ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
Педагогическим советом МКОУ приказ по
«БрусовскаяСОШ» МКОУ «Брусовская СОШ»
Протокол №1 от 26 августа 2020 г. от 26 августа 2020 г. №1-29
Директор школы
_____________ Костина Т.А.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Русский язык»
10-11 классы
Базовый уровень
Гладких Надежды Николаевны
2020– 2021 учебный год
Содержание
1. Пояснительная записка.............................................................................................................3
2.Планируемые результаты учебного предмета........................................................................4
3 Содержание тем учебного предмета.........................................................................................5
4. Календарно-тематическое планирование..............................................................................14
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 10-11 классов разработана и составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом от 17 мая 2012 года № 413
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, ФГОС СОО;
Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ «Брусовская СОШ»
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык 10-11 классы. – М.: Просвещение – 2015 г.
Учебный план МКОУ «Брусовская СОШ» Поныровского района Курской области на 2020 - 2021 учебный год, утверждённый приказом по школе от 06 июня 2020 г. № 1-23
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, деятельного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Рабочая программа 10 класса рассчитана на 70 часов в год, 11 класса – на 68 часов.
Количество часов в неделю – 2 (по учебному плану федерального компонента).
Для реализации программного содержания используется учебник «Русский язык»: учебник для 10-11 классов образовательных организаций. Базовый уровень: в 2 ч. Ч.1/ Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2015 г.
2. Планируемые результаты учебного предмета
Личностными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) осознание феномена родного языка как духовной, культурной, нравственной основы личности; осознание себя как языковой личности; понимание зависимости успешной социализации человека, способности его адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к самообразованию от уровня владения русским языком; понимание роли родного языка для самореализации, самовыражения личности в различных областях человеческой деятельности;
2) представление о речевом идеале; стремление к речевому самосовершенствованию; способность анализировать
и оценивать нормативный, этический и коммуникативный аспекты речевого высказывания;
3) увеличение продуктивного, рецептивного и потенциального словаря; расширение круга используемых языковых и речевых средств.
Метапредметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
владение всеми видами речевой деятельности в разных коммуникативных условиях:
разными видами чтения и аудирования;
способностью адекватно понять прочитанное или прослушанное высказывание и передать его содержание в соответствии с коммуникативной задачей;
умениями и навыками работы с научным текстом, с различными источниками научно-технической информации;умениями выступать перед аудиторией старшеклассников с докладом;
защищать реферат, проектную работу; участвовать в спорах, диспутах, свободно и правильно излагая свои мысли в устной и письменной форме;
умениями строить продуктивное речевоевзаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми, учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию, договариваться и приходить к общему решению;
осуществлять коммуникативную рефлексию;
разными способами организации интеллектуальной деятельности и представления ее результатов в различных формах: приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умениями определять цели предстоящей работы (в том числе в совместной деятельности), проводить самостоятельный поиск информации, анализировать и отбирать ее;
способностью предъявлять результаты деятельности (самостоятельной, групповой) в виде рефератов, проектов; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
2)способность пользоваться русским языком как средством получения знаний в разных областях современной науки, совершенствовать умение применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне,
3)готовность к получению высшего образования по избранному профилю, подготовка к различным формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
4)овладение социальными нормами речевого поведения в различных ситуациях неформального межличностного и межкультурного общения, а также в процессе индивидуальной, групповой, проектной деятельности.
Предметными результатами освоения выпускниками средней (полной) школы программы базового уровня по русскому (родному) языку являются:
1) представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России и мира, об основных функциях языка, о взаимосвязи языка и культуры, истории народа;
2) осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа, как одного из способов приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
3) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
3.1)адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации;
3.2)осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи;
3.3)способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы;
3.4)владение умениями информационной переработки прочитанных и прослушанных текстов и представление их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов; говорение и письмо:
3.5)создание устных и письменных монологических и диалогических высказываний различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
3.6)подготовленное выступление перед аудиторией с докладом; защита реферата, проекта;
3.7)применение в практике речевого общения орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка; соблюдение на письме орфографических и пунктуационных норм;
3.8)соблюдение норм речевого поведения в социальнокультурной, официально-деловой и учебно-научной сферах общения, в том числе в совместной учебной деятельности, при обсуждении дискуссионных проблем, на защите реферата, проектной работы;
3.9)осуществление речевого самоконтроля; анализ речи с точки зрения ее эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач; владение разными способами редактирования текстов;
4) освоение базовых понятий функциональной стилистики и культуры речи: функциональные разновидности языка, речевая деятельность и ее основные виды, речевая ситуация и ее компоненты, основные условия эффективности речевого общения; литературный язык и его признаки, языковая норма, виды норм; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи;
5) проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания.
