ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по технологии, федерального перечня учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, базисного учебного плана, авторского тематического планирования учебного материала А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко, (вариант для мальчиков) и требований к результатам общего образования, представленных в Федеральном образовательном государственном стандарте общего образования, с учетом преемственности с примерными программами и на основании Основной образовательной программы общего образования МОУ СШ № 15 по ФГОС.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника для учащихся общеобразовательных учреждений, Технология «Индустриальные технологии» 7 класс под редакцией А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко.- М: Вентана - Граф, 2015г и учебник «Технология» 8 класс для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией В.Д. Симоненко, А.А. Электов и др. - М: Вентана - Граф, 2015г.
Симоненко В.Д. | Научно - методический журнал |
Технология для 7 класса/ | «Школа и производство» |
В.Д. Симоненко. М : | Нессонова, О А «Организация |
Вентана ~ Граф 2013 г. | проектной деятельности» 5-9кл/ |
Ботвинников, А. Д. | О.А. Нессонова. Волгоград: |
Чернение/ | Учитель: 2012г. |
А. Д. Ботвинников_ | |
М.: А с трель. 2 012 г. | |
Наличие учебно-методического обеспечения программы
Учебники Учебно-методические пособия
Цели обучения:
формирование целостного представления о техносфере, основанного на приобретённых знаниях, умениях и способах деятельности;
формирование у молодых людей системы социальных ценностей: понимание ценности технологического образования, значимости прикладного знания для каждого человека, общественной потребности в развитии науки, техники и технологий, отношения к технологии как возможной области будущей практической деятельности;
становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности;
приобретение опыта разнообразной практической деятельности с техническими объектами, опыта познания и самообразования, опыта созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
формирование готовности и способности к выбору индивидуальной траектории последующего профессионального образования для деятельности в сфере промышленного производства;
становление у школьников целостного представления о современном мире и роли техники и технологии в нем; умение объяснять объекты и процессы окружающей действительности природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого техникотехнологические знания.
Задачи обучения:
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности;
развитие личности учащихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них толерантных отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности;
приобретение опыта созидательной и творческой деятельности, опыта познания и самообразования; навыков, составляющих основу ключевых компетентностей и имеющих универсальное значение для различных видов деятельности.
Приоритетными методами обучения индустриальным технологиям являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы, выполнение творческих проектов. Лабораторно-практические работы выполняются преимущественно по материаловедению и машиноведению. Все практические работы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, выполнение графических и расчётных операций, освоение строительно-отделочных, ремонтных, санитарно-технических, электромонтажных работ и выполнение проектов.
Место предмета в учебном плане
Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников. Его содержание предоставляет молодым людям возможность бесконфликтно войти в мир искусственной, созданной людьми среды техники и технологий, которая называется техносферой и является главной составляющей окружающей человека действительности. Искусственная среда — техносфера — опосредует взаимодействие людей друг с другом, со сферой природы и с социумом.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.
Общая характеристика учебного предмета «Технология»
Рабочая учебная программа предмета «Технология» составлена с учетом полученных учащимися при обучении в начальной школе технологических знаний и опыта трудовой деятельности. Основным предназначением учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически и прагматически ориентированного мировоззрения. Предмет «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность овладеть основами ручного и механизированного труда, управления техникой, применить в практической деятельности знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Инвариантными образовательными целями технологической подготовки молодежи в учреждениях общего образования на этапе основной школы являются: формирование у учащихся технико-технологической грамотности, представлений о технологической культуре производства, культуры труда, этики деловых межличностных отношений, развитие умений творческой созидательной деятельности, подготовка к профессиональному самоопределению в сфере индустриального труда и последующей социально-трудовой адаптации в обществе. Независимо от вида изучаемых технологий, содержанием учебной программы по направлению «Индустриальные технологии» предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям: технологическая культура производства; распространенные технологии современного производства; культура и эстетика труда; получение, обработка, хранение и использование технической информации; основы черчения, графики, дизайна; элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; техническая творческая, проектная деятельность; история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
проявление познавательных интересов и активности в данной области;
развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
Метапредметными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
алгоритмизированное планирование процесса учащимися познавательно-трудовой деятельности;
овладение необходимыми в повседневной жизни базовыми приемами ручного и механизированного труда с использованием распространенных инструментов и механизмов, способами управления отдельными видами распространенной в быту техники;
умение применять в практической деятельности знаний, полученных при изучении основных наук;
использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов труда;
поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения;
выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет- ресурсы и другие базы данных;
согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Предметным результатом освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются:
в познавательной сфере:
рациональное использование учебной и дополнительной информации для проектирования и создания объектов труда;
распознавание видов, назначения и материалов, инструментов и приспособлений, применяемых в технологических процессах при изучении разделов «Технологии обработки конструкционных материалов», «Технологии домашнего хозяйства».
владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда; в мотивационной сфере:
оценивание своей способности и готовности к труду;
осознание ответственности за качество результатов труда;
наличие экологической культуры при обосновании выбора объектов труда и выполнении работ;
стремление к экономичности и бережливости в расходовании времени, материалов при обработке древесины и металлов
в трудовой сфере:
планирование технологического процесса;
подбор материалов, инструментов и оборудования с учетом характера объекта труда и технологической последовательности;
соблюдение норм и правил безопасности, правил санитарии и гигиены;
контроль промежуточного и конечного результата труда для выявления допущенных ошибок в процессе труда при изучении учебных разделов; в физиолого-психологической сфере:
развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности; в эстетической сфере:
дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
моделирование художественного оформления объекта труда при изучении раздела «Технологии художественно-прикладной обработки материалов»;
эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды; в коммуникативной сфере:
формирование рабочей группы для выполнения проекта;
публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда с разработкой вариантов рекламных образцов.
№ | | Количество |
раздела | Наименование раздела | часов |
| | Раздел |
1 | Технологии ручной и машинной обработки древесины и древесных материалов. | 33 |
2 | Технология ручной и машинной обработки металлов и искусственных материалов | 23 |
3 | Технологии художественно-прикладной обработки материалов. | 8 |
4 | Технологии домашнего хозяйства, ремонтно-отделочные работы. | 4 |
| Всего часов | 68 |
7 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
План | факт |
1-2 | Вводное занятие. Техника безопасности. Вводный инструктаж. Проектирование изделий на предприятиях. | 2 | | |
3-4 | Конструкторская и технологическая документация. Заточка дереворежущих инструментов. | 2 | | |
5-6 | Настройка рубанков, фуганков и шерхебелей. Практическая работа (ПР). | 2 | | |
7-8 | Отклонения и допуски на размеры деталей. ПР разметка заготовки с учетом припуска. | 2 | | |
9-10 | Шиповые столярные соединения. Расчет шипового углового концевого соединения. | 2 | | |
11-12 | ПР Разметка для изготовления шипов и проушин. Расчет шипового углового ящичного соединения | 2 | | |
13-14 | ПР Выпиливание шипов и проушин. | 2 | | |
15-16 | ПР Выпиливание шипов и проушин. | 2 | | |
17-18 | ПР Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель. | 2 | | |
19-20 | ПР Соединение деталей шкантами и шурупами в нагель. | 2 | | |
21-22 | ПР Технология обработки наружных фасонных поверхностей деталей из древесины. | 2 | | |
23-24 | Нарезание рельефной резьбы. Точение конических и фасонных деталей Точение декоративных изделий из древесины. Виды мозаики. Маркетри. Техника выполнения | 2 | | |
25-26 | Выполнение набора из двух пород шпона. Вырезание гнезд. Вырезание вставок. | 2 | | |
27-28 | Выполнение набора из трех пород шпона. Вырезание гнезд. Вырезание вставок. | 2 | | |
29-30 | Соединение вставок и гнезд. | 2 | | |
31-32 | Выполнение рисунка, наклеивание и отделка мозаичного набора. | 2 | | |
33-34 | Классификация сталей. Термическая обработка сталей. | 2 | | |
35-36 | Назначение и устройство токарно-винторезного станка ТВ-6 | 2 | | |
37-38 | Виды и назначение токарных резцов. Управление токарно-винторезным станком. Нарезание резьбы. | 2 | | |
39-40 | ПР Управление токарно-винторезным станком. Приёмы работы на ТВС. | 2 | | |
41-42 | Технологическая документация для изготовления изделий на станках. | 2 | | |
