СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для обучающихся 9 "Б" класса по адаптированной программе I варианта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024/2025 учебный год.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Основы социальной жизни" для обучающихся 9 "Б" класса по адаптированной программе I варианта для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024/2025 учебный год.»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся 9 Б класса разработана на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850),

в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГАОУ школы-интерната №5 (1 вариант), разработанной в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163); Положением о рабочих программах учебных предметов, коррекционных курсах, внеурочной и воспитательной деятельности государственного автономного общеобразовательного учреждения Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский».


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

ЦЕЛЬ: формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с легкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдаленном социуме.

ЗАДАЧИ:

- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

- ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

- усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе и использованием деловых бумаг);

- развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств личности.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Социальная адаптация в современном обществе через активное освоение и принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в современном обществе, является универсальной основой для личностного и социального благополучия человека. Обучающийся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) не в состоянии самостоятельно выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного благополучного существования в современном обществе.

В связи с чем, программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часа в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов. Учитывая психофизические возможности учащихся 9 класса, для повышения качества усвоения программного материала, были внесены изменения в порядок изучения отдельных тем и разделов.

ПРОГРАММА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» ОРИЕНТИРОВАНА НА:

- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;

- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами. предприятий, городской

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета. У обучающихся будут сформированы:

Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.

Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.)

Минимальный уровень:

  • знать, из чего состоит пища;

  • различать полезные и вредные продукты;

  • различать виды медицинской помощи;

  • различать и называть виды городского транспорта;

  • выполнять правила личной гигиены;

  • соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

  • знать назначение жилых комнат;

  • знать назначение одежды;

  • знать состав семьи; называть фамилию, имя, отчество;

  • выполнять простейшие правила Техники безопасности с нагревательными приборами.

Достаточный уровень:

  • классифицировать продукты питания по содержанию в них различных веществ;

  • соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи;

  • уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина, тостер, кухонный комбайн, электрический чайник, варочная панель);

  • уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета;

  • уметь измерять температуру тела;

  • классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;

  • классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;

  • различать виды жилья по типу: государственное и собственное;

  • описывать способ передвижения в школу и обратно;

  • знать образовательные учреждения нашего города;

  • осознавать необходимость соблюдения режима дня для сохранения здоровья;

  • знать место работы родителей и ближайших родственников;

  • уметь оказать первую помощь при порезах;

  • осознавать необходимость общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;

- использовать в повседневной жизни социально – бытовые умения и навыки, необходимые в ближайшем и более отдалённом социуме;

  • развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.

Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). При оценке ответа, обучающего учитываются полнота и правильность его ответа, степень осознанности понимания изученного материала, последовательность изложения и речевое оформление ответа. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:

Оценка «5»: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.

Оценка «4»: Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

 Оценка «3»: Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.

Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета. Обучающимся выставляются оценки, который стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

РАЗДЕЛ: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья чело­века. О вреде для курящих о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых.

Уход за кожей лица, тела, ног. Бритье. Принадлежности, гигиенические средства. Уход за ногтями. Уход за волосами. и овощей.

Практические работа: Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и токсических ве­ществ. Практикум уход за ногтями (маникюр). Практикум уход за волосами.

РАЗДЕЛ: ОДЕЖДА И ОБУВЬ.

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких дета­лей). Выбор одежды и обу­ви при покупке в соот­ветствии с назначени­ем. Средства и правила выведения мелких пя­тен на одежде из раз­ных видов тканей в до­машних условиях. Строжайшее соблюде­ние техники безопасно­сти при пользовании средствами для выведе­ния пятен.

Практические работа: Определение соб­ственных размеров одежды и обуви; экскурсия в специа­лизированные магази­ны: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику; выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюде­нием безопасности.

РАЗДЕЛ: МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетру­доспособность: справка и листок не­трудоспособности.

Практические работа: Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции "показа­ний и применения лекарства, составле­ние графика приема; поправка постели, организации столи­ка у постели больного, ставить горчич­ники на кукле.

РАЗДЕЛ: ТОРГОВЛЯ.

