Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение
«Центр образования «Ступени»
СОГЛАСОВАНО Руководитель ШМО Вологина А.О. «31» августа 2023г. | УТВЕРЖДЕНО приказом по ОГАОУ «Центр образования «Ступени» от 01.09.2023 №153 |
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык»
для слабовидящих обучающихся 1 класса по адаптированной основной
общеобразовательной программе начального общего образования
(вариант 1)
на 2023-2024 учебный год
Составитель: Новикова И.А
учитель начальных классов
Биробиджан, 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 1 класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства просвещения РФ от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
Примерные адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
Учебный план ОГАОУ «Центр образования «Ступени» на 2023 – 2024 учебный год.
Положение о рабочей программе учебного предмета, курса в ОГАОУ «Центр образования «Ступени»;
Авторская программа «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, Г.В. (Сборник рабочих программ «Школа России», Москва, Просвещение, 2014г.);
Программа составлена с учетом рабочей программы воспитания ОГАОУ «Центра образования «Ступени» начального общего образования.
Рабочая программа учебного предмета «русский язык» составлена на основе ФГОС НОО с учетом Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для слабовидящих обучающихся с использованием УМК «Школа России».
Основными целями начального обучения русскому языку являются:
- ознакомить учащихся с основными положениям науки о языке и сформировать на этой основе знаковосимволическое восприятие и логическое мышление;
- сформировать коммуникативные компетенции учащихся: развить устную и письменную речь, монологическую и диалогическую речь, а также навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
- коррекция нарушений психофизического развития с использованием специальных методов, приемов и средств обучения.
Задачи курса:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
- формирование у обучающихся первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (составе слова), морфологии и синтаксисе;
- формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты.
Воспитательный потенциал предмета «русский язык» реализуется через:
- побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках предметов, явлений;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрация детям примера ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе);
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- применение на уроке интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся;
- выбор и использование на уроках методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания.
Планируемые образовательные результаты
Изучение русского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Обучающийся научится:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Метапредметными
Регулятивные УУД
- содержать в порядке свое рабочее место, портфель, книги и тетради с помощью учителя;
- соблюдать гигиенические требования к осанке с помощью учителя;
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке;
- осуществлять учебные действия в новом материале с помощью учителя;
- осуществлять итоговый контроль с помощью учителя, сравнивать результат с эталоном;
- исправлять указанную ошибку;
- оценивать учебные действия по критериям, шкалу с помощью учителя;
- обсуждать с помощью учителя успешность/неуспешность своих действий.
Познавательные УУД
- под руководством учителя обращаться к словарю из учебника для объяснения непонятных слов;
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- фиксировать символами результаты своей деятельности;
- составлять схемы;
- анализировать задание под руководством учителя;
- выделять составные части задания под руководством учителя, использовать приемы выполнения по аналогии, образцу (объяснение правописания орфограмм);
- конструировать рассказ по предложенному плану;
- распределять слова по заданным признакам;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
- стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции, уметь задавать вопросы;
- договариваться учителем о правилах поведения и общения и следовать им; – взаимодействовать в паре, группе.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- проводить звуковой анализ слова, называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твердые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;
- читать и составлять схемы звукового состава знакомых слов; определять количество букв и звуков в слове;
- отличать текст от набора предложений, записанных, как текст;
- обозначать мягкость согласных звуков на письме;
- ставить пунктуационные знаки в конце предложения;
- списывать слова, написание которых не расходится с произношением (10–15 слов) и писать под диктовку учителя слова и небольшие предложения (15–20 слов).
Содержание учебного предмета
Развитие речи
Составление небольших рассказов на основе собственных игр, занятий.
Слово и предложение
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Фонетика
Звуки речи. Единство звукового состава слова и его значения. Звуковой анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Определение места ударения. Слог как минимальная произносительная единица. Количество слогов в слове. Ударный слог.
Графика
Различение звука и буквы: буква как знак звука. Слоговой принцип русской графики. Буквы гласных как показатель твёрдости — мягкости согласных звуков. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова. Последовательность букв в русском алфавите.
Письмо
Ориентация на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Гигиенические требования, которые необходимо соблюдать во время письма.
Начертание письменных прописных и строчных букв. Письмо разборчивым, аккуратным почерком. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Приёмы и последовательность правильного списывания текста.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение: раздельное написание слов; обозначение гласных после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу; прописная буква в начале предложения, в именах собственных (имена людей, клички животных); перенос по слогам слов без стечения согласных; знаки препинания в конце предложения.
