СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» 6 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Природоведение» 6 класс вариант 1 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)»


Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Тындинского муниципального округа





РАССМОТРЕНО

на заседании МО естественно-математического цикла

________________________

Е.А. Шмидт

Протокол № 01

от «20» августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________________

А.О. Соломонова

«21» августа 2024г.


УТВЕРЖДЕНО

директор школы

________________________

Т.В. Соломонова

Приказ №221 - п

от «21» августа 2024 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Природоведение»

6 класс

вариант 1

(для обучающихся с интеллектуальными нарушениями)

2024-2025 учебный год






Составитель: Французова А.В., учитель биологии

высшей квалификационной категории






СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3

  2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 9

  3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 12


    1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» составлена на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR).

ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.

Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной области «Естествознание»» и является обязательной частью учебного плана.

В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).

Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Природоведение».

Цель обучения - освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с нарушениями интеллекта.

Задачи обучения:

− формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;

− демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

− формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

− воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

− воспитание социально значимых качеств личности.

Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе определяет следующие задачи:

− формирование правильного понимания природных явлений;

− формирование у обучающихся знаний об основных элементах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме человека и его здоровье);

− формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений и животных;

− формирование умения наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности;

− формирование и отработка практических навыков и умений.


Планируемые результаты освоения рабочей программы по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе

Личностные результаты:

  • воспитание уважительного отношения к чужому мнению;

  • формирование навыков сотрудничества со взрослыми и сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными растениями и домашними животными;

  • формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления соблюдать и вести здоровый образ жизни;

  • овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой медицинской помощи при незначительных травмах;

  • формирование бережного отношения к материальным ценностям, к предметам живой и неживой природы.

Уровни достижения предметных результатов

по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе

Минимальный уровень:

− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;

− иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

− относить изученные объекты к определенным группам (осина- лиственное дерево леса);

− называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);

− называть заповедники, растения и животные, занесенные в Красную книгу России;

− соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимать их значение в жизни человека;

− соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

− выполнять несложные задания под контролем учителя;

− адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное отношение, понимать оценку педагога.

Достаточный уровень:

− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;

− уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах по заданию педагога;

− устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

− относить изученные объекты к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер- травянистое дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное, растение, цветущее летом);

− называть сходные по определенным признакам объекты из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников, объяснять свое решение;

− выделять существенные признаки групп объектов;

− знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и обществе, правила здорового образа жизни;

− участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

− выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная оценка своей работы:

− соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

− выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;

− осуществлять деятельность по уходу за комнатными и культурными растениями.

Система оценки достижения обучающимися

с умственной отсталостью планируемых результатов освоения рабочей программы по учебному предмету

«Природоведение» в 6 классе

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)

компетенциями, может быть представлена в условных единицах:

  • 0 баллов - нет фиксируемой динамики;

  • 1 балл - минимальная динамика;

  • 2 балла - удовлетворительная динамика;

  • 3 балла - значительная динамика.


Критерии оценки предметных результатов

Оценка предметных результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса обучающихся, выполнения самостоятельных работ (по темам уроков), контрольных работ (входных, текущих, промежуточных, итоговых) и тестовых заданий. При оценке предметных результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности его развития. Критерии оценки предметных результатов за устный ответ:

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:

− даёт правильные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно практическими действиями;

− грамотно строит предложения;

− адекватно использует терминологию;

− умеет подводить итоги.

Оценка «4» ставится обучающемуся, если:

− при ответе допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ;

− допускает незначительные речевые ошибки;

− частично использует терминологию;

− подводит итоги с незначительной помощью учителя.

Все недочёты ученик исправляет при незначительной помощи учителя, если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5».

Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:

− при помощи учителя или учащихся даёт правильные односложные ответы на поставленные вопросы;

− в речи не использует изученную терминологию;

− подводит итоги только при максимальной помощи учителя.

Оценка «2» - не ставится.

Оценка письменных ответов.

Оценка «5» ставится - при самостоятельном безошибочном выполнении всех заданий.

Оценка «4» ставится - при выполнении задании, в случае двух негрубых недочётов или одной ошибки; допускается незначительная помощь учителя.

Оценка «3» ставится – при более двух грубых недочетов и одной ошибки выполненных заданий; при использовании преимущественной помощи учителя, материала учебника.

Оценка «2» - не ставится.

    1. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ


Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир»,

«Человек».

При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Учитель должен обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края.

При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.

Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.

Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного предмета «Природоведение".

Основными организационными формами работы на уроке природоведения являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.

При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:

− объяснительно-иллюстративный метод, метод при котором учитель объясняет, а дети воспринимают, осознают и фиксируют в памяти (рассказ с включением в него элементов беседы или объяснения, сопровождающегося демонстрацией, опытов);

− репродуктивный метод (воспроизведение и применение информации);

− метод проблемного изложения (постановка проблемы и показ пути ее решения);

− частично – поисковый метод (дети пытаются сами найти путь к решению проблемы);

− исследовательский метод (учитель направляет, дети самостоятельно исследуют при проведении лабораторных и практических работ, предусмотренных программой; исследовании свойств тел неживой природы при проведении опытов);

− проведение природоведческих экскурсий (вводных, текущих и обобщающих), направленных на усвоение изученного материала;

− проведение словарной работы, направленной на коррекцию лексико- семантической стороны речи (обогащение словаря, усвоение новых, ранее незнакомых слов; закрепление и уточнение значений слов; активизация словаря).

− выполнение заданий, требующих разнообразной деятельности обучающихся: сравни, опиши, объясни, запиши в тетради, зарисуй в тетради, найди на карте, рассмотри рисунок, рассмотри иллюстрации описываемого предмета; выполнение заданий в рабочих тетрадях или на карточках, используя слова для справок; заполнение схем, подпись рисунков, зарисовка изучаемых объектов;

− дидактические игры (классификация, разрезные картинки).


Содержание разделов


№ п/ п

Название раздела

Количество часов

Контрольные работы

1.

Введение

1

0

2.

Растительный мир

17

0

3.

Животный мир

35

0

4

Человек

12

0

5.