3. Содержание тем учебного предмета
Введение (1 час) Слово о русском языке.
Лексика. Фразеология. Лексикография (8 часов) Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова.
Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления.
Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексический анализ текста с решением тестовых задач.
Фонетика. Графика. Орфоэпия (4 час.)
Орфоэпические нормы современного русского языка. Работа со словарями
Морфемика и словообразование (2 часа) Состав слова. Система морфем русского языка.
Словообразование. Морфологические и неморфологические способы словообразования Словообразовательный разбор слова. Формообразование
Морфология и Орфография (16 часов) Принципы русской орфографии.
Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание чередующихся гласных в корне слова.
Употребление гласных после шипящих и Ц. Правописание звонких, глухих и двойных согласных.
Правописание гласных и согласных в приставках. Правописание приставок пре-при-.
Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. Употребление прописных букв. Правила переноса.
Самостоятельные части речи (24 часа)
Имя существительное (3 часа)
Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы имен существительных.
Гласные в суффиксах имен существительных.
Имя прилагательное (6 часов) Имя прилагательное как часть речи.
Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных и существительных. Имя числительное (2 час)
Имя числительное как часть речи.
Правописание и употребление числительных. Местоимение (2 часа) Местоимение как часть речи.. Правописание местоимений.
Глагол и его формы (7 часов)
Глагол как часть речи. Правописание личных окончаний глагола. Причастие как глагольная форма. Правописание суффиксов причастий
Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. Деепричастие как глагольная форма.
Наречие. Слова категории состояния (4часа)Наречие как часть речи.
Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Слова категории состояния.
Служебные части речи(13часов)
Понятие служебных частей речи, их отличие от знаменательных частей речи.
Предлог. Правописание производных предлогов.
Союз. Правописание союзов.
Частицы. Правописание частиц.
Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Правописание частицы НЕс разными частями речи.
11 класс
Введение 1 ч
Значение русского языка в современном мире
Синтаксис и пунктуация 3 ч
Основные понятия синтаксиса и пунктуации. Основные синтаксические единицы. Принципы русской пунктуации. Пунктуационные нормы. Пунктуационный анализ.
Предложение 48 ч
Понятие о предложении. Классификации предложений. Предложения простые и сложные.
Простое предложение 25ч
Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и односоставные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Соединительное тире. Порядок слов в простом предложении. Инверсия. Синонимия разных типов простого предложения.
Синтаксический разбор простого предложения.
Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препинания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.
Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.
Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения. Параллельные синтаксические конструкции. Знаки препинания при сравнительном обороте.
Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно – восклицательные слова. Сложное предложение 10 ч
Понятие о сложном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтаксический разбор сложносочинѐнного предложения. Знаки препинания в сложноподчинѐнном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчинѐнного предложения с одним придаточным. Знаки препинания в предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения. Период. Знаки препинания в периоде.
Синонимия разных типов сложного предложения.
Предложения с чужой речью 9 ч
Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.
Употребление знаков препинания 4 ч
Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклицательный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.
Культура речи 4 ч
Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правильность и чистоту речи. Правильность речи. Норма литературного языка и её основные особенности. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лексические, морфологические, стилистические и грамматические (морфологические и синтаксические) нормы. Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство. Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт. Составление руководства «Учусь говорить правильно».
Стилистика 12 ч
Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно – выразительные средства. Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально – деловой стиль. Публицистический стиль. Разговорный стиль. Особенности литературно – художественной речи. Текст. Функционально – смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров.
