Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Некрасовского района Ярославской области
Утверждена.
Директор МБОУ средней общеобразовательной
школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова
Приказ № ____ от «____» __________________20__г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
3 класс
д. Грешнево
Пояснительная записка
Данная рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для обучающихся 3 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе следующих нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации;
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе на 2022-2023 учебный год;
Основной общеобразовательной программы МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;
Учебного плана МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;
Положения о рабочей программе МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова»;
Примерной программы по учебным предметам «Начальная школа» в 2Ч. – М.: Просвещение, 2016г;
На основе авторской программы «Окружающий мир» автора А.А. Плешакова.
С учетом программы воспитания.
Информация о количестве учебных часов, на которые рассчитана РП
Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. В рабочей программе дается распределение учебных часов по разделам курса. Согласно базисному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений РФ всего на изучение окружающего мира в 3 классе выделяется 2 ч в неделю, (34 учебные недели), 68 часов в год.
Обоснование выбора авторской программы
Выбрана авторская программа по окружающему миру А.А. Плешакова, так как она является завершенной предметной линией «Окружающий мир». По методическим подходам может быть использована в системе учебников «Школа России». УМК «Школа России», построен на единых для всех учебных предметах, концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. Комплекс реализует ФГОС начального общего образования и охватывает все предметные области учебного плана по ФГОС.
Цели и задачи изучения предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Наличие обоснования отступления от авторской программы
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в рабочую программу в содержательной части из авторской программы изменений не внесено.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом, дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
человечество как многообразие народов, культур, религий;
семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное; культура питания;
нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям. Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».
Планируемые результаты
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Ученик научится:
осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты;
видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.
Ученик 3 класса получит возможность научиться:
расширять, систематизировать и углублять исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира;
овладевать основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе;
осознать целостность научной картины мира, свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой;
соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образ жизни.
Содержание учебного предмета
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. Д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек –часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (19 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пиражен. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Наша безопасность (8ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства.
Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Проектная работа «Богатства, отданные людям»
Проектная работа «Разнообразие природы родного края»
Проектная работа «Школа кулинаров»
Проектная работа «Кто нас защищает»
Проектная работа «Экономика родного края»
Проектная работа «Музей путешествий»
Основные блоки с распределением учебных часов по разделам курса
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | В том числе на: | |
Экскурсии | Практические работы | Проверочные работы | Тесты |
1 | Как устроен мир | 7 | 1 | | 1 | |
2 | Эта удивительная природа | 19 | 4 | 7 | 2 | 1 |
3 | Мы и наше здоровье | 10 | | 2 | 1 | |
4 | Наша безопасность | 8 | | 1 | 1 | 2 |
5 | Чему учит экономика | 12 | | 3 | | 1 |
6 | «Путешествия по городам и странам | 12 | | | 1 | 1 |
| ИТОГО | 68 | 5 | 11 | 6 | 5 |
Цифровые образовательные ресурсы |
Природа и человек. Проектное задание «Богатства, отданные людям» | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3525700 |
Общество | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4454/start/154953/ |
Что такое экология. Природа в опасности! | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5059/start/224168/ |
Итоговый урок по разделу «Как устроен мир» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4455/start/155046/ |
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5559/start/155139/ |
Воздух и его охрана | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6072/start/270622/ |
Вода и её охрана | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3826/start/224252/ |
Что такое почва | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4450/start/155238/ |
Мир растений | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4449/start/155268/ |
Мир животных. Проектное задание «Разнообразие природы родного края» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5560/start/224313/ |
В царстве грибов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4456/start/155595/ |
Великий круговорот жизни | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6073/start/155625/ |
Итоговый урок по разделу «Эта удивительная природа» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5561/start/224344/ |
Организм человека. Органы чувств | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5565/start/155687/ |
Кожа – орган осязания. Опорно-двигательная система | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3793/start/224428/ |
Пищеварительная, дыхательная и кровеносная системы. Проектное задание «Школа кулинаров» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3803/start/224485/ |