Значение ярмарок: международные, межре­гиональные, меж городские, межрайонные, сель­ские. Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки об­разцов. Время и место прове­дения ярмарок.

Практические работа: Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам.

РАЗДЕЛ: СЕМЬЯ.

Российская семья. Ус­ловия создания семьи, основные семейные от­ношения. Распределение обя­занностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации до­суга, отдыха в семье. Семейные традиции.

Практические работа: Упражнения в плани­ровании бюджета се­мьи и распределении обязанностей в семье. Посуды, игрушек.

РАЗДЕЛ: ЖИЛИЩЕ.

Рациональная расста­новка мебели в кварти­ре. Интерьер. Сохранение жилищ­ного фонда.

Практические работа. Упражнение в рацио­нальной расстановке мебели, подборе дета­лей интерьера. Прием гостей и пра­вила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми.

РАЗДЕЛ: ПИТАНИЕ.

Диетическое пита­ние. Питание детей ясель­ного возраста. Приготовление наци­ональных блюд. Составление меню и сервировка празднич­ного стола.

Практические работа. Работа с литерату­рой; подбор рецептов ди­етического питания; составление меню диетического питания на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребен­ка ясельного возраста; запись рецепта наи­более характерного на­ционального блюда и приготовление его; составление меню праздничного стола и сервировка его (по по­воду окончания шко­лы).

РАЗДЕЛ: УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРЕДПРИЯТИЯ.

Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остек­ление» и др., их назначение.

Практические работы. Экскурсия (виртуальная экскурсия) на ближайшее предприя­тие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью.

РАЗДЕЛ: СРЕДСТВА СВЯЗИ.

Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, онлайн). Стоимость отправления денежных переводов. Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в совре­менных условиях жизни общества.

Практическая работа. Экскурсия на почту: заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

РАЗДЕЛ: ТРАНСПОРТ.

Назначение авиа­транспорта. Аэровок­зал. Маршруты. Поря­док приобретения биле­тов. Стоимость проезда. Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота.

Практические работа. Выбрать пункт назначе­ния. Определить номер рейса самолета, сто­имость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рас­считать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города.

РАЗДЕЛ: ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА.

Бюджет семьи: виды источников дохода: зарплата членов семьи, пенсия, стипендия, государственные дотации (пособия, субсидия и др.); условия и порядок их получения; основные статьи расходов:

а) оплата жилья, коммунальных услуг, телефона, газа, электроэнергии и
другие виды оплат, связанные с домом, земельным участком, видом отопления и освещения;

б) виды государственных страхований;

в) питание;

г) оплата проезда;

д) виды приобретения (наличными и в кредит) их значение и необходимость;

оздоровление организма членов семьи; содержание домашней аптечки; пред­меты личной гигиены; покупка одежды, обуви, головного убора с учетом време­ни года;

создание уюта и сбережение сил, времени, денег:

это мебель, посуда, бытовые электроприборы, постельное белье и т.п. Ремонт обуви, одежды.

— повышение уровня культуры: покупка книг, газет, посещение театра, кинотеатра, музея, вставки, дискотеки: приобретение предметов по интересам: фотоаппарат, магнитофон, мотки шер­сти, ткань и т.д.

е) помощь родственникам. Сбережение. Значение и способы экономии расходов. Назначение сбережений. Виды хранения сбережений. Виды вкладов в Сбербанк.

Практическая работа: Упражнения в определении суммы доходов семьи за месяц, полгода, год. Составление доверенности на получение зарплаты, стипендии, пенсии за членов семьи. Упражнения в планировании расходов на месяц, по статьям расходов с выбо­ром наиболее необходимого в данный период: зимой, весной, летом, осенью. Упражнения в снятии показателей электросчетчика (газового счетчика, счет­чика воды, телефонных разговоров). Расчет стоимости, израсходованной элект­роэнергии (газ, воды, телефонных разговоров); заполнение квитанция (на кон­кретных примерах); упражнение в планировании крупных, дорогостоящих покупок (на конкретных примерах); Экскурсия (виртуальная экскурсия) в Жилино управляющую компанию, в Сбербанк для ознакомления с видами дея­тельности этих учреждений.