4. Календарно-тематическое планирование
10 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты по предмету | Дата |
план | факт |
1. | Введение. Слово о русском языке. | 1 | Знать: понятие «мировые языки»;значение русского языка в современном обществе; уметь: составлять план;пересказывать текст по плану; письменно отвечать на вопрос к тексту | 07.09 | |
| Лексика. Фразеология. Лексикография | 8 ч | | | |
2. | Повторение. Лексика. Фразеология. Лексикография. Слово и его значение. Однозначные и многозначные слова. | 1 | Распределять слова по тематическим группам. Характеризовать слова с точки зрения их принадлежности к активному и пассивному запасу, сферы употребления и стилистической окраски. Проводить лексический анализ слова. Использовать в собственной речи синонимы, антонимы и т.д. Осуществлять выбор лексических средств и употреблять их в соответствии со значением и ситуацией общения. Извлекатьнеобходимую информацию из лингвистических словарей различных типов (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря) и использовать ее в различных видах деятельности | 08.09 | |
3. | Повторение.Синтаксис и пунктуация. Изобразительно-выразительные средства русского языка. | 1 | Знать изобразительно-выразительные средства языка. Уметь определять тропы в предложенных текстах, владеть навыками анализа поэтических текстов | 14.09 | |
4. | Входная контрольная работа | 1 | | 15.09 | |
5. | Анализ входной контрольной работы. Повторение. Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы и их употребление. Работа со словарями. | 1 | Научиться подбирать к слову синонимы, пользоваться словарём синонимов Научиться использовать синонимы в речи как средство выразительности. Научиться создавать текст-описание, редактировать написанное. | 21.09 | |
6. | Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. | 1 | Научиться рассматривать слова с точки зрения лексического значения, различать лексическое и грамматическое значение. | 22.09 | |
7. | Р/Р. Практическая работа. Лингвистический анализ текста. | 1 | | 28.09 | |
8. | Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. | 1 | Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи. | 29.09 | |
9. | Контрольная работа № 1. Лексический анализ текста с решением тестовых задач. | 1 | Осознавать основные понятия фразеологии. Опознавать фразеологические обороты по их признакам. Различать свободные сочетания слов и фразеологизмы, фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные. Уместно использовать фразеологические обороты в речи. Наблюдать за использованием выразительных средств лексики и фразеологии в речи. | 05.10 | |
| Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 4 ч | | | |
10. | Анализ контрольной работы. Фонетика. Графика. Орфоэпия. | 1 | Знать: понятия фонетика, графика, орфография; различия между гласными и согласными звуками. Уметь: производить фонетический разбор слова | 06.10 | |
11. | Фонетический разбор | 1 | Знать: понятия фонетика, графика, орфография; различия между гласными и согласными звуками. Уметь: производить фонетический разбор слова | 12.10 | |
12 | Р. Р. Изложение с творческим заданием | 1 | | 13.10 | |
13 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы современного русского языка. | 1 | Знать основные нормы литературного произношения. Уметь определять орфоэпические нормы с точки зрения акцентологии на конкретных примерах | 19.10 | |
| Морфемика и словообразование. | 2 ч | | | |
14. | Морфемика. Словообразование. Морфемы, их типы, функции Морфологические и неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор слова. Формообразование | 1 | Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования | 20.10 | |
15. | Контрольный диктант № 1 по темам "Фонетика, морфемика и словообразование" | 1 | Знать, что такое морфемика, название и особенности морфем русского языка; знать, какая часть слова называется основой, какие части слова могут входить в состав основы; уметь находить значимые части слова, определять их роль в слове, находить основу слова, различать процессы слово- и формообразования | 03.11 | |
| Морфология и орфография | 16 ч | | | |
16. | Анализ контрольного диктанта. Морфология и орфография. Принципы русской орфографии. Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | Знать, какие вопросы изучаются в курсе морфологии, предмет изучения орфографии | 09.11 | |
17- 18 | Правописание чередующихся гласных в корне слова. | 2 | Повторить, обобщить и систематизировать Полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность. | 10.11 16.11 | |
19 | Употребление гласных после шипящих и Ц. | 1 | Повторить, обобщить и систематизировать Полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность. | 17.11 | |
20 | Правописание звонких, глухих и двойных согласных. | 1 | Повторить, обобщить и систематизировать Полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность. | 23.11 | |
.21 | Правописание гласных и согласных в приставках | 1 | Повторить, обобщить и систематизировать Полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность. | 24.11 | |
22 | Правописание приставок пре-при- | 1 | Повторить, обобщить и систематизировать Полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность. | 30.11 | |
