СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по родному языку (русскому) ФГОС для 9 класса 34 часа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Свердликовская средняя общеобразовательная школа»

Суджанского района Курской области





Рассмотрена на заседании Согласована

МГ учителей - словесников Заместитель

от 25. 08. 2019 г. директора по УВР

Протокол № 1 _______/Стоянова О. Ф./

Руководитель МГ от 28. 08. 2019 г.

________/Шуличенко О. И./




Принята Утверждаю

на заседании Директор школы

педагогического _________ /Иванов Е.А./

совета Приказ

от 30. 08. 2019 г. от 30. 08. 2019 г.

Протокол № 1 № 1 - 29




Рабочая программа

по родному языку

9 класс

(ФГОС ООО)

2019 – 2020 уч. год


Учитель:

Шуличенко Ольга Ивановна







с. Свердликово

2019 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Родной язык (русский)» для 9 класса разработана на основе:

- ФГОС основного общего образования второго поколения;

- примерной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский родной язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература».

- учебного плана школы на 2019-2020 уч. год, согласно которому на изучение родного языка в 9 классе отводится 1 учебный час в неделю, 34 часа в год.



Планируемые результаты изучения учебного предмета


Речь и речевое общение

Выпускник научится:

  • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения;

  • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения;

  • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения;

  • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств;

  • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выступать перед аудиторией с небольшим докладом; публично представлять проект, реферат; публично защищать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать;

  • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их.

Речевая деятельность

Выпускник научится:

  • различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации); передавать содержание аудиотекста в соответствии с заданной коммуникативной задачей в устной форме;

  • понимать и формулировать в устной форме тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию, комментировать её в устной форме;

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать и комментировать речь в устной форме.

Чтение

Выпускник научится:

  • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста;

  • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

  • отбирать и систематизировать материал на определённую тему, анализировать отобранную информацию и интерпретировать её в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных текстах разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности;

  • извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ,

  • том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.

Говорение

Выпускник научится:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре);

  • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; извлекать из различных источников, систематизировать и анализировать материал на определённую тему и передавать его в устной форме с учётом заданных условий общения;

  • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

Письмо

Выпускник научится:

  • создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности;

  • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

  • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • писать рефераты;

  • составлять аннотации, тезисы выступления, конспекты.

Текст

Выпускник научится:

  • создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.

Выпускник получит возможность научиться:

  • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты со спецификой употребления в них языковых средств.

Функциональные разновидности языка

Выпускник научится:

  • владеть практическими  умениями  различать  тексты  разговорного  характера,

научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы (экстралингвистические особенности, лингвистические особенности на уровне употребления лексических средств, типичных синтаксических конструкций);

  • речи; оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;

  • исправлять речевые недостатки, редактировать текст;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями, сообщением и небольшим докладом на учебно-научную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

  • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью.

Общие сведения о языке

Выпускник научится:

  • характеризовать основные социальные функции русского языка в России.

место русского языка среди славянских языков, роль старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка;

  • определять различия между литературным языком и диалектами, просторечием, профессиональными разновидностями языка, жаргоном и характеризовать эти различия;

  • оценивать использование основных изобразительных средств языка.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики.

Язык и культура

Выпускник научится:

- выявлять единицы языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах;

  • приводить примеры, которые доказывают, что изучение русского родного языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны;

  • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни.

  • Выпускник получит возможность научиться: характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя русского родного языка.

Фонетика и орфоэпия. Графика

Выпускник научится:

  • проводить фонетический анализ слова;

  • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка;

  • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись);

  • выразительно читать прозаические и поэтические тексты;

Морфемика и словообразование

Выпускник научится:

  • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;

  • различать изученные способы словообразования;

  • анализировать и самостоятельно составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;

  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнёзда, устанавливая смысловую и структурную связь однокоренных слов;

  • опознавать основные выразительные средства словообразования                             в художественной речи и оценивать их;

  • извлекать необходимую информацию из морфемных, словообразовательных и этимологических словарей и справочников, в том числе мультимедийных;

  • использовать этимологическую справку для объяснения правописания и лексического значения слова.