Как предупредить болезни. Здоровый образ жизни | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5562/start/224516/ |
Итоговый урок по разделу «Мы и наше здоровье» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3839/start/155811/ |
Огонь, вода и газ | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4451/start/155842/ |
Безопасное поведение пешехода на улице. Проектное задание «Кто нас защищает» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6074/start/155872/ |
Опасные места | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6002/start/155906/ |
Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3816/start/155937/ |
Итоговый урок по разделу «Наша безопасность» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4077/start/ |
Экономика. Основы экономики. Полезные ископаемые | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5598/start/224547/ |
Растениеводство. Животноводство. Промышленность. Проектное задание «Экономика родного края» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3848/start/224578/ |
Деньги и бюджет | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4452/start/156061/ |
Что такое деньги? | https://mosobr.tv/release/7853 |
Экономика и экология | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3849/start/156092/ |
Итоговый урок по разделу «Чему учит экономика» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5599/start/224609/ |
Золотое кольцо России. Проектное задание «Музей путешествий» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3873/start/156153/ |
Наши ближайшие страны-соседи. Страны севера Европы | https://mosobr.tv/release/7972 |
Дорожные знаки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6075/start/224640/ |
Отрасли экономики. Промышленность | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3637818 |
Живая и неживая природа | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3505848 |
Вода. Состояния воды | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/663047 |
Свойства воды | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1258435 |
Круговорот воды в природе | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3668716 |
Питание и дыхание растений | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/596394 |
Размножение и развитие растений | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/3429184 |
Особенности питания животных | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/1492289 |
Размножение и развитие животных | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/425272 |
Охрана животных | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/666593 |
Первая помощь при ушибах, порезах, ожогах, обморожении, перегреве | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/668009 |
Строение тела человека | https://uchebnik.mos.ru/catalogue/material_view/atomic_objects/2146911 |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
Раздел «Как устроен мир» (7 ч) |
1 | Биология - наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей. | 1 | | |
2 | Человек - часть природы. Отличие человека от других живых существ. Ступеньки познания человеком окружающего мира. | 1 | | |
3 | Примеры благородного служения человека людям. Выдающийся педагог Василий Александрович Сухомлинский. Краеведение: Выдающиеся деятели Ярославской обрасти. Проект «Богатства, отданные людям»: подготовка к выполнению проекта, распределение заданий. | 1 | | |
4 | Человек, как член общества. Семья, как часть общества. Народ, как часть общества, многообразие народов Земли. Представление о гражданстве. Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
5 | Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие. | 1 | | |
6 | Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Примеры животных, исчезнувших по вине человека. Заповедники и национальные парки - особо охраняемые природные территории. Краеведение: Заповедные зоны родного края. | 1 | | |
7 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Как устроен мир». | 1 | | |
Раздел «Эта удивительная природа» 19 ч |
8 | Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые тела, жидкости, газы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Л.р: Опыт с водой и сахаром. | 1 | | |
9 | Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Наиболее распространённые в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). | 1 | | |
10 | Воздух, как смесь газов. Свойства воздуха, Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха. Л.р.: Опыт с водой и воздухом. | 1 | | |
11 | Вода, как вещество. Свойства воды. Значение воды для жизни на Земле. Л.р.: Опыт с водой. | 1 | | |
12 | Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Л.р.: Опыт с нагреванием воды | 1 | | |
13 | Использование воды человеком. Меры по охране чистоты воды и её экономичному использованию. Проект «Берегите воду!». Представление проектов. | 1 | | |
14 | Почва, как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. | 1 | | |
15 | Ботаника – наука о растениях. Группы растений: мхи, водоросли, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Краеведение: Растения родного края. | 1 | | |
16 | Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека. | 1 | | |
17 | Опыление. Роль насекомых в опылении растений. Приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семени. | 1 | | |
18 | Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Меры охраны растений. Правила поведения в природе. | 1 | | |
19 | Зоология - наука о животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Краеведение: Животные моего края. | 1 | | |
20 | Классификация животных по способу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. Приспособление животных к добыванию пищи, защиты от врагов. | 1 | | |
21 | Проект «Разнообразие природы родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | | |
22 | Размножение и развитие животных разных групп. | 1 | | |
23 | Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Краеведение: Животные, внесенные в Красную книгу Ярославской области. | 1 | | |
24 | Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов, Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Лишайники. Пр.р.: Работа с энциклопедией. | 1 | | |
