СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Окружающий мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Окружающий мир» для обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)»

Министерство образования и молодежной политики

Свердловской области

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Серовская школа - интернат»


Утверждаю

Директор ГКОУ СО

«Серовская школа- интернат»

________ С.В. Ахмедзянова

Приказ № _______ от __________











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся

по адаптированной основной общеобразовательной программе НОО для детей с ЗПР (вариант 7.2)

ГКОУ СО «Серовская школа - интернат»

2 - 4 классов









Разработчик: Серегина Ольга Игоревна

Учитель

г.Серов

2020 год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Окружающий мир» для 2 - 4 классов является составной частью Основной общеобразовательной программы начального общего образования ГКОУ СО «Серовская школа- интернат», соответствии с Законом № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 19.12.2014г. № 1598 в редакции 03.02.2015г. № 35847 « Об утверждении ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»



Место предмета в учебном плане

Приведенная примерная рабочая программа составлена на 66 часов (по 2 часа в неделю при 34 учебных неделях).


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Учебный предмет «Окружающий мир» предметной области «Обществознание и естествознание» по окончании обучения в начальной школе в соответствии с АООП позволяет получить:

Личностные результаты освоения АООП НОО обучающимися с ЗПР включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с ЗПР в культуру, овладение ими социо-культурным опытом.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям

11) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

12) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

14) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты освоения АООП НОО включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями (составляющими основу умения учиться) и межпредметными знаниями, а также способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем АООП основного общего образования.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения АООП НОО должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

4) использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

5) овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

6) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

9) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

11) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты освоения АООП НОО с учетом специфики содержания предметных областей включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР предметные результаты должны отражать:

  1. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  2. расширение, углубление и систематизация знаний о предметах и явлениях окружающего мира, осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  3. усвоение простейших взаимосвязей и взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;

  4. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире,умение прогнозировать простые последствия собственных действий и действий, совершаемых другими людьми.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество — то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Охрана, бережное использование воды.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование почв.

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Размножение животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Человек. Ребенок, взрослый, пожилой человек. Мужчины и женщины, мальчики и девочки. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, профилактика нарушений деятельности органов чувств, опорно-двигательной, пищеварительной, дыхательной, нервной систем. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.

Человек и общество

Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно­нравственные и культурные ценности  российского общества, отраженные в государственных праздниках и народных традициях региона.

Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи. Знаковые даты и события в истории семьи, участие семьи в событиях страны и региона (стройках, Великой отечественной войне, в работе в тылу и пр.) семейные праздники, традиции. День Матери. День любви, семьи и верности.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками. Культура поведения в школе и других общественных местах.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет.

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.

Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно­нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно­нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к государственному празднику.

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 3—4 (нескольки ми) странами (по выбору): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.

Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Правило безопасного поведения в общественных местах. Правила взаимодействия с незнакомыми людьми.

Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.

Учебно-тематический план 2 класс


Название раздела

Кол-во часов

Где мы живем?

3 ч

Природа

21 ч

Жизнь города и села

10 ч

Здоровье и безопасность

11 ч

Общение

8 ч

Путешествия

15 ч


Итого:

68 часов


Учебно-тематический план 3 класс


Название раздела

Кол-во часов

1.

Как устроен мир

6 ч

2.

Эта удивительная природа

18 ч

3.

Мы и наше здоровье.

10 ч

4.

Наша безопасность

7 ч

5.

Чему учит экономика

12 ч

6.

Путешествие по городам и странам

15 ч


Итого:

68 часов


Учебно-тематический план 4 класс



Название раздела

Кол-во часов

1.

Земля и человечество

2.

Природа России

10ч

3.

Родной край - часть большой страны

15ч

4.

Страницы Всемирной истории

5.

Страницы истории России

20 ч

6.

