СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 3 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа им. Н. А. Некрасова
Некрасовского района Ярославской области
Утверждена.
Директор МБОУ средней общеобразовательной
школы им. Н.А. Некрасова ____________Е.Н. Ежова
Приказ № ____ от «____»________________20__г.
Рабочая программа
по учебному предмету «Русский язык»
3 класс
д. Грешнево
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Русский язык» для 3 класса разработана на основе требований ФГОС, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания, «Планируемыми результатами начального образования» и авторскими рабочими программами В. Г. Горецкого, В. А Кирюшкина, А. Ф. Шанько «Обучение грамоте» и В. П. Канакиной «Русский язык». в соответствии с требованиями ФГОС НОО и с учётом программы воспитания.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Общая характеристика курса
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь являются показателем общей культуры человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств, для успешного решения коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим школьным предметам.
Описание ценностных ориентиров содержания предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
·формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
·формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
·развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
·развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
·развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Описание места предмета в учебном плане.
На изучение предмета «Русский язык» отводится 5 часов в неделю в соответствии с базисным учебным планом. Общее количество часов – 170 часов.
Содержание учебного предмета
Лексика, фонетика, грамматика, правописание и развитие речи (170ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Язык и речь | 2 |
2 | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3 | Слово в языке и речи | 19 |
4 | Состав слова | 16 |
5 | Правописание частей слова | 29 |
6 | Части речи | 76 |
7 | Повторение | 14 |
| ИТОГО | 170 часов |
Язык и речь (2 ч)
Виды речи. Речь, её назначение. Речь - отражение культуры человека.
Язык, его назначение и его выбор в соответствии с целями и условиями общения. Формирование представлений о языке как основе национального самосознания.
Развитие речи
Составление текста по рисунку.
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч)
Признаки текста: смысловая связь предложений в тексте, законченность, тема, основная мысль.
Построение текста: вступление, основная часть, заключение.
Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Формирование навыка смыслового чтения текста различных стилей и жанров в соответствии с учебными целями и задачами.
Предложение (повторение и углубление представлений о предложении и диалоге).
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные) и по интонации (восклицательные и невосклицательные).
Знаки препинания в конце предложений.
Формирование внимательного отношения к окружающим. Сведения из истории главного города России - Москвы; развитие на их основе чувства патриотизма.
Предложения с обращением (общее представление).
Состав предложения (повторение и углубление представлений).
Главные и второстепенные члены предложения (без терминов и названий).
Распространённые и нераспространённые предложения.
Формирование навыков работы с графической и текстовой информацией (таблицы и памятки).
Разбор предложения по членам.
Простое и сложное предложения (общее представление).
Запятая внутри сложного предложения.
Связь слов в словосочетании. Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
Развитие речи
Составление небольшого рассказа по репродукции картины.
Составление предложений (и текста) из деформированных слов, а также по рисунку, по заданной теме, по модели.
Слово в языке и речи (19 ч)
Лексическое значение слова (повторение и углубление представлений о слове). Номинативная функция слова, понимание слова как единства звучания и значения; однозначные и многозначные слова, слова в прямом и переносном значении; синонимы, антонимы.
Работа с толковым словарём, словарём синонимов и антонимов.
Использование омонимов в речи.
Работа со словарём омонимов.
Слово и словосочетание.
Значение фразеологизмов и их использование в речи.
Работа со словарём фразеологизмов.
Развитие интереса к происхождению слов, к истории возникновения фразеологизмов. Обобщение и углубление представлений об изученных частях речи (имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении) и их признаках.
Формирование умений видеть красоту и образность слов русского языка в пейзажных зарисовках текста.
Имя числительное (общее представление).
Обобщение и уточнение представлений об однокоренных (родственных) словах, о корне слова.
Слово и слог. Звуки и буквы (обобщение и углубление представлений).
Слог, звуки и буквы. Гласные звуки и буквы для их обозначения.
Правописание слов с ударными (сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу) и безударными гласными в корне.
Согласные звуки и буквы для их обозначения. Правописание слов с парными по глухо- сти-звонкости согласными звуками на конце слова и перед согласными в корне.
Мягкий разделительный знак (ь). Правописание слов с мягким разделительным знаком.
Формирование установки на здоровый образ жизни (соблюдение правил дорожного движения при переходе улицы).
Развитие речи
Подробное изложение с языковым анализом текста, по вопросам или коллективно составленному плану. Составление предложений и текста по репродукции картины.
Состав слова (16 ч)
Корень слова. Однокоренные слова.
Чередование согласных в корне.
Сложные слова.
Развитие интереса к истории языка, изменениям, происходящим в нём.
Формы слова. Окончание.
Значение приставки и суффикса в слове.
Основа слова.
Разбор слова по составу. Знакомство со словообразовательным словарём.
Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи.
Разбор слова по составу.
Формирование навыка моделирования слов.
Развитие речи
Сочинение по репродукции картины.
