1.Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Грамматика, правописание и развитие речи» в 5 классе составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2001. Авторы программы «Русский язык»: А. К. Аксёнова, Н. Г. Галунчикова.
Она предназначена для работы по учебнику «Русский язык» для 5 класса, Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2013 год.
Курс «Грамматика, правописание и развитие речи реализуется в рамках предмета «Русский язык».
Рабочая программа
предлагает свой подход в части последовательности изучения учебного материала;
конкретизирует вариативную составляющую содержания образования.
Темы раздела «Связная речь с элементами» будут изучаться в течение всего учебного курса в связи с содержанием грамматико-орфографического материала.
Выбор программы мотивирован тем, что она
- соответствует специфическим особенностям интеллектуальной деятельности учащихся, социальному заказу;
- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;
- способствует развитию коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций учащихся;
- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию и особые образовательные потребности учащихся;
- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации;
- конкретизирует материал для изучения, исходя из возможностей учащихся, программных требований к умениям учащихся по итогам обучения в 5 классе базового уровня.
Цель: Развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
Задачи:
формировать достаточно прочных навыков грамматического письма;
уметь последовательно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;
развивать речь учащихся, обогащать её словарь;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной работы:
Коррекция фонематического слуха, памяти.
Коррекция артикуляционного аппарата.
Коррекция слухового и зрительного восприятия.
Коррекция мышц мелкой моторики.
Коррекция познавательных процессов.
Коррекция грамматического строя речи.
1.2.Общая характеристика учебного предмета
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
В 5 классе осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале. Учитывая особенности детей с ОВЗ, ценностные ориентиры курса мы направляем на развитие речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности.
Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по адаптированной программе для детей с умственной отсталостью. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Содержание обучения предмету имеет практическую направленность. В программе принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Обучение учащихся, обучающихся по программе 8 вида, носит воспитывающий характер. Состояние здоровья ребенка затрудняет решение задач воспитания, но не снимает их.
Межпредметные связи
Математика. Счёт в пределах 300. Употребление числа с названием месяца. Поиск нужной страницы в учебнике.
Изобразительное искусство. Различать цвета при выполнении звуко-буквенного анализа слов.
Природоведение. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Использование в речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связи и отношений между реальными объектами.
Словарь:
Адрес, бензин, беседа, библиотека, благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой, горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо, забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон, коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг, орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина, ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица, творог, физкультура (57 слов).
Формы, методы и технологии обучения:
технологии и методики: личностно-ориентированные технологии; здоровьесберегающие технологии;
методы обучения: объяснительно-иллюстративный; частично поисковый, словесный, наглядный, практический.
Описание места предмета в учебном плане
Авторская программа рассчитана на 5 часов в неделю, 172 часа в год.
Рабочая программа рассчитана на 170 учебных часа, в том числе 8 часов на уроки развития связной речи и 10 часов для проведения контроля знаний.
Срок реализации программы 1 год.
2.Планируемые предметные результаты освоения предмета русский язык.
Ученик научится:
различать звуки и буквы, гласные и согласные, обозначать их на письме;
анализировать слова по звуковому составу;
разбирать слово по составу;
выделять имя существительное как часть речи;
производить разбор предложения по членам;
составлять предложения на заданную тему, текст по серии картинок;
производить редактирование текста;
восстановление деформированного текста;
писать сочинения и изложения по плану и опорным словам.
Ученик получит возможность научиться:
• списывать текст целыми словами и словосочетаниями, структурно сложные слова — по слогам;
• писать под диктовку текст, включающий слова с изученными орфограммами (40—45 слов);
• участвовать в обсуждении темы текста, в выделении основной мысли;
• коллективно составлять текст и записывать его под руководством учителя (до 50 слов);
• подбирать однокоренные слова, разбирать слова по составу с помощью учителя;
• различать части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол) по вопросам, с опорой на таблицу;
• находить решение орфографической задачи (с помощью учителя);
• пользоваться школьным орфографическим словарем под руководством учителя.
Содержание учебного предмета.
Повторение. Практические упражнения в составлении и распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. Различение предложений по интонации.
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е, е, и, ю, я. Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце слов. Буквы е, е, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и безударные. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительный ъ.
Части речи: Общее понятие о частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части речи по вопросам и значению.
Имя существительное. Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное число).