Обобщение

3

0


Итого:

68

0

    1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Кол-во часов

Программное содержание

Дифференциация видов деятельности

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 1час

1

Живая природа: растения,

животные, человек

1

Формирование представлений о

предметах и явлениях

живой природы, умения

дифференцировать живую и неживую природу

Узнают объекты живой природы на иллюстрациях и фотографиях, относят к объектам живой или неживой природе.

Называют изученные объекты.

В рабочих тетрадях обводят картинки с изображением живых организмов

Выделяют существенные признаки объектов живой природы, относят объекты к

живой или к неживой природе, устанавливают взаимосвязи между живой и неживой природой.

Выписывают в тетрадь общие признаки живых организмов

Растительный мир 17 часов

2

Разнообразие растительного мира

1

Формирование представлений о многообразии

растительного мира. Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения.

Значение растений

Узнают растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты; рассказывают о значении растений.

Дописывают в тетрадь

определения, используя текст учебника: дикорастущие, культурные.

Зарисовывают в тетрадь овощи и фрукты

Называют представителей растительного мира, выделяют признаки дикорастущих и культурных растений, относят растения к разным группам на основании этих признаков; рассказывают о значении растений и их роли в окружающем мире.

В рабочих тетрадях рассматривают рисунки, заполняют таблицу, используя слова для справок, записывают название культурных и

дикорастущих растений


3

Среда обитания растений

1

Формирование

представлений о среде обитания растений и многообразии растительного мира.

Растения леса (деревья, травянистые растения). Растения луга (травы: клевер, васильки, лютики). Растения водоемов (камыш, рогоз, кувшинки). Растения полей, садов, огородов (пшеница, рожь, овощи,

фрукты)

Узнают растения леса, водоемов, садов, огородов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам (растения леса, водоемов, садов, огородов).

Выполняют задание в рабочей тетради: продолжи предложения. Записывают среду обитания растений

Знают места произрастания растений, узнают и называют 2–3 представителя растений леса, луга, водоемов, полей, садов, огородов. Заполняют схему

«Среда обитания растений», рассказывают, где встречаются эти растения

4

Строение растений

1

Формирование

представлений о частях растений и их функциях. Части растения: цветок, стебель, лист, корень.

Внешний вид. Значение

Узнают части растений на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, рассказывают о назначении органов растений.

Раскрашивают части растений на рисунке в рабочей тетради,

соединяют части растения и его название, используя помощь учителя

Узнают и называют части растений, и показывают их на натуральных объектах, картинах, схемах, знают функции частей растений и их значение для растения.

Выполняют задания: раскрашивают части растений в рабочей тетради и подписывают их; узнают растения по их контуру, соединяют части растения и его название


5

Деревья, кустарники, травы

1

Закрепление, уточнение и расширение

представлений о деревьях, кустарниках, травах

Узнают деревья, кустарники, травы на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к разным группам –

деревьям, кустарникам, травам, называют представителей разных групп растений.

Дописывают предложения в рабочей тетради: о каких

деревьях говорится в предложениях

Выполняют классификацию растений и признаки разных групп, относят растения к разным группам на основании основных признаков.

Заполняют таблицу в рабочей тетради, приводят примеры растений (деревья, кустарники, травы) своей местности

6

Лиственные деревья

1

Закрепление, уточнение и расширение

представлений о лиственных деревьях, формирование

представления о видах лиственных деревьев. Признаки лиственных деревьев. Листопад.

Дикорастущие и культурные лиственные деревья

Называют лиственные растения на иллюстрациях и фотографиях. Показывают изученные объекты, относят растения к изучаемой группе. Называют лиственные

дикорастущие и культурные деревья (по 2 представителя).

В рабочей тетради подчеркивают названия лиственных деревьев; раскрашивают деревья на рисунках

Знают классификацию растений, знают признаки лиственных растений, относят растения к лиственным на основании основных признаков. Называют представителей лиственных

дикорастущих и культурных растений (по 3–4 представителя). Относят лиственные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (лиственное,

дикорастущее, культурное). Выполняют задание в рабочей тетради: определяют дерево по

описанию. Соединяют описание с названием дерева


7

Хвойные деревья

1

Закрепление, уточнение и расширение

представлений о лиственных деревьях.

Признаки хвойных

деревьев. Хвойный лес. Тайга

Узнают хвойные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют хвойные

деревья (по 2 представителя). На рисунках подписывают названия хвойных деревьев.

Записывают в тетрадь ответ на вопрос: как называется хвойный лес, используя рисунок

Знают признаки хвойных растений, относят растения к хвойным на основании основных признаков. Называют

представителей хвойных растений (3 представителя).

Относят хвойные растения к разным группам с учетом различных оснований для классификации (хвойное,

дикорастущее).

В рабочей тетради на рисунках подписывают названия хвойных

деревьев; сравнивают ель и сосну. Называют сходство и различия

8

Дикорастущие кустарники

1

Формирование представлений о дикорастущих кустарниках

Узнают дикорастущие кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют дикорастущие кустарники

(2 представителя).

В рабочей тетради выполняют задание «Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне

дикорастущих растений

Узнают и называют дикорастущие кустарники (не менее 3),

выделяют существенные признаки дикорастущих кустарников, относят изученные растения к различным группам (кустарники, дикорастущие кустарники) с учетом оснований для классификации.

В тетради подписывают на рисунке части кустарника.


9

Культурные кустарники

1

Формирование представлений о культурных кустарниках

Знают классификацию растений, признаки кустарников. Узнают культурные кустарники на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, называют культурные кустарники (2–3 представителя), имеют представление о значении культурных кустарников.

Выполняют в тетради задание

«Четвертый лишний», зачеркивают лишние слова в предложенном перечне культурных растений

Узнают и называют культурные кустарники

(не менее 3), выделяют существенные признаки культурных кустарников, относят изученные растения к различным группам

(кустарники, культурные кустарники) с учетом оснований для классификации.

Составляют рассказ о целебных свойствах ягод, растущих в саду на кустарниках

10

Травы

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о травах.

Формирование представлений о дикорастущих и

культурных травах. Использование человеком культурных растений

Узнают и называют дикорастущие и культурные травы (не менее 5), относят изученные растения к различным группам (травы

дикорастущие и культурные) с учетом оснований для классификации.