Редактирование предложений с неуместным употреблением в них однокоренных слов. Подробное изложение повествовательного текста с языковым анализом.
Правописание частей слова (29 ч)
Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Формирование умений ставить перед собой орфографическую задачу, определять её решения, решать её в соответствии с изученным правилом. Формирование умений планировать учебные действия при решении орфографической задачи.
Правописание слов с безударными гласными в корне.
Слова старославянского происхождения и их «следы» в русском языке. Формирование уважительного отношения к истории языка.
Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне.
Правописание слов с удвоенными согласными.
Правописание суффиксов и приставок.
Правописание приставок и предлогов.
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Развитие речи
Составление текста по репродукции картины.
Изложение повествовательного деформированного текста по самостоятельному плану.
Составление объявления.
Части речи (76 ч)
Части речи: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, предлог, частица не, союз (общее представление).
Имя существительное. Значение и употребление имён существительных в речи. Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
Представление об устаревших словах в русском языке.
Собственные и нарицательные имена существительные.
Правописание имён собственных.
Изменение имён существительных по числам.
Имена существительные, имеющие форму одного числа (салазки, мёд).
Имена существительные общего рода (первое представление).
Формирование навыка культуры речи: норм согласования (серая мышь, вкусная к мель, листва облетела и др.).
Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода (р тишь, вещь).
Изменение имён существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное.
Неизменяемые имена существительные.
Именительный падеж. Родительный падеж. Дательный падеж. Винительный падеж. Творительный падеж. Предложный падеж.
Начальная форма имени существительного.
Морфологический разбор имени существительного.
Имя прилагательное. Лексическое значение имён прилагательных.
Обогащение словарного запаса именами прилагательными.
Связь имени прилагательного с именем существительным.
Роль имён прилагательных в тексте.
Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении.
Изменение имён прилагательных по родам в единственном числе. Зависимость р имени прилагательного от формы рода имени существительного.
Родовые окончания имён прилагательных (-ый, -ой, -ая, -яя).
Изменение имён прилагательных по числам.
Зависимость формы числа имени прилагательного от формы числа имени существительного.
Изменение имён прилагательных, кроме имён прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин падежам (первое представление).
Зависимость падежа имени прилагательного от формы падежа имени существительного. Начальная форма имени прилагательного.
Морфологический разбор имени прилагательного.
Местоимение. Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица.
Личные местоимения единственного и множественного числа.
Род местоимений 3-го лица единственного числа. Изменение личных местоимений 3-го лица в единственном числе по родам.
Морфологический разбор местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Изменение глаголов по числам.
Начальная (неопределённая) форма глагола.
Глагольные вопросы что делать? и что сделать?
Изменение глаголов по временам.
Род глаголов в прошедшем времени. Родовые окончания глаголов (-а, -о).
Правописание частицы не с глаголами.
Морфологический разбор глагола.
Развитие речи
Подробное изложение по самостоятельно составленному плану, по опорным словам.
Письмо по памяти.
Составление устного рассказа по серии картин.
Сочинение по репродукции картины.
Составление текста-описания растения в научном стиле.
Сопоставление содержания и выразительных средств в искусствоведческом тексте и в репродукции картины.
Составление текста-описания о животном по личным наблюдениям.
Составление сочинения-отзыва по репродукции картины.
Составление письма.
Составление текста по сюжетным рисункам.
Составление предложений с нарушенным порядком слов.
Повторение (14 ч)
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 3 классе:
Аккуратно, альбом, берег, вместе, вокруг, восемь, воскресенье, восток, вторник, гвоздика, герой, горох, желать, животное, завтрак, заря, здравствуй, интересный, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комната, компьютер, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, одуванчик, около, орех, песок, пирог, погода, помидор, понедельник, пороша, потом, поэт, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, растение, ромашка, рябина, самолёт, север, сирень, солдат, солома, среда, столица, трактор, трамвай, ужин, четверг, четыре, чёрный, чувство, шоссе.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); в словаре;
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты
учебника и его методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
Средством формирования коммуникативных УУД служат проблемно-диалогическая технология и организация работы в парах и малых группах
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации.
4. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения русского языка в третьем классе дети научатся:
понимать, что предложение - это основная единица речи;
понимать термины «повествовательные предложения», «вопросительные предложения, «побудительные предложения»; грамматические особенности предложений, разных по цели высказывания;
различать предложения по интонации (восклицательные, невосклицательные);
оформлять предложения в устной и письменной речи (интонация, пауза, знаки препинания: точка, вопросительный и восклицательный знаки);
различать признаки текста и типы текстов (повествование, описание, рассуждение);
называть и определять главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
понимать, что слова в предложении связаны по смыслу и по форме;
различать словосочетание и предложение;
называть и определять части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог);
понимать особенности употребления в предложении имени существительного, прилагательного, глагола, предлога;
называть и определять части слова (корень, окончание, приставка, суффикс);
понимать термины «корень слова», «однокоренные слова», «разные формы слова»;
различать слабую и сильную позиции гласных и согласных в корне слова;
использовать способы проверки обозначения на письме гласных и согласных звуков в слабой позиции в корне слова;
давать фонетическую характеристику гласных и согласных звуков;
понимать влияние ударения на смысл слова;
различать парные и непарные согласные по звонкости и глухости, по твёрдости и мягкости; обозначать мягкость согласных на письме;
понимать роль разделительного мягкого знака и разделительного твёрдого знака в слове.