Современная Россия


Итого:

68 часов


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2 КЛАСС


Тема

Содержание

1

Твой адрес в мире. Край, в котором мы

живём.

Где мы живём? (3 часа)

Человек и общество

Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору).

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр.

Где мы живем. Наш «адрес». Что мы называем родным краем (область, район).

Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно­смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.

В мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего поселка. Флаг, герб, гимн России.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком

Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – всё это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.

2

Стартовая диагностика. Россия – священная наша держава.

3

Что нас окружает? Наше отношение к окружающему. ИКТ

Тест № 1.

4

Живая и неживая природа.

Природа (21 час)

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Расположение предметов в пространстве (право, лево, верх, низ и пр.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник света и тепла для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.

Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Звёздное небо. Созвездия, представления о зодиакальных созвездиях.

Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.

Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Охрана, бережное использование воздуха.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Охрана, бережное использование воды.

Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды, защита воздуха и воды от загрязнения.


Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие, культурные и комнатные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к дикорастущим растениям, уход за комнатными и культурными растениям.

Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.


Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Охрана и бережное отношение человека к диким животным, уход за домашними животными. Животные родного края.

Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки, уход за ними. Дикие и домашние животные.

Сезонные изменения в природе (осенние явления). Уход за домашними питомцами. Животные живого уголка. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений.

Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей. Вырубка лесов, вылов красивых насекомых. Неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнёзд и муравейников). Охрана растений и животных своего края.

Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.

Красная книга России: знакомство с отдельными растениями, животными. Меры их охраны.

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Правила поведения в природе. Практическая работа: знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека; знакомство с горными породами и минералами; сравнительное исследование деревьев, кустарников и трав, знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений, отработка приемов ухода за комнатными растениями.

5

Явления природы.

6

Как измеряют температуру? Практическая работа № 1 «Измерение температуры».

7

Что такое погода?

8

В гости к осени. Экскурсия № 1

9

Неживая природа осенью.

10

Живая природа осенью. Перелётные птицы. Тест. ИКТ

11

Звёздное небо.

12

Заглянем в кладовые Земли. Практическая работа № 2 «Знакомство с горными породами и минералами».

13

Про воздух.

14

Вода в жизни человека.

15

Какие бывают растения?

Практическая работа №3 «Распознавание деревьев, кустарников и трав».

16

Какие бывают животные?

Проверочная работа.

17

Невидимые нити в природе: взаимосвязь растительного и животного мира.

18

Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа № 4 «Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений».

19

Дикие и домашние животные.

20

Комнатные растения.

Практическая работа №5 «Отработка приёмов ухода за комнатными растениями».

21

Животные живого уголка. Про кошек и собак.

Практическая работа №6

«Отработка приёмов ухода за животными живого уголка».

22

Красная книга.

23

Будь природе другом.

24

Обобщающий урок по теме «Природа». Тест.№1

25

Город и село. Наш дом.

Жизнь города и села. (10 часов)

Человек и общество

Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края.

Посёлок, где мы живём: основные особенности, доступные сведения из истории. Наш дом: городской, сельский. Соблюдение чистоты, порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.

Общественный транспорт. Транспорт города или села.

Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство. Транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальное представление об отдельных производственных процессах.

Промышленные предприятия посёлка. Строительство в посёлке.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом.

Какой бывает транспорт: наземный, водный, подземный, воздушный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов на Земле.

Магазины посёлка. Культура и образование нашего края: музеи, театры, школы. Памятники культуры, их охрана.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, учёного, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования.

Человек и природа

Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Примеры явлений природы: смена времён года.

Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу. Экскурсии: наблюдение зимних явлений в природе; знакомство с достопримечательностями поселка.

26

Что такое экономика?

27

Что из чего сделано? За покупками.

28

Строительство и транспорт. Виды транспорта.

29

Промежуточная диагностическая работа.

30

«Все профессии важны». Культура и

образование.