Род имен существительных, умение различать род (мужской и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у существительных женского рода(ночь, мышь) и его отсутствие у существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 1-го склонения. Окончания -ы, -и в родительном падеже (из комнаты, из деревни), окончание -е в дательном и предложном падежах (к деревне, в деревне), окончания -ей, -ой в творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имен существительных в единственном числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения. Окончания -а, -я в родительном падеже (с озера, с поля), окончания -у, -ю в дательном падеже (к огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море),окончания -ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения. Окончание -и в родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади, на лошади),окончание -ью в творительном падеже (сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространенные и распространенные.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие, сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа, по опорным словам, после разбора с учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте, поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Тема | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Звуки и буквы | 10 ч. | Восстановление деформированных предложений. Восстановление текста по опорным словам. Составление предложений с заданными парами слов. Составление текста по опорным словам. Редактирование текста Коллективное сочинение по серии картинок. Устное составление предложений. Давать характеристику звука. Тренировать учащихся в написании словарных слов. |
Слово. Состав слова. | 35 ч. | Подбор родственных слов. Объяснение смысла слова. Выделение корня слова. Подбор однокоренных слов. Составление текста по плану. Нахождение и выделение окончания. Работа с деформированным текстом. Образование новых слов с помощью приставок. Согласование слов в словосочетаниях и предложениях. Объяснение значения образованных слов. Подбор родственных слов к данным словам. Образование новых слов с помощью суффикса. Выделение основной мысли текста. Восстановление деформированных предложений. Составление текста по серии картинок и опорным словам. Составление предложений на заданную тему. Находить словарное слово в словаре. Находить в тексте слова с приставками и предлогами. Составление рассказа, используя словосочетания. Написание записки по образцу. |
Части речи | 8 ч. | Написание текста описательного характера, по данным вопросам. Распознавать части речи по вопросам. Редактирование текста. Составление рассказа. Образование от одних частей речи другие. Ответы на вопросы. |
Имя существительное | 89 ч. | Деление текста на части по данному плану. Распознавание существительных по вопросам. Составление текста по рисунку. Составление словосочетаний и предложений. Составление текста по плану и опорным словам. Изменение имён существительных по числам. Определение рода имени существительного. Восстановление деформированного текста. Восстановление текста по опорным словам. Употребление правила написания существительных женского и мужского рода с шипящей на конце. Составление рассказа на основе фотографий и личного впечатления. Письменные ответы на вопросы. Изменение существительных по падежам. Выделение словосочетаний из предложений. Редактирование текста. Подбор слов для проверки безударной гласной в корне слова. Определение склонения имени существительного. Подбор родственных слов к данному слову. Восстановление деформированных предложений. Запись текста с опорой на рисунки и словосочетания. Написание изложения по вопросам и опорным словам. Пересказ текста по опорным словам. Написание сочинения – миниатюры. Составление рассказа по картинкам, вопросам и опорным словам. |
Предложение | 17 ч. | Составление предложений различных по интонации. Выделять главные члены предложения.распространять их. Письменные ответы на вопросы. Разбор предложений по членам. Составление предложений. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Составление рассказа из деформированного текста по картинке. Нахождение в тексте однородных членов предложения. Распространение предложений. Пересказ текста с опорой на сделанную запись. Написание сжатого изложения. |
Повторение | 17 ч. | Восстановление деформированного текста. Составление предложений, изменяя слова по смыслу. Упражнение в составлении предложений. Устное изложение текста по плану. Составление связного текста. Составление текста по плану. Подбор родственных слов к данному слову. Составление вопросов к тексту. Изложение текста по вопросам. Составление рассказа из деформированного текста. Определение падежей. Письменный ответ на вопрос к тексту. Написание сочинения по плану и словосочетаниям. Составление текста. |
Итого: | 170 ч. | |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности |
| Повторение. Предложение. | | | |
1. | Предложение. | 1 | | Работа с диалогом стр.3, Дописывание предложений с опорой на картинку стр.4 упр. 2, Самостоятельная работа Стр.4 упр.1 |
2. | Распространение предложения.Выражение в нём мысли коротко и подробно. | 1 | | Развитие речи. Стр. 6 упр. 5 |
3. | Связь слов в предложении. | 1 | | Самостоятельная работа Стр. 10 упр.13 |
| Главные и второстепенные члены предложения | | | |
4. | Главные члены предложения. Сказуемое | 1 | | Самостоятельная работа Стр. 10 упр. 14 |
5. | Главные члены предложения. Подлежащее | 1 | | Работа с деформированным текстом Стр.12 упр.17 |
6. | Второстепенные члены предложения. | 1 | | Практическая работа Синтаксический разбор предложений Стр.13 упр. 20 |
| Предложения, разные по интонации | | | |
7. | Наблюдение за знаками препинания в конце предложения. | 1 | | Текст, заглавие текста. Работа с деформированным текстом. Подбор подписи к рисункам. Составление предложений из данных в разбивку слов(22,23) |
8. | Вопросительные предложения | 1 | | Развитие речи. Составление вопросительных предложений Стр. 16 упр. 25 |
9. | Восклицательные предложения | 1 | | Работа с диалогом стр19 упр. 29 Словарь: болото |
10. | Предложения, разные по интонации. | 1 | | Составление рассказа по серии картинок, по вопросам. Составление устного связного высказывания (29-31) |
11. | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | | Практическая работа Синтаксический разбор предложений |