Систематический курс
Общие сведения о языке
Язык как основное средство человеческого общения. Цели и ситуации общения.
Фонетика
Звуки речи. Гласные и согласные звуки, их различение. Ударение в слове. Гласные ударные и безударные. Твёрдые и мягкие согласные звуки, их различение. Звонкие и глухие согласные звуки, их различение. Согласный звук [й’] и гласный звук [и]. Шипящие [ж], [ш], [ч’], [щ’].
Слог. Количество слогов в слове. Ударный слог. Деление слов на слоги (простые случаи, без стечения согласных).
Графика
Звук и буква. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости согласных звуков буквами а, о, у, ы, э; слова с буквой э. Обозначение на письме мягкости согласных звуков буквами е, ё, ю, я, и. Функции букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука в конце слова.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь.
Небуквенные графические средства: пробел между словами, знак переноса.
Русский алфавит: правильное название букв, их последовательность. Использование алфавита для упорядочения списка слов.
Орфоэпия
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка (на ограниченном перечне слов, отрабатываемом в учебнике).
Лексика
Слово как единица языка (ознакомление).
Слово как название предмета, признака предмета, действия предмета (ознакомление).
Выявление слов, значение которых требует уточнения.
Синтаксис
Предложение как единица языка (ознакомление).
Слово, предложение (наблюдение над сходством и различием). Установление связи слов в предложении при помощи смысловых вопросов.
Восстановление деформированных предложений. Составление предложений из набора форм слов.
Орфография и пунктуация
Правила правописания и их применение:
раздельное написание слов в предложении;
прописная буква в начале предложения и в именах собственных: в именах и фамилиях людей, кличках животных;
перенос слов (без учёта морфемного членения слова);
гласные после шипящих в сочетаниях жи, ши (в положении под ударением), ча, ща, чу, щу;
сочетания чк, чн;
слова с непроверяемыми гласными и согласными (перечень слов в орфографическом словаре учебника);
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки. Алгоритм списывания текста.
Развитие речи
Речь как основная форма общения между людьми. Текст как единица речи (ознакомление).
Ситуация общения: цель общения, с кем и где происходит общение. Ситуации устного общения (чтение диалогов по ролям, просмотр видеоматериалов, прослушивание аудиозаписи).
Нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Составление небольших рассказов на основе наблюдений.
Место учебного курса в учебном плане.
На изучение курса выделяется 165 часов (5 часов в неделю при 33 учебных неделях).
Тематическое планирование
№ | Содержание программного материала | Кол-во часов |
1 | Пропись № 1 | 15 |
2 | Пропись № 2 | 31 |
3 | Пропись № 3 | 24 |
4 | Пропись № 4 | 33 |
5 | Наша речь | 3 |
6 | Текст, предложение, диалог. | 5 |
7 | Слова, слова, слова... | 6 |
8 | Слово и слог. Ударение. | 6 |
9 | Звуки и буквы. | 34 |
10 | Повторение. | 8 |
| ИТОГО: | 165 часов |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
По плану | По факту |
Пропись № 1 (15 часов) |
1 | Пропись — первая учебная тетрадь. с. 3—6 | 1 | | |
2 | Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. с. 7—8 | 1 | | |
3 | Письмо овалов и полуовалов. с. 9-10 | 1 | | |
4 | Рисование бордюров. с.11-12 | 1 | | |
5 | Письмо длинных прямых наклонных линий. с.13-14 | 1 | | |
6, 7 | Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу влево и вправо. с.15-17 | 2 | | |
8 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). | 1 | | |
9, 10 | Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. с.21-23 | 2 | | |
11, 12 | Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. с.24-26 | 2 | | |
13 | Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху влево, внизу вправо. с.27 | 1 | | |