Третьеклассники получат возможность научиться:
орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55-65 слов), включающий изученные орфограммы за 1-3 класс;
проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
производить звуковой и звуко-буквенный разбор слова;
производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи;
распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имён существительных; род и число имён прилагательных; время и число глаголов; лицо и число местоимений);
изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам; склонять в единственном числе имена существительные; изменять имена прилагательные по родам; изменять глаголы по временам;
интонационно правильно произносить предложения; определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
вычленять в предложении основу и словосочетания;
производить элементарный синтаксический разбор предложения;
определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части, под руководством учителя и самостоятельно составлять план текста;
определять тип текста;
писать изложение и сочинение (60-75 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя.
Оценка письменных работ по русскому языку
Диктант
«5» - ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии (в 3 классе возможно одно исправление графического характера).
«4» - ставится, если допущено не более двух орфографических и двух пунктуационных ошибок или одной орфографической и трёх пунктуационных ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.
«3» - ставится, если допущено 3-5 орфографических ошибок или 3-4 орфографических и 3 пунктуационных ошибки, работа написана небрежно.
«2» - ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
«1» - ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.
Грамматическое задание
«5» - ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы;
«4» - ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правильно выполнил не менее 3/4 заданий;
«3» - ставится, если ученик обнаруживает усвоение определённой части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее 1/2 заданий;
«2» - ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий;
Контрольное списывание | Словарный диктант | Тест |
«5» - ставится за безошибочное аккуратное выполнение работы | «5» - без ошибок. | «5» - верно выполнено более 5/6 заданий. |
«4» - ставится, если в работе 1 орфографическая ошибка и 1 исправление | «4» - 1 ошибка и 1 исправление. | «4» - верно выполнено 3/4 заданий. |
«3» - ставится, если в работе допущены 2 орфографические ошибки и 1 исправление | «3» - 2 ошибки и 1 исправление. | «3» - верно выполнено 1/2 заданий |
«2» - ставится, если в работе допущены 3 орфографические ошибки. | «2» - 3-5 ошибок | «2» - верно выполнено менее 1/2 заданий. |
Изложение
«5» - правильно и последовательно воспроизведен авторский текст, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от авторского текста, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении двух-трёх предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от авторского текста, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Сочинение
«5» - логически последовательно раскрыта тема, нет речевых и орфографических ошибок, допущено 1-2 исправления.
«4» - незначительно нарушена последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, 1-2 орфографические ошибки, 1-2 исправления.
«3» - имеются некоторые отступления от темы, допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, беден словарь, 3-6 орфографических ошибки и 1-2 исправления.
«2» - имеются значительные отступления от темы, пропуск важных эпизодов, главной части, основной мысли и др., нарушена последовательность изложения мыслей, отсутствует связь между частями, отдельными предложениями, крайне однообразен словарь, 7-8 орфографических ошибок, 3-5 исправлений.