12. | Работа над ошибками по теме: «Предложение» | 1 | | |
| Звуки и буквы | | | |
13. | Алфавит | 1 | | Практическая работа Расположение заданных слов по алфавиту Стр.22 упр. 32, 33 |
14. | Характеристика гласных и согласных звуков. Несовпадение звука и буквы в слове. | 1 | | Развитие речи. Составление предложений на тему «В метро» Стр.22 упр. 34 – 36 |
15. | Твёрдые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными и, е, ё, ю. я. | 1 | | Запись слов, подчёркивание слогов с буквами Е, Ё, Ю, Я (37-39) |
16. | Мягкий знак для обозначения мягкости согласных на конце и в середине слова. | 1 | | Практическая работа Определение твёрдости – мягкости согласных Стр. 26 упр. 40, 41, 42 |
17. | Правописание слов с разделительным мягким знаком. Дифференциация мягкого знака и разделительного мягкого знака. | 1 | | Практическая работа Определение роли ь Стр27 упр.43-45 |
18. | Парные звонкие и глухие согласные. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. | 1 | | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 29 упр.46-48 |
19. | Ударные и безударные гласные в слове. | 1 | | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 32 упр.49, 50, 51 |
20. 21 | Проверка безударных гласных путём изменения формы слова. | 2 | | Составление предложений на тему «Поздняя осень» закончить предложения словами по смыслу. (52-54) |
22. 23. | Закрепление знаний по теме «Звуки и буквы» | 2 | | Работа с диалогом стр.34 упр. 55, 56, 57 |
| Состав слова | | | |
24. | Актуализация знаний по теме «Родственные слова». Понятие об однокоренных словах. | 1 | | Практическая работа Объяснение значений однокоренных слов стр. 40 упр.58, 59 |
25. | Корень – выразитель общего значения в группе однокоренных слов | 1 | | Развитие речи. Составление предложений с использованием однокоренных слов стр.41 упр.60, 61, 62 |
26. | Практическое использование однокоренных слов в тексте. | 1 | | Составление предложений по плану. (63-65) |
27. | Окончание как изменяемая часть слова | 1 | | Практическая работа Объяснение связи слов в предложении с помощью окончания стр. 44 упр.66, 67, 68 |
28. | Образование смысловой связи между словами с помощью окончаний. | 1 | | Практическая работа Объяснение связи слов в предложении с помощью окончания стр. 45 упр.69 - 71 |
29. | Приставка как часть слова. | 1 | | Практическая работа «Приставки спорят» (выбор нужных по смыслу приставок) стр. 50 упр. 72-74 |
30. | Образование однокоренных слов с помощью приставки | 1 | | Практическая работа Образование однокоренных слов с помощью приставки стр. 49 упр.75-78 |
31. | Суффикс как часть слова | 1 | | Практическая работа Образование однокоренных слов с помощью суффикса стр. 53 упр. 79 - 81 |
32. | Разбор слов по составу | 1 | | Практическая работа Разбор слов по составу стр. 54 упр. 82-84 |
33. | Образование слов с помощью приставки и суффикса | 1 | | Практическая работа Образование однокоренных слов с помощью приставки и суффикса стр. 55 упр. 85-87 |
| Правописание безударных гласных в корне слова. | | | |
34. | Различение ударных и безударных гласных в корне слова. Проверка безударной гласной в корне путём изменения формы слова. | 1 | | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 57 упр.88-90 |
35. | Единообразное написание корней в группе однокоренных слов. | 1 | | Составление рассказа из деформированных предложений. Ответить на вопросы к сказке, использую иллюстрацию. (91-93) |
36. | Слово-корень с ударной гласной как проверочное слово | 1 | | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 59 упр. 94-96 |
37. | Проверяемые и проверочные слова в группе однокоренных слов. | 1 | | Выбрать проверяемые слова и проверочные. (97-99) |
38. | Проверка безударных гласных в корне путём подбора однокоренных слов. | 1 | | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 65 упр. 100-103 |
39. | Контрольный диктант за І четверть по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» | 1 | | Правильно писать под диктовку. |
40. | Работа над ошибками по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» | 1 | | |
41. | Правописание безударных гласных в корне слова. | 1 | | Работа с диалогом стр.64 упр. 101 |
| Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова. | | | |
42. | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём изменения формы слова. | 1 | | Практическая работа Наблюдение за однокоренными словами, в которых правописание согласных вызывает сомнения.Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу». стр. 68 упр.104-106 |
43. | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. Проверяемые и проверочные слова. | 1 | | Работе с текстом. Вставить пропущенные слова из текста сказки. Допиши пословицу. (107-109) |
44. | Проверка парных звонких и глухих согласных в корне путём подбора однокоренного слова. | 1 | | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 69 упр. 110-112 |
45. | Проверяемые гласные и согласные в корне. | 1 | | Практическая работа Подбор проверочных слов стр. 70 упр. 113-115 |
46. | Непроверяемые написания в корне. | 1 | | Практическая работа Работа с орфографическим словарём: проверка правильности написания слов стр. 73 упр. 116-117 Словарь: беседа, верблюд |
47. | Единообразное написание корня в группе однокоренных слов. | 1 | | Разбор слов по составу. Подбор однокоренных слов. (118-121) |
48. | Проверяемые и непроверяемые написания в корне слова. | 1 | | Письмо по памяти стр. 75упр. 122 - 125 Словарь: библиотека |
49. | Закрепление знаний по теме. Подготовка к контрольному диктанту. | 1 | | Выделение в слове корня, подбор однокоренных слов. (126, 127) |
50. | Контрольный диктант по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова» | 1 | | Правильно писать под диктовку. |
51. | Работа над ошибками по теме «Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова» | 1 | | Объяснение допущенных ошибок. |
52. | Приставка и предлог. | 1 | | Практическая работа Упражнения в различении приставки и предлога в тексте стр. 80 упр. 128-130 |
53. | Правописание твёрдого знака после приставок. | 1 | | Развитие речи. Работа с пословицами стр. 82 упр.131- 133 |
54. | Дифференциация написаний с твёрдым знаком и без твёрдого знака после приставок. | 1 | | Составление словосочетаний на тему «В швейной мастерской». Образование слов с данными приставками и корнем. (134-136) |