25 | Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ; производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ. | 1 | | |
26 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Эта удивительная природа». | 1 | | |
Раздел «Мы и наше здоровье» (10 ч) |
27 | Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов тела человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система. | 1 | | |
28 | Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств. | 1 | | |
29 | Кожа, как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание) | 1 | | |
30 | Опорно-двигательная система её роль в организме человека. Осанка. Важность выработки и сохранения правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц. | 1 | | |
31 | Питательные вещества, необходимые. Продукты, в которых они содержатся. Пищеварительная система, её строение и функционирование. Гигиена питания. Проект «Школа кулинаров»: подготовка к выполнению проекта. | 1 | | |
32 | Дыхательная и кровеносные системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота | 1 | | |
33 | Закаливание, как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. Правила поведения в случае заболевания. | 1 | | |
34 | Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников. Пр.р.: Плакат «Я выбираю ЗОЖ». | 1 | | |
35 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу: «Мы и наше здоровье». | 1 | | |
36 | Презентация проектов «Богатства, отданные людям»; «Разнообразие природного края»; «Школа кулинаров». | 1 | | |
Раздел «Наша безопасность» (8 ч) |
37 | Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. | 1 | | |
38 | Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте. Пр.р.: Памятка по безопасности. | 1 | | |
39 | Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. | 1 | | |
40 | Проект «Кто нас защищает». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | | |
41 | Опасные места. Правила поведения в потенциально опасных местах; на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледеневших поверхностях и т. д. | 1 | | |
42 | Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). Правила безопасности при общении с природой. | 1 | | |
43 | Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности. Пр.р.: Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды. | 1 | | |
44 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Наша безопасность». | 1 | | |
Раздел «Чему учит экономика» (12 ч) |
45 | Экономика. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики. Товары и услуги. | 1 | | |
46 | Использование природных богатств в экономике. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике. Роль образования в экономике. | 1 | | |
47 | Понятие о полезных ископаемых. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение способы добычи и охрана полезных ископаемых. | 1 | | |
48 | Сельское хозяйство как составная часть экономики. Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. | 1 | | |
49 | Животноводство, как отрасль сельского хозяйства. Содержание и разведение домашних животных, их роль в экономике. Труд животноводов. | 1 | | |
50 | Промышленность, как составная часть экономики. Отрасли промышленности. Пр.р.: Отрасли родного края | 1 | | |
51 | Проект «Экономика родного края». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | | |
52 | Обмен товарами, бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков (банкноты и монеты). Денежные единицы различных стран. | 1 | | |
53 | Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. Основные статьи расходов государства. | 1 | | |
54 | Понятие о семейном бюджете, доходах и расходах семьи. | 1 | | |
55 | Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогнозы, их влияние на экономику. | 1 | | |
56 | Обобщение материала. Проверочная работа по разделу «Чему учит экономика». | 1 | | |
Путешествия по городам и странам (12 ч) |
57 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
58 | Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города золотого кольца (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир) их достопримечательности. Краеведение: Достопримечательности родного города. | 1 | | |
59 | Проект «Музей путешествий». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | 1 | | |
60 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
61 | Наши ближайшие соседи. Государства, граничащие с Россией, их столицы и достопримечательности. Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
62 | Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
63 | Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия) их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
64 | Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
65 | Франция. Местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
66 | Великобритания. Местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
67 | На юге Европы. Греция и Италия, их географическое положение, столицы, государственные устройства, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города. Пр.р.: Работа с картой. | 1 | | |
68 | Презентация проектов «Кто нас защищает»; «Экономика родного края»; «Музей путешествий». | 1 | | |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебник Плешаков А. А. Окружающий мир 3 класс в «М.:«Просвещение». 2022г.
Рабочая тетрадь Плешаков А. А. Окружающий мир 3 класс в «М.:«Просвещение». 2022г.
Плешаков А.А. «От земли до неба»; Атлас-определитель..М.:«Просвещение». 2021г..
Плешаков А.А. и др. Окружающий мир Поурочные разработки
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественно-научного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
– таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
– плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
– портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
– географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
– модель торса человека с внутренними органами;
– муляжи грибов, фруктов и овощей;
– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
– разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
– коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);