31

В гости к зиме. Сезонные изменения в природе. Экскурсия № 2

32

Живая природа зимой. Зимняя жизнь зверей и птиц.

33

Невидимые нити в лесу.

34

Обобщающий урок по теме «Жизнь города и села». Тест № 2

35

Строение тела человека.

Здоровье и безопасность (11 часов)

Человек и природа

Человек — часть природы. Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно­двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена: уход за кожей, ногтями, волосами, зубами. Здоровый образ жизни, соблюдение режима, Понимание состояния своего здоровья, личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни.Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена.

Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.Наиболее распространённые заболевания, их предупреждение и лечение.Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения. Специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог)

Правила безопасной жизни

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами).

Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.

Человек и природа

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Съедобные и несъедобные грибы и ягоды. Жалящие насекомые.

Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми.

Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать грибы и ягоды возле шоссе. Практическая работа: отработка правил перехода улицы.

36

Если хочешь быть здоров.

37

Поговорим о болезнях.

38



Правила дорожного движения. Берегись автомобиля!

39

Практическая работа № 7 «Отработка правил перехода улиц».

40

Домашние опасности.

41

Пожар.

42

Лесные опасности.

43

Как нужно купаться?

44

Очень подозрительный тип.

45

Обобщающий урок по теме «Здоровье и безопасность». Тест № 3


46


Наша дружная семья.


Общение (8 часов)

Человек и общество

Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Родословная. Свои фамилия, имя, отчество, возраст. Имена и фамилии членов семьи.

Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношениями между членами семьи. Имена и отчества родителей.

Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Культура поведения в школе и других общественных местах. Школьные праздники и торжественные даты. День учителя.

Школьные товарищи, друзья, совместная учёба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.

Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками. Правила взаимодействия со знакомыми и незнакомыми взрослыми и сверстниками.

Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.

Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Приём гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте).

Практическая работа: отработка основных правил этикета.


47

Имена и отчества родителей.

48


Школьные товарищи, друзья


49

Школа. Школьные праздники и торжественные даты.

50

Правила вежливости.

51

День рождения. Практическая работа № 8 «Отработка основных правил этикета».

52

Мы – зрители и пассажиры.

Проверочная работа.

53

Обобщающий урок по теме «Общение».

Тест № 4.

54

Посмотрите

вокруг.

Путешествие (15 часов)

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу. Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги.

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд, болото); использование человеком. Водоёмы родного края .

Разнообразие водоёмов: река, озеро, море. Части реки (исток, устье, приток).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом

Изображение нашей страны на карте. Как читать карту.

Человек и общество

Россия на карте, государственная граница России.

Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.

Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности.

Человек — член общества, создатель и носитель культуры. Могонациональность – особенность нашей страны. Общее представление о вкладе разных народов в многонациональную культуру нашей страны. Ценность каждого народа для него самого и для всей страны. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района.

Знакомство с другими городами нашей страны.

Карта мира, материки, океаны. Страны и народы мира. Земля – общий дом всех людей.

Экскурсия: наблюдение весенних изменений в природе. Практическая работа: определение сторон горизонта по компасу, освоение основных приемов чтения карты.

55

Для чего нужен компас?

Практическая работа № 9 «Определение сторон горизонта по компасу».

56

Формы земной поверхности.

57

Водоёмы.

58

В гости к весне.

Экскурсия № 3.

59

Путешествие по родной стране.

60

Что такое карта и как её читать? Практическая работа № 10 «Освоение основных приёмов чтения карты».

61

Путешествие по Москве.

Московский Кремль.

62

Город на Неве.

63

Путешествие по Оке.

64

Путешествие по планете.

65

Страны мира.

66

Путешествие в космос.

Тест № 5 за учебный год.

67

Обобщающий урок по теме «Путешествие».

Итоговая диагностическая работа.

68

Впереди лето.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС


Тема

Содержание

1

Природа.Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы.

