В обучении грамоте выделяются три периода: подготовительный, букварный (основной) и послебукварный.
Обучение грамоте осуществляется звуковым аналитико-синтетическим методом, слагается из двух взаимосвязанных процессов: 1) обучение первоначальному чтению и 2) обучение письму — и закрепляется работой по развитию речи на основных ее уровнях: звук (звуковая культура), слово (словарная работа), предложение, связное высказывание (текст).В это же время на занятиях внеклассным чтением (1 ч в неделю) у учеников формируется интерес к детской книге и самостоятельному чтению. Ведущий метод обучения — метод чтения-рассматривания детских книг.
Выделение в словах отдельных звуков (гласных и согласных), звуко-слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характера, последовательности), выделение ударных слогов, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой-моделью, отражающей его звуко-слоговую структуру.
Самостоятельный подбор слов с заданным звуком, нахождение соответствий между произносимыми (а впоследствии и читаемыми) словами и предъявленными звуко-слоговыми схемами-моделями.
Знакомство с буквами пяти гласных звуков а, о, и, ы, у, узнавание букв по их характерным признакам (изолированно и в составе слова, в различных позициях), правильное соотнесение звуков и букв.
Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.
Чтение слогов-«слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами.
Составление из букв и слогов разрезной азбуки или печатание слов (после предварительного звуко-слогового анализа, а затем и без него), их чтение.
Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных слов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.
Знакомство с правилами гигиены чтения.
Умение читать отдельные слова орфографически, т.е. так, как они пишутся, и так, как они произносятся, т. Е. орфоэпически.
В круг чтения детей входят произведения отечественных и зарубежных писателей, составляющие золотой фонд литературы, произведения устного народного творчества, стихи, рассказы, сказки современных писателей.Все произведения в учебных книгах сгруппированы по жанрово-тематическому принципу. Главные темы отражают наиболее важные и интересные для данного возраста детей стороны их жизни и окружающего мира.
Стихи, рассказы и сказки, написанные В. Данько, И. Токмаковой, С. Черным, Ф. Кривиным, Т. Собакиным.
Произведения устного народного творчества: песенки, загадки, потешки, небылицы и сказки. Отрывки из сказок А. Пушкина. Потешки, песенки из зарубежного фольклора.
Стихи А. Майкова, А. Плещеева, С. Маршака, И. Токмаковой, Т. Белозерова, Е. Трутневой, В. Берестова, В. Лунина о русской природе.
Произведения Н. Артюховой, О. Григорьева, И. Токмаковой, М. Пляцковского, К. Чуковского, Г. Кружкова, И. Пиво-варовой.
Рассказы и стихи, написанные Ю. Ермолаевым, Е. Благининой, В. Орловым, С. Михалковым, Р. Сефом, Ю. Энтиным, В. Берестовым, А. Барто, С. Маршаком, Я. Акимом.
№ п/п | Тема урока (страницы учебника) | Количество часов | Дата |
Добукварный период. (18 ч). | |
1. | Азбука – первая учебная книга. | 1 | |
2. | Речь устная и письменная. | 1 | |
3. | Предложение и слово. | 1 | |
4. | Слово и слог. | 1 | |
5. | Слог. Ударение. | 1 | |
6. | Звуки в окружающем мире. | 1 | |
7. | Гласные и согласные звуки. | 1 | |
8. | Слияние согласного звука с гласным | 1 | |
9. | Как образуется слог? | 1 | |
10. | Повторение и обобщение пройденного материала | 1 | |
11. | Гласный звук [а], буквы А, а. | 1 | |
12. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами А, а. | 1 | |
13. | Гласный звук [о], буквы О, о. | 1 | |
14. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами О, о. | 1 | |
15. | Гласный звук [и], буквы И, и. | 1 | |
16. | Гласный звук [ы], буква ы. | 1 | |
17. | Гласный звук [у], буквы У, у. | 1 | |
18. | Обобщающее повторение. | 1 | |
Букварный период (62ч.). | |
19. | Согласные звуки [н], [н,], буквы Н, н. | 1 | |
20. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Н, н. | 1 | |
