Литература как учебный предмет играет ведущую роль в достижении личностных, метапредметных, предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты:
воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог и достигать в нём взаимопонимания;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы свое познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
владение основами самоконтроля, самоанализа, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
смысловое чтение;
умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий.
Предметные результаты:
Важнейшими умениями в 5 классе являются следующие:
умение определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
умение владеть различными видами пересказа (5–6 кл.);
умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;
умение находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.);
выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;
осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести и пр.)
умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);
умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;
умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;
умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;
умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;
умение владеть монологической и диалогической речью, готовить сообщения, доклады, рефераты;
умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы;
умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;
умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях;
умение сопоставлять произведения разных видов искусства, писать сочинение по картине;
работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.);
пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.).
5-классник получит возможность научиться:
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (например, историей, ОДНКНР);
5-классник получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Наименование дисциплины в соответствии с учебным планом – РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Нормативная база и УМК.
Рабочая программа по РОДНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ для 5 класса разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 31.12.2015);
Приказом от 23.12.2014 № 1644 МО и Н РФ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Основной образовательной программы основного общего образования (утв. приказом директора школы);
с учетом:
«Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;
«Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации от 03.06.2017 № 1155;
перечня «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08).
Данная программа конкретизирует содержание Стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.
на основе
Примерной рабочей программой по учебному предмету «Родная литература (русская)» для 5-6 классов (70 часов)/ Под общ. редакцией М.В. Бабкиной. – Курск: ООО «Учитель», 2019. – 29 с.;
Рабочей программы по литературе для 5-9 классов под редакцией В.Я. Коровиной (издат-во «Просвещение», М., 2014 г.),
учебника для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе, в 2-х частях, 5 класс, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, изд-во «Просвещение», 2014 г.
Учебно-методический комплект, используемый для достижения образовательной цели в соответствии с образовательной программой.
Данная программа обеспечивается линией текстами произведений, входящих в перечень «100 книг по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению» (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.01.2013 г. № НТ- 41/08), а также учебником для общеобразовательных организаций с прил. на электрон. носителе, в 2-х частях, 5 класс, авторы-составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, изд-во «Просвещение», 2014 г.
Цели и задачи программы:
Изучение «Родной литературы» направлено:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Объект изучения в учебном процессе − литературное произведение в его жанрово-родовой и историко-культурной специфике. Постижение произведения происходит в процессе системной деятельности школьников как организуемой педагогом, так и самостоятельной, направленной на освоение навыков культуры чтения (вслух, про себя, по ролям; чтения аналитического, выборочного, комментированного, сопоставительного и др.) и базовых навыков творческого и академического письма, последовательно формирующихся на уроках родной литературы.
Как часть образовательной области «Родной язык и родная литература»» учебный предмет «Родная литература (русская)» тесно связан с учебным предметом «Родной язык (русский)». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Место учебного предмета: обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени для 5 класса в объёме 17 часов. Содержание учебного предмета, 5 класс
Введение (1 час)
Роль книги в духовной жизни человека и общества. Русская литература как нравственный ориентир и основа нравственной памяти, как национально-культурная ценность народа. Своеобразие родной литературы.
Русский фольклор (2 часа)
Сказки «Бой на Калиновом мосту», «Дочь-семилетка», «Ворона и рак». Нравоучительный и философский характер русских народных сказок. Тема защиты родной земли, бескорыстного служения Отечеству, единения перед лицом врага в волшебной богатырской сказке героического содержания «Бой на Калиновом мосту». Образы трёх Иванов как выразителей основной мысли сказки, их нравственное превосходство. Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета.
Р.Р. Анализ сказки.
Теория литературы: Типы сказок (о животных, волшебные, бытовые). Особенности сказки (присказка, зачин, повтор, концовка, постоянные эпитеты, сравнения и др.). Сказочный персонаж, типы сказочных персонажей. Образы животных.
Развитие речи: работа со словарями, составление словарной статьи, сказывание сказки.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер сказок, «Своя игра» по теме «Русский фольклор» или «Русские сказки».