23 | Правописание приставок. Буквы ы-и после приставок. Употребление Ъ и Ь. | 1 | Повторить, обобщить и систематизировать Полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность. | 01.12 | |
24 | Готовимся к ЕГЭ. Практическая работа. Обобщающий тренинг по орфографии | 1 | Повторить, обобщить и систематизировать Полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность. | 07.12 | |
25 | Контрольный словарный диктант. Употребление прописных букв. Правила переноса. | 1 | Повторить, обобщить и систематизировать полученные в основной школе правила орфографии. Осмысливать основные принципы русской орфографии, формировать на этой основе орфографическую грамотность | 08.12 | |
26 | Р/Р. Текст как речевое произведение | 1 | способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; | 14.12 | |
27 | Р/Р. Смысловая и композиционная целостность текста. | 1 | адекватное понимание содержания устного и письменного высказывания, основной и дополнительной, явной и скрытой (подтекстовой) информации; осознанное использование разных видов чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) в зависимости от коммуникативной задачи; способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; | 15.12 | |
28 | Р/Р. Анализ синтаксических структур художественного текста (на примере текстов Е. Носова) | 1 | способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; | 14.12 | |
29 | Готовимся к ЕГЭ. Р/Р. Практическая работа. Содержательно-композиционный анализ текста. Средства связи предложений в тексте. | 1 | способность извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официально-деловых текстов, справочной литературы; | 15.12 | |
30 | Административная контрольная работа за 1 полугодие | 1 | Проверить знания, полученные в 1 полугодии | 21.12 | |
31 | Анализ административной контрольной работы | 1 | | 22.12 | |
| Самостоятельные части речи | 24 ч | | | |
| Имя существительное | 3 ч | | | |
32 | Имя существительное как часть речи. Правописание падежных окончаний имен существительных. Морфологические нормы. | 1 | Уметь понимать связь категории одушевленности с понятиями «живое», распознавать существительные одушевленные и неодушевленные, составлять словосочетания и предложения с одушевленными и неодушевленными существительными, находить прием олицетворения в художественных текстах. | 11.01 | |
33 | Гласные в суффиксах имён существительных. | 1 | Научиться определять падеж имен существительных, выделять падежные окончания существительных и относящиеся к ним предлоги, составлять словосочетания с именами существительными в родительном падеже, графически обозначать условия выбора И-Е в окончаниях существительных, адекватно воспринимать текст на слух, озаглавливать его, списывать, обозначать падеж имен существительных, определять роль существительных с предлогом, указывающих на время, в построении текста. | 12.01 | |
34 | Р/Р.Текстоведческий анализ | 1 | проведение разных видов языкового анализа слов, предложений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; проведение лингвистического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности; оценка коммуникативной и эстетической стороны речевого высказывания. | 18.01 | |
| Имя прилагательное | 6 ч | | | |
35- 36 | Имя прилагательное как часть речи. | 2 | Уметь определять морфологические признаки прилагательных, синтаксическую роль полных прилагательных, читать текст ознакомительным чтением, определять его тему, основную мысль, тип, стиль, разбивают на части, списывать текст | 19.01 25.01 | |
37 | Правописание суффиксов имён прилагательных. | 1 | Уметь усваивать правило написания о-е после шипящих в окончаниях прилагательных и алгоритм его использования, группируют прилагательные по определенным параметрам, составлять со словами изученной орфограммы предложения, связный текст; составлять план и последовательность действий; уметь структурировать знания; уметь с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка | 26.01 | |
38 | Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных. | 1 | Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов | 01.02 | |
39 | Правописание сложных имен прилагательных и существительных | 1 | Группировать имена прилагательные по заданным морфологическим признакам. Правильно употреблять имена прилагательные с существительными общего рода; с несклоняемыми существительными, со сложносокращенными словами; с существительными, имеющими форму только множественного или только единственного числа; относительные прилагательные в значении качественных; варианты форм сравнительной и превосходной степени. Использовать в речи синонимичные имена прилагательные, имена прилагательные в роли эпитетов | 02.02 | |
40 | Практическая работа по теме «Имя существительное и имя прилагательное». | 1 | Проверить знания, полученные по данным темам | 08.02 | |
| Имя числительное | 2 ч | | | |
41 | Имя числительное как часть речи. Правописание имен числительных. | 1 | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов. Отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества. | 09.02 | |
42 | Р/Р Употребление в речи имен числительных. | 1 | Правильно употреблять числительные двое, трое и т.п., оба, обе в сочетании с именами существительными; правильно использовать имена числительные для обозначения дат, перечней и т.д. в деловой речи | 15.02 | |
| Местоимение | 2 ч | | | |