Примечание:
Учитывая, что изложения и сочинения в начальной школе носят обучающий характер, неудовлетворительные оценки выставляются только за «контрольные» изложения и сочинения.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
Примерное количество слов:
-для словарных диктантов: 10-12;
- для контрольных диктантов: первое полугодие - 40-45, конец года - 55-65;
-для изложений: первое полугодие - примерно 50-60 слов, конец года - 60-75 слов
Цифровые образовательные ресурсы | |
Наша речь: говорим – слышим, читаем – пишем | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4325/start/184528/ |
Для чего нужен язык | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5308/start/184684/ |
Обобщение изученного ранее материала по разделу «Язык и речь» | https://uchebnik.mos.ru/my_materials/material_view/lesson_templates/88754 |
Язык и речь. Урок-обобщение | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5325/start/184715/ |
Как построить предложение? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4326/start/184870/ |
Повествовательные, побудительные и восклицательные предложения | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5326/start/221236/ |
Виды предложений по интонации | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5327/start/123881/ |
Что такое обращение | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4341/start/123912/ |
Главные и второстепенные члены предложения | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5309/start/271913/ |
Простое и сложное предложение | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4327/start/185031/ |
Закрепление знаний по теме «Предложения» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5310/start/185062/ |
Что такое словосочетание. Из чего состоит словосочетание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4342/start/185124/ |
Знания по разделу «Текст. Предложение. Словосочетание» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5328/start/45160/ |
Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5312/start/93079/ |
Синонимы и антонимы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4328/start/185155/ |
Омонимы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4343/start/271203/ |
Слово и словосочетание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4344/start/185218/ |
Фразеологизмы | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5311/start/185280/ |
Обобщение знаний о словосочетании и лексическом значении слова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5329/start/185310/ |
Имя существительное | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4345/start/185374/ |
Имя прилагательное | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4346/start/185439/ |
Глагол. Формы глаголов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4329/start/185499/ |
Значение и употребление глаголов в речи | https://mosobr.tv/release/7852 |
Имя числительное | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5330/start/120895/ |
Обобщение знаний по разделу «Части речи» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6303/start/120988/ |
Однокоренные слова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5313/start/185531/ |
Звуки и буквы. Гласные звуки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4384/start/185562/ |
Звуки и буквы. Согласные звуки | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4386/start/ |
Разделительный мягкий знак | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5314/start/185623/ |
Знания по разделу «Слово в языке и речи» | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5331/start/185655/ |
Что такое корень слова? Как найти в слове корень? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4347/start/271944/ |
Что такое окончание? Как найти в слове окончание? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5315/start/ |
Что такое приставка? Как найти в слове приставку? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5300/start/271975/ |
Значения приставок | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4387/start/185747/ |
Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4388/start/271233/ |
Значения суффиксов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5301/start/185840/ |
Что такое основа слова? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4389/start/185871/ |
Обобщение знаний о составе слова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5332/start/185902/ |
В каких значимых частях слова есть орфограммы? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5303/start/128173/ |
Правописание слов с безударными гласными в корне | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4390/start/271264/ |
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5305/start/185964/ |
Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4391/start/185996/ |
Правописание слов с удвоенными согласными | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5306/start/186027/ |
Обобщение знаний о правописании частей слова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5333/start/186057/ |
Правописание суффиксов и приставок | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4392/start/186088/ |
Правописание приставок и предлогов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5010/start/186119/ |
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4393/start/186150/ |
Обобщение знаний о правописании частей слова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5334/start/186181/ |
Части речи. Разбор предложения по частям речи | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4348/start/186213/ |
Имя существительное и его роль в речи | https://resh.edu.ru/subject/lesson/3911/start/186243/ |
Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5316/start/186275/ |
Собственные и нарицательные имена существительные | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4394/start/199898/ |
Число имён существительных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5317/start/199958/ |
Как определить род имён существительных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4395/start/200051/ |
Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5318/start/128975/ |
Склонение имен существительных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4396/start/121741/ |
Как определить именительный падеж существительного? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5335/start/129194/ |
Как определить родительный падеж существительного? | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4349/start/200141/ |
Дательный падеж | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6304/start/200203/ |
Винительный падеж | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5336/start/200234/ |
Творительный падеж | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4350/start/200265/ |
Предложный падеж | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6305/start/200296/ |
Все падежи | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4351/start/144829/ |
Обобщение знаний об именах существительных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5337/start/144878/ |
Как определить имя прилагательное | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4397/start/200327/ |
Роль имен прилагательных в тексте | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5319/start/200358/ |
Род имен прилагательных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4398/start/200390/ |
Изменение имён прилагательных по родам | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5320/start/200641/ |
Число имён прилагательных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4399/start/200672/ |
Изменение имен прилагательных по падежам | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5321/start/200734/ |
Обобщение знаний об именах прилагательных | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6306/start/200764/ |
Личные местоимения | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5286/start/201166/ |
Значение и употребление глаголов в речи | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4400/start/201197/ |
Неопределённая форма глаголов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6307/start/201229/ |
Число глаголов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4401/start/130170/ |
Времена глаголов | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4352/start/128747/ |
Род глаголов в прошедшем времени | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5354/start/121822/ |
Правописание частицы «НЕ» с глаголами | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5347/start/93298/ |
Знания о местоимениях и глаголах | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4209/start/201354/ |
Язык и речь | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5355/start/201418/ |
Текст. Предложение. Словосочетание | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5356/start/201449/ |
Состав слова | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4353/start/127129/ |
Имя существительное | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6308/start/201512/ |
Имя прилагательное | https://resh.edu.ru/subject/lesson/6309/start/201543/ |
Местоимение. Особенности русского местоимения | https://resh.edu.ru/subject/lesson/5349/start/201574/ |
Глагол и его роль в предложении | https://resh.edu.ru/subject/lesson/4354/start/93846/ |
Тип речи − повествование | https://www.youtube.com/watch?v=_vdjfClE_oI |
Тип речи – описание | https://www.youtube.com/watch?v=_zK5ycN7hCA |
Формы слова | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/2530930 |
Нулевое окончание | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/3733305 |
Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями (без называния термина) | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/2533489 |
Прямое и переносное значение слова | https://www.youtube.com/watch?v=d3zCed-2f_A |
Устаревшие слова | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/3299269 |
Распространённые и нераспространённые предложения | https://uchebnik.mos.ru/moderator_materials/material_view/atomic_objects/5186657 |
Материально-техническое обеспечение
Учебники:
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
Рабочие тетради:
1. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2.