РАЗДЕЛ: ПРОФОРИЕНТАЦИЯ И ТРУДОУСТРОЙСТВО.

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудо­устройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, дет­ская биржа труда). Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходи­мые для поступления на работу. Их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; пра­вила их составления.

Практическая работа. Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профи­лем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: за­явление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструмен­ты, расписки, докладной записки.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


№ п\п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Характеристика видов деятельности ученика

Виды, формы контроля

всего

Практические работы



1

Личная гигиена.


4

2

Значение закаливания организма для общего состояния здоровья чело­века. О вреде для курящих о социальных последствиях, к которым приводят дурные привычки. Губительное влияние наркотиков и токсических веществ на живой организм, как детей, так и взрослых. Уход за кожей лица, тела, ног. Бритье. Принадлежности, гигиенические средства. Уход за ногтями. Уход за волосами. Практические работы Просмотр учебных кинофильмов о вреде курения, алкоголя; просмотр учебных кинофильмов о вреде наркотиков и токсических веществ. Практикум уход за ногтями (маникюр). Практикум уход за волосами. Правила закаливания организма; правила соблюдения личной гигиены; о вреде наркотиков и токсических веществ. Косметические средства, гигиенические средства, средства для маникюра.

Устный опрос, письменный контроль

2

Одежда и обувь.


8

3

Стиль одежды, мода, обновление одежды (замена мелких деталей).

Выбор одежды и обуви при покупке в соответствии с назначением.

Средства и правила выведения мелких пя­тен на одежде из раз­ных видов тканей в домашних условиях. Строжайшее соблюдение техники безопасно­сти при пользовании средствами для выведе­ния пятен. Практические работы Определение собственных размеров одежды и обуви; экскурсия в специализированные магазины: нахождение нужного отдела с размерами, соответствующими ученику; выведение пятен в домашних условиях, со строжайшим соблюдением безопасности.

Размеры своих одежды и обуви; гарантийные сроки носки; правила возврата; способы обновления одежды с помощью мелких деталей; средства выведения пятен в домашних условиях; общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен; правила стирки изделий из тюля, трикотажа.

Устный опрос, письменный контроль

3

Учреждения, организации, предприятия.

3

1

Предприятия бытового обслуживания: «прокаты», «ремонт квартир», «остек­ление» и др., их назначение. Практические работы Экскурсия на ближайшее предприятие бытового обслуживания населения для ознакомления с их деятельностью. Местонахождения предприятия бытового обслуживания населения; какие виды услуг оно оказывает; правила пользования услугами; стоимость обслуживания; профессии работников этого предприятия.


4

Транспорт.

3

1

Назначение авиа­транспорта. Аэровок­зал. Маршруты. Поря­док приобретения биле­тов. Стоимость проезда. Экскурсия в аэропорт или в кассу Аэрофлота. Практические работы выбрать пункт назначе­ния. Определить номер рейса самолета, сто­имость билета. Уточнить свои возможности для приобретения билета «туда» и «обратно». Рас­считать средства с учетом дополнительных затрат от аэропорта до города. Основные маршруты самолетов; службы аэровокзала; стоимость проезда; порядок приобретения и возврата билетов; правила посадки в самолет; правила поведения в аэропорту; правила безопасности во время полета самолетом, вертолетом.

Устный опрос, письменный контроль

5

Семья.








6

2

Российская семья. Ус­ловия создания семьи, основные семейные отношения.

Распределение обязанностей по ведению хозяйства, бюджета. Формы организации досуга, отдыха в семье. Семейные традиции. Практические работы Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье. основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье; семейные традиции; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; обязанности, связанные с заботой о детях.

Устный опрос, письменный контроль

6

Жилище.

4

2

Рациональная расстановка мебели в квартире. Интерьер. Сохранение жилищного фонда. Практические работы Упражнение в рацио­нальной расстановке мебели, подборе деталей интерьера. Правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, осо­бенностей площади, на­значения комнат, наличия мебели); требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда.

Устный опрос, письменный контроль

7

Торговля.