Связь с другими искусствами: кинофильмы и мультипликационные фильмы по мотивам сказочных сюжетов.
Литературная сказка (1 час)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке», «О четырёх глухих»; Л.Н. Толстой «Работник Емельян и пустой барабан»; А.Н. Толстой
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» (1-2 по выбору). Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке.
Теория литературы: литературная сказка, её отличие от фольклорной сказки.
Развитие речи: отзыв о самостоятельно прочитанной литературной сказке.
Древнерусская литература (1 час)
Домострой. Как детям почитать и беречь отца и мать, и повиноваться им, и утешать их во всём. «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи.
Теория литературы: жанры древнерусской литературы (летописание, поучение).
Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Русская басня (2 часа) Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество – основные темы басен. Русская басня в XX веке. В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Лишь только дневный шум замолк…». А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басни «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало» и другие по выбору. Тематика, проблематика.
Теория литературы: басенный сюжет; мораль, аллегория, сравнение, гипербола.
Развитие речи: чтение наизусть, чтение по ролям.
Возможные виды внеурочной деятельности: конкурс на лучшую инсценировку басни.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, мультипликационные фильмы по басням писателей.
Из литературы XIX века (4 часа)
К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу.
Теория литературы: дума как жанр литературы, монолог героя, лирическое начало, ораторский стиль (риторические вопросы, восклицания, обращения).
Развитие речи: выразительное чтение.
Связь с другими искусствами: прослушивание фрагментов оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).
А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни.
Теория литературы: повесть как жанр литературы, сюжет, конфликт.
Развитие речи: краткий пересказ, словесное рисование.
Связь с другими искусствами: просмотр фрагментов художественного фильма «Выстрел» (1966 г., СССР, режиссёр Наум Трахтенберг).
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится...», «Весенние воды», «Как весел грохот летних бурь...», «Есть в осени первоначальной...»; А.Н. Плещеев. «Весна» (отрывок); И.С. Никитин. «Утро», «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); А.Н. Майков. «Ласточки»; И.З.Суриков. «Зима» (отрывок). Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору). Обзор стихотворений.
Теория литературы: эпитет, метафора, олицетворение, стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть.
Урок контроля по разделу: Контрольная работа по теме «Литература XIX века» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос)
Из литературы XX века (9 часов)
Паустовский К.Г. «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Старый повар». «Исаак Левитан». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Развитие речи: пересказ.
В.П. Астафьев.
«Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема жестокости и ответственности за свои поступки. «Белогрудка». Отношение человека к природе. Призыв писателя к милосердию, бережному и трепетному отношению ко всему живому на земле (1 рассказ по выбору).
Теория литературы: рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв об эпизоде. Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.
Ю.Я. Яковлев. (1-2 рассказа по выбору).
Поиски правды героями Ю. Яковлева в рассказе «А Воробьёв стекло не выбивал».
Рассказ «Багульник». Что позволяет человеку «раскрыться», «распуститься», подобно багульнику?
Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне?
Теория литературы: композиция, рассказ, завязка, кульминация, развязка.
Развитие речи: выборочный пересказ, характеристика персонажей, письменный отзыв об эпизоде, сочинение-письмо с фронта.
Родная природа в произведениях поэтов XX века.
И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе как выражение поэтического восприятия окружающего мира и осмысление собственного мироощущения, настроения. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Теория литературы: Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Развитие речи: Выразительное чтение наизусть.
Современная литература (1 час)
Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо».
Теория литературы: рассказ как жанр литературы, композиция (завязка, кульминация, развязка).
Развитие речи: выборочный пересказ, словесный портрет, характеристика персонажа, цитатный план.
Тематический план_5 класс_17 часов (2019-2020 уч.г.)