Раскрашивают в тетради рисунки с изображением травянистых растений; называют культурные и дикорастущие травы

Знают классификацию растений, признаки трав. Узнают

дикорастущие и культурные травы на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят травы к изучаемой группе, называют дикорастущие и культурные травы

(подорожник, ромашка, укроп, петрушка).

В тетради подписывают рисунки названиями известных травянистых растений; рассказывают какие культурные травы выращивает

человек на огороде, как использует


11

Декоративные растения

1

Формирование представлений о декоративных растениях

Узнают декоративные растения на иллюстрациях и фотографиях,

называют изученные объекты (2–3), относят растения к изучаемой группе, называют декоративные растения, рассказывают о значении лекарственных растений.

Выполняют задание в рабочей тетради: выписывают буквы с одинаковых лепестков и составляют названия цветов; рисуют букет для мамы, используя

предложенные рисунки цветов

Узнают и называют декоративные растения (не менее 5), выделяют существенные признаки

декоративных растений. Используя текст учебника, дописывают в

рабочую тетрадь определение

декоративных растений. В тетради заполняют таблицу, используя слова для справок: выписывают названия декоративных цветов, кустарников, деревьев

12

Лекарственные растения

1

Формирование представлений о лекарственных

растениях. Лечебные свойства. Правила их использования

Узнают лекарственные растения (ромашка, шиповник, календула) на иллюстрациях и фотографиях,

называют изученные объекты, относят растения к изучаемой группе, рассказывают о значении лекарственных растений. По картинкам в тетради собирают лекарственные травы для домашней

аптечки

Узнают и называют лекарственные растения, относят изученные растения к различным группам (дикорастущие и культурные) с учетом оснований для

классификации.

Используя рисунки в рабочей тетради, собирают травы для

домашней аптечки; объясняют, как они лечат разные болезни

13

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями

1

Закрепление, уточнение и расширение представлений о

комнатных растениях, формирование умения ухаживать за комнатными

растениями

Узнают комнатные растения на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении комнатных растений, относят отдельные растения к группе комнатных растений, выполняют

действия по уходу за растениями под контролем учителя

Узнают и называют комнатные растения, относят изученные растения к комнатным на основании сходных признаков, осуществляют деятельность по уходу за комнатными растениями


14

Комнатные растения: герань, бегония, фиалка, традесканция

1

Формирование представлений о многообразии

комнатных растений, формирование умение ухаживать за комнатными

растениями

Узнают герани, бегонии, фиалки, традесканции на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты,

выполняют действия по уходу за растениями под контролем учителя. Выполняют задание в рабочей тетради: узнают на рисунках комнатные растения и

подписывают их названия, используя слова для справок

Узнают и называют изученные комнатные растения, выделяют существенные признаки комнатных растений, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение.

Выполняют задание в рабочей тетради: рассмотри рисунки, напиши на стрелках, что необходимо для роста растений. Напиши в рабочей тетради, как надо ухаживать за комнатными

растениями

15

Растительный мир разных районов

Земли

1

Формирование представлений о разнообразии растительного мира

Земли, о зависимости внешнего вида растений от среды обитания

Узнают и называют изученные растения (по 1–2 растения),

выделяют существенные признаки растений холодного и жаркого районов Земли, называют сходные по внешним признакам объекты, известные из других источников, объясняют свое решение, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания.

Называют по рисункам растения, произрастающие в районах с холодным, умеренным и жарким климатом

Узнают растения разных районов Земли –(холодных районов, с умеренным климатом, жарких районов) на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят изученные растения к разным группам по месту произрастания, называют растения, произрастающие в районах с умеренным климатом.

В тетради заполняют таблицу: выписывают названия растений, которые растут в районах с холодным, умеренным и жарким климатом


16

Растения нашей страны

1

Формирование представлений о многообразии растительного мира России

Узнают и называют различные районы нашей страны (тундра, леса, степь, пустыня) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения, произрастающие в нашей стране.

Описывают одно из деревьев своей местности по плану, используя опорные слова

Узнают и называют изученные растения (по 2–3 растения),

выделяют существенные признаки растений разных районов России, называют растения, произрастающие в России, известные из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида растения и места обитания.

Описывают одно из деревьев своей местности по плану

17

Растения своей местности:

дикорастущие и культурные

1

Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о растениях своей местности,

формирование представлений о

растительном мире своего края

Узнают растения своей местности на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты.

Относят изученные растения к разным группам, называют растения своей местности.

Описывают один из кустарников по плану, используя помощь учителя

Называют растения, произрастающие в своей местности. Относят растения своей местности к различным

классификациям (деревья, кустарники, травы; дикорастущие, культурные; декоративные).

Описывают один из кустарников по плану

18

Красная книга России и своей области (края)

1

Формирование представлений о необходимости охраны природы

(растительного мира), знакомство с Красной книгой

Узнают растения Красной книги (ландыш, колокольчик, кувшинка) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют растения из Красной книги своей местности,

рассказывают о значении Красной книги

Называют растения, включенные в Красную книгу России, известные из других источников, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия


Животный мир – 35 часов

19

Разнообразие

животного мира

1

Формирование представлений о многообразии

животного мира

Узнают животных на иллюстрациях и фотографиях. Называют

животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации

(размер, способ передвижения, питание, места обитания,

выведение потомства) с опорой на учебник.

Составляют рассказ о разнообразии животного мира с опорой на

предложения и иллюстративный материал, предложенный учителем

Называют представителей животного мира, выделяют

признаки животных. Относят животных к разным группам в зависимости от классификации (размер, способ передвижения, питание, места обитания, выведение потомства).

Составляют рассказ о разнообразии животного мира по плану;

заполняют таблицу, приводя примеры названий животных с разными способами передвижения

20

Среда обитания животных

1

Формирование

представлений о среде обитания животных и многообразии

животного мира

Узнают животных суши, водоемов и птиц на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам (животные суши, водоемы, птицы).

Выполняют задание в рабочей тетради: соедини стрелками рисунок с местом обитания

животных

Узнают и называют представителей животного мира, обитающих на суше, в воздухе, почве, водоемах; называют животных, известных из других источников, объясняют свое решение.

Сравнивают по рисункам

животных разных мест обитания, делают вывод о разных способах приспособления к местам обитания. Пользуясь текстом учебника, заполняют таблицу о

местах обитания животных


21

Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

1

Формирование представлений о многообразии

животного мира на основе имеющихся у школьников знаний

Узнают насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных к разным группам.

