ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Школа № 368 «Лосиный остров»
РАССМОТРЕНА на заседании МО _______________ Протокол № ___ от «…...» …………….2018г. | СОГЛАСОВАНО зам.директора ГБОУ Школа № 368 «Лосиный остров» ___________Н.Г.Викторова от «…...» …………….2018г. | УТВЕРЖДАЮ директор ГБОУ Школа № 368 «Лосиный остров» ___________О.С. Антипова Приказ №___ от «…...» ………….2018г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» для 1 классов Количество часов за год 165 часов Количество часов в неделю 4 часов Составили: Бодрягина Н.А., Ильина А.А., Ковалёва И.Ю., Королёва М.П. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета»
Результаты освоения рабочей программы по каждому тематическому разделу.
Личностные результаты:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
осознание необходимости изучения родного языка;
начальное осознание себя носителем родного языка, являющегося универсальным средством общения;
вызвать познавательный интерес к родному языку;
формирование уважительного отношения к иному мнению;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
моделировать, выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач;
понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
формулировать и удерживать учебную задачу;
применять установленные правила в планировании способа решения;
составлять план и последовательность действий;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
организовать своё рабочее место под руководством учителя;
определять цель выполнения заданий на уроке под руководством учителя.
Коммуникативные УУД:
задавать вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать затруднения;
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
просить о помощи, предлагать помощь во взаимодействии сотрудничества;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности, слушать собеседника;
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;
строить понятные для партнёра высказывания;
работать в парах, группах (анализировать работу одноклассников, оценивать её по правилам);
участвовать в диалоге на уроке.
Познавательные УУД:
отвечать на простые вопросы учителя;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации в учебниках и учебных пособиях;
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.
Предметные результаты:
К концу 1-го класса предполагается достижение следующих предметных результатов:
— уметь различать гласные и согласные звуки; типы согласных звуков (звонкие, глухие, твердые, мягкие), парные и непарные согласные по звонкости-глухости и твердости-мягкости;
— уметь правильно называть буквы русского алфавита и понимать их основные звуковые значения (зачем нужна каждая буква русского алфавита);
— владеть способами обозначения на письме твердости и мягкости согласных звуков, звука [й], гласных звуков (в том числе после шипящих и Ц);
— понимать, что такое орфограмма (элемент – «место» – в буквенной записи высказывания (слова), который не может быть точно определен по произношению);
— использовать средства обозначения на письме границ высказывания (большая буква в начале и знаки в конце высказывания);
— применять правило употребления больших букв в именах собственных;
— применять правило переноса слов по слогам;
— определять количество слов в высказывании и различать самостоятельные слова (названия предметов, действий, признаков) и служебные слова (предлоги, союзы);
— определять фонетические характеристики слова при его восприятии на слух (выделить слоги, определить ударный слог, определить звуковой состав каждого слога);
— построить графическую модель слова, отображающую его звуковой состав, и составить упрощенную фонетическую транскрипцию слова;
— записывать слова и высказывания в тетради со вспомогательной разлиновкой в соответствии с нормами графики;
— выделять в процессе записи слова (высказывания) изученные орфограммы;
— записывать под диктовку и списывать несложный по содержанию и синтаксической структуре текст (25-30 слов), написание слов в котором не расходится с произношением, обозначая непосредственно в процессе письма ударный слог в каждом слове;
— контролировать и оценивать правильность собственной и чужой записи слова (высказывания), аргументируя свою оценку;
— читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на знаки ударения (темп чтения — 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
— строить полный (устный) ответ на вопрос учителя, аргументировать свое согласие (несогласие) с мнениями участников учебного диалога.
Содержание учебного предмета
Краткая характеристика содержания предмета по каждому тематическому разделу с учетом требований ФГОС.
Букварный период
1.Формирование начальных представлений о слове
Номинативная функция слова (слово как название предмета, признака, действия). Слово и высказывание (предложение). Служебные слова (слова-«помощники» - на примере предлогов и союзов).
Задача первого раздела «Формирование начальных представлений о слове» - выделить номинативное значение слов, рассмотрение формы слова – цель второго раздела программы – звукового анализа слов.