43-44 | Назначение и устройство горизонтально-фрезерного станка. | 2 | | |
45-46 | Обтачивание наружной цилиндрической поверхности. Обтачивание ступенчатого валика на станке ТВ-6 | 2 | | |
47-48 | Вытачивание канавок. Обработка торцовой поверхности | 2 | | |
49-50 | ПР Сверление отверстий. Отрезание. | 2 | | |
51-52 | ПР Нарезание резьбы. | 2 | | |
53-54 | Художественная обработка древесины. Мозаика. Технология изготовления мозаичных наборов. | 2 | | |
55-56 | Мозаика с металлическим контуром. | 2 | | |
57-58 | Тиснение по фольге. Декоративные изделия из проволоки (ажурная скульптура из металла). | 2 | | |
59-60 | Басма. Просечный металл. Чеканка | 2 | | |
61-62 | Основы технологии малярных работ | 2 | | |
63-64 | ПР Основы технологии малярных работ | 2 | | |
65-66 | Основы технологии плиточных работ | 2 | | |
67-68 | ПР Основы технологии плиточных работ | 2 | | |
8 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
План | факт |
1 | Вводное занятие. Техника безопасности. Инструктаж. | 1 | | |
2 | Проектирование как сфера профессиональной деятельности. | 1 | | |
3 | Способы выявления потребности семьи. Технология построения семейного бюджета. Личный бюджет. | 1 | | |
4 | Технология совершения покупок. Способы защиты прав потребителей. ПР чтение сертификата соответствия и штрихового кода. | 1 | | |
5 | Технология ведения бизнеса. Предпринимательство и семья. | 1 | | |
6 | Инженерные коммуникации в доме. Системы водоснабжения и канализации: Конструкция и элементы | 1 | | |
7 | Виды и способы устранения протечек в системе водоснабжения и канализации. | 1 | | |
8 | ПР Сборка нового сифона из составных частей, регулировка дозатора. | 1 | | |
9 | ПР Прокладка, стыковка канализационных труб разным диаметром и формой. | 1 | | |
10 | ПР Замена гибкой подводки и запорной арматуры с элементами подмотки резьбовых соединений. | 1 | | |
11 | Прокладка трубопровода из полипропиленовых труб. | 1 | | |
12 | Профессиональное образование. Классификация профессий. | 1 | | |
13 | Внутренний мир человека и профессиональное самоопределение. Склонности и способности. | 1 | | |
14 | ПР Тест на определение уровня самооценки | 1 | | |
15 | ПР Тест на определение своих склонностей. | 1 | | |
16 | Роль темперамента и характера в профессиональном самоопределении Психологические процессы, для профессионального самоопределения. | 1 | | |
17 | ПР Тест КОС (Коммуникативно-организаторские склонности) | 1 | | |
18 | Мотивы выбора профессии. Профессиональная пригодность, проба. | 1 | | |
19 | ПР Составление анкеты выбора профессии. | 1 | | |
20 | Электрический ток и его использование. Электрические цепи | 1 | | |
21 | ПР Сборка простой электрической цепи. | 1 | | |
22 | Потребители и источники электроэнергии. Электроизмерительные приборы | 1 | | |
23 | Организация рабочего места для электромонтажных работ. ПР Сборка электрической цепи и изготовление пробника для проверки исправности проводов. | 1 | | |
24 | ПР Сборка электрической цепи и изготовление пробника для проверки исправности проводов. | 1 | | |
25 | Электрические провода. Способы соединения. | 1 | | |
26 | ПР Сращивание одно- многожильных проводов. Пайка. | 1 | | |
27 | ПР Сращивание одно- многожильных проводов. Пайка. | 1 | | |
28 | Монтаж электрических цепей. | 1 | | |
29 | ПР Подключение провода к контакту (кольцом или тычком) Лужение кольца/тычка. | 1 | | |
30 | ПР Подключение провода к контакту (кольцом или тычком) Лужение кольца/тычка. | 1 | | |
31 | Электроосветительные приборы. Бытовые нагревательные приборы. Цифровые приборы. | 1 | | |
32 | Творческий проект. Работа над проектом. | 1 | | |
33 | Работа над проектом. | 1 | | |
34 | Анализ выполненной работы. Защита проекта | 1 | | |