Заполняют таблицу в рабочей тетради, соотнося название

животного с названием группы.

Узнают и называют представителей животного мира, относят животных к разным группам с учетом основных признаков, выделяют существенные признаки разных групп животных.

Заполняют в рабочей тетради таблицу: распределяют животных по группам, используя

иллюстрации и рисунки.

22

Насекомые

1

Формирование представлений о многообразии насекомых

Узнают насекомых на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты, имеют представление о значении насекомых в природе.

Раскрашивают рисунки с изображением насекомых

Узнают и называют насекомых. Выделяют существенные признаки насекомых.

Подписывают на рисунках в рабочей тетради части тела насекомого, используя слова для справок. Считают сколько ног у насекомых, делают вывод об отличительных особенностях

насекомых

23

Бабочки, стрекозы, жуки

1

Уточнение и расширение представлений о

бабочках, стрекозах, жуках

Узнают жуков, бабочек, стрекоз на иллюстрациях и фотографиях, относят жуков, бабочек, стрекоз к изученной группе животных,

называют изученные объекты, имеют представление о значении жуков, бабочек, стрекоз в природе. Рассказывают по рисункам, что общего у всех насекомых.

Заполняют таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные

Узнают и называют представителей насекомых (жуки, бабочки, стрекозы) в натуральном виде, естественных условиях, рисунках; выделяют существенные признаки насекомых, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире.

Описывают особенности внешнего вида одного из насекомых по плану и иллюстрациям. Заполняют






особенности каждой группы насекомых

таблицу в тетради, используя слова для справок: выписывают отличительные особенности

каждой группы насекомых, обосновывают свой выбор

24

Кузнечики, муравьи, пчелы

1

Уточнение и расширение представлений о

кузнечиках, муравьях, пчелах

Узнают кузнечиков, пчел, муравьев на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят к изученной группе

животных, имеют представление о значении кузнечиков, пчел, муравьев в природе.

Рисуют муравейник, рассказывают о жизни обитателей муравейника

Узнают и называют насекомых (кузнечики, пчелы, муравьи) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки насекомых, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе.

Описывают внешний вид кузнечика по плану

25

Рыбы

1

Уточнение и расширение представлений о рыбах

Узнают рыб на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о значении рыб в природе.

Называют части тела рыбы по рисунку

Узнают и называют рыб, выделяют существенные признаки рыб, имеют представление о взаимосвязях между изученными объектами (рыбами) и их местом в окружающем мире.

В рабочей тетради на рисунке подписывают части тела рыбы, называют отличительные особенности рыб. Заполняют пропуски на карточке: внешний вид и образ жизни рыб


26

Морские и речные рыбы

1

Формирование представлений о морских и речных рыбах

Узнают морских и пресноводных рыб (сельдь, камбала, лосось, сом, щука) на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят сельдь, треску, камбалу, лосося, карася, окуня, сома, щуку к изученной группе

животных. Относят изученных рыб к морским и пресноводным.

Составляют рассказ об одной из рыб по плану и опорным

предложениям. В рабочей тетради обводят рисунок самой крупной пресноводной рыбы и называют ее.

Узнают и называют морских и речных рыб (не менее 6) в натуральном виде, естественных условиях, картинах; выделяют существенные признаки морских и речных рыб, имеют представления о взаимосвязях между изученными объектами и их местом в окружающем мире; относят рыб к различным группам с учетом различных оснований для

классификации (пресноводные, морские, хищные).

Заполняют таблицу, пользуясь текстом учебника, название пресноводных и морских рыб

Составляют рассказ об одной из рыб по плану

27

Земноводные. Лягушки. Жабы

1

Формирование представлений о земноводных

животных на примере жабы и лягушки

Узнают земноводных – лягушек и жаб – на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят лягушек и жаб к изученной группе животных, имеют представление о значении жаб и лягушек в природе

Узнают и называют земноводных, выделяют существенные признаки земноводных – жаб и лягушек; имеют представления о взаимосвязях между изученными животными и их местом в окружающем мире.

В рабочей тетради соединяют линией описание с названием

животных


28

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы

1

Формирование представлений о пресмыкающихся

животных на примере змей, ящериц, крокодилов

Узнают пресмыкающихся – змей, ящериц, крокодилов на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты,

относят змей, ящериц, крокодилов к изученной группе животных, имеют представление о значении

пресмыкающихся в природе. Выполняют задание в рабочей тетради: зачеркивают в каждом ряду названий групп животных

лишнее слово, пишут обобщающее слово для остальных названий

животных

Выделяют существенные признаки пресмыкающихся, выделяют существенные признаки змей,

ящериц, крокодилов; имеют представления о взаимосвязях

между изученными объектами и их местом в окружающем мире.

В рабочей тетради соединяют линией описание с названием групп животных; подписывают

представителей

29

Птицы

1

Уточнение и расширение представлений о птицах. Места

обитания. Значение птиц в природе

Узнают птиц на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, называют птиц, имеют представление о значении птиц в природе.

Рассматривают рисунок птицы в рабочей тетради и подписывают части тела птицы, используя слова для справок

Узнают и называют птиц (ворона, синица, воробей, голубь, утка).

Выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие.

Подписывают на рисунках в

рабочих тетрадях части тела птицы

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы

1

Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о

ласточках, скворцах, снегирях, орлах

Узнают птиц: ласточек, скворцов, снегирей, орлов на иллюстрациях и фотографиях. Называют изученные объекты, относят ласточек, скворцов, снегирей, орлов к изученной группе животных.

Относят изученных птиц к перелетным или зимующим.

Выполняют задание на карточке:

Узнают и называют птиц (ласточки, скворцы, снегири, орлы).

Выделяют существенные признаки птиц. Рассказывают о взаимосвязях между птицами и их местом в окружающем мире. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, хищные.

В рабочих тетрадях подписывают






заканчивают предложение об особенностях внешнего вида птиц

рисунки с изображением птиц, соединяют изображения птиц с местами их обитания

31

Лебеди, журавли, чайки

1

Формирование представлений о многообразии птиц. Формирование представлений о лебедях, журавлях, чайках

Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки) на иллюстрациях и фотографиях. называют изученные объекты. Выделяют существенные признаки птиц с помощью учителя. Относят изученных птиц к перелетным или зимующим.