Этому разделу предстоит выполнить исключительно важную роль в начальном обучении языку по данной программе. Ученики работают не с отдельным звуком, а со всей последовательностью звуков, составляющих слово. Объектом анализа является только звучащее, а не написанное слово.
Дальнейшее развитие представлений о слове происходит в связи с выделением слова в составе предложения.
2.Звуковой анализ слова
Звуки речи как «строительный материал» слов в языке.
Слог как минимальная произносительная единица. Гласные и согласные звуки. Ударение и способ его определения в слове.
Установление связи между значением слова и его звуковой структурой (анализ слов, полученных путем замены одного из звуков). Смыслоразличительная функция гласных и согласных звуков. Согласные звонкие и глухие, твердые и мягкие.
3.Формирование действий письма и чтения
Буква как знак звука. Буквы для обозначения гласных звуков (а, о, у, э), их включение в звукобуквенную модель слова. Буквы для обозначения согласных звуков (л, м, н, р). Отсутствие специальных букв для обозначения мягких согласных. Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью гласных букв (введение букв я, ё, ю, и, е), две работы гласных букв.
Представление об орфограмме как элементе (части) буквенной записи, которая не может быть точно определена на основе произношения (большая буква, точка и вопросительный знак в конце высказывания). Употребление больших букв в начале высказывания и в именах собственных (именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов, рек и т. п.). Основное правило переноса слов.
Отработка действий послогового письма и чтения (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости и твердости-мягкости: г-к, в-ф и т. д.).
Обозначение твердости-мягкости согласных в позиции не перед гласным звуком (буква ь). Обозначение звука [й] в разных позициях (буква й, буквы я, ё, ю, е, обозначающие сочетание звука [й] с последующим гласным). Обобщение сведений о работе гласных букв.
Обозначение буквами гласных звуков после согласных, непарных по твердости-мягкости (шипящих и ц): правописание сочетаний жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. Проблематичность употребления букв и-ы после ц, букв о-ё после шипящих (наблюдения). Правописание сочетаний чк, чн, чт, щн (наблюдения). Разделительные знаки ь и ъ (наблюдения).
Сопоставление звукового и буквенного состава слова. Простейшая транскрипция.
Русский алфавит.
Раздел «Формирование действий чтения и письма» является основным в программе обучения грамоте.
У учащихся формируются механизмы слогового чтения и слогового письма, которые отрабатываются в течение всего букварного периода; формируется единый темп письма; учащиеся знакомятся с понятием орфограммы; происходит переход от устной речи к письменной при записи предложений.
Послебукварный период
В разделе «Начало формирования орфографического действия» главный акцент в организации деятельности учащегося смещается с формирования действий чтения и письма на формирование первоначального представления об орфографическом действии- это задача всего курса русского языка в начальной школе по данной программе. «Правила списывания» и их отработка (на высказываниях, написание слов в которых совпадает с произношением).
1.Чего больше: гласных звуков или гласных букв?
Работа гласных букв по обозначению твердости и мягкости согласных. Составление таблицы гласных букв. Работа гласной буквы в разных позициях
2.Чего больше: согласных букв или согласных звуков?
Обозначение пары согласных звуков по твердости-мягкости одной буквой. Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. Рифма (наблюдение).
3.Какими буквами обозначается звук [й']?
Постановка задачи. Разные способы обозначения звука [й']. Обозначения звука [й'] с помощью буквы Й и букв Я,У,Ё,Ю. Обозначения звука [й'] с помощью букв Ь (Ъ) и букв Я,У,Ё,Ю,И. Систематизация знаний о способах обозначения звука [й'].
4.Что мы знаем об орфограммах?
Употребление гласных букв А,У,И,Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. Употребление гласных букв А,У,И,Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. Выборы букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы в конце слова. Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Выбор букв О - Ё после букв шипящих. Обозначение звука [й'] с помощью разделительных Ь, Ъ и букв Я, Ё, Е, Ю, И. Систематизация орфограмм. Составление таблицы орфограмм.
5.Как записать высказывание?