21. | Согласные звуки [с], [с,], буквы С, с. | 1 | |
22. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами С, с. | 1 | |
23. | Согласные звуки [к], [к,], буквы К, к. | 1 | |
24. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами К, к. | 1 | |
25. | Звуки [т], [т,], буквы Т, т. | 1 | |
26. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Т,т т | 1 | |
27. | Звуки [л], [л’], буквы Л, л. | 1 | |
28. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Л, л. | 1 | |
29. | Звуки [р], [р’], буквы Р, р | 1 | |
30. | Звуки [в], [в’], буквы В, в. | 1 | |
31. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами В,в | 1 | |
32. | Буквы Е, е. | 1 | |
33. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Е, е. | 1 | |
34. | Буква Е – показатель мягкости, предшествующего согласного в слоге-слиянии | 1 | |
35. | Звуки [п], [п’], буквы П, п. | 1 | |
36. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами П, п. | 1 | |
37. | Звуки [м], [м’], буквы М, м. | 1 | |
38. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами М, м. | 1 | |
39. | Звуки [з], [з’], буквы З, з. | 1 | |
40. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами З, з. | 1 | |
41. | Звуки [з], [з’], буквы З, з. Повторение. | 1 | |
42. | Звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 1 | |
43. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Б, б. | 1 | |
44. | Звуки [б], [б’], буквы Б, б. | 1 | |
45. | Сопоставление слогов и слов с буквами б, п. | 1 | |
46. | Звуки [д], [д’], буквы Д, д. | 1 | |
47. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Д, д. | 1 | |
48. | Гласные буквы Я, я | 1 | |
49. | Гласные буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слог – слиянии. | 1 | |
50. | Гласные буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слог – слиянии | 1 | |
51. | Гласные буквы Я, я. Буква Я – показатель мягкости предшествующего согласного в слог – слиянии. | 1 | |
52. | Звуки [г], [г’], буквы Г, г. | 1 | |
53. | Звуки [г], [г’], буквы Г, г. Сопоставление слогов и слов с буквами г и к. | 1 | |
54. | Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч. | 1 | |
55 | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ч, ч. | 1 | |
56. | Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | 1 | |
57. | Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | 1 | |
58. | Буква Ь. Обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь | 1 | |
59. | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. | 1 | |
60. | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |
61 | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |
62. | Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши. | 1 | |
63. | Звук [ж], буквы Ж, ж. | 1 | |
64. | Звук [ж], буквы Ж, ж. Сопоставление звуков [ж], [ш]. | 1 | |
65. | Буквы Ё,ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 1 | |
66. | Буквы Ё,ё. Буква Ё – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 1 | |
67. | Звук [й], буква й. | 1 | |
68. | Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х. | 1 | |
69. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Х, х. | 1 | |
70. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Х, х. | 1 | |
71. | Гласные буквы Ю, ю. Буква ю – показатель мягкости предшествующего согласного в слоге-слиянии. | 1 | |
72. | Звук [ц], буквы Ц, ц. | 1 | |
73. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Ц, ц. | 1 | |
74. | Гласный звук [э], буквы Э, э. | 1 | |
75. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Э, э. | 1 | |
76. | Мягкий глухой согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. | 1 | |
77. | Упражнение в чтении слов и предложений с буквами Щ, щ. | 1 | |
78. | Звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф | 1 | |
79. | Буквы Ь, Ъ. | 1 | |
80. | Чтение слов с Ь, Ъ. | 1 | |
Послебукварный период (16 ч) | |
81. | Алфавит. | 1 | |
82. | Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». | 1 | |
83. | К. Д. Ушинский «Наше Отечество». | 1 | |