43 | Местоимение как часть речи. | 1 | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение местоимения, морфологические признаки местоимений разных разрядов, определять их синтаксическую роль. Сопоставлять и соотносить местоимения с другими частями речи. Распознавать местоимения разных разрядов; приводить соответствующие примеры. Правильно изменять по падежам местоимения разных разрядов. | 16.02 | |
44 | Правописание местоимений. | 1 | Употреблять местоимения для связи предложений и частей текста, использовать местоимения в речи в соответствии с закрепленными в языке этическими нормами | 22.02 | |
| Глагол | 7 ч | | | |
45 | Глагол как часть речи. | 1 | Анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки глагола, определять его синтаксическую функцию. Распознавать инфинитив и личные формы глагола, разноспрягаемые глаголы, глаголы совершенного и несовершенного вида, переходные и непереходные глаголы, безличные глаголы; возвратные глаголы; приводить соответствующие примеры. Определять тип спряжения глаголов. | 01.03 | |
46 | Правописание глаголов. | 1 | Правильно употреблять при глаголах имена существительные в косвенных падежах, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным именем существительным среднего рода и собирательным существительным; выбирать форму глагола для выражения разной степени категоричности при выражении волеизъявления; соблюдать видовременную соотнесенность глаголов-сказуемых в связном тексте | 02.03 | |
47 | Причастие как глагольная форма. | 1 | Знать: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Уметь: находить и дифференцировать причастия по указанным признакам, отличать причастия от глаголов и прилагательных. | 09.03 | |
48 | Правописание суффиксов причастий. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных. | 1 | Знать: общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки причастия. Уметь: находить и дифференцировать причастия по указанным признакам, отличать причастия от глаголов и прилагательных. | 15.03 | |
49 | Деепричастие как глагольная форма | 1 | Знать: глагольные и наречные признаки деепричастия, морфологические признаки и синтаксическую роль деепричастия. Уметь: находить и дифференцировать деепричастия по указанным признакам, отличать деепричастия от глаголов и наречий; соблюдать нормы употребления деепричастий. | 16.03 | |
50 | Контрольная работа по теме "Глагол и глагольные формы" | 1 | Уметь: писать текст под диктовку и выполнять грамматическое задание к нему | 30.03 | |
51 | Р. р. Сочинение-рассуждение о книге | 1 | | 05.04 | |
| Наречие. Слова категории состояния | 4 ч | | | |
52 | Наречие как часть речи. Слитное и раздельное написание наречий. | 1 | Знать: общекатегориальное значение наречий, морфологические признаки наречий, синтаксическая роль наречий. Уметь: находить и характеризовать наречия, определять их морфологические признаки, синтаксическую роль наречий; находить словосочетания с наречиями | 06.04 | |
53 | Дефисное написание наречий. | 1 | Знать: нормы употребления наречий с точки зрения норм литературного языка, функции наречий. Уметь: употреблять наречия в рамках языковых норм, составлять словосочетания с наречиями; способы словообразования | 12.04 | |
54 | Слова категории состояния. | 1 | Знать: признаки категории состояния как части речи, отличие категории состояния и наречия. Уметь: находить слова категории состояния, отличать слова категории состояния и наречия, выделять слова категории состояния как члены предложения. | 13.04 | |
55 | Контрольная работа по разделу "Самостоятельные части речи" | 1 | | 19.04 | |
| Служебные части речи | 13 ч | | | |
| Предлог | 2 ч | | | |
56 | Анализ контрольной работы. Служебные части речи. Предлог. | 1 | Знать: особенности самостоятельных и служебных частей речи. Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи; дифференцировать служебные части речи; различать предлоги, выписывать словосочетания с предлогами, производить морфологический анализ предлога; работать с текстом научного стиля. | 20.04 | |
57 | Правописание производных предлогов. | 1 | Знать: особенности однозначных и многозначных предлогов, значение и условия употребления предлогов. Уметь: употреблять однозначные и многозначные предлоги, составлять словосочетания с предлогами, в случае затруднений пользоваться «Толковым словарем»; исправлять недочёты в употреблении предлогов. | 26.04 | |
| Союз | 2 ч | | | |
58 | Союз как служебная часть речи. | 1 | Знать: особенности союза как служебной части речи. Уметь: определять союз как часть речи; производить морфологический анализ союза; выделять союзы в тексте, классифицировать союзы, определять основную мысль и стиль текста. | 27.04 | |
59 | Правописание союзов. | 1 | Знать: правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении. Уметь: применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, составлять схемы сложных предложений, составлять сложные предложения по схемам, отличать простые предложения с однородными членами от сложных предложений. | 03.05 | |
| Частица | 9 ч | | | |
60 | Частицы. Правописание частиц. | 1 | Знать: особенности частицы как части речи. Уметь: выделять частицы в тексте, определять значение частиц в предложении; доказывать частеречную принадлежность слов. | 04.05 | |