| Обобщение знаний по теме «Состав слова» | | | |
55. | Разбор слова по составу | 1 | | Практическая работа Разбор слов по составу стр. 83 упр. 137, 138 |
56. | Правописания в корне и приставке | 1 | | Практическая работа Объяснение правописаний слов стр. 85 упр.139, 140 |
57. | Сочинение по картине или на тему сказок | 1 | | Развитие речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Фашист пролетел» стр. 85 упр. 141 |
58. | Деловое письмо. Записка | 1 | | Развитие речи. Составление текста записки стр. 86 упр.142, 143 |
59. | Контроль и учёт знаний. | 1 | | Упражнения с однокоренными словами. (с. 87-88) |
| Части речи | | | |
60. | Название предметов, действий и признаков. | 1 | | Практическая работа Постановка вопросов к словам в тексте стр. 90 упр. 144-146 |
61. | Общее понятие о частях речи.Имя существительное. | 1 | | Практическая работа Имена существительные в тексте стр. 92 упр. 147-149 |
62. | Глагол. | 1 | | Практическая работа Глаголы в тексте стр. 93 упр. 150-152 Словарь: долото |
63. | Имя прилагательное. | 1 | | Практическая работа Имена прилагательные в тексте стр. 95 упр. 153-155 |
64. | Различение частей речи по вопросам и значению. | 1 | | Практическая работа Дифференциация частей речи стр. 95 упр. 156-158 Словарь: забота |
65. | Упражнения в определении частей речи по вопросам. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи. Дифференциация частей речи, составление предложений стр. 99 упр.159, 160 |
| Имя существительное | | | |
66. | Определение грамматических признаков. | 1 | | Практическая работа Постановка вопросов к именам существительным в тексте стр. 102 упр. 161-163 |
67. | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | | Практическая работа Подбор одушевлённых и неодушевлённых существительных к прилагательным стр. 105 упр. 164-167 |
68. | Имена существительные собственные и нарицательные. | 1 | | Практическая работа Подбор к именам собственным имён нарицательных стр. 108 упр. 168-170 Словарь: столица |
69. | Правописание имён собственных. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи Дописывание предложений из сказок. стр. 109 упр. 171-173 Словарь: космос |
| Изменение имён существительных по числам | | | |
70. | Понятие о единственном и множественном числе. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи Подбор имён существительных по разным темам стр. 112 упр. 174-176 Словарь: ботинки |
71 | Различение имён существительных единственного и множественного числа. | 1 | | Составление предложений с данными словами. Изменение числа слов, данных в предложении. (177-179) |
72. | Изменение имён существительных по числам. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи Работа с деформированным текстом стр. 115 упр. 180-182 |
| Род имён существительных | | | |
73. | Знакомство с понятием рода. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи Определение темы словосочетаний, составление предложений на заданную тему стр. 118 упр. 183-185 |
74. | Мужской род имён существительных | 1 | | Практическая работа Нахождение в тексте имён существительных мужского рода стр. 119 упр. 186-188 Словарь: герой |
75. | Контрольный диктант за ІІ четверть по теме «Части речи» | 1 | | Практическая работа Дифференциация частей речи |
76. | Работа над ошибками по теме «Части речи» | 1 | | Практическая работа Определение типа ошибки, способа отработки навыка по преодолению данного пробела |
77. | Женский род имён существительных. | 1 | | Практическая работа Нахождение в тексте имён существительных женского рода стр. 120 упр. 189-191 |
78. | Средний род имён существительных. | 1 | | Практическая работа Нахождение в тексте имён существительных среднего рода стр. 121 упр. 192-194 |
79. | Различение имён существительных по родам. | 1 | | Практическая работа Распределение имён существительных по родам стр. 123 упр. 195-197 |
80. | Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. | 1 | | Практическая работа. Письмо по памяти стр. 126. упр. 198-200 |
81. | Правописание имён существительных мужского и женского рода с шипящей на конце. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи Работа с текстом стр. 126 упр. 201, 202 |
82. | Грамматический разбор имени существительного. | 1 | | Распространение предложения существительными.(203, 204) |
83. | Закрепление знаний по теме «Род имён существительных» | 1 | | Практическая работа. Работа с текстом стр. 129 упр. 205-207 |
84. | Деловое письмо. Адрес | 1 | | Практическая работа. Заполнение конверта: упр. 208 Словарь: адрес |
85. | Контрольный диктант по теме «Род имён существительных» | 1 | | |
86. | Работа над ошибками по теме «Имя существительное» | | | Практическая работа Определение типа ошибки, способа отработки навыка по преодолению данного пробела |
87. | Повторение пройденного. Контроль и учёт знаний. | 1 | | (с. 130-131) |
| Изменение имён существительных по падежам. | | | |
88. | Понятие о склонении. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением имён существительных в тексте стр. 132 упр. 209-211 |
89. | Определение падежей имён существительных по вопросам. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 135 упр. 212-214 Словарь: овраг, канал |
90. | Именительный падеж имён существительных. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 136 упр. 215-217 |
91. | Родительный падеж имён существительных. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 13 8 упр. 218-220 |
92. | Дательный падеж имён существительных. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 139упр. 221-223 |
93. | Винительный падеж имён существительных. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 142 упр. 224-226 Словарь: верёвка |
94. | Творительный падеж имён существительных. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 143 упр. 227-229 |
95. | Предложный падеж имён существительных. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 146 упр. 230-233 Словарь: природа, охота |
96. | Различение падежей. | 1 | | Распространение предложения существительными. (234-237) |
97 | Контрольный диктант по теме «Изменение существительных по падежам» | 1 | | Запись текста под диктовку учителя с соблюдением изученных правил |
98. | Работа над ошибками по теме «Изменение существительных по падежам» | 1 | | Нахождение и исправление ошибок |
| Три склонения существительных. | | | |