Как устроен мир (6 часов)

Человек и природа

Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа.

Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.


Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека.

Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).

Правила поведения в природе.

2

Человек.Человек – часть природы.

3

Проект «Богатства отданные людям»

4

Общество.Человек как член общества. Человечество.

5

Что такое экология.Мир глазами эколога.

6

Природа в опасности!Положительное и отрицательное влияние человека на природу.

7

Тела, вещества, частицы.


Эта удивительная природа (18 часов)

Человек и природа

Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.


Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.


Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.


Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.


Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.

Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность

природы.


Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

8

Разнообразие веществ.

Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль , сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди.

9

Вода. Вода как вещество. Свойства воды.

10

Превращения и круговорот воды.

Круговорот воды в природе.

11

Берегите воду!

Использование воды человеком.

12

Как разрушаются камни.

13

Что такое почва. Состав почвы. Охрана почвы.

14

Разнообразие растений.

Группы растений.

15

Солнце, растения и мы с вами

Дыхание и питание растений.

16

Размножение и развитие растений

Опыление.

17

Развитие растений из семян.

18

Охрана растений.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений.

19

Разнообразие животных.

Многообразие животного мира, классификация животных.

20

Кто что ест.

Проект: «Разнообразие природы нашего края».

21

Размножение и развитие животных.

22

Охрана животных.

Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных животного мира.

23

В царстве грибов.

Разнообразие грибов.

24

Великий круговорот жизни.

Круговорот веществ.

25

Организм человека.

Анатомия, физиология.

Мы и наше здоровье (10 часов)

Человек и природа

Общее представление о строении тела человека.

Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.

Гигиена систем органов.

Измерение температуры тела человека, частоты пульса.

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей.

Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.


Правила безопасной жизни

Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.

Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья

Ценность здоровья и здорового образа жизни.


26

Органы чувств.Гигиена органов чувств.

27

Надежная защита организма.

Кожа как орган

28

Опора тела и движение.

Опорно-двигательная система.

29

Наше питание. Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания

30

Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа.

31

Умей побеждать болезни.

32

Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания.

Здоровый образ жизни.

33

Итоговый тест за первое полугодие

34

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края»,

«Школа кулинаров».

35

Огонь, вода и газ.

Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Наша безопасность (7 часов)


Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи.


Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года.

Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Правила безопасного поведения в природе.

Номера телефонов экстренной помощи.


36

Чтобы путь был счастливым.

Правила поведения по дроге в школу, при переходе улицы, езда на велосипеде, в транспорте.

37

Дорожные знаки

38

Проект «Кто нас защищает».

39

Опасные места

40

Правила поведения в опасных местах. Природа и наша безопасность

41

Экологическая безопасность. Правила экологической безопасности.

42

Для чего нужна экономика

Потребности людей. Товары и услуги.

Чему учит экономика (12 часов)


Человек и общество

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.


Человек и природа

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).


Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги.


Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический.


Какая бывает промышленность.

Обмен товарами: бартер, купля – продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков.


Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов.

Семейный бюджет.

Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи.

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

44

Полезные ископаемые.

45

Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства.

46


Животноводство как отрасль сельского хозяйства.

47

Промышленность как составная часть экономики. Отрасли промышленности.

48


Проект «Экономика родного края».

49

Что такое деньги. Виды денежных знаков.

50

Государственный бюджет.

Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах.

51

Семейный бюджет. Понятие о семейном бюджете.

52

Экономика и экология.

Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду.

53

Экономика и экология.

Экологические прогнозы, их влияние на экономику.

54

55

Золотое кольцо России – слава и гордость страны.

Золотое кольцо России. Города Золотого кольца – Ярославль, Кострома и их достопримечатель –ности.

Путешествие по городам и странам (15 часов)


Человек и общество

Города России. Города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.


Города Золотого кольца – Сергиев – Посад, Переславль – Залесский, Ростов и их достопримечательности.


Человек и общество

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3–4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.


Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) , их столицы, государственное устройство. Государственные языки, флаги и т.д.

Что такое Бенилюкс?.

Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.

В центре Европы.

Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.

Путешествие по Франции и Великобритании

(Франция).

Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

56

Города Золотого кольца – Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечатель-ности.

57

Проект «Музей путешествий»

58

Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы.

59

На севере Европы

60

Что такое Бенилюкс?

61

В центре Европы.

62

Путешествие по Франции и Великобритании (Франция).

63

Великобритания, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.

64

На юге Европы.

65

По знаменитым местам Мира.

66

Итоговый тест за второе полугодие

67

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края».

68

Презентация проектов «Экономика родного края», «Музей путешествий»


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС



Тема

Содержание

1

Мир глазами астронома.

Земля и человечество (9 часов)


Человек и природа

Звезды и планеты. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план.

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.


Человек и природа

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).

Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

2

Планеты Солнечной системы.

3

Звёздное небо – Великая книга Природы.

4

Мир глазами географа.

5

Мир глазами историка

6

Когда и где?

7

Мир глазами эколога

8

Природное сообщество «Водоем».

9

Сокровища Земли под охраной человечества. Всемирное наследие

10

Равнины и горы России.

Природа России (10 часов)

Человек и природа

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).

Показывать на карте и рассказывать о морях Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов. Показывать на карте озёра: Байкал, Ладожское, Онежское Каспийское . Показывать на карте реки: Волгу, Обь, Енисей, Лену, Амур. Рассказывать о Дальневосточном морском заповеднике

Называть природные зоны России.

Объяснять причины смены природных зон с севера на юг.

Показывать на карте природных зон области высотной поясности, зону арктических пустынь.

Рассказывать о зависимости природных особенностей Арктики от освещённости её Солнцем, о полярном дне и полярной ночи.

Называть условия, необходимые для жизни живых организмов.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь.

Рассказывать о заповеднике «Остров Врангеля» Показывать на карте природных зон зону тундры.

Называть природные особенности зоны тундры.

Называть общие условия, необходимые для жизни живых организмов в тундре.

Приводить примеры представителей разных групп растений и животных тундры.

Рассказывать о занятиях местного населения.

Называть экологические проблемы рассказывать об охране природы в зоне тундры.

Показывать на карте природных зон зону тайги, смешанных и широколиственных лесов.

Человек и природа

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

11

Моря, озёра и реки России.

12

Природные зоны России.

13

Зона арктических пустынь.

14

Тундра.

15

Леса России.

16

Растения и животные леса.

17

Лес и человек.

18

Зона степей.

19

Пустыни. У Чёрного моря.

20

Родной край – часть большой страны.

Родной край – часть большой страны (15 часов)

Человек и природа

Взаимосвязи в природном сообществе: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).


Человек и общество

Россия на карте, государственная граница России

Показывать на политико-административной карте России родной край. Знакомиться с картой родного края.

Рассказывать о родном крае


Человек и природа

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений

Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2–3 примера).

Лес, луг, водоем – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2–3 примера на основе наблюдений).

21

Наш край.

22

Поверхность нашего края

23

Водные богатства нашего края

24

Наши подземные богатства.

25

Земля - кормилица

26

Жизнь леса.

27

Жизнь луга.

28

Жизнь в пресных водах.

29

Растениеводство в нашем крае.

30

Отрасли растениеводства. Тест.

31

Животноводство в нашем крае

32

Отрасли животноводства.

33

Правила ухода за культурными растениями.

34

Презентация проектов.

35

Начало истории человечества

Страницы всемирной истории (5 часов)

Человек и общество

История Отечества. Счет лет в истории.

Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена.

Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.

Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края.

Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

36

Мир древности: далёкий и близкий

37

Средние века: время рыцарей и замков

38

Новое время: встреча Европы и Америки

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

40

Жизнь древних славян

Страницы истории России (20 часов)


Человек и общество

Россия на карте, государственная граница России. Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт­Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.