3. Канакина В.П. Русский язык. Проверочные работы. 3 класс.
Библиографический список для учителя:
Ситникова Т.Н., Яценко И. Ф., Васильева Н.Ю.. Поурочные разработки по русскому языку. 3 класс.-М.: ВАКО, 2022. – 368с.
КИМы. Русский язык. 3 класс. Сост. В.А. Синякова-М.:ВАКО, 2022. -80с
Календарно - тематическое планирование уроков русского языка во 3 классе на 2022-2023 учебный год
№ п/п | Содержание (разделы, темы) | Кол-во часов | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 четверть - 40 часов Раздел «Язык и речь» 2ч | ||||
1 | Язык и речь, их значение в жизни людей. Содержание учебника, условные обозначения. | 1 | 02.09 | 02.09 |
2 | Функции языка в речи. | 1 | 05.09 | 05.09 |
Раздел «Текст. Предложение. Словосочетание» 14 ч | ||||
3 | Повторение по теме «Текст». Понятие о тексте. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста. | 1 | 06.09 | 06.09 |
4 | Формирование умения определять типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Развитие умения делить текст на части, озаглавливать части. | 1 | 07.09 | 07.09 |
5 | Повторение по теме предложение. Развитие умения распознавать предложения и группы слов. Знаки препинания в конце предложений. | 1 | 08.09 | 08.09 |
6 | Упражнение в различении предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. | 1 | 09.09 | 09.09 |
7 | Различие предложений по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные. | 1 | 12.09 | 12.09 |
8 | Введение понятия «обращение». Формирование умения выделять обращение в предложении. Знаки препинания в предложениях с обращением. | 1 | 13.09 | 13.09 |
9 | Р.р сочинение по картине. Умение составлять предложения и правильно их оформлять на письме. | 1 | 14.09 | 14.09 |
10 | Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различие главных и второстепенных членов предложения. | 1 | 15.09 | 15.09 |
11 | Входная контрольная работа. | 1 | 16.09 | 16.09 |
12 | Введение понятия «простое предложение». Выделение основы простого предложения. | 1 | 19.09 | 19.09 |
13 | Введение понятия «сложное предложение». Упражнения в нахождении простых и сложных предложений. Характеристика предложения. | 1 | 20.09 | 20.09 |
14 | Словосочетание. Формирование умения устанавливать связь (при помощи смысловых вопросов) в словосочетании. | 1 | 21.09 | 21.09 |
15 | Обобщение знаний о словосочетании. Выделение главного и зависимого слова в словосочетании. | 1 | 22.09 | 22.09 |
16 | Контрольный диктант по теме «Предложение» | 1 | 23.09 | 23.09 |
Раздел «Слово и язык в речи.» 19ч | ||||
17 | Формирование умения распознавать многозначные и однозначные слова, слова в прямом и переносном значении. Р.р : работа с толковым словарем. | 1 | 26.09 | 26.09 |
18 | Упражнение в подборе синонимов и антонимов к словам. Различие однокоренных слов и синонимов. Р.р работа со словарем. | 1 | 27.09 | 27.09 |
19 | Упражнения в подборе омонимов. Выделение омонимов в тексте. Р.р Работа со словарем омонимов. | 1 | 28.09 | 28.09 |
20 | Развитие умения различать слово и словосочетание. Нахождение словосочетания в тексте. Составление предложений со словосочетанием. | 1 | 29.09 | 29.09 |
21 | Введение понятия «фразеологизмы. Определение значения фразеологизмов». Р.р работа со словарем фразеологизмов. | 1 | 30.09 | 30.09 |
22 | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | 03.10 | 03.10 |
23 | Формирование умения распознавать части речи, развивать устную речь. | 1 | 04.10 | 04.10 |
24 | Значение и употребление имен существительных в речи. Умение распознавать имена собственные, нарицательные, одушевленные, неодушевленные. | 1 | 05.10 | 05.10 |
25 | Значение имен прилагательных и употребление в речи. | 1 | 06.10 | 06.10 |
26 | Значение глагола и употребление в речи. Самостоятельная работа по теме: части речи. | 1 | 07.10 | 07.10 |
27 | Введение понятия «имя числительное". Значение употребление в речи. Нахождение числительного по вопросу. | 1 | 10.10 | 10.10 |
28 | Нахождение однокоренных слов, выделение корня. | 1 | 11.10 | 11.10 |
29 | Формирование различия между звуком и буквой, умение распознавать ударные и безударные гласные звуки. | 1 | 12.10 | 12.10 |
30 | Упражнение в распознавание согласных звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости. Характеристика согласных звуков. | 1 | 13.10 | 13.10 |
31 | Упражнения в написании слов с разделительным мягким знаком. | 1 | 14.10 | 14.10 |
32 | Изложение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | 17.10 | 17.10 |
33 | Обобщение по теме. Упражнения в нахождении частей речи в тексте, подбор синонимов, антонимов, омонимов и однокоренных слов. | 1 | 18.10 | 18.10 |
34 | Формирование умения подбирать текстовую информацию выделять главное и представлять свои проект. Проект № 1 «Рассказ о слове». | 1 | 19.10 | 19.10 |
35 | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | 20.10 | 20.10 |
Раздел «Состав слова» 16 ч | ||||