99. | Понятие о 1, 2, 3 склонении имён существительных. | 1 | | Запись имён существительных. Выделение падежных окончаний. |
100. | Понятие о типах склонения. 1-е склонение имен существительных. | 1 | | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 151 упр. 238-241 Словарь: грамота |
101. | 2-е склонение имен существительных. | 1 | | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 153 упр. 242-244 Словарь: естествознание |
102. | 3-е склонение имён существительных. | 1 | | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 155 упр. 245-247 |
103. | Различение имён существительных по склонениям. | 1 | | Практическая работа Определение склонения имён существительных стр. 156 упр. 248, 249 |
104. | Определение склонения имён существительных. | 1 | | Составление словосочетаний, предложений. Объяснение смысла пословиц. (250-253) |
| 1-е склонение имен сущ. в единственном числе | | | |
105. | Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных1-го склонения. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 161 упр. 254-257 |
106. | Именительный падеж имён существительных 1-го склонения. Подлежащее в предложении. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте, составление предложений стр. 164 упр. 258-260 |
107. | Окончания имён существительных 1-го склонения в родительном падеже. | 1 | | Практическая работа. Развитие речи Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте, составление рассказа стр. 165 упр. 261-263 Словарь: творог |
108. | Окончания имён существительных 1-го склонения в родительном падеже. | 1 | | Устный рассказ о значении леса в жизни человека. Ответы на вопросы по данному тексту. (264-266) |
109. | Окончания имён существительных 1-го склонения в дательном падеже. | 1 | | Практическая работа. Письмо по памяти. стр. 166 упр. 267-269 |
110. | Сопоставление окончаний в родительном и дательном падежах. | 1 | | Практическая работа Сопоставление окончаний в родительном и дательном падежах стр. 169 упр. 270-272 Словарь: равнина |
111. | Окончания имён существительных 1-го склонения в винительном падеже. | 1 | | Практическая работа. Определение падежа имён существительных по вопросам стр. 171 упр. 273-275 |
112. | Окончания имён существительных 1-го склонения в творительном падеже. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 173 упр. 276-278 Словарь: защита, грамота |
113. | Окончание имён существительных 1-го склонения в творительном падеже. | 1 | | Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте (279-281) |
114. | Окончания имён существительных 1-го склонения в предложном падеже. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 174 упр.282-284 Словарь: свобода |
115. | Дифференциация окончаний имён существительных в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 178 упр. 285-287 Словарь: стамеска |
116. | Закрепление знаний по теме «1-е склонение имен сущ. в единственном числе» | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 1-го склонения в тексте стр. 180 упр. 288-290 |
117. | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. | 1 | | Практическая работа. (291) Составление рассказа по серии сюжетных картинок |
118. | Деловое письмо. Поздравительная открытка. | 1 | | Практическая работа. Работа с деформированным текстом стр. 183 упр. 292 |
| 2-е склонение имён существительных в единственном числе | | | |
119. | Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 186 упр. 293-295 |
120. | Именительный падеж имён существительных 2-го склонения. | 1 | | Практическая работа. Определение в тексте подлежащего с указанием рода, склонения, падежа стр. 187 упр. 296-298 |
121. | Контрольный диктант за ІІІ четверть по теме «Имя существительное» | 1 | | Практическая работа. Определение в тексте имён существительных с указанием рода, склонения, падежа. |
122. | Работа над ошибкамиза IIIчетверть по теме «Имя существительное» | 1 | | |
123. | Окончания существительных 2 склонения в родительном падеже. | 1 | | Практическая работа. Работа с диалогом стр. 192 упр. 299- 301 |
124. | Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в родительном падеже. | 1 | | Практическая работа. Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в родительном падеже стр. 193 упр. 302-304 Словарь: забота |
125. | Окончания существительных 2-го склонения в дательном падеже. | 1 | | Практическая работа. Письмо по памяти стр. 194 упр. 305-307 |
126. | Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в дательном падеже. | 1 | | Письменно ответить на вопросы к тексту.(308-310) |
127. | Окончания существительных 2-го склонения в винительном падеже. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 199 упр. 311-314 |
128. | Окончания существительных 2-го склонения в творительном падеже. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 202 упр. 315-317 словарь: остров, матрос |
129. | Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в творительном падеже. | 1 | | Составление рассказа по сюжетной картинке, данным словам «Первые приметы весны». Текст. Части текста.(318-320) |
130. | Окончания существительных 2-го склонения в предложном падеже. | 1 | | Практическая работа. Наблюдения за изменением окончаний имён существительных 2-го склонения в тексте стр. 203 упр. 321-323 словарь: салат |
131. | Дифференциация окончаний имён существительных1-го и 2-го склонения в предложном падеже. | 1 | | Практическая работа. Дифференциация окончаний имён существительных 1-го и 2-го склонения в предложном падеже стр. 205 упр. 324-326 Словарь: компас |
132. 133. | Закрепление знаний по теме«2-е склонение имён существительных в единственном числе» | 2 | | Практическая работа. Работа с диалогом стр. 206 упр. 327-330 Словарь: победа |
134. | Деловое письмо. Письмо | 1 | | Практическая работа. Составление плана письма. стр. 211 упр. 334 |
| 3-е склонение имён существительных в единственном числе | | | |
135. | Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения. | 1 | | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 213 упр. 336, 337 |
136. | Именительный падеж имён существительных 3-го склонения. | 1 | | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 214 упр. 338-340 |
137. | Правописание окончаний имён существительных 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 216 упр. 341-343 |