Подписывают название птиц на рисунках в рабочей тетради.

Узнают и называют птиц (лебеди, журавли, чайки). Выделяют существенные признаки птиц, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом и образом жизни птиц и их

средой обитания. Относят птиц к различным группам: перелетные, зимующие, водоплавающие.

Называют морских, речных птиц, птиц, живущих около водоемов, известных из других источников. Соединяют в рабочей тетради изображения птиц с местами их обитания; объясняют свой выбор

32

Птицы своего края. Охрана птиц

1

Расширение и уточнение знаний о птицах своей местности. Типичные птицы своего края.

Охрана птиц

Называют птиц, обитающих в своей местности. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для

классификации: перелетные – зимующие, водоплавающие (с помощью учителя). Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе.

Рисуют в тетради рядом с кормушкой одну из зимующих птиц

Называют птиц, обитающих в своей местности, выделяют существенные признаки птиц. Относят птиц, обитающих в своей местности, к различным группам с учетом различных оснований для классификации: перелетные – зимующие, водоплавающие.

Называют и соблюдают правила безопасного поведения в природе, выполняют доступные возрасту природоохранительные действия.

Выписывают в тетрадь названия птиц своего края


33

Млекопитающие

1

Формирование понятия млекопитающие на основе уточнения и расширения имеющихся

представлений: признаки, внешний вид, детеныши, среда обитания (суша и вода)

Узнают и называют млекопитающих на иллюстрациям и фотографиям. Относят млекопитающих к разным группам, имеют представление о значении млекопитающих в природе.

Дополняют предложения в рабочей тетради об отличительных особенностях млекопитающих, используя иллюстрации и опорные понятия

Узнают и называют млекопитающих в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки млекопитающих. Называют млекопитающих из тех, которые

были изучены на уроках, или известных из других источников. Относят млекопитающих к различным группам с учетом различных оснований для

классификации: обитающие в воде и на суше, хищные, травоядные, всеядные.

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Различия по способу питания», используя словарь для

справок

34

Млекопитающие суши

1

Формирование представлений о

млекопитающих суши на основе имеющихся знаний. Животные лесов, степей, пустынь

Узнают млекопитающих суши на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты.

Узнают животных суши на рисунках в рабочей тетради, по контуру соединяют линиями с местами их обитания

Узнают и называют (не менее 5) млекопитающих суши (лесов, степей, пустынь) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими и их местом в окружающем мире, называют млекопитающих из тех, которые

были изучены на уроках или известных из других источников.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают слова, которые







подходят для рассказа о разных млекопитающих суши

35

Млекопитающие морей и океанов

1

Формирование представлений о млекопитающих морей и океанов: признаки, внешний вид

Узнают млекопитающих морей и океанов (китов, дельфинов) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют млекопитающих морей и океанов.

Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособился организм млекопитающих

животных к обитанию в морях и океанах

Узнают и называют млекопитающих морей и океанов (киты, тюлени, дельфины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Имеют представления о взаимосвязях между млекопитающими морей и океанов (внешний вид, образ

жизни) и их местом в окружающем мире. Называют млекопитающих морей и океанов из тех, которые

были изучены на уроках, или известных из других источников, объясняют свой выбор.

Подчеркивают в тексте рабочей тетради отличительные особенности водных млекопитающих; называют признаки сходства; чем морские млекопитающие отличаются от

сухопутных

36

Домашние

животные в городе и деревне

1

Расширение и уточнение

представлений о

домашних животных: признаки, внешний вид

Узнают домашних животных на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, называют домашних животных, относят домашних животных к разным группам (птицы, млекопитающие), имеют

представление о значении домашних животных.

Узнают и называют домашних животных в натуральном виде в естественных условиях и на

картинах, выделяют существенные признаки домашних животных, называют домашних животных из тех, которые были изучены на

уроках или известных из других источников, объясняют свой выбор.






Выписывают в таблицу рабочей тетради названия диких и

домашних животных из стихотворения

Выписывают в таблицу рабочей тетради, используя свои примеры, названия диких и домашних

животных

37

Сельскохозяйствен ные животные: лошади

1

Расширение и уточнение

представлений о лошадях.

Формирование представлений о

сельскохозяйственны х животных: внешний вид, питание, использование человеком

Узнают лошадей на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят лошадей к домашним

животным, имеют представление о значении лошадей.

Включаются в дидактическую игру

«Где чей детеныш?»

Узнают и называют лошадей в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки лошадей, относят лошадей к разным группам с учетом различных оснований для классификации (перевозка грузов, спортивные соревнования, цирк, полиция).Сформированы

представления к самостоятельной жизни.

Выполняют задание в рабочей тетради: вписывают названия животных и их детенышей

38

Сельскохозяйствен ные животные: коровы

1

Расширение и уточнение

представлений о коровах.

Формирование представлений о

сельскохозяйственны х животных: внешний вид, питание, использование человеком, уход и

содержание

Узнают коров на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят коров к

домашним животным, имеют представление о значении коров в жизни человека.

Описывают внешний вид коровы по плану и опорным словам

Узнают и называют коров в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки коров, относят коров к определенным группам животных с учетом различных оснований для

классификации (млекопитающие, домашние, сельскохозяйственные животные).

Описывают внешний вид коровы по плану


39

Сельскохозяйствен ные животные: козы, овцы, свиньи

1

Расширение и уточнение

представлений о козах, овцах, свиньях.

Формирование представлений о

сельскохозяйственны х животных

Узнают и называют коз, овец, свиньях на иллюстрациях и

фотографиях, относят коз, овец, свиней к домашним животным, имеют представление о значении коз, овец, свиней.

Рассказывают об одном из

животных с опорой на предложения и иллюстративный материал,

предложенный учителем

Узнают и называют коз, овец, свиней в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных.

Составляют рассказ об одном из животных по плану

40

Домашние птицы: куры, утки, индюки

1

Расширение и уточнение

представлений о курах, утках, индюках.

