Приложение к ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа №19
| Утверждено Приказом от ______________ № ____ Директор МОУ СОШ №19 __________________________________ И. В. Буданцева |
Рабочая программа
по учебному предмету «Родная литература»
Класс | 6е |
Уровень | Основное общее образование |
Составитель | Фокина Ольга Сергеевна |
2019 год
Оглавление
| Разделы | Страницы |
Пояснительная записка | 3-4 |
I. | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 5 |
II. | Содержание учебного предмета, курса | 6-7 |
III. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 8-9 |
IV. | Календарно-тематическое планирование | 10-11 |
V. | Лист экспертизы | 13 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 14 (ч.6), ст. 28 (п.6 ч.3), ст. 44 (ч.1, ч.3)
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 №1897
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об изучении русского языка как родного из числа языков народов РФ» от 15.02.2017 №МОН-П-617
5. Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке» от 09.10.2017 №ТС-945/08
6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О вопросах изучения языков народов РФ» от 20.06.2018 №05-192
7. Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении информации и рекомендаций по применению нормативного законодательства по обеспечению образования на родных языках» от 20.12.2018 №03-510
8. Приказы Минпросвещения России от 17.01.2019 №19, 20 «О внесении изменений в порядок приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 г. №32»
9. Приказы Минпросвещения России от 21.01.2019 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской федерации от 30 августа 2013 г. №1015»
10. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменская СОШ №19, 2016 г. (с дополнением, приказ МОУ Раменской СОШ №19 от 30.08.2019 № 157)
11. Рабочая программа по литературе к предметной линии учебников для 6 класса общеобразовательной школы авторов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина и др. – М.: Просвещение, 2014.
12. Учебник: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2018
Цели изучения учебного предмета, курса
Цель изучения родной литературы в школе – воспитание уважительного и бережного отношения к родной литературе как величайшей духовной, нравственной и культурной ценности русского народа.
Задачи изучения учебного предмета, курса:
формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения родной литературы;
обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию родной литературы, к отдельным ее произведениям;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
формирование умения актуализировать в художественных текстах родной литературы личностно значимые образы, темы и проблемы, учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного литературного произведения;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год | 17 часов |
Количество часов в неделю | 0,5 часа |
Согласно Учебному плану основного общего образования МОУ Раменской СОШ №19 на 2019-2020 учебный год (п. 2.2) указанное количество часов в неделю соответствует 1 часу в неделю, выделенному на освоение учебного предмета «Родная литература» во 2 полугодии (3 и 4 четвертях).
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Предметными результатами изучения курса «Родная литература» является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
осознавать значимость чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;
понимать родную литературу как одну из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
овладевать процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления
Ученик получит возможность научиться:
владеть различными видами пересказа,
пересказывать сюжет;
выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения;
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Распределение учебных часов по разделам Рабочей программы
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе |
Контрольных работ | Практичес-ких работ | Лаборатор-ных работ |
1 | Введение | 1 | | | |
2 | Устное народное творчество | 2 | | | |
3 | Древнерусская литература | 1 | | | |
4 | Литература XIX века | 5 | | | |
5 | Литература XX века | 8 | | | |
| Всего | 17 | | | |
Введение (1 час)
Значимость чтения. Родная литература как способ познания жизни.
Устное народное творчество (2 часа)
Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Характеристика героев фольклорных произведений.
Древнерусская литература (1 час)
«Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе.
Литературы XIX века (5 часов)
Н. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (гл. «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Мечты и попытки их реализовать. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены».
Ф. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание.
Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека.
Поэтический образ родины в стихотворениях: И.С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине.
Литературы XX века (8 часов)
Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе.
А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном.
Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам.
А. Алексин «Домашнее сочинение». Сомнения открытия, пора размышлений о жизни и о себе.
Р. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями.
А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименования разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Введение (1 ч) |
1 | Значимость чтения. Родная литература как способ познания жизни. | 1 |
Устное народное творчество (2 ч) |
2 | Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Характеристика героев фольклорных произведений. | 2 |
Древнерусская литература (1 ч) |
3 | «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. | 1 |
Русская литература XIX века (5 ч) |
4 | Н. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (гл. «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Мечты и попытки их реализовать. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». | 1 |
5 | Ф. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание. | 1 |
6 | Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. | 1 |
7 | И.С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине. | 2 |
Литература XX века (8 ч) |
8 | Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. | 1 |
9 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | 1 |
10 | Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | 1 |
11 | А. Алексин «Домашнее сочинение». Сомнения открытия, пора размышлений о жизни и о себе. | 2 |
12 | Р. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями. | 1 |
13 | А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. | 2 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные (фактические) сроки прохождения |
Введение (1 ч) |
1 | Значимость чтения. Родная литература как способ познания жизни. | 16.01 | |
Устное народное творчество (2 ч) |
2 | Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Характеристика героев фольклорных произведений. Урок 1 | 23.01 | |
3 | Сказка «Два Ивана – солдатских сына». Характеристика героев фольклорных произведений. Урок 2 | 30.01 | |
Древнерусская литература (1 ч) |
4 | «Подвиг юноши Кожемяки» из сказаний о Святославе. Образное отражение жизни в древнерусской литературе. | 06.02 | |
Русская литература XIX века (5 ч) |
5 | Н. Гарин-Михайловский. «Детство Тёмы» (гл. «Иванов», «Ябеда», «Экзамены»). Мечты и попытки их реализовать. Преодоление героем собственных слабостей в главе «Экзамены». | 13.02 | |
6 | Ф. Достоевский. «Мальчики». Сострадание и сопереживание. | 20.02 | |
7 | Н. Лесков «Человек на часах». Открытость и честность, требовательность к себе, деликатность по отношению к окружающим, уважение к личности и осознание факта неповторимости каждого человека. | 27.02 | |
8 | И.С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине. Урок 1 | 05.03 | |
9 | И.С. Никитин. «Русь», «Сибирь!.. Напишешь это слово…»; М.Ю. Лермонтов. «Москва, Москва! люблю тебя, как сын...», А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край», «Благовест». Автор и его отношение к родине. Урок 2 | 12.03 | |
Литература XX века (8 ч) |
10 | Л.А. Чарская. Рассказ «Тайна». Глубина человеческих чувств и способы их выражения в литературе. | 19.03 | |
11 | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | 02.04 | |
12 | Ю.Я. Яковлев «Рыцарь Вася». Благородство как следование внутренним нравственным идеалам. | 09.04 | |
13 | А. Алексин «Домашнее сочинение». Сомнения открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Урок 1 | 16.04 | |
14 | А. Алексин «Домашнее сочинение». Сомнения открытия, пора размышлений о жизни и о себе. Урок 2 | 23.04 | |
15 | Р. Погодин «Время говорит – пора».Герои-подростки и их взаимоотношения с родителями. | 30.04 | |
16 | А. Блок «Там неба осветлённый край…», «Снег да снег…», В.Я. Брюсов. «Весенний дождь». Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания. | 07.05 | |
17 | Н.А. Заболоцкий «Утро», «Подмосковные рощи», А. Твардовский «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…», А. Вознесенский «Снег в сентябре». Слияние с природой, эмоциональное состояние лирического героя. | 14.05 | |
Лист согласования изменений
в календарно-тематическом планировании
№ п/п | Изменение календарно-тематического планирования (дата, содержание изменения, причины) | Отметка о согласовании с администрацией |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Лист экспертизы
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей гуманитарного цикла
от _______________ № ________
Руководитель ШМО
______________ ( Е.В. Орлова)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
______________ (Е.А. Подковкина )
Дата:
5