36 | Повторение понятий «однокоренные слова», «корень слова». Понятие о чередовании согласных звуков в корне. Признаки родственных слов. | 1 | 21.10 | 21.10 |
37 | Упражнение нахождении корня в слове. Различие однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. | 1 | 31.10 | 31.10 |
38 | Введение понятия «сложные слова», умение находить корень в сложных словах. Образование сложных слов. Лексическое значение сложного слова. | 1 | 01.11 | 01.11 |
39 | Понятие об окончании и основе слова. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Развитие умения находить в слове окончание. Различение однокоренных слов и форм одного и того же слова. | 1 | 02.11 | 02.11 |
40 | Упражнение в нахождении окончания в словах. | 1 | 03.11 | 03.11 |
41 | Приставка слова. Выделение приставки в слове. Представление о значении приставок. | 1 | 07.11 | 07.11 |
42 | Значение приставок. Образование однокоренных слов с помощью приставок. | 1 | 08.11 | 08.11 |
43 | Суффикс. Представление о значении суффикса. Нахождение суффикса в слове. | 1 | 09.11 | 09.11 |
44 | Значение суффикса. Образование однокоренных слов с помощью суффикса. | 1 | 10.11 | 10.11 |
45 | Р.р сочинение по картине А.А. Рылова «В голубом просторе». | 1 | 11.11 | 11.11 |
2 четверть | ||||
46 | Основа слова. Формирование умения выделять основу слова в словах, разбирать слова по составу. | 1 | 14.11 | 14.11 |
47 | Обобщение материала по теме: «состав слова». Развитие умения выделять значимые части слова, разбирать слова по составу. | 1 | 15.11 | 15.11 |
48 | Контрольный диктант по теме «состав слова». | 1 | 16.11 | 16.11 |
49 | Проработка ошибок, допущенных в контрольном диктанте; развитие орфографической зоркости, умение выполнять работу над ошибками. | 1 | 17.11 | 17.11 |
50 | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | 18.11 | 18.11 |
51 | Проект №2. «Семья слов». | 1 | 21.11 | 21.11 |
Раздел «Правописание частей слова» 29 ч | ||||
52 | Орфограммы в значимых частях слова. Формирование умения нахождения орфограмм в словах. | 1 | 22.11 | 22.11 |
53 | Правописание слов с безударными гласными в корне. Формирование умения подбирать проверочные слова для слов с безударными гласными в корне. | 1 | 23.11 | 23.11 |
54 | Правописание слов с двумя безударными гласными в корне слова. Отработка умения подбора проверочных слов для слов с одним и двумя безударными гласными в корне. | 1 | 24.11 | 24.11 |
55 | Правописание слов с безударных гласных в корне слова. Отработка умения проверять и правильно писать слова с безударными гласными в корне. | 1 | 25.11 | 25.11 |
56 | Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. Правильное написание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками. | 1 | 28.11 | 28.11 |
57 | Проверка слов с парными согласными в корне. Формирование умения различать парные звонкие и глухие согласные. Отработка последовательности действий при обозначении согласных звуков буквами. | 1 | 29.11 | 29.11 |
58 | Проверка слов с парными согласными в корне. Отработка умения подбирать проверочные слова для слов с парными согласными в корне. | 1 | 30.11 | 30.11 |
59 | Упражнение в написании слов с глухими и звонкими согласными в корне. | 1 | 01.11 | 01.11 |
60 | Изложение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | 02.11 | 02.11 |
61 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Формирование правильного написания слов с непроизносимой согласной в корне. | 1 | 05.12 | 05.12 |
62 | Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. Сравнение произношение и написания таких слов, отработка составления предложений из слов. | 1 | 06.12 | 06.12 |
63 | Совершенствование умения проверять и правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне. | 1 | 07.12 | 07.12 |
64 | Правописание с удвоенными согласными. Формирование умения правильно писать слова с удвоенными согласными. | 1 | 08.12 | 08.12 |
65 | Развитие умения правильно писать слова с удвоенной согласной в корне слова. | 1 | 09.12 | 09.12 |
66 | Сочинение по картине В.М Васнецова «Снегурочка». | 1 | 12.12 | 12.12 |
67 | Контрольный диктант по теме «Правописание корней слов». | 1 | 13.12 | 13.12 |
68 | Правописание суффиксов и приставок. Формирование умения нахождения орфограмм в суффиксах и приставках. | 1 | 14.12 | 14.12 |
69 | Правильное обозначение буквой безударный гласный или парный по глухости-звонкости согласный звук в приставке или суффиксе, писать слова с суффиксами –ок, -еньк и –оньк. | 1 | 15.12 | 15.12 |
70 | Отработка умения нахождения орфограмм в суффиксах и приставках. | 1 | 16.12 | 16.12 |
71 | Отработка навыка правописания приставок и суффиксов, развитие орфографической зоркости. | 1 | 19.12 | 19.12 |
72 | Правописание приставок и предлогов. Формирование умения различать предлоги и приставки, правильное написание и употребление в речи. | 1 | 20.12 | 20.12 |