6

1

Значение ярмарок: международные, межрегиональные, межгородские, межрайонные, сельские. Виды ярмарок: ярмарки-привозы, ярмарки-выставки, ярмарки образцов. Время и место проведения ярмарок.

Практические работы Участие в школьной ярмарке; посещение отделов магазина – распродажи товаров по сниженным ценам. Виды ярмарок; отличия ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров и их отличие от рыночных и магазинных.

Устный опрос, письменный контроль

8

Питание.

7

5

Диетическое питание. Питание детей ясельного возраста. Приготовление национальных блюд. Составление меню и сервировка праздничного стола.

Практические работы Работа с литературой; подбор рецептов диетического питания; составление меню диетического питания на день, неделю; составление меню на день, неделю для ребенка ясельного возраста; запись рецепта наиболее характерного национального блюда и приготовление его; составление меню праздничного стола и сервировка его (по по­воду окончания школы). Значение диетического питания; особенности и важности правильного питания детей ясельного возраста; названия и рецепты 1-2 национальных блюд.

Устный опрос, письменный контроль

9

Средства связи..

4

1

Виды денежных переводов (почтовые, телеграфные, онлайн). Стоимость отправления денежных переводов.

Виды связи: сотовая, автоответчик, пейджер, компьютерная, факс, АОН, телефон с определителем и др. Особенности каждого вида связи и их значимость, необходимость в современных условиях жизни общества.

Практическая работа, экскурсии Экскурсия на почту: заполнение бланков на отправление денежного перевода, почтового и телеграфного.

Виды денежных переводов, их сто­имость; виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик), их зна­чимость, необходимость; стоимость услуг по каждому виду связи.

Устный опрос, письменный контроль

10

.Медицинская помощь.

4

2

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению. Уход за больным. Документы, подтверждающие нетру­доспособность: справка и листок не­трудоспособности. Практические работы Сюжетная игра — больной в доме. Уход за ним: измерение температуры и запись, чтение инструкции "показа­ний и применения лекарства, составле­ние графика приема; поправка постели, организации столи­ка у постели больного, ставить горчич­ники на кукле. Способы распространения инфекци­онных заболеваний, в том числе и ки­шечных; меры по предупреждению инфекци­онных заболеваний; правила и приемы ухода за больным; условие освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным.

Устный опрос, письменный контроль

11

Культура поведения.

4


Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями, знакомыми. Культура поведения, нормы морали и этики в современном обществе, нормы поведения с соседями (приветствие, взаимоуважение, взаимопомощь); правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита).

Устный опрос, письменный контроль

12

Экономика домашнего хозяйства.

7

4

Упражнения в планировании расходов на день, две недели (на конкретных примерах) Оказание материальной помощи родственникам. Основные статьи расхода в семье. Правила учета расходов. Подсчитывать расходы.

Словарь: Бюджет. Расходы. Доходы. Экономика. Сбережения. Эффективный. Упражнение в планировании продуктов питания (на конкретных примерах). Стоимость необходимых продуктов (хлеб, молоко, макароны, соль, чай, сахар). Планировать расходы на день, на две недели с учетом бюджета семьи. Упражнения в снятии показателей бытовых счетчиков. Расчет стоимости оплаты, заполнение квитанция (на конкретных примерах). Упражнение в расчетах. Размер квартплаты; тарифы на электричество, газ, воду; порядок и периодичность оплаты жилплощади и коммунальных услуг. Снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израс­ходованной электроэнергии и газа; заполнять квитанции. Словарь: счетчики, показания. Знать, как открыть свой счет в сбербанке. Выбрать вид вклада. Словарь: Сбербанк.

Устный опрос, письменный контроль

13

Профориентация и трудоустройство.