Формирование представлений о

сельскохозяйственны х птицах: внешний вид, использование человеком, уход и содержание

Узнают кур, уток, индюков на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят кур, уток, индюков к домашним птицам, имеют

представление о значении кур, уток, индюков.

В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия.

Узнают и называют домашних птиц (кур, уток, индюков) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки изученных животных, относят домашних птиц к

определенным группам с учетом различных оснований для

классификаций (птицы, домашние, водоплавающие).

В рабочей тетради узнают на рисунках домашних птиц и подписывают их названия; сравнивают утку и домашнюю курицу, делают вывод о сходстве по внешнему виду

41

Уход за

животными в

живом уголке или дома

1

Формирование представлений о

«живом уголке», правилах ухода за

животными в «живом уголке».

Узнают животных «живого уголка» на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами

выполнения несложных действий по уходу за животными в «живом

Узнают и называют животных

«живого уголка» в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, относят животных

«живого уголка» к определенным группам (птицы, рыбы,





Общие правила ухода за животными в

«живом уголке» или дома

уголке» под руководством учителя, имеют представление о значении

«живого уголка».

В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в живом уголке

млекопитающие,

пресмыкающиеся), знают о правилах по уходу за животными в

«живом уголке», выполняют

доступные возрасту действия по уходу за животными.

В рабочей тетради подчеркивают названия животных, которые могут жить дома или в «живом уголке»

Обосновывают свой выбор

42

Аквариумные рыбки

1

Формирование представлений об аквариумных рыбах

на основе имеющихся знаний. Правила содержания и ухода за аквариумными рыбками

Узнают аквариумных рыбок на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий

по уходу за аквариумными рыбками под руководством учителя.

В рабочей тетради узнают на рисунках аквариумных рыбок и подписывают их названия;

зачеркивают лишнюю рыбку, используя помощь учителя

Узнают и называют аквариумных рыбок (гуппи, золотые рыбки) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки аквариумных рыбок, знают правила ухода и содержания за

аквариумными рыбами.

В рабочей тетради подписывают рисунки аквариумных рыбок; зачеркивают лишнюю рыбку

43

Канарейки, попугаи

1

Формирование представлений о декоративных и певчих птицах на

основе имеющихся знаний: внешний вид, правила содержания и ухода дома или в

«живом уголке»

Узнают певчих и декоративных птиц на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, называют известные учащимся певчих и декоративных птиц, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за певчими и

декоративными птицами под руководством учителя.

Узнают и называют певчих и

декоративных птиц (канарейки, попугаи) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки певчих и декоративных птиц. Называют певчих и

декоративных птиц, которые были изучены на уроке и известны обучающимся из других






В рабочей тетради узнают на рисунках птиц и подписывают их названия, используя слова для справок. Обводят названия певчих птиц, используя помощь учителя

источников, знают правила ухода и содержания певчих и декоративных птиц.

В рабочей тетради подписывают рисунки названиями птиц, используя слова для справок.

Обводят названия певчих птиц. Отвечают на вопрос: каких птиц называют певчими

44

Морские свинки, хомяки, черепахи

1

Формирование представлений о морских свинках,

хомяках и черепахах: внешний вид, правила ухода

Узнают морских свинок, хомяков, черепах на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за морскими свинками, хомяками, черепахами под руководством учителя.

Выполняют задание в рабочей тетради: отвечают на вопросы (кого чем кормить) и выбирают правильные ответы соотнося их с

названиями животных, используя помощь учителя

Узнают и называют животных в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки морских свинок, хомяков, черепах, знают правила ухода за морскими свинками, черепахами, хомяками и их содержания.

Выполняют задание в рабочей тетради: выбирают правильные ответы на вопрос (кого чем кормить) и записывают их рядом с названием животного

45

Домашние кошки

1

Расширение и уточнение

представлений о

домашних кошках: внешний вид, правила ухода и содержания кошек в доме

Выделяют существенные признаки кошек, относят кошек к

определенным группам (млекопитающие, домашние животные, длинношерстные, короткошерстные)

Знают правила ухода и содержания кошек.

Выполняют задание в рабочей

Узнают кошек на иллюстрациях и фотографиях, относят кошек к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за кошками под руководством учителя, имеют

представление о значении кошек в жизни человека.






тетради: подчеркивают в тексте слова, относящиеся к кошке; показывают на рисунке стрелками еду, которую ест кошка

Записывают в рабочую тетрадь советы, как необходимо ухаживать за котенком

46

Собаки

1

Расширение и уточнение

представлений о собаках: внешний вид, виды собак, правила ухода за собаками и

содержания их в доме.

Узнают и называют собак на иллюстрациях и фотографиях, относят собак к группе домашних животных, знакомятся с правилами выполнения несложных действий по уходу за собаками под руководством учителя, имеют

представление о значении собак в жизни человека.

Рассматривают рисунки в рабочих тетрадях; заполняют схему

«Группы собак»

Выделяют существенные признаки собак, относят собак к

определенным группам (млекопитающие, домашние

животные, служебные, охотничьи, декоративные), знают правила ухода и содержания собак.

Заполняют таблицу в рабочей тетради «Породы собак», используя слова для справок. Составляют памятку об уходе за собакой,

живущей в доме

47

Животные холодных районов Земли

1

Расширение представлений о многообразии

животного мира. Формирование представлений о

животных холодных районов, зависимости внешнего вида и образа жизни

животных от среды обитания

Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) на иллюстрациях и фотографиях. Относят животных холодных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы.

Описывают отличительные признаки внешнего вида животных, обитающих на севере

Называют животных холодных районов Земли (белые медведи, тюлени, моржи, северные олени, песцы, пингвины) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах. Выделяют существенные признаки животных холодных районов Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания. Относят изученных

животных к определенным группам: млекопитающие, птицы, млекопитающие суши, млекопитающие морей и океанов.







Выписывают в тетрадь, используя текст учебника, как приспособились животные к жизни в суровых условиях

48

Животные умеренного пояса

1

Расширение представлений о многообразии

животного мира. Формирование представлений о

животных умеренного пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни

Узнают животных умеренного пояса Земли на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят животных умеренных районов Земли к разным группам животных: млекопитающие, птицы.