73 | Развитие умения различать предлоги и приставки, правильное написание и употребление их в речи. | 1 | 21.12 | 21.12 |
74 | Формирование навыка правописания слов с разделительным твердым знаком. | 1 | 22.12 | 22.12 |
75 | Формирование умения различать слова с разделительным твердым и мягким знаками. | 1 | 23.12 | 23.12 |
76 | Правописание слов с разделительными твердым и мягким знаками. | 1 | 26.12 | 26.12 |
77 | Развитие умения различать в словах разделительные мягкий и твердый знаки, перенос слов с разделительным твердым знаком. | 1 | 27.12 | 27.12 |
78 | Изложение на основе зрительному восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 | 28.12 | 28.12 |
79 | Контрольный диктант по теме «правописание частей слова». | 1 | 29.12 | 29.12 |
80 | Проект № 3 «Составляем орфографический словарь». | 1 | 30.12 | 30.12 |
3 четверть | ||||
81 | Части речи. Формирование умения распознавать части речи. | 1 |
|
|
82 | Имя существительное и его роль в речи. Знакомство с обобщенным лексическим значением имен существительных (название людей, вещей, событий и т.д.). | 1 |
|
|
83 | Развитие умения распознавать имена существительные, определять их значения, правильное употребление в речи. | 1 |
|
|
84 | Формирование умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 |
|
|
85 | Развитие умения распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. | 1 |
|
|
86 | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 |
|
|
87 | Формирование умения различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных. | 1 |
|
|
88 | Проект № 4 «Тайна имени». | 1 |
|
|
89 | Формирование умения определять число имен существительных, изменять их по числам. | 1 |
|
|
90 | Развивать умение определять число имен существительных, изменять их по числам. | 1 |
|
|
91 | Формирование умения определения рода имен существительных. | 1 |
|
|
92 | Развивать умения определения рода у имен существительных. | 1 |
|
|
93 | Знакомство с новой ролью мягкого знака, как показателя женского рода у имен существительных. | 1 |
|
|
94 | Формирование умения писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода. | 1 |
|
|
95 | Изложение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 |
|
|
96 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное». | 1 |
|
|
97 | Знакомство с изменением окончаний имен существительных в зависимости от вопроса. | 1 |
|
|
98 | Формирование умения определения падежа имен существительных. развитие умения определения падежа существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
99 | Развитие умения определять падеж имен существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
100 | Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка» | 1 |
|
|
101 | Знакомство с особенностями именительного падежа, развитие умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
102 | Знакомство с особенностями родительного падежа, развитие умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
103 | Знакомство с особенностями дательного падежа, развитие умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
104 | Знакомство с особенностями винительного падежа, развитие умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
105 | Знакомство с особенностями творительного падежа, развитие умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
106 | Знакомство с особенностями предложного падежа, развитие умения определять падеж существительных по вопросу и предлогу. | 1 |
|
|
107 | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. | 1 |
|
|
108 | Развивать умения определять падеж имен существительных пол вопросу и предлогу, разбирать предложения по членам. | 1 |
|
|
109 | Обобщение материала по теме «падеж имен существительных». | 1 |
|
|
110 | Сочинение по картине К.Ю. Юона «Конец зимы. Полдень.» | 1 |
|
|
111 | Контрольный диктант по теме «правописаний имен существительных». | 1 |
|
|
112 | Проект № 5 «Зимняя страничка». | 1 |
|
|
113 | Повторение значения имен прилагательных и их роль в речи. | 1 |
|
|
114 | Развитие умения устанавливать связь слов в предложении, знакомство со сложными именами прилагательными. | 1 |
|
|
115 | Представление о тексте-описание, развитие умения употреблять имена прилагательные в речи. | 1 |
|
|
116 | Развитие умения составлять текст-описание, точно употреблять имена прилагательные в речи. | 1 |
|
|
117 | Отзыв по картине М.А. Врубеля «Царевна-Лебедь». | 1 |
|
|
118 | Знакомство с изменением имен прилагательных по родам, развитие умения определять род имен прилагательных. | 1 |
|
|
119 | Формирование навыков правописания родовых окончаний, развитие умения изменять прилагательные по родам. | 1 |
|
|
120 | Развитие умения точно определять имена прилагательные в речи, правильно писать их родовые окончания, разбирать прилагательные по составу. | 1 |
|
|