9

3

Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудо­устройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населения, дет­ская биржа труда). Оформление на работу, постоянную и по договору. Документы, необходи­мые для поступления на работу. Их оформление. Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; пра­вила их составления. Практическая работа Экскурсия в учреждение и отделы по трудоустройству. Знакомство с профи­лем учреждений, выбор предложенной работы. Составление деловых бумаг: за­явление, автобиография, заполнение анкеты, заявки на материалы, инструмен­ты, расписки, докладной записки. Учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождения и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемыми в школе; виды документов, необходимых для поступления на работу, в профессиональное учреждение; правила перехода с одной работы на другую; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

68

27























МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Список литературы


  1. Социально-битовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: пособие для учителя/ [В. В. Воронкова, С. А. Казакова [- М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. - 247 С. – (Коррекционная педагогика).

  2. Социально-битовая ориентировка. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными наращениями/ В.Д.Субчева. – М.: Издательский Центр Владос, 2021. – 54 с.: ил.

  3. Основ социальной жизни: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательных программ/ С. В. Комарова, Е.Л.Александрова.- 2-е изд, стер. – Москва: Просвещение, 2024,- 79,[1] с.:ил.

  4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.

  5. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.

  6. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.

  7. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.

  8. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.

  9. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.

  10. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.

  11. Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1

  12. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.

  13. В качестве основы для разработки настоящей рабочей программы использована типовая программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов.» Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,

2011.











Министерство образования и науки Амурской области

Государственное автономное образовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский»





УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УР

______________Бухановская Е.Е.

______________________.2024 г.







Календарно -тематическое планирование по УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»

ДЛЯ 5 «Б» класса на 2024-2025 учебный год







Учитель:

__________ Симонова Я.В.







п.г.т. Прогресс, 2024 г.

п/п

Тема уроков.


Кол-во часов

Дата изучения

Вид, формы контроля

план

Факт




Личная гигиена 4 ч.

1

Соблюдение правил личной гигиены в общественных местах.

1





Устный опрос,

письменной контроль

2

Правила уход за кожей лица, тела, ног с помощью косметических средств.

1





Устный опрос, письменной контроль

3

Уход за ногтями (маникюр)

1




Устный опрос, письменной контроль

4

Уход за волосами. Косметические средства.

1




Устный опрос, письменной контроль

Одежда и обувь 8 ч.

5

Стиль одежды, мода.

1





Устный опрос.

6

Обновление одежды (замена мелких деталей).


1





Устный опрос.

7

Внешний вид молодого человека. Средства выражения индивидуальности.


1





Письменный контроль.

8

Определение собственных размеров одежды и обуви.

1




Письменный контроль.

9

Мелкий ремонт одежды.


1





Устный опрос.

10

Выбор обуви при покупке.


1




Письменный контроль.

11

Средства и правила выведения мелких пятен на одежде из разных видов     тканей в домашних условиях.

1



Устный опрос, письменной контроль

12

Обобщение по теме

1




Письменной контроль

Учреждения, организации, предприятия 3 ч.

13

Предприятия бытового обслуживания населения.

1





Устный опрос.

14

Назначение (ремонтно-бытовые мастерские, пункты).

.

1




Письменный контроль.

15

Организация рабочего места и Т/Б. Инструменты и приспособления для ручных и швейных работ.

1




Устный опрос, письменной контроль

Транспорт 3 ч

16

Воздушный транспорт.


1






Устный опрос, письменной контроль

17

Городской пассажирский транспорт.


1






Устный опрос, письменной контроль

18

Обобщение пройденного материала

1



Устный опрос, письменной контроль

Семья 4 ч.

19

Российская семья. Создание семьи.

1





Устный опрос.

20

Порядок и условия заключения и расторжения браков.

1





Устный опрос, письменной контроль

21

Семейные традиции. Традиции, досуг. Организация отдыха.



1





Устный опрос, письменной контроль

22

Обязанности членов семьи, связанные с заботой о детях.

1





Устный опрос.

Жилище 4.ч.

23

Мебель и оборудование. Интерьер кухни, спальни.


1





Устный опрос, письменной контроль

24

Рациональная расстановка мебели в квартире.


1





Устный опрос, письменной контроль

25

Косметический ремонт квартиры – периодичность ремонта. Виды работ при косметическом ремонте. Последовательность выполнения ремонта.

1





Устный опрос.

26

Сохранение жилищного фонда.

1






Устный опрос.