№ | Наименование разделов, тем | Количество часов | Тема |
Общее | Р/Р | К/Р |
| Своеобразие родной литературы. | 1 | | | Родная литература как национально-культурная ценность народа. Своеобразие родной литературы. |
| Русский фольклор. | 1 | 1 | | Тема защиты родной земли, бескорыстного служения Отечеству, единения перед лицом врага в волшебной богатырской сказке героического содержания «Бой на Калиновом мосту». Образы трёх Иванов как выразителей основной мысли сказки, их нравственное превосходство Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности сюжета. Р.Р. Сказывание сказки, работа со словарём. |
| 1 | 1 | | Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак». |
| Литературная сказка | 1 | 1 | | В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх глухих». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв |
| Древнерусская литература. | 1 | 1 | | «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Р.Р. Пересказ |
| Литература XVIII века | 1 | 1 | | Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность, просвещение и невежество как основные темы басен. Р.Р. Чтение наизусть |
| Литература XX века | | 1 | | Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Р.Р. Чтение наизусть |
| Литература XIX века | 1 | 1 | | К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу. Р.Р.Выразительное чтение |
| | | | | А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Р.Р. Краткий пересказ |
| | 1 | | 1 | Контрольная работа по теме «Литература XIX века» |
| Поэтический образ Родины (19 в.) | 1 | 1 | | Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р. Выразительное чтение наизусть. |
| Литература XX века | 1 | 1 | | Паустовский К.Г. Рассказ «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Р.Р. Пересказ |
| | 1 | | В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема человеческой жестокости и ответственности за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод. |
| | 1 | | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Р.Р. выборочный пересказ. |
| | 1 | | Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р. Чтение наизусть |
| Современная литература | | 1 | | Современная литература. Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план |
| Итоговый урок | | | | Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) |
КТП_5 класс_17 часов
№ п/п | Содержание | Дата план | Дата факт |
| Родная литература как национально-культурная ценность народа. Своеобразие родной литературы. | | |
| «Бой на Калиновом мосту» волшебная сказка героического содержания. Р.Р. Сказывание сказки, работа со словарём. | | |
| Народные представления о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках «Дочь-семилетка», «Ворона и рак». | | |
| В.Ф. Одоевский. Сказка «О четырёх глухих». Отличие литературной сказки от сказок народных. Отражение нравственных ценностей русского народа в литературной сказке. Р.Р.Отзыв | | |
| «Домострой» как памятник русской литературы XVI века, сборник правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи. Р.Р. Пересказ | | |
| Русская басня в XVIII в. В.К. Тредиаковский. «Ворон и Лиса», «Петух и жемчужина». М.В. Ломоносов. «Лишь только дневной шум замолк». А.П. Сумароков. «Ворона и Лиса», «Волк и Ягнёнок». Р.Р. Чтение наизусть | | |
| Русская басня в XX веке. С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика. Р.Р. Чтение наизусть | | |
| К.Ф. Рылеев. «Иван Сусанин». Историческая основа произведения. Особенности жанра. Композиция думы. Роль пейзажа в произведении. Иван Сусанин – идеал человека, верного Родине и народу. Р.Р.Выразительное чтение | | |
| А.С. Пушкин. «Выстрел». История создания повести. Месть и преодоление желания мстить через осознание важности человеческой жизни. Р.Р. Краткий пересказ | | |
| Контрольная работа по теме «Литература XIX века» | | |
| Образы Родины в пейзажной лирике Ф. Тютчева, А. Плещеева, И.С. Никитина и др. (обзор) Выразительное чтение стихотворений, элементы анализа. Р.Р. Выразительное чтение наизусть. | | |
| Паустовский К.Г. Рассказ «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Р.Р. Пересказ | | |
| В.П. Астафьев. «Зачем я убил коростеля?». Смысл названия рассказа. Проблема человеческой жестокости и ответственности за свои поступки. Р.Р. Письменный отзыв на эпизод. | | |
| Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Реликвия». Как сохранить память о войне? Р.Р. выборочный пересказ. | | |
| Стихотворные лирические произведения о Родине, родной природе. И. Бунин. «Помню - долгий зимний вечер...»; А. Прокофьев. «Алёнушка»; Д. Кедрин. «Алёнушка»; Н. Рубцов. «Родная деревня»; Дон-Аминадо. «Города и годы». Р.Р. Чтение наизусть | | |
| Современная литература. Людмила Улицкая. Тема послевоенного детства и сиротства в рассказе «Капустное чудо». Р.Р. Цитатный план | | |
| Контрольная работа по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | | |
| | | |