14 | Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. с.28-29 | 1 | | |
15 | Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. с.30 | 1 | | |
Пропись № 2 (31 час) |
16 | Строчная буква а. с.3 | 1 | | |
17 | Заглавная буквы А. с.4 | 1 | | |
18 | Строчная буква о. с.5 Заглавная буква О. с.6 | 1 | | |
19 | Письмо прописных букв о, а. | 1 | | |
20 | Строчная буква и. с.7 | 1 | | |
21 | Заглавная буква И. с.8 | 1 | | |
22, 23 | Строчная буква ы. с.9-10 | 2 | | |
24 | Письмо прописных букв и, ы. | 1 | | |
25 | Строчная буква у. с.11 | 1 | | |
26 | Заглавная буквы У. с.13 | 1 | | |
27 | Написание слов с изученными буквами. | 1 | | |
28 | Строчная буква н. с.14 | 1 | | |
29 | Заглавная буква Н. с.15 | 1 | | |
30 | Строчная буква с. с.16 | 1 | | |
31 | Заглавная буквы С. с.17 | 1 | | |
32 | Строчная буква к. с.18-19 | 1 | | |
33 | Заглавная буква К. | 1 | | |
34 | Строчная буква т. с.20-21 | 1 | | |
35 | Заглавная буквы Т | 1 | | |
36, 37 | Написание слов с изученными буквами. | 2 | | |
38 | Строчная буква л. с.23-24 | 1 | | |
39 | Заглавная буквы Л. | 1 | | |
40 | Строчная буква р. с.26 | 1 | | |
41 | Заглавная буква Р. с.27 | 1 | | |
42, 43 | Строчная буква в. с.28-30 | 2 | | |
44 | Заглавная буква В. | 1 | | |
45 | Строчная буква е. с.31-32 | 1 | | |
46 | Заглавная буква Е | 1 | | |
Пропись № 3 (24 часа) |
47 | Строчная буква п. с. 3—5 | 1 | | |
48 | Заглавная буква П | 1 | | |
49 | Письмо прописных букв п, т. | 1 | | |
50 | Строчная буква м. с. 6 — 8 | 1 | | |
51 | Заглавная буква М | 1 | | |
52 | Письмо прописных букв л-м. | 1 | | |
53 | Строчная буква з. с.9-11 | 1 | | |
54 | Заглавная буква З | 1 | | |
55 | Строчная буква б. с.12—15 | 1 | | |
56 | Заглавная буква Б | 1 | | |
57 | Строчная буква д. c.16-17 | 1 | | |
58 | Заглавная буква Д | 1 | | |
59 | Строчная заглавная буквы Д, д. с. 18–19 | 1 | | |
60 | Письмо прописных букв б,д. | 1 | | |
61 | Строчная буква я. с.20—21 | 1 | | |
62 | Заглавная буква Я. с. 22—23 | 1 | | |
63 | Строчная буква г. с. 24—26 | 1 | | |
64 | Заглавная буква Г | 1 | | |
65 | Строчная буква ч. с. 27—28 | 1 | | |
66 | Заглавная буква Ч. с. 29 | 1 | | |
67 | Сочетание чу. | 1 | | |
68 | Сочетание ча. | 1 | | |
69, 70 | Буква ь. с. 30—32 | 2 | | |
Пропись № 4 (33 часа) |
71, 72 | Строчная и заглавная буквы Ш, ш. с.3—4 | 2 | | |
73, 74 | Письмо слогов и слов с изученными буквами. с.5 | 2 | | |
75, 76 | Строчная и заглавная буквы Ж, ж. с.6—9 | 2 | | |
77 | Сочетания жи-ши | 1 | | |
78 | Строчная буква ё. с.10—11 | 1 | | |
79 | Заглавная буква Ё. с. 12 | 1 | | |
80 | Письмо прописных букв е, ё. | 1 | | |
81, 82 | Строчная и заглавная буквы Й, й. с.13—14 | 2 | | |
83, 84 | Строчная и заглавная буквы Х, х. с.15—17 | 2 | | |
85 | Письмо прописных букв х-ж. | 1 | | |
86, 87 | Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. с. 18 | 2 | | |
88, 89 | Строчная и заглавная буквы Ю, ю. с.19—21 | 2 | | |
90, 91 | Строчная и заглавная буквы Ц, ц. с.22—23 | 2 | | |
92 | Письмо прописных букв и-ц. | 1 | | |
93, 94 | Строчная и заглавная буквы Э, э с.25—26 | 2 | | |
95, 96 | Строчная и заглавная буквы щ, Щ. с. 27—28 | 2 | | |
97 | Сочетание щу. | 1 | | |
98 | Сочетание ща. | 1 | | |
99 | Письмо прописных букв ш-щ. | 1 | | |
100, 101 | Строчная и заглавная буквы Ф, ф. с. 30—31 | 2 | | |
102 103 | Строчные буквы ь, ъ. с. 32 | 2 | | |
Наша речь (3 часа) |
104 105 | Для чего нужна речь? Какой бывает речь? | 2 | | |
106 | Что такое родной язык? | 1 | | |
Текст, предложение, диалог (5 часов) |
107 108 | Текст. | 2 | | |
109 110 | Предложение. | 2 | | |
111 | Диалог. | 1 | | |
Слова, слова, слова... (6 часов) |
112 | Что такое слово? | 1 | | |
113 | Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов. | 1 | | |
114 | Слова-названия предметов и явлений. | 1 | | |