Лексикология и фразеология

Выпускник научится:

  • опознавать фразеологические обороты;

  • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях;

  • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте;

  • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности.

Выпускник получит возможность научиться:

  • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка;

  • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова;

  • опознавать омонимы разных видов;

  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;

  • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Морфология

Выпускник научится:

  • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи;

  • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи;

  • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа;

  • распознавать явления грамматической омонимии, существенные для решения орфографических и пунктуационных задач.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства морфологии; различать грамматические омонимы;

  • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности.

Синтаксис

Выпускник научится:

  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;

  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;

  • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;

  • использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;

  • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • анализировать синонимические средства синтаксиса;

  • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи;

  • анализировать особенности употребления синтаксических конструкций с точки зрения их функционально-стилистических качеств, требований выразительности речи.

Правописание: орфография и пунктуация

Выпускник научится:

- соблюдать  орфографические  и  пунктуационные  нормы  в  процессе  письма  (в объёме содержания курса).

Выпускник получит возможность научиться:

  • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;

  • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
































Содержание учебного предмета


№ п/п

Наименование раздела программы, тема

Кол-во

часов

Планируемые результаты по каждой теме (характеристика основных видов деятельности обучающихся)

1.

Раздел 1. Язык и культура.

Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа (обобщение). Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость. Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры). Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных слов.

8

Овладевают приемами и правилами эффективного слушания устной монологической речи. Осознают роль речевой культуры, общения, коммуникативных умений в жизни человека. Обобщить ранее полученные знания о связи истории и развития языка. Прослушать объяснения учителя о ключевых словах (концептах) русской культуры (дом, мир, человек, город и др.), обзор жанров прецендентных текстов (крылатые слова и выражения из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.). Прочитать учебно-научный текст, произвести лингвокультурологический анализ текста. Работать со сборниками афоризмов, объяснять смысл афоризмов. Подобрать общеизвестные примеры прецендентных текстов: крылатых слов и выражений из ранее изученных произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

Обобщить ранее полученные знания об активных процессах в развитии языка. Прослушать объяснения учителя, оформить выводы в виде таблицы. «Основные тенденции развития современного русского языка».

2.

Раздел 2. Культура речи.

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения. Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.

Нарушение орфоэпической нормы как художественный приём. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости. Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Согласование. Управление: управление предлогов благодаря, согласно, вопреки; предлога по с количественными числительными в словосочетаниях с распределительным значением (по пять груш – по пяти груш). Правильное построение словосочетаний по типу управления (отзыв о книге – рецензия на книгу, обидеться на слово – обижен словами). Правильное употребление предлогов о‚ по‚ из‚ с в составе словосочетания (приехать из Москвы – приехать с Урала). Нагромождение одних и тех же падежных форм, в частности родительного и творительного падежа. Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений: постановка рядом двух однозначных союзов (но и однако, что и будто, что и как будто)‚ повторение частицы бы в предложениях с союзами чтобы и если бы‚ введение в сложное предложение лишних указательных местоимений.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы. Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета Интернет-дискуссии, Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

11

Систематизировать знания об орфоэпических нормах языка и типичных ошибках в устной речи. Прослушать чтение художественного(ых) текста(ов) с нарушением орфоэпической нормы, объяснить роль в тексте этого художественного приёма. Прочитать вслух учебно-научный текст, соблюдая орфоэпические нормы. Работать с орфоэпическим словарём, орфоэпическим минимум выпускника основной школы. Обобщить ранее полученные знания о лексических нормах русского литературного языка. Работать с толковым словарём. Читать и редактировать небольшие тексты разных стилей, характеризовать лексический состав стилей речи. Работать с толковым словарём. Соблюдать лексические нормы русского языка. Прослушать объяснения учителя о видах речевых ошибок, связанных с нарушением лексической сочетаемости, составить таблицу «Типичные речевые ошибки». Наблюдать над языковым материалом, находить речевые ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости, исправлять их. Работать с толковым словарём. Систематизировать знания о видах грамматических ошибок. Прочитать ученический(ие) текст(ы) , редактировать черновой(ые) вариант(ы) прочитанного(ых) текста(ов), опираясь на памятку «Типичные грамматические ошибки», используя грамматические словари и справочники, составить исправленный вариант текста. Работать в группах малого состава. Оценить соблюдение грамотности предложенного(ых) для редактирования текста(ов).

