочные герои в музыке.

2


33

Веселые музыканты (игра в шумовом оркестре).

Различать тембр различных инструментов; играть в ансамбле, слушая друг друга и музыкальное сопровождение.

Уметь исполнить самостоятельно или с помощью учителя две-три знакомые песни.

2


34

Я – артист

Принимать участие в игре и передавать игровые действия; чувствовать изменения ритма и темпа в знакомом произведении; исполнить самостоятельно (с помощью учителя) две-три знакомые песни; соотносить музыкальные образы с временем года и животными.

2


ИТОГО:

67