115 | Слова-названия признаков предметов. | 1 | | |
116 | Слова-названия действий предметов. | 1 | | |
117 | Какие слова мы называем «вежливыми»? | 1 | | |
Слово и слог. Ударение (6 часов) |
118 119 | Деление слов на слоги. | 2 | | |
120 121 | Перенос слов. | 2 | | |
122 | Ударный и безударный слог. | 1 | | |
123 | Р.р. Ударение. Работа с текстом (с.44) | 1 | | |
Звуки и буквы (34 часа) |
124 | Чем отличаются звуки и буквы? | 1 | | |
125 126 | Русский алфавит или Азбука. | 2 | | |
127 | Гласные звуки и буквы. | 1 | | |
128 | Буквы Е, Ё, Ю, Я и их функции в словах. | 1 | | |
129 | Ударные и безударные гласные звуки. | 1 | | |
130 131 | Особенности проверочного и проверяемого слов. | 2 | | |
132 133 | Подбор проверочного слова путем изменения формы слова. | 2 | | |
134 | Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука. | 1 | | |
135 | Промежуточная аттестация. | 1 | | |
136 | Согласные звуки и буквы. | 1 | | |
137 138 | Удвоенные согласные. Правило переноса слов с удвоенными согласными. | 2 | | |
139 140 | Слова с буквами И и Й. Перенос слов с буквой Й. | 2 | | |
141 | Парные и непарные по твердости-мягкости согласные звуки и их обозначение на письме буквами. | 1 | | |
142 | Обозначение мягкости согласного звука на конце слова и в середине слова буквой «мягкий знак» (ь). | 1 | | |
143 | Правило переноса слов с мягким знаком. | 1 | | |
144 | Глухие и звонкие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные звуки. | 1 | | |
145 | Непарные по глухости-звонкости согласные звуки. | 1 | | |
146 147 | Правописание парных согласных звуков на конце слов. | 2 | | |
148 149 | Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. | 2 | | |
150 | Шипящие согласные звуки. | 1 | | |
151 152 | Правописание слов с буквосочетаниями ЧК, ЧН, ЧТ. | 2 | | |
153 154 | Правописание слов с буквосочетаниями ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ. | 2 | | |
155 156 | Заглавная буква в словах. Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях людей, в географических названиях. | 2 | | |
157 | Списывание (с. 126) | 1 | | |
Повторение (8 часов) |
158, 165 | Закрепление правописания орфограмм, изученных в 1 классе. | | | |
Контрольно - измерительный материал:
Весна.
Пришла красавица весна. Солнце стало греть землю. Показалась первая зелёная травка. По реке плывут льдины. Радостно журчат ручьи. Дети пускают кораблики. На деревьях раскрылись почки. Птицы вьют гнёзда.
Учебно – методическое и
материально – техническое обеспечение
1) Канакина В.П. Русский язык. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
2) Горецкий В.Г. Прописи. 1 класс. В 4-х ч. / В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова.
3) Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие учащихся начальных классов / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова.
4) Горецкий В.Г., Белянкова Н.М. Обучение грамоте: методическое пособие с поурочными разработками. – М.: Просвещение, 2015.
5) Никулина Г.В., Замашнюк Е.В., Потемкина А.В., Фомичева Л.В. Содержание и организация образования слабовидящих в свете ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. – Спб.: Граница, 2015.
6) Русский язык. 1 класс. Звуки речи, слова, предложения / Р.Д. Тригер, Е.В. Владимирова. М., 2003.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
6.Интернет ресурсы:
http://viki.rdf.ru/cd_ella/- Детские электронные презентации и клипы.
http://school-collection.edu.ru – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.openclass.ru/weblinks/30533 - Открытый класс.
http://pedsovet.org/forum/topic7165.html - Педсовет
http://method.rcde.nov.ru/items.asp?id=500000935 - Хранилище методических материалов.
http://www.rm.kirov.ru/index.htm "Русский медвежонок"
http://www.vidahl.agava.ru/ Толковый словарь О. Даля.
http://www.nachalka.com/ Начальная школа - детям, родителям, учителям.