Орфограмма пробела. Оформление начала и конца высказывания на письме. Орфограмма большой буквы в именах собственных. Оформление высказывания-сообщения и высказывания-вопросы на письме. Смысловые части высказывания (наблюдения). Систематизация. Что же было самым главным?
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема | Кол. часов |
1 | Прямая горизонтальная и вертикальная линия. Правила посадки при письме. | 1 |
2 | Прямая наклонная строчная линия. | 1 |
3 | Постановка вопроса к словам, называющим живые и неживые предметы. Большая наклонная линия. | 1 |
4 | Слова, называющие предметы и слова, называющие действия. Линия с закруглением внизу. | 1 |
5 | Линия с закруглением внизу. | 1 |
6 | Постановка вопроса к словам, называющим действия. Линия с закруглением вверху и внизу. | 1 |
7 | Слова, называющие признаки. Маленькая и большая линия с закруглением вверху и внизу. | 1 |
8 | Связь слов в высказывании. Линии с закруглением вверху и внизу. | 1 |
9 | Большая наклонная линия с петлёй внизу. | 1 |
10 | Служебные слова. Линия с петлей вверху и внизу. | 1 |
11 | Линии с горизонтальной, верхней и нижней петлей. | 1 |
12 | Отработка начертания изученных линий. | 1 |
13 | Способ выделения звуков в слове. Плавно наклонная линия с закруглением внизу | 1 |
14 | Способ выделения звуков в слове. Плавно наклонная линия с закруглением вверху | 1 |
15 | Способ выделения звуков в слове. Овал | 1 |
16 | Слог как минимальная произносительная единица. Овал | 1 |
17 | Гласные и согласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков. Полуовал | 1 |
18 | Деление слов на слоги. Полуовал | 1 |
19 | Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков. Горизонтальная линия с закруглением. | 1 |
20 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове. Маленькая наклонная линия, переходящая в овал. | 1 |
21 | Ударение. Смыслоразличительная роль ударения в слове. Маленькая наклонная линия, переходящая в овал. | 1 |
22 | Звонкие и глухие согласные звуки. Линии с закруглением вверху и внизу. | 1 |
23 | Звонкие и глухие согласные звуки. Линии с закруглением вверху и внизу. | 1 |
24 | Твердые и мягкие согласные звуки. Овал. | 1 |
25 | Твердые и мягкие согласные звуки. Письмо элементов букв. | 1 |
26 | Твердые и мягкие согласные звуки. Письмо элементов букв. | 1 |
27 | Твердые и мягкие согласные звуки. Письмо элементов букв. | 1 |
28 | Письмо элементов букв. | 1 |
29 | Письмо элементов букв. | 1 |
30 | Строчные буквы а, о. | 1 |
31 | Заглавные буквы А, О. | 1 |
32 | Строчные буквы у, ы | 1 |
33 | Заглавная буква У | 1 |
34 | Строчная и заглавная Э. | 1 |
35 | Строчные буквы л, м. Способы послогового письма и чтения | 1 |
36 | Заглавные буквы Л, М. Представление об орфограмме | 1 |
37 | Строчные буквы н, р. | 1 |
38 | Заглавные буквы Н, Р. Представление об орфограмме | 1 |
39 | Обозначение твердости-мягкости согласных с помощью букв А-Я. Строчная и заглавная буквы Я, я | 1 |
40 | Конкретизация алгоритмов письма и чтения. | 1 |
41 | Обозначение твердости мягкости согласных с помощью букв О-Ё. Строчная и заглавная буквы Ё, ё | 1 |
42 | Обозначение твердости мягкости согласных с помощью букв Э-Е. Строчная и заглавная буквы Е, е | 1 |
43 | Обозначение твердости мягкости согласных с помощью букв Ы-И. Строчная и заглавная буквы И, и | 1 |
44 | Обозначение твердости мягкости согласных с помощью букв У-Ю. Строчная и заглавная буквы Ю, ю | 1 |
45 | Буква Г, ее работа. Строчная буква г | 1 |
46 | Заглавная буква Г | 1 |
47 | Буква К, ее работа. Строчная буква к | 1 |
48 | Заглавная буква К | 1 |
49 | Буква Д, её работа. Строчная буква д | 1 |
50 | Буква Т, её работа. Строчная буква т | 1 |
51 | Заглавная буква Д | 1 |
52 | Заглавная буква Т | 1 |
53 | Буква В, её работа. Строчная буква в. | 1 |