121 | Число имен прилагательных. Развитие умения определять число имен прилагательных. Отработка умения составлять словосочетание имя прилагательное + имя существительное. | 1 |
|
|
122 | Число имен прилагательных. Закрепление умений изменения имен прилагательных в единственном числе. | 1 |
|
|
123 | Изменение имен прилагательных по падежам. Формирование умения изменять имена прилагательные по падежам. Правильное написание падежных окончаний у прилагательных. | 1 |
|
|
124 | Изменение имен прилагательных по падежам. Введение понятия «начальная форма» имен прилагательных. Развитие умения различать единственное и множественное число имен прилагательных. | 1 |
|
|
125 | Отработка навыков определять у имен прилагательных род, число, падеж. | 1 |
|
|
126 | Обобщение знаний по теме «Имя прилагательное». | 1 |
|
|
127 | Закрепление знаний об имени прилагательном, проверка умений определять род, число, падеж имен прилагательных. | 1 |
|
|
128 | Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | 1 |
|
|
129 | Отзыв по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 |
|
|
130 | Проект № 5 «Имена прилагательные в загадках». | 1 |
|
|
131 | Личные местоимения. Формирование представлений о местоимении, как части речи. Развитие умения распознавать местоимения. | 1 |
|
|
132 | Изменение личных местоимений по родам. Формирование умения определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений. | 1 |
|
|
4 четверть | ||||
133 | Развитие умения определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений. |
|
|
|
134 | Развитие умения определять лицо, число и род (для 3-го лица единственного числа) местоимений. |
|
|
|
135 | Изложение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. |
|
|
|
136 | Развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи. |
|
|
|
137 | формировать умения находить глаголы в тексте, употреблять их в речи; развивать творческое мышление. |
|
|
|
138 | Развитие умения распознавать глаголы среди других частей речи. |
|
|
|
139 | Знакомство с неопределенной формой глагола. Формирование умение распознавать глаголы в неопределённой форме. |
|
|
|
140 | Развитие умения распознавать глаголы в неопределенной форме глагола. |
|
|
|
141 | Формирование умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам. |
|
|
|
142 | Развитие умения определять число глаголов, изменять глаголы по числам. |
|
|
|
143 | Времена глаголов. Представление о временах глаголов. |
|
|
|
144 | Знакомство с написанием глаголов в форме 2-го лица единственного числа. |
|
|
|
145 | Формировать умение изменять глаголы по временам. |
|
|
|
146 | Развитие умения изменять глаголов по временам. |
|
|
|
147 | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. |
|
|
|
148 | Знакомство с изменением глаголов в прошедшем времени по родам. |
|
|
|
149 | Развитие умения определять род глаголов в прошедшем времени. |
|
|
|
150 | Роль частицы не; учить писать частицу не с глаголами раздельно. |
|
|
|
151 | Развитие умения употреблять и правильно писать глаголы с частицей не. |
|
|
|
152 | Закрепление умения определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложение по членам. |
|
|
|
153 | Закрепление навыков разбора глагола как части речи, правописания глаголов. |
|
|
|
154 | Закрепление умения определять время, число, лицо глаголов, разбирать предложение по членам. |
|
|
|
155 | Закрепление умения определять время, число, лицо глаголов, навыки правописания глаголов. |
|
|
|
156 | Контрольный диктант по теме: «Глагол». |
|
|
|
157 | Закрепление навыков морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений; совершенствовать грамматико-орфографические и речевые умения и навыки. |
|
|
|
158 | Закрепление навыков морфологического разбора слов, синтаксического разбора предложений. |
|
|
|
159 | Изложение на основе слухового восприятия текста по коллективно составленному плану. |
|
|
|
160 | Закрепление знаний о роли слова и предложения в речи, о видах предложений по цели высказывания и по интонации. |
|
|
|
161 | Закрепление навыков правописания родовых окончаний имён прилагательных. |
|
|
|
162 | Закрепление навыков правописания предлогов и приставок; развитие умения распознавать орфограммы в слове, работать с деформированным текстом. |
|
|
|
163 | Развитие умения распознавать орфограммы в словах, проверять безударные гласные в корне слова. |
|
|
|
164 | Обобщение знания о правописании слов с орфограммами; развитие умения пользоваться правилом перед написанием слова, выяснять, в какой части слова находится орфограмма. |
|
|
|
165 | Итоговый контрольный диктант |
|
|
|
166 | Анализ и работа над ошибками. Обобщение знания о частях речи, однокоренных словах. |
|
|
|
167 | Изложение на основе зрительного восприятия текста по коллективно составленному плану. |
|
|
|
168 | Повторение по теме: «Текст». |
|
|
|
169 | Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». |
|
|
|
170 | КВН «Знатоки русского языка». |
|
|
|