Показывать на карте территории расселения древних славян.

Рассказывать о жизни древних славян

Называть столицу Древней Руси.

Понимать значение принятия Русью христианства.

Объяснять значения слов и выражений: «великий князь», «бояре», «дружина», «Крещение»

Объяснять важность находок археологами берестяных грамот.

Объяснять значение летописи об основании Москвы.

Сопоставлять жизнь двух главных городов Древней Руси

Называть имена создателей славянской азбуки.

Объяснять значение слова «летопись».

Объяснять роль летописей для изучения истории России.

Объяснять роль рукописной книги в развитии русской культуры .

Рассказывать о монгольском нашествии.

Объяснять значения слов и выражений: «дань», «хан», «Золотая Орда».

Рассказывать об Александре Невском.

Описывать вооружение воинов: древнерусских, монголо-татарских, рыцарей-крестоносцев

Приводить факты, свидетельствующие о возрождении Северо-Восточной Руси.

Рассказывать, чем известен в истории Иван Калита.

Объяснять значение слова «монастырь»

Рассказывать о Куликовской битве по составленному плану.

Моделировать ход Куликовской битвы.

Осознавать роль Куликовской битвы в истории России

Рассказывать о возникновении единого независимого Российского государства со столицей в Москве, об укреплении экономики.

Понимать значение освобождения от монгольского ига

Рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и изданиях первых русских учебников.

Объяснять значение слов: «книгопечатание», «первопечатники»

Осознавать роль борьбы за независимость в начале ХVI века в истории России.

Объяснять значение выражения «народное ополчение»

Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника.

Понимать, почему Пётра I называют Великим.

Рассказывать об основании града Петра

Рассказывать о М.В. Ломоносове.

Понимать заслуги М.В. Ломоносова в развитии науки и культуры

Рассказывать о Екатерине Второй.

Понимать, почему Екатерина Вторая стала называться Великой.

Рассказывать о знаменитых военачальниках Ф.Ф. Ушакове и А.В. Суворове

Рассказывать о Бородинском сражении.

Рассказывать о М.И. Кутузове.

Понимать, почему война 1812 года называется Отечественной.

Рассказывать о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

Объяснять значение выражения «Отечественная война»

Называть технические новшества, которые изменили жизнь людей.

Понимать значение освобождения крестьян от крепостной зависимости.

Рассказывать о Петербурге и Москве после 1861 года.

Объяснять значение выражения «Гражданская война».

Рассказывать о Первой мировой войне, Февральской и Октябрьской революциях

Рассказывать об образовании СССР.

Рассказывать о переходе предприятий в собственность государства, о борьбе с неграмотностью, об изменениях в жизни города и деревни.


41

Во времена Древней Руси


42

Страна городов

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

44

Трудные времена на Русской земле

45

Русь расправляет крылья

46

Куликовская битва

47

Иван Третий

48

Мастера печатных дел

49

Патриоты России

50

Пётр Великий

51

Михаил Васильевич Ломоносов

52

Екатерина Великая.

Проверочная работа

53

Отечественная война 1812 года

54

Страницы истории XIX века

55

Россия вступает в XX век

56

Страницы истории 1920 – 1930-х годов

57

Великая война и великая Победа

58

Страна, открывшая путь в космос

59

Основной закон России и права человека

Современная Россия (9 часов)

Человек и общество

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Mарта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику

Родной край – частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика):название,основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.


60

Мы – граждане России

61

Славные символы России

62

Праздник День победы

63

Такие разные праздники

64

Оформление плаката или стенной газеты к празднику.

65

Путешествие по России.

66

Путешествие по России

(по Дальнему Востоку, на просторах Сибири)

67

Путешествие по России

(по Уралу, по северу европейской России)

68

Путешествие по России

(по Волге, по югу России)