Систематизировать знания об этикетных речевых тактиках и приемах в общении. Решение ситуативных задач с использованием известных речевых тактик и приёмов. Работать в группах. Представить результаты в виде устного выступления: разыгрывание речевых ситуаций. Прослушать объяснения учителя об особенностях электронного общения, этикете в электронной среде, понятии нетикета. Прочитать отрывок Интернет-переписки, анализировать с точки зрения соблюдения этических норм, правил речевого этикета.

3.

Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

Язык и речь. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Средства выразительной устной речи (тон, тембр, темп), способы тренировки (скороговорки).

Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации. Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях. Контактное и дистантное общение.

Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Как строится текст. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения. Основные признаки текста: смысловая цельность, информативность, связность. Виды абзацев. Заголовки текстов, их типы. Информативная функция заголовков. Тексты аргументативного типа: рассуждение, доказательство, объяснение. Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Виды косвенных доказательств. Способы опровержения доводов оппонента: критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации. Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

Функциональные разновидности языка

Разговорная речь. Анекдот, шутка. Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

Публицистический стиль. Проблемный очерк.

Язык художественной литературы. Диалогичность в художественном произведении. Текст и интертекст. Афоризмы. Прецедентные тексты.

15

Обобщить знания о видах чтениях, приёмах смыслового чтения, требованиях к выразительному чтению на итоговом собеседовании. Читать вслух учебно-научный текст, правильно интонируя его и соблюдая орфоэпические и грамматические нормы языка. Оценить чтение одноклассников по критериям оценивания чтения вслух ( задание 1) и критериям оценивания правильности речи. Систематизировать знания об этикетных речевых тактиках и приемах в общении. Решение ситуативных задач с использованием известных речевых тактик и приёмов. Работать в группах. Представить результаты в виде устного выступления: разыгрывание речевых ситуаций.

Прослушать объяснения учителя о приёмах слушания, этапах работы над аутентичным текстом, требованиях к сжатому изложению прослушанного текста. Прослушать текст учебно-научного/художественного стиля, выделить микротемы, отобрать языковой материал, применив приёмы сжатия. Написать текст сжатого изложения. Обобщить знания о типологии текстов, используя табличную форму передачи информации. Анализировать тексты разных типов речи по предложенному плану. Просмотреть учебную презентацию о видах преобразования текстов. Составить словарик терминов по учебной теме: тезисы, выписки, конспект, реферат, аннотация. Прослушать объяснения учителя о классификации аннотаций по содержанию и целевому назначению, по характеру аудитории, по объёму. Прочитать вслух примеры аннотаций, наблюдать структурой и речевым оформлением текстов аннотаций. Обобщить знания об основных признаках разговорного стиля речи и его жанрах: рассказе о событии, беседе, споре, самохарактеристике, самопрезентации, поздравлении и др. Составить словарик жанров разговорного стиля. Рассказать анекдот на заданную тему, соблюдая разговорную интонацию, речевой этикет. Обобщить знания об основных признаках учебно-научного стиля речи и его жанрах: устном ответе, реферате, учебно-научной дискуссии и др. Составить словарик жанров учебно-научного стиля. Прослушать объяснение учителя о требованиях к ученическим работам: докладу, сообщению, речи оппонента на защите проекта. Прослушать, прочитать текст ученического сообщения, оценить , используя критерии оценивания устного ответа. Обобщить знания об основных признаках публицистического стиля речи и его жанрах: устном выступлении, путевых записках, рекламы и др. Прочитать небольшой проблемный очерк, анализировать структуру, речевое оформление, жанровую специфику по опорному плану-схеме. Обобщить знания о языке художественной литературы и жанрах литературы: литературной сказки, рассказе, притче, дневниковой записи, письме и др. Прослушать объяснения учителя о понятиях текст-подтекст-контекст-интертекст, обзор жанров прецендентных текстов. Прочитать художественный текст, произвести интертекстуальный анализ текста. Работать со сборниками афоризмов, объяснять смысл афоризмов.