Торговля 6.ч.

27

Рынок и отделы продовольственного рынка.

1





Устный опрос, письменной контроль

28

Торговля по кредитным картам. Торговля со скидкой.

1





Устный опрос.

29

Ярмарки. Виды ярмарок.


1



Устный опрос, письменной контроль

30

Урок игра: «Торговля или обмен»

1




Устный опрос.

31

Комиссионные магазины. Их особенности. Торговля уцененными товарами скупка вещей у населения.

1



Устный опрос, письменной контроль

32

Ломбард. Правила получения ссуды под залог и хранение вещей в ломбарде.

1



Устный опрос, письменной контроль

Питание 7.ч.

33

Санитарно – гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи. Виды теста.

1





Устный опрос, письменной контроль

34

Приготовление национальных блюд. Лепка пельменей.

1





Устный опрос.

35

Приготовление национальных блюд. Отваривание пельменей.

1




Устный опрос.

36

Питание детей ясельного возраста. Рецепты приготовления блюд.

1





Устный опрос

37

Приготовление супа с фрикадельками.

1





Устный опрос.

38

Выпечка блинов на молоке.


1






Устный опрос.

39

Выпечка оладьей.

1



Устный опрос.

40

Меню праздничного стола. Сервировка праздничного стола..

1





Устный опрос, письменной контроль

Средства связи 4.ч.

41

Составление меню завтрака, обеда, ужина.


1




Устный опрос. письменный контроль

42

Виды связи: сотовая, автоответчик, факс, интернет





Устный опрос,

43

Денежные переводы. Виды переводов.


1





Устный опрос, письменной контроль

44

Заполнение бланков. Стоимость отправления переводов.

1




Устный опрос, письменной контроль

Медицинская помощь 4 ч.

45

Инфекционные заболевания и меры по их предупреждению.

1




Устный опрос, письменной контроль

46

Уход за больным. Листок нетрудоспособности.


1




Устный опрос, письменной контроль

47

Уход за больным. Пр.р.


1





Устный опрос, письменной контроль.

48

Обобщение тем по разделу «Медицинская помощь»


1





Устный опрос, письменной контроль

Культура 4.ч.

49

Традиция культуры поведения в современном обществе.


1




Устный опрос, письменной контроль

50

Соседи.

1




Устный опрос, письменной контроль

51

Правила поведения общежития. Соседские отношения.

1





Устный опрос, письменной контроль

52

Прием гостей и правила хорошего тона.


1





Устный опрос, письменной контроль

53

Обобщение тем по разделу «Культура»

1





Устный опрос, письменной контроль

Экономика домашнего хозяйства 7.ч.

54

Бюджет семьи.

1



Устный опрос, письменной контроль

55

Расходы на удовлетворения культурных потребностей.

1





Устный опрос, письменной контроль

56

Расходы на путешествие.

1





Устный опрос, письменной контроль

57

Экономия в домашнем хозяйстве.


1





Устный опрос, письменной контроль

58

Сбережения. Назначение сбережений.

1





Устный опрос, письменной контроль

59

Хранение денег в банке. Виды вкладов.

1





Устный опрос, письменной контроль

60

Кредит. Государственное страхование.

1





Устный опрос, письменной контроль

Профориентация и трудоустройство 9 ч

61

Ситуация выбора после окончания 9 класса. Выбор профессии.


1





Устный опрос, письменной контроль

62

Профессиональные жизненные перспективы. Профессиональные учреждения, подача документов

1





Устный опрос, письменной контроль

63

Учреждения и отделы по трудоустройству.


1



Устный опрос, письменной контроль

64

Составление резюме.


1



Устный опрос, письменной контроль

65

Оформление на работу.

Трудоустройство. Временная и постоянная занятость

1



Устный опрос, письменной контроль

66

Документы, необходимые для поступления на работу, их оформление.

1




Устный опрос, письменной контроль

67

Деловые бумаги (заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка).

Правила составления деловых бумаг.

1



Устный опрос, письменной контроль

68

Трудовой договор. Обобщение по пройденным темам.


1




Устный опрос, письменной контроль


6