54 | Буква Ф, её работа. Строчная буква ф | 1 |
55 | Заглавная буква В | 1 |
56 | Общее правило переноса. Заглавная буква Ф | 1 |
57 | Алгоритм записи высказывания | 1 |
58 | Буква З, её работа. Строчная буква з | 1 |
59 | Буква С, её работа. Строчная буква с | 1 |
60 | Порядок действий при записи связного текста. Заглавная буква З | 1 |
61 | Заглавная буква С | 1 |
62 | Буква Б, её работа. Строчная буква б | 1 |
63 | Буква П, её работа. Строчная буква п | 1 |
64 | Заглавная буква Б | 1 |
65 | Заглавная буква П | 1 |
66 | Буква Х, ее работа. Строчная буква х | 1 |
67 | Заглавная буква Х | 1 |
68 | Алгоритм списывания связного текста | 1 |
69 | Обозначение мягкости согласных звуков на конце слова с помощью буквы Ь | 1 |
70 | Строчные буквы а, о. | 1 |
71 | Обозначение мягкости согласных звуков в середине слова с помощью буквы Ь. | 1 |
72 | Обозначение мягкости согласных звуков в середине слова с помощью буквы Ь. | 1 |
73 | Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й. | 1 |
74 | Обозначение звука [й'] с помощью буквы Й. | 1 |
75 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
76 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
77 | Обозначение звука [й'] с помощью букв Е, Ё, Ю, Я. | 1 |
78 | Работа гласных букв (систематизация). | 1 |
79 | Работа гласных букв (систематизация). | 1 |
80 | Работа гласных букв (систематизация) | 1 |
81 | Буква Ж - Ш, их работа. Строчные буквы ж-ш | 1 |
82 | Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. | 1 |
83 | Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. | 1 |
84 | Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. | 1 |
85 | Обозначение гласных звуков после букв Ж и Ш. Орфограмма ЖИ-ШИ, ЖЕ-ШЕ. | 1 |
86 | Буквы Ч, Щ, их работа. | 1 |
87 | Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ. Орфограмма ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 |
88 | Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ. Орфограмма ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 |
89 | Обозначение гласных звуков после букв Ч и Щ. Орфограмма ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ. | 1 |
90 | Две формы записи слова. Простейшая транскрипция. | 1 |
91 | Две формы записи слова. Простейшая транскрипция. | 1 |
92 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Обозначение мягкости звука [л'] перед согласным звуком. | 1 |
93 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН. Обозначение мягкости звука [л'] перед согласным звуком. | 1 |
94 | Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация). | 1 |
95 | Обозначение мягкости согласных звуков (систематизация). | 1 |
96 | Выбор букв О-Ё после букв, обозначающих шипящие звуки (наблюдение). | 1 |
97 | Буква Ц, ее работа. | 1 |
98 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И Ы после Ц (наблюдение). | 1 |
99 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И Ы после Ц (наблюдение). | 1 |
100 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И Ы после Ц (наблюдение). | 1 |
101 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И Ы после Ц (наблюдение). | 1 |
102 | Обозначение гласных звуков после Ц. Выбор букв И Ы после Ц (наблюдение). | 1 |
103 | Обозначение звука [й'] с помощью разделительных Ь и Ъ. Обозначение звука [й'] в разных позициях. | 1 |
104 | Обозначение звука [й'] с помощью разделительных Ь и Ъ. Обозначение звука [й'] в разных позициях. | 1 |
105 | Обозначение звука [й'] с помощью разделительных Ь и Ъ. Обозначение звука [й'] в разных позициях. | 1 |
106 | Обозначение звука [й'] с помощью разделительных Ь и Ъ. Обозначение звука [й'] в разных позициях. | 1 |
107 | Обозначение звука [й'] с помощью разделительных Ь и Ъ. Обозначение звука [й'] в разных позициях. | 1 |