В рабочей тетради узнают на

животных умеренного пояса нашей страны и подписывают их названия, используя помощь учителя

Узнают и называют животных умеренных районов Земли (не менее 5) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных умеренного пояса Земли, имеют представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом

жизни и средой обитания, относят изученных животных к

определенным группам животных – млекопитающие, пресмыкающиеся, птицы; травоядные, хищники.

Выписывают в тетрадь название животных, обитающих в умеренном поясе нашей страны

49

Животные жарких районов Земли

1

Расширение представлений о многообразии

животного мира. Формирование представлений о

животных жаркого пояса, зависимости внешнего вида и образа жизни

Узнают животных жаркого пояса Земли на иллюстрациях и

фотографиях, называют изученные объекты, относят животных жарких районов Земли к разным группам

животных: млекопитающие, птицы. Рассказывают об особенностях внешнего вида одного из животных жарких районов Земли по плану и опорным предложениям

Узнают и называют животных

жарких районов Земли (лев, слон, кенгуру, жираф) в натуральном виде в естественных условиях и на картинах, выделяют существенные признаки животных жарких районов Земли, имеют

представления о взаимосвязях между внешним видом животных, их образом жизни и средой обитания, относят изученных







животных к определенным группам животных – травоядные, хищники.

По рисункам и иллюстрациям называют особенности внешнего вида животных жарких районов Земли

50

Животный мир нашей страны

1

Формирование представлений о многообразии

животного мира России: взаимосвязь образа жизни и природных условий. Охрана природы

Узнают животных различных районов нашей страны (тундры, лесов, степей, пустынь, гор) на иллюстрациях и фотографиях. Называют животных, обитающих в нашей стране, относят животных России к разным группам (птицы, млекопитающие)

Узнают и называют животных разных районов нашей страны (по 2–3 животных), выделяют существенные признаки животных разных районов России, называют животных, обитающих в России, известных из других источников, имеют представления о взаимосвязях внешнего вида

животного и места обитания, относят животных к разным группам на основании различных признаков ( пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; хищные,

травоядные)

51

Охрана животных. Заповедники.

Красная книга России

1

Формирование представлений о необходимости охраны природы (животного мира),

знакомство с Красной книгой: заповедники, заказники.

Зоопарки

Узнают животных Красной книги (тигр, соболь, зубр, пеликан) на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, имеют представление о

значении Красной книги.

В рабочей тетради узнают на рисунках животных, охраняемых в заповедниках, и подписывают их названия, раскрашивают их карандашами разных цветов,

Узнают и называют животных, включенных в Красную книгу России, знают и соблюдают правила безопасного поведения в природе.

В рабочей тетради подписывают рисунки животных, охраняемых в заповедниках, раскрашивают их карандашами разных цветов






используя помощь учителя


52

Животные вашей местности. Красная книга области (края)

1

Закрепление знаний о растительном мире России. Обобщение знаний о животных своей местности,

формирование представления о животном мире

своего края

Узнают животных своей местности на иллюстрациях и фотографиях, называют изученные объекты, относят животных своей местности к разным группам животных (птицы, млекопитающие)

Называют животных, обитающих в своей местности, относят

животных своей местности к различным классификациям (млекопитающие, птицы, рыбы; хищные, травоядные)

Человек – 12 часов

53

Как устроен наш организм

1

Расширение и уточнение

представлений о строении тела человека.

Формирование представлений об организме человека

Называют части тела на иллюстрациях. Называют основные органы человека (сердце, легкие,

желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств) на иллюстрациях, с помощью учителя.

В рабочей тетради подписывают названия основных частей тела человека. Рассматривают рисунки, записывают в тетрадь чем

отличаются и что общего у людей, изображенных на рисунках

Называют части тела и органы человека (сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, органы чувств). Показывают основные органы человека на схемах и муляжах.

В рабочей тетради соединяют точки и подписывают названия основных частей тела человека. Заполняют таблицу «Части тала.

Внутренние органы человека», используя слова для справок

54

Как работает наш организм

1

Формирование представлений о внутренних органах человека и их взаимодействии: Формирование представлений о пищеварительной

системе, дыхательной

Называют системы органов с опорой на учебник и иллюстрации. Рассказывают о значении систем органов в организме человека с помощью учителя.

В рабочей тетради подписывают названия внутренних органов человека

Имеют представления о взаимосвязях между органами организма человека. Называют системы органов. Рассказывают о значении систем органов в организме человек и их работе.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: вписывают названия отдельных органов в соответствии





системе, кровеносной системе,

выделительной системе, нервной системе; о согласованной работе организма человека


с названными системами; соединяют линией рисунки с

изображением внутренних органов человека с их значением и

функциями

55

Здоровый образ жизни человека

1

Формирование представлений о здоровом образе

жизни: соблюдение чистоты, правильное питание, чередование работы и отдыха, закаливание, занятие спортом, отсутствие вредных привычек

Знают и соблюдают правила

здорового образа жизни. Понимают значение здорового образа жизни в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого).

Записывают правила здорового образа жизни, используя опорные предложения в рабочей тетради

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм.

Составляют свой режим дня.

Записывают в тетрадь правила

здорового образа жизни, используя опорные слова

56

Осанка

1

Уточнение и расширение представлений о

правильной осанке. Профилактика нарушения осанки

Узнают правильную осанку на иллюстрациях и фотографиях.

Знают и соблюдают правила

здорового жизни, понимают его значение в жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого).

Дорисовывают на рисунке в

рабочей тетради, как надо сидеть правильно

Имеют представление о влиянии осанки на здоровье человека.

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм.

Подчеркивают в тексте карточки те условия, при которых осанка будет правильной

57

Органы чувств

1

Расширение и уточнение

представлений об органах чувств человека

Узнают органы чувств (глаза, уши, нос, язык) на иллюстрациях и схемах, называют изученные органы, имеют представление о значении органов чувств.

Узнают и называют изученные органы (глаза, уши, нос, кожа,

язык), показывают их на рисунках, схемах, макетах.

Относят зрение, слух, осязание,






В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств, используя помощь учителя

вкус к органам чувств, имеют представление о взаимосвязи органов чувств в организме и их значении.

В рабочей тетради вставляют в предложения пропущенные слова о значении органов чувств

58

Правила гигиены и охрана органов чувств

1

Формирование знаний о правилах гигиены органов чувств

Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа жизни, понимают их значение в

жизни человека, выполняют несложные задания (под контролем взрослого)

Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм.