138. | Дифференциация окончаний имён существительных1-го , 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах. | 1 | | Практическая работа Дифференциация окончаний имён существительных1-го , 2-го и 3-го склонения в родительном, дательном и предложном падежах стр. 217 упр. 344-346 |
139. | Окончания существительных 3-го склонения в винительном падеже. | 1 | | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 219 упр. 347-349 Словарь: запад, горизонт |
140. | Дифференциация окончаний имён существительных 1, 2 и 3-го склонения в винительном падеже. | 1 | | Определить склонение и падеж существительных, вставить нужное окончание.(350, 351) |
141. | Окончания существительных 3-го склонения в творительном падеже. | 1 | | Практическая работа Наблюдение за изменением по падежам имён существительных 3-го склонения стр. 223 упр. 352-354 |
142. | Дифференциация окончаний имён существительных1-го, 2-го и 3-го склонения в творительном падеже. | 1 | | Практическая работа Дифференциация окончаний имён существительных1-го, 2-го и 3-го стр. 224 упр. 355-357 Словарь: орден |
143. 144. | Закрепление знаний по теме «3-е склонение имён существительных в единственном числе» | 2 | | Практическая работа Работа с текстом. Определение основной мысли, пересказ по опорным словам. стр. 224 упр. 358-361 Словарь: колонна, коллекция |
145. | Контрольный диктантпо теме «Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце» | 1 | | Запись текста под диктовку учителя Грамматическое задание. Определение в тексте имён существительных с указанием рода, склонения, падежа |
146. | Работа над ошибками по теме«Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце» | 1 | | Исправление ошибок в диктанте, объяснение |
147. | Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 | | Самостоятельная работа. Дифференциация имён существительных по различным грамматическим категориям. стр. 228 упр. 362-366 Словарь: салют |
148. | Обобщение знаний по теме «Имя существительное» | 1 | | Самостоятельная работа. Дифференциация имён существительных по различным грамматическим категориям. стр. 228 упр361 Письмо по памяти. стр. 229 упр364 |
149. | Обучающее сочинение по картине | 1 | | Практическая работа Придумывание конца рассказу, написание сочинения по плану. стр. 230 упр367 |
| Предложение | | | |
150. | Главные члены предложения. Второстепенные члены предложения. | 1 | | Практическая работа Синтаксический разбор предложений стр. 234 упр368-370 Словарь: бензин |
151. | Второстепенные члены предложения. | 1 | | Синтаксический разбор предложений стр. 234 упр371-374 |
152. | Определение нераспространенных и распространенных предложений. | 1 | | Практическая работа Синтаксический разбор предложений, составление схем предложений стр. 238 упр375-377 |
153. | Распространение предложений второстепенными членами. | 1 | | Практическая работа Распространение предложений второстепенными членами. Синтаксический разбор предложений, составление схем предложений стр. 239 упр. 378-380 |
154. | Понятие об однородных членах предложения. Однородные подлежащие и сказуемые. | 1 | | Практическая работа Синтаксический разбор предложений, нахождение в предложениях однородных подлежащих и однородных сказуемых. стр. 241 упр381-383 |
155. | Однородные второстепенные члены предложения. | 1 | | Практическая работа Синтаксический разбор предложений, нахождение в предложениях однородных второстепенных членов предложения стр. 243 упр384-386 Словарь: верстак, станок |
156. | Перечисление без союзов. Знаки препинания при однородных членах. | 1 | | Практическая работа Письмо по памяти стр. 244 упр387-389 |
157. | Однородные члены с союзом «и». | 1 | | Практическая работа Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения стр. 245 упр. 390-392 |
158. | Однородные члены без союзов и с союзом «и». | 1 | | Практическая работа Составление предложений по картинкам. Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения стр. 246 упр. 393-395 |
159. 160. | Закрепление темы «Предложение» | 2 | | Практическая работа Составление предложений по картинкам. Разбор предложений, зарисовка схем однородных членов предложения стр. 248 упр396-398 |
161. | Деловое письмо. Письмо родным. | 1 | | Практическая работа Написание письма родным: упр.399 |
| Повторение пройденного. | | | |
162. | Состав слова | 1 | | Практическая работа Разбор слов по составу. стр. 251 упр400-403 |
163. | Правописания в корне слова | 1 | | Самостоятельная работа Письмо по памяти стр. 253 упр. 404-407 |
164. | Приставка и предлог | 1 | | Самостоятельная работа Дифференциация предлогов и приставок стр. 255 упр. 408, 409 |
165. | Твёрдый знак после приставок | 1 | | Практическая работа Комментированное письмо стр. 255 упр. 410, 411 |
166. 167. | Развитие речи. Сочинение по картинке | 2 | | Практическая работа. Составление устного рассказа по картинке. Восстановление текста записки. стр. 256 упр. 420 |
168. | Имя существительное | 1 | | Самостоятельная работа Дифференциация имён существительных по различным грамматическим категориям. стр. 256 упр. 412-415 |
169. | Годовой контрольный диктант по теме «Повторение. Предложение» | 1 | | Запись текста под диктовку учителя с соблюдением правил орфографии и пунктуации Практическая работа Грамматический разбор имени существительного |
170. | Работа над ошибками по теме «Повторение. Предложение» | 1 | | Исправление ошибок в диктанте, объяснение; подбор слов с данной орфограммой |
4.Учебно-методическое, материально-техническое и информационное обеспечение образовательной деятельности.
Для учителя:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. М.: Просвещение. 2010.
Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В.
Рабочая тетрадь 1. Русский язык. Состав слова. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Рабочая тетрадь 2. Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Дидактический материал для учащихся 5 класса (с методическими рекомендациями)(VIII вид). Русский язык. Якубовская Э.В.
Методические рекомендации. Русский язык. 5–9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Аксенова А. К., Ильина С. Ю.
Методические рекомендации для учителя. Русский язык. 5 класс (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Якубовская Э. В.
Электронное приложение к учебнику для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Русский язык. 5 класс. Галунчиковой Н.Г., Якубовской Э.В.