108 | Русский алфавит. | 1 |
109 | Обобщение способов письма. Письмо под диктовку. | 1 |
110 | Обобщение способов письма. Письмо под диктовку. | 1 |
111 | Обобщение способов письма. Письмо под диктовку. | 1 |
112 | Обобщение способов письма. Письмо под диктовку. | 1 |
113 | Обобщение способов письма. Письмо под диктовку. | 1 |
114 | Проверочная работаю | 1 |
115 | Анализ проверочной работы. | 1 |
116 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Правила списывания. | 1 |
117 | Постановка задачи. «Чего больше: гласных букв или гласных звуков?» | 1 |
118 | Постановка задачи. Работа гласных букв по обозначению мягкости согласных. | 1 |
119 | Составление таблицы гласных букв | 1 |
120 | Работа гласных букв по обозначению мягкости согласных. | 1 |
121 | Работа гласной буквы в разных позициях. | 1 |
122 | Систематизация знаний «Можно ли без букв?» | 1 |
123 | Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Правила списывания. | 1 |
124 | Обозначение пары согласных звуков по твердости-мягкости одной буквой. | 1 |
125 | Обозначение пары согласных звуков по твердости-мягкости одной буквой. | 1 |
126 | Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. | 1 |
127 | Согласные буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. | 1 |
128 | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. Рифма. | 1 |
129 | Обозначение мягкости согласных с помощью буквы Ь. Рифма. | 1 |
130 | Систематизация знаний о работе согласных букв. | 1 |
131 | Работа согласных букв. Дополнительный материал: «История со звуками». | 1 |
132 | Разные способы обозначения [й']. | 1 |
133 | Обозначение [й'] с помощью букв й, е,ё, я, ю. | 1 |
134 | Обозначение [й'] с помощью букв й, е,ё, я, ю. | 1 |
135 | Обозначение [й'] с помощью ъ, ь, е, ё, я, ю, й. | 1 |
136 | Обозначение [й'] с помощью ъ, ь, е, ё, я, ю, й. | 1 |
137 | Систематизация знаний о способах обозначения [й']. | 1 |
138 | Систематизация знаний о способах обозначения [й']. | 1 |
139 | Проверочная работа. | 1 |
140 | Работа над ошибками. Доп. материал: «Безработная буква» Д.Л «Странное имя буквы». | 1 |
141 | Употребление гласных букв А, У, И, Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. | 1 |
142 | Употребление гласных букв А, У, И, Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. | 1 |
143 | Употребление гласных букв А, У, И, Е после букв, обозначающих непарные по твердости-мягкости звуки. | 1 |
144 | Выбор букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы в конце слова. | 1 |
145 | Выбор букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы в конце слова. | 1 |
146 | Выбор букв И-Ы после Ц. Употребление буквы Ы в конце слова. | 1 |
147 | Правописание сочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН | 1 |
148 | Выбор букв О-Ё после шипящих. | 1 |
149 | Обозначение [й'] с помощью Ъ, Ь и букв Я, Е, Ё, Ю, И | 1 |
150 | Систематизация орфограмм. Составление таблицы орфограмм. | 1 |
151 | Проверочная работа | 1 |
152 | Работа над ошибками. | 1 |
153 | Систематизация орфограмм. Составление таблицы орфограмм. «Буква – иностранка» | 1 |
154 | Орфограмма пробела. Оформление начала и конца высказывания на письме. | 1 |
155 | Орфограмма большой буквы в именах собственных. | 1 |
156 | Оформление высказывания – сообщения и высказывания- вопроса на письме. | 1 |
157 | Оформление высказывания – сообщения и высказывания- вопроса на письме. | 1 |
158 | Смысловые части высказывания (наблюдение) | 1 |
159 | Систематизация. Что же было самым главным? | 1 |
160 | Проверочная работа. | 1 |
161 | Анализ. Работа над ошибками | 1 |
162 | Систематизация. Что же было самым главным? «Задачка про высказывание». | 1 |
163 | Повторение изученного. | 1 |
164 | Обобщение изученного. | 1 |
165 | Обобщение изученного. | 1 |