Составляют правила гигиены органов чувств, записывают в тетрадь

59

Здоровое питание

1

Формирование представлений о здоровом питании. расширение и

уточнение знаний о продуктах питания

Соблюдают режим дня, правила личной гигиены и здорового образа питания, понимают их значение в жизни человека.

Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения, используя слова для справок и помощь учителя

Узнают и называют продукты животного и растительного происхождения, выделяют их признаки, относят продукты к

соответствующим группам. Знают и соблюдают правила здорового образа питания, совершают

действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм. Заполняют таблицу в рабочей тетради: записывают продукты растительного и животного происхождения; что вредно и что

полезно для организма


60

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены

1

Формирование представлений об органах дыхания и правилах гигиены органов дыхания

Узнают и называют органы дыхания (нос, легкие) на

иллюстрациях и схемах, имеют представление о значении органов чувств. Знают и соблюдают правила здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила личной гигиены.

В рабочей тетради на рисунках находят органы дыхания и подписывают их

Узнают и называют изученные органы (нос, легкие), показывают их на рисунках, схемах, макетах.

Относят нос, легкие к органам

дыхания, имеют представление о взаимосвязи органов и систем в организме и их значении. Знают и соблюдают правил здорового образа жизни, совершают действия по соблюдению санитарно- гигиенических норм.

На рисунках в рабочей тетради находят органы дыхания и подписывают их; дополняют рассказ о значении носа для организма человека, вставляя

пропущенные слова в текст карточки

61

Оказание первой медицинской помощи

1

Формирование представлений о первой помощи и

правилах ее оказания. Оказание помощи при порезах, царапинах, ушибах, обморожении, ожогах

Знают и соблюдают правила

здорового образа жизни, понимают его значение в жизни человека, соблюдают правила безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого), выполняют несложные задания по первой доврачебной помощи (под контролем взрослого).

Знают и соблюдают правила безопасного поведения.

Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Соединяют линией рисунок с нужной рекомендацией по оказанию помощи при

повреждениях кожи

62

Профилактика простудных заболеваний Обращение за медицинской

1

Формирование представлений о простудных

заболеваниях и мерах, принимаемых для

Знают и соблюдают правила

здорового образа жизни, правила личной гигиены, понимают их значения в жизни человека, выполняют несложные задания по

Знают и соблюдают правила поведения при простудных

заболеваниях, знают и соблюдают правила профилактики простудных заболеваний, совершают действия



помощью


профилактики и лечения.

Профилактика простудных заболеваний

оказанию первой доврачебной помощи (под контролем взрослого). По рисункам в рабочей тетради, составляют и записывают

предложения о способах закаливания, используя помощь учителя

по соблюдению санитарно- гигиенических норм.

Выполняют доступные возрасту меры первой доврачебной помощи. Используя рисунки в рабочей тетради, составляют и записывают предложения о способах закаливания

63

Специализация врачей

1

Формирование представлений о

специализации врачей и необходимости при заболевании обращаться к врачу

Узнают врачей на иллюстрациях, фотографиях, называют специализации врачей.

Выписывают названия специализации врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания, используя слова для справок

Называют специализацию врачей (педиатр, терапевт, лор, окулист), соотносят заболевания внутренних органов и специализацию врача.

Выписывают в тетрадь названия врачей, к которым можно обратиться за помощью при разных видах заболевания

64

Медицинские учреждения нашего города

1

Уточнение и расширение представлений о медицинских

учреждениях своего города и их специализации

Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях

Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях

65

Медицинские учреждения нашего города

1

Уточнение и расширение представлений о медицинских

учреждениях своего города и их специализации

Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях

Знают медицинские учреждения своего города, знают правила поведения в медицинских учреждениях


Обобщение 3 часа

66

Неживая природа

1

Обобщение и закрепление представлений о

предметах и явлениях неживой природы

Узнают и называют изученные предметы на иллюстрациях,

фотографиях, относят изученные предметы к определенным группам (вода, воздух, полезные

ископаемые, почва), называют предметы, относящиеся к почве, полезным ископаемым, свойства воды, воздуха, знают элементарные правила безопасного поведения в природе, имеют представление о

значении неживой природы в жизни человека

Узнают и называют изученные предметы неживой природы на картинах, схемах и в натуральном виде, относят предметы неживой природы к разным группам (вода, воздух, полезные ископаемые, почва), выделяют существенные признаки каждой группы. Имеют представления о взаимосвязях

между неживой и живой природой.

Знают и соблюдают правила

безопасного поведения в природе

67

Живая природа

1

Обобщение и закрепление представлений о живой природе, умение

дифференцировать живую и неживую природу

Называют изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях, относят изученные объекты к определенным группам (растения, животные, организм человека). называют объекты, относящиеся к растениям, животным, организму человека. Имеют представление о значении живой природы

Называют изученные объекты

живой природы. Относят объекты живой природы к разным группам: растения (деревья, кустарники, травы, хвойные, лиственные,

декоративные), животные (насекомые, рыбы,

пресмыкающиеся, земноводные, млекопитающие) и организм человека. Выделяют существенные признаки разных групп растений и животных. Имеют представление о взаимосвязях между неживой и

живой природой


68

Живая природа

2

Обобщение и закрепление представлений о живой природе, умения

дифференцировать живую и неживую природу

Называют элементарные правила безопасного поведения в природе.

Рассказывают о правилах соблюдения режима дня, личной

гигиены, здорового образа жизни с опорой на учебник.

Называют и соблюдают правила

безопасного поведения в природе.

Рассказывают о правилах соблюдения режима дня, личной гигиены, здорового образа жизни


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА


Природоведение: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 7-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2024. – 191, (1) с.: ил.

Природоведение, 6 класс Рабочая тетрадь, учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная


МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Природоведение: 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. – 7-е изд., стер. – М.: Просвещение, 2024. – 191, (1) с.: ил.

Природоведение, 6 класс Рабочая тетрадь, учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы/ Т.М. Лифанова, Е.В. Подвальная


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/5/

Библиотека видеоуроков https://interneturok.ru/kursy_i_uslugi/biblioteka_videourokov/?ysclid=m09lpli3so987133192