61 | Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. | 1 | Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ, приставки НЕ- и НИ-. Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением; составлять словосочетания и предложения с частицами. | 10.05 | |
62 63 | Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. | 1 | Знать: отрицательные частицы НЕ и НИ, приставки НЕ- и НИ-. Уметь: дифференцировать НЕ и НИ как частицы и приставки, подбирать частицы с отрицательным значением; составлять словосочетания и предложения с частицами. | 11.05 17.05 | |
64 | Р. р. Сочинение-рассуждение по одной из проблем | 1 | Уметь: определять тему и основную мысль текста, составлять его план; писать сочинение, сохраняя структуру текста и авторский стиль | 18.05 | |
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | Уметь: выполнять тестовые задания в формате ОГЭ | 24.05 | |
66 | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | | 25.05 | |
67 | Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. | 1 | Знать: грамматические особенности междометий. Уметь: дифференцировать междометия в предложениях, опознавать междометия, употребленные в значении других частей речи; расставлять знаки препинания при междометиях. | | |
68 | Резервные уроки | 1 | | | |
11 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Планируемые результаты по предмету | Дата | |
План. | Факт. |
| Введение | 1 | | | |
1. | Повторение раздела "Служебные части речи". Правописание производных предлогов. Введение. Значение русского языка в современном мире | 1 | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | | |
| Синтаксис и пунктуация | 3 | | | |
2. | Повторение. Частицы НЕ и НИ. Их значение и употребление. Основные принципы русской пунктуации | 1 | Познавательные УУД: знать основные фонетические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | | |
3. | Повторение. Правописание частиц НЕ и НИ с различными частями речи. Основные единицы синтаксиса. Словосочетания. Виды синтаксической связи | 1 | Познавательные УУД: знать лексические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь: опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | | |
4. | Входная контрольная работа | 1 | | | |
| Предложение | 54 | | | |
5. | Анализ контрольной работы. Предложение. Классификация предложений. | 1 | Познавательные УУД: знать лексические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | | |
| Простое предложение | 25 | | | |
6. | Простое предложение | 1 | Познавательные УУД: знать лексические единицы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа | | |
7. | Грамматическая основа предложения. Способы выражения главных членов предложения. | 1 | Познавательные УУД: знать признаки частей речи; виды орфограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь отличать части речи друг от друга, проводить различные виды их анализа | | |
8. | Тире в простом предложении | 1 | Познавательные УУД: знать признаки частей речи; виды орфограмм. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь отличать части речи друг от друга, проводить различные виды их анализа | | |
9. | Распространённые и нераспространённые простые предложения | 1 | Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение);функциональные стили. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме в соответствии с ситуацией речевого общения, задачами речи; соблюдать нормы | | |
10. | Готовимся к ЕГЭ. Выполнение заданий в тестовой форме «Простое предложение» | 1 | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь осознавать предложение как минимальное речевое высказывание; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художественными текстами изучаемых литературных произведений | | |
11. | Полные и неполные предложения | 1 | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить грамматическую основу в предложении, восстанавливать неполное предложение за счет контекста. | | |
12. | Простое осложнённое предложение. Предложение с однородными членами. | 1 | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь определять виды подчинительной связи в СС; давать характеристику простому предложению. | | |
13. | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
14. | Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
15. | Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
16. | Р. р. Анализ текста с точки зрения проблематики и авторской позиции | 1 | Познавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности текста; воспроизводить текст | | |
17. | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
18. | Р. р. Сочинение-рассуждение по заданному тексту | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
19. | Контрольный диктант по теме «Простое предложение» | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; определять стилистическую окраску союзов в предложении с однородными членами | | |
20. | Анализ контрольного диктанта | 1 | | | |
21. | Обособленные приложения | 1 | Познавательные УУД: знать определения обособленных и уточняющих членов предложения, правила постановки знаков препинания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь определять обособленные и уточняющие члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях. | | |
22- 23. | Обособленные обстоятельства | 2 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными и уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | | |
24. | Знаки препинания в предложениях при сравнительных оборотах | 1 | Познавательные УУД: знать грамматические нормы построения предложений с деепричастными оборотами, правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | | |
25. | Р. р. Сочинение-рассуждение в формате ЕГЭ | 1 | Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение). Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст | | |
26. | Обособленные дополнения | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | | |
27. | Знаки препинания в предложениях при уточняющих членах и сравнительных оборотах | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания в предложениях с уточняющими членами. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь применять изученные правила при решении грамматических задач; производить синтаксический и пунктуационный разборы; использовать разнообразные конструкции в связной речи | | |
28. | Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями | 1 | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений | | |
29. | Междометия, утвердительные, отрицательны, вопросительные, восклицательные слова | 1 | Познавательные УУД: знать основные единицы языка, их признаки; вводные слова и предложения как средство выражения субъективной оценки высказывания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить в художественных произведениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разборы этих предложений | | |
30. | Административная контрольная работа (мониторинг ЕГЭ) | 1 | | | |
| Сложное предложение | 10 | | | |
31. | Анализ контрольной работы Классификация сложных предложений. Пунктуация в ССП | 1 | Познавательные УУД: знать основные группы ССП по значению союзам. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор предложении. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП | | |
32. | Знаки препинания в СПП с одним придаточным | 1 | Познавательные УУД: знать основные группы ССП по значению союзам. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор предложении. Знакомство с теоретическими сведениями о знаках препинания в сложносочиненном предложении, совершенствование пунктуационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП | | |
33. | СПП с несколькими придаточными | 1 | | |
34. | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении | 1 | | |
35. | Сложное предложение с разными видами союзной и бессоюзной связи | 1 | | |
36. | Период. Знаки препинания в периоде | 1 | | |
37. | Повторение по теме «Сложное предложение» | 1 | | |
38. | Сложное синтаксическое целое и абзац | 1 | | |
39. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Сложное предложение» | 1 | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы | | |
40. | Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Сложное предложение» | 1 | Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно ставить знаки препинания и составлять схемы | | |
| Предложение с чужой речью | 9 | | | |
41. | Предложения с чужой речью. Способы передачи чужой речи | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции русского литературного языка; применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | | |
42. | Знаки препинания при прямой речи | 1 | | |
43. | Знаки препинания при диалоге | 1 | | |
44. | Знаки препинания при цитатах | 1 | | |
45. | Р. р. Сочинение-рассуждение по заданному тексту | 1 | | | |
46. | Повторение по теме «Предложения с чужой речью» | 1 | Познавательные УУД: знать правила постановки знаков препинания. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции русского литературного языка; применять изученные орфограммы; соблюдать основные правила орфографии и пунктуации | | |
47. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Предложения с чужой речью» | 1 | | |
48. | Анализ контрольного диктанта. | 1 | | |
49. | Р. р. Сочинение-миниатюра | 1 | | | |
| Употребление знаков препинания | 4 | | | |
50 | Сочетание знаков препинания | 1 | Познавательные УУД: знать основные признаки БСП, правила постановки знаков препинания, выразительные возможности БСП. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи предложений с разными видами связей. Уметь: правильно ставить знаки препинания в данных предложениях | | |
51. | Факультативные знаки препинания | 1 | | |
52. | Авторская пунктуация | 1 | | |
53. | Сочинение-рассуждение по заданному тексту | 1 | | |
| Культура речи | 4 | | |
54. | Культура речи. Язык и речь. Правильность русской речи | 1 | | |
55-56 | Типы норм литературного языка. О качествах хорошей речи | 2 | | |
57. | Р/Р Сочинение | 1 | | | |
| Стилистика | 11 | Познавательные УУД: знать нормы литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь строить речь с применением различных способов в зависимости от условий | | |
58. | Функциональные стили. Научный стиль | 1 | | |
59. | Официально-деловой стиль | 1 | | |
60. | Публицистический стиль | 1 | | |
61. | Итоговая контрольная работа | 1 | | |
62. | Анализ итоговой контрольной работы | 1 | | |
63. | Разговорный стиль | 1 | | |
64. | Язык художественной литературы | 1 | | |
65. | Текст. Типы речи. | 1 | | |
66. | Р/Р. Сочинение | 1 | | | |
67. | Повторение пройденного | 1 | Познавательные УУД: знать основные нормы и правила. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ | | |
68. | Повторение пройденного | 1 | | |