84. | История славянской азбуки. Первоучители словенские. (с. 88 – 89). В. Крупин «Первый букварь». | 1 | |
85. | А. С. Пушкин. Сказки. Выставка книг. | 1 | |
86. | Л. Н. Толстой. Рассказы для детей. | 1 | |
87. | К. Д. Ушинский. Рассказы для детей | 1 | |
88. | К. И. Чуковский «Телефон», «Путаница». | 1 | |
89. | В. В. Бианки «Первая охота». | 1 | |
90. | С. Я. Маршак. Стихи. | 1 | |
91. | М. М. Пришвин. Рассказы. | 1 | |
92. | А. Л. Барто, С. В. Михалков. Стихи. | 1 | |
93. | Творчество Б. В, Заходера, | 1 | |
94. | Произведения В. Д. Берестова. Стихи. | 1 | |
95. | Презентация проекта «Живая азбука». Наши достижения. | 1 | |
96. | Прощание с Азбукой. | 1 | |
Литературное чтение (36ч.) Жили – были буквы | |
97. | В. Данько «Загадочные буквы». | 1 | |
98. | И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А». | 1 | |
99. | С. Чёрный «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет. | 1 | |
100. | Г. Сапгир «Про медведя», М. Бородицкая «Разговор с пчелой». | 1 | |
101. | И. Гамазкова «Кто как кричит?», «Живая азбука». | 1 | |
102. | С. Я. Маршак «Автобус номер двадцать шесть». | 1 | |
103. | Презентация проекта «Буквы – герои сказок». | 1 | |
Сказки, загадки, небылицы | |
104. | Е. Чарушин «Теремок». | 1 | |
105. | Русская народная сказка «Рукавичка». | 1 | |
106. | Загадки, песенки. Потешки, небылицы. | 1 | |
107. | Стихи и песенки из книги «Рифмы Матушки Гусыни». | 1 | |
108. | А. С. Пушкин. Стихи. Русская народная сказка «Петух и собака». | 1 | |
109. | Из старинных книг Л. Толстой «Зайцы и лягушки», К. Ушинский «Гусь и журавль». | 1 | |
110. | Проверим себя. Оценим свои достижения. | 1 | |
Апрель, апрель. Звенит капель! | |
111. | А. Плещеев «Сельская песенка». А. Майков «Весна», «Ласточка примчалась…», Маршак «Апрель». | 1 | |
112. | И. Токмакова «Ручей». Е. Трутнева «Когда это бывает?» | 1 | |
113. | В. Берестов «Воробушки», «Чудо». А. Майков «Христос Воскрес!» | 1 | |
114. | Презентация проекта «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | 1 | |
И в шутку и в серьёз | |
115. | И. Токмакова «Мы играли в хохотушки», Я. Тайц «Волк», Г. Кружков «РРРЫ!». | 1 | |
116. | Н. Артюхова «Саша-дразнилка», К. Чуковский «Федотка», О. Дриз «Привет» | 1 | |
117. | И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки», О. Григорьев «Стук», И. Токмакова «Разговор Лютика и Жучка». | 1 | |
118. | К. Чуковский «Телефон». | 1 | |
119. | М. Пляцковский «Помощник». | 1 | |
120. | Проверим себя. Оценим свои достижения. | 1 | |
Я и мои друзья | |
121. | Ю. Ермолаев «Лучший друг»Е. Благинина «Подарок». | 1 | |
122. | В. Орлов «Кто первый?», С. Михалков «Бараны». | 1 | |
123. | Р. Сеф «Совет», В. Берестов «В магазине игрушек», И. Пивоварова «Вежливый ослик». | 1 | |
124. | А. Барто «Вот так защитник», Я. Аким «Моя родня», С. Маршак «Хороший день». | 1 | |
125. | Ю. Энтин «Про дружбу», Д. Тихомиров «Мальчики и лягушки», | 1 | |
126. | Презентация проекта «Наш класс – дружная семья». Создание летописи класса. | 1 | |
О братьях наших меньших | |
127. | С. Михалков «Трезор», Р. Сеф «Кто любит собак». | 1 | |
128. | В. Осеева «Собака яростно лаяла» И. Токмакова «Купите собаку». | 1 | |
129. | М. Пляцковский «Цап Царапыч», Г. Сапгир «Кошка». | 1 | |
130. | В. Берестов «Лягушата», В Лунин «Никого не обижай» | 1 | |
131. | Д.Хармс «Храбрый ёж», Н Сладков «Лисица и ёж» | 1 | |
132. | Проверим себя. Оценим свои достижения. | 1 | |
• наизусть не менее 5 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
• названия, темы и сюжеты 1 – 2 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
• имена 3-4 авторов и названия их произведений.
• пересказать небольшой текст своими словами и с опорой на картинку.
• находить заглавие текста, называть автора произведения.
• различать в практическом плане рассказ, сказку, стихотворение.
• оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
• владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 30 слов в минуту;
• понимать содержание прочитанного произведения.