Для учащихся:
Русский язык. 5 класс: учеб.для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая тетрадь. Русский язык. 5 класс. (VIII вид). Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г., Коршунова Я.В.
Рабочая тетрадь 1. Русский язык. Состав слова. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Рабочая тетрадь 2. Русский язык. Имя существительное. 5-9 классы (VIII вид). Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В.
Дидактический материал для учащихся 5 класса (с методическими рекомендациями)(VIII вид). Русский язык. Якубовская Э.В.
Дидактический материал, карточки, картинки, раздаточный материал.(для учащихся)
Информационно – коммуникационные средства
Ресурсы Интернета:
1. Электронные библиотеки (www. gnpbu. ru.);
2. Русская виртуальная библиотека. (www. rvb. ru.);
3. «Общий текст» (www. text. net. ru.)
4. http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com Сеть творческих учителей
5. http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации
6. http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
7. http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
8. http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
9. http://www.ug.ru - Сайт «Учительской газеты».
10. http://www.solnyshko.ee - Детский портал «Солнышко».
Выполнение практической части программы
Вид работы | 1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | всего |
Контрольные работы | 2 | 2 | 3 | 2 | 9 |
Творческие работы | 2 | 2 | 3 | 2 | 8 |
Тема: Предложение.
Диктант
Осень.
Как красива русская осень! Но почему называют осень печальной? Кругом яркие краски. Лес краше, чем летом. Вот красные клёны. Там пёстрые берёзы. А дуб остался зелёным. Ветер гонит сухие листья. Они тихо шуршат под ногами. Ярко блестит осеннее солнышко. Оно всё слабее греет землю.
(45слов)
Задания:
Вариант №1
1.Подчеркни в тексте вопросительное предложение.
2.Разберите по членам предложение: Ветер гонит……
Вариант №2
1. Подчеркни в тексте восклицательное предложение.
2. Разбери по членам предложение: Ярко блестит…..
Тема « Правописание гласных и согласных в корне».
Диктант.
Утро в колхозе.
Пастух пасёт колхозных коров, коз и овец. Ранним утром он выгоняет стада на заливные луга к самой реке Быстрой. Ласково светит солнце. Жужжат в траве насекомые. Животные пасутся весь день. Вечером стадо возвращается в село. На краю села их радостно встречают дети.
( 45 слов)
Задания.
Выпиши из текста однокоренные слова, выдели в них корень.
Проверь безударную гласную в словах к реке, в село и запиши проверочные слова.
Выполни фонетический разбор слова день.
Тема: «Правописание с парными звонкими и глухими согласными в корне слова»
Диктант
Дорога.
Глеб запряг в телегу лошадку. Мы тронулись в путь. Узкая дорожка шла через поле. Воронок бежал лёгкой рысью. Вокруг раскинулся овёс. За полями начинался низкий кустарник. Проехали редкий лесок. Вот и деревня Редькино. На краю избушка. Тут живёт дедушка Тарас. Огород у деда большой. Созрели морковка, репка, горох.
(49 слов.)
Слова для справок: телега, лёгкой.
Задание:
В первом предложении подчеркнуть подлежащее и сказуемое.
Разобрать по составу слово МОРКОВКА, ЛОШАДКА.
Выписать 5 слов со звонкими согласными в корне.
Тема: «Части речи»
Диктант
Зимний лес.
Чудесен русский лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
(50 слов.)
(По И. Соколову-Микитову.)
Слова для справок: смолистые, чудесен.
Задание:
Разобрать предложение по членам предложения. Указать в нем части речи: Шустрые синицы пищат в сучьях.
Разобрать по составу слова: СНЕЖНЫЕ, ЗИМНИЙ.
К словам «ЗИМОЙ - , СНЕГ - , НА ВЕТВЯХ - , СЛЕДОВ - , ЛЕГКАЯ –» записать проверочные слова.
Тема: «Род имен существительных»
Диктант
Синицы.
Сегодня большой мороз. Вот синицы и летят к кормушкам. Высоко висят кормушки с кормом для синиц.
Прилетела синица и схватила хлебную крошку с кормушки. Улетела обратно. Потом она прилетела с другими птицами. Начали синицы ловко клевать крошки и семена.
Много корму запасли ребята своим пернатым друзьям.
(47 слов)
Задание:
Подобрать и записать по 3 существительных мужского, женского и среднего рода.
Разобрать слова по составу слово: КОРМУШКИ
Разобрать 2-е предложение по членам предложения.
Тема: «Изменение существительных по падежам»
Диктант
Весной
Наступила ранняя весна. Пригрело теплое солнце. Всюду начал таять снег. Опустели зимние квартиры жителей леса. У зверей и птиц появились заботы.
Птицы из сухой травы и соломки спешат устроить себе гнезда.
Из земли показалась травка. На полянке стоит молодая березка. Весной на березке появилась листва.
Хорошо в природе весной!
(50 слов)
Задание:
Просклонять имена существительные: СОЛНЦЕ, ПОЛЯНКА, ТРАВКА.
Определить падеж существительных: ИЗ ТРАВЫ, ИЗ ЗЕМЛИ. НА ПОЛЯНКЕ. ВЕСНОЙ, В ПРИРОДЕ.
Тема «Имя существительное»
Диктант
В заповеднике.
В нашей стране есть заповедные места. Здесь люди охраняют редких животных. У опушки сторожка. Из сторожки вышел человек. Лесную глушь разбудил удар по рельсу. Рельс висит на сучьях березы. Вышла лосиха. У дороги кормушка. Лосиха направилась к кормушке. Из чащи выбежал лосенок. Хорошо зверям в заповедном лесу.