Обобщить знания об официально-деловом стиле речи и его жанрах. Посмотреть учебную презентацию о жанрах официально-делового стиля: объявлении, расписке, заявлении, автобиографии и др, написать заявление о приёме в учебное заведение по образцу. Прочитать вслух, анализировать текст делового письма с точки зрения его структуры и языковых особенностей.










































Календарно - тематическое планирование


урока

Дата прове-дения

Дата

факти-ческого

прове-дения

Тема

Кол-во часов



Раздел 1. Язык и культура

8

1



Русский язык как зеркало национальной культуры и истории народа. Роль родного языка в жизни человека

1

2



Примеры ключевых слов (концептов) русской культуры, их национально-историческая значимость

1

3



Крылатые слова и выражения (прецедентные тексты) из произведений художественной литературы, кинофильмов, песен, рекламных текстов и т.п.

1

4



Развитие языка как объективный процесс

1

5



Общее представление о внешних и внутренних факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).

1

6



Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум»

1

7



Р/Р. Контрольный тест по разделу «Язык и культура»

1

8



Работа над ошибками контрольного теста

1



Раздел 2. Культура речи.

11

9



Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и ударения.

1

10



Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях. Нарушение орфоэпической нормы как художественный  приём.

1

11



Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность. Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.

1

12



Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.

1

13



Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.

1

14



Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Типичные грамматические ошибки. Управление. Правильное построение словосочетаний по типу управления. Правильное употребление предлогов.

1

15



Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью. Типичные ошибки в построении сложных предложений.

1

16



Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.

1

17



Речевой этикет. Этика и этикет в электронной среде общения. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

18



Р/Р. Контрольный тест по разделу «Культура речи»

1

19



Работа над ошибками контрольного теста.

1

 



Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст.

15

20



Язык и речь. Виды речевой деятельности. Точность и логичность речи. Выразительность, чистота и богатство речи. Интонация и жесты. Формы речи: монолог и диалог.

1

21



Эффективные приёмы чтения. Эффективные приёмы слушания. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Основные методы, способы и средства получения, переработки информации.

1

22



Традиции русского речевого общения. Коммуникативные стратегии и тактики устного общения

1

23



Русский язык в Интернете. Правила информационной безопасности при общении в социальных сетях.

1

24



Текст как единица языка и речи. Текст и его основные признаки. Композиционные формы описания, повествования, рассуждения.

1

25



Основные признаки текста. Виды абзацев. Заголовки текстов. Тексты аргументативного типа: рассуждение,  доказательство, объяснение.

1

26



Структура аргументации: тезис, аргумент. Способы аргументации. Правила эффективной аргументации. Причины неэффективной аргументации в учебно-научном общении.

1

27



Доказательство и его структура. Прямые и косвенные доказательства. Способы опровержения доводов оппонента

1

28



Виды преобразования текстов: аннотация, конспект. Использование графиков, диаграмм, схем для представления информации.

1

29



Р/Р. Контрольный тест по разделу «Текст как единица языка и речи»

1

30



Функциональные разновидности языка. Разговорная речь.

1

31



Официально-деловой стиль. Деловое письмо, его структурные элементы и языковые особенности.

1

32



Учебно-научный стиль. Доклад, сообщение. Речь оппонента на защите проекта.

1

33



Публицистический стиль.

1

34



Язык художественной литературы. Р/р Контрольный тест по разделу «Речь. Речевая деятельность. Текст».

1