(49слов)
Задания:
Подчеркнуть 5 существительных в Р.падеже.
Грамматический разбор существительных: к кормушке, в лесу.
Указать части речи в предложении: Лесную глушь……..
Тема: «Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце»
Диктант
В лесу ночью.
Настала ночь. Кругом теперь тишь. Спят певчие птицы. Они уснули раньше всех. Но жизнь в лесу продолжается. Вот раздался плач. Это кричит филин. Вышел на охоту ёж. Он караулит мышь. А кто шуршит в траве? Это ползёт уж. Он тоже ищет добычу.
(42 слова.)
Задание:
Выписать из текста 3 существительных мужского рода с шипящей на конце и 3 существительных мужского рода с шипящей на конце.
Данное предложение разобрать по членам предложения: Спят певчие птицы.
Определить род и число у существительных: В ЛЕСУ, ФИЛИН, НА ОХОТУ, ДОБЫЧУ.
Тема: «Предложение. Повторение»
Годовой диктант
Вечер в лесу
Наступает вечер. В глухом лесу темные тени лежат под деревьями. Чернеют густые ели. В лесу пахнет смолой.
Скрылось за деревьями солнце. Но еще поют в лесу птицы. На ствол дерева уселся дятел. Шумят синицы. Они ищут жучков и червяков.
Вот и ночь. Засыпают дневные птицы.
(48 слов)
Задание:
Записать словарные слова и определить их род и склонение: БЕСЕДА, ВЕРБЛЮД, БОЛОТО, ГОРИЗОНТ, МЕТАЛЛ, ОБЛАСТЬ.
2-е предложение разобрать по членам предложения, указать части речи.
Просклонять существительные: ВЕЧЕР, ТЕНЬ, ЕЛЬ.
Критерии и нормы оценок.
При оценке устных ответов по письму и развитию речи принимаются во внимание:
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
б) полнота ответа;
в) умение практически применять свои знания;
г) последовательность изложения и речевое оформление ответа.
Оценка «5» ставится ученику, если он обнаруживает понимание материала, может с помощью учителя обосновать, самостоятельно сформулировать ответ, привести необходимые примеры; допускает единичные ошибки, которые сам исправляет.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, в целом соответствующий требованиям оценки «5», но допускает неточности в подтверждении правил примерами и исправляет их с помощью учителя; делает некоторые ошибки в речи; при работе с текстом или разборе предложения допускает 1-2 ошибки, которые исправляет при помощи учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал недостаточно полно и последовательно; допускает ряд ошибок в речи; затрудняется самостоятельно подтвердить правила примерами и делает это с помощью учителя; нуждается в постоянной помощи учителя.
Примерный объем письменных текстов:
- в контрольных работах – 30-45 слов.
- в подробных изложениях – 20-45 слов.
- в словарном диктанте – 10-15 слов.
- объем творческих работ на уроке – 20-30 слов.
При оценке письменных работ следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится за работу без ошибок.
Оценка «4» ставится за работу с 1-2 ошибками.
Оценка «3» ставится за работу с 3-5 ошибками.
В письменных работах не учитываются одно-два исправления или одна пунктуационная ошибка. Наличие трех исправлений или двух пунктуационных ошибок на изученное правило соответствует одной орфографической ошибке. Ошибки на не пройдённые правила правописания также не учитываются.
За одну ошибку в диктанте считается:
а) повторение ошибок в одном и том же слове (например, в «лыжи» дважды написано на конце ы). Если же подобная ошибка на это правило встречается в другом слове, она учитывается;
б) две негрубые ошибки: повторение в слове одной и той же буквы; недописывание слов; пропуск одной части слова при переносе; повторное написание одного и того же слова в предложении.
Ошибки, обусловленные тяжелыми нарушениями речи и письма следует рассматривать индивидуально для каждого ученика. Специфическими для них ошибками являются замена согласных, искажение звукобуквенного состава слов (пропуски, перестановки, добавления, недописывание букв, замена гласных, грубое искажение структуры слова). При выставлении оценки две однотипные специфические ошибки приравниваются к одной орфографической ошибке.
При оценке грамматического разбора следует руководствоваться следующими нормами:
Оценка «5» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение грамматических понятий, правил в процессе грамматического разбора, работу выполняет без ошибок или допускает исправления.
Оценка «4» ставится, если ученик в основном обнаруживает усвоение изученного материала, умеет применить свои знания, хотя допускает 2-3 ошибки.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает недостаточное понимание изученного материала, затрудняется в применении своих знаний, допускает 4-5 ошибок или не справляется с одним из заданий.
При оценке изложения и сочинения выводятся две оценки. В 5 классе для изложений рекомендуются тексты повествовательного характера, объемом 20-45 слов. Изложения дети пишут по готовому плану или составленному коллективно под руководством учителя. При оценке изложений и сочинений учитывается правильность, полнота и последовательность передачи содержания.
Оценка «5» ставится ученику за правильное, полное, последовательное изложение авторского текста (темы) без ошибок в построении предложений, употреблении слов; допускается 1-2 орфографические ошибки.
Оценка «4» ставится за изложение (сочинение), написанное без искажений авторского текста (темы), с пропуском второстепенных звеньев, не влияющих на понимание основного смысла, без ошибок в построении предложений; допускается 3-4 орфографические ошибки.
Оценка «3» ставится за изложение (сочинение), написанное с отступлениями от авторского текста (темы), с 2-3 ошибками в построении предложений и употреблении слов, влияющих на понимание смысла, с 5-6 орфографическими ошибками.