Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»
«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС Руководитель ШМС _____ Шаповалова С.Ф. Протокол № 1 от «31» 08 2020 г. | «Рассмотрено» на педагогическом совете Протокол № 1 от «31» 08 2020 г. | «Согласовано» Зам. директора школы по УВР _____Н.Н. Перминова «31» 08 2020 г. | «Утверждаю» Директор ГАОУ школы №7 _____ Т.А. Булыгина «31» 08 2020 г. |
Рабочая программа
по учебным предметам: «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Речевая практика», «Мир природы и человека», «Ручной труд» и коррекционному курсу предметно-практические действия: «Мир вокруг нас», «Мир искусства», «Сказкотерапия АООП (вариант I)
для обучающихся 1-а класса
на 2020-2021 учебный год
Разработчик программы: Старокожева З. С ,
учитель начальных классов,
высшая категория
г. Благовещенск
Аннотация
Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.
АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается
Сборник программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой для 0-4 классов
Рабочие программы по учебным предметам учебного плана общего образования разработаны образовательным учреждением на основе переработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………………………….
Чтение
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Контрольно-измерительный материал……………………………………………
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
Русский язык
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Контрольно-измерительный материал……………………………………………
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
Речевая практика
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Контрольно-измерительный материал……………………………………………
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
Математика
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Контрольно-измерительный материал……………………………………………
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
Мир природы и человека
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Контрольно-измерительный материал……………………………………………
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
Ручной труд
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
Предметно-практические действия
Мир вокруг нас
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
«Мир искусства»
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
Сказкотерапия
Пояснительная записка……………………………………………………………
Содержание рабочей программы………………………………………………….
Учебно-тематический план………………………………………………………..
Учебно-методический комплекс…………………………………………………..
Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...
Календарно-тематический план учителя…………………………………………
"Педагог должен не только передать знания ученику, а научить его приобретать знания самостоятельно и использовать их в жизненных ситуациях» А. С. Макаренко.
Пояснительная записка
Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск» на 2020-2021 учебный год.
Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой степени), разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:
анализ и подбор содержания,
изменение структуры ОП НОО,
использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности
1 Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
2 Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:
- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;
- выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием кружков проведении спортивных, творческих и др. соревнований;
- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.
Обучение в 1 классе направлено на развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебной действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основным средством реализации предназначения школы является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ. В процессе реализации образовательной программы предполагаю средства и условия для успешного формирования ключевых компетенций школьников. Программа учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах:
- личность участников образовательного процесса (учителя, обучающегося, родителя), её самооценка, развитие;
- гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.
3 Нормативные правовые документы
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
3 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Минобразования науки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования.
4 АООП (вариант 1)
5 Устав школы
6 Локальные акты
Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного специального стандарта с учётом психофизических параметров личности детей с нарушениями интеллекта.
4 Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 1 класса Вариант 3 (С) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, обучающихся младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости и разработана на основе «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой.
5 Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.
Данная программа определяет оптимальный объём знаний и умений учебного предмета по обучению грамоте, письму и развитию речи, математике, миру природы и человека, предметно-практическим действиям, который доступен большинству обучающихся. Здесь предусмотрены рекомендации по дифференцированию учебных требований к разным категориям детей. Настоящая программа определила те упрощения, которые способствуют облегчению усвоения изучаемого материала. Это стало возможным разделить объём знаний, умений по учебным предметам на три уровня: оптимальный, допустимый и критический.
6 Информация о внесенных изменениях.
Кроме основных учебных предметов в программу включён курс предметно-практических действий («Мир вокруг нас», «Коррекция через искусство», «Сказкотерапия») групповых коррекционно-развивающих занятий. Цели занятий и конкретные задания способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, мышления и речи детей, а также тонкой моторики пальцев рук.
7 Определение места и роли предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с проектом ФГОС.
У детей с нарушением интеллекта наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы, которая неразрывно связана с учебным процессом и обязательным индивидуальным подходом к каждому учащемуся с учётом его нарушений. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию, а также направлена на разностороннее развитие личности обучающихся.
8 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в соответствии с учебным планом
Учебный предмет | Кол-во часов в неделю | 1 триместр | 2 триместр | 3 триместр | год |
Русский язык | 3 | 33 | 36 | 30 | 99 |
Обучение грамоте | 3 | | | | 99 |
Речевая практика | 2 | | | | 66 |
Математика | 3 | | | | 99 |
Мир природы и человека | 2 | | | | 66 |
Ручной труд | 2 | 10 | 12 | | 66 |
Предметно- практическая деятельность | «Мир вокруг нас» | 1 | 10 | 12 | 11 | 33 |
« Коррекция через искусство» | 1 | | | | 33 |
«Сказкотерапия» | 1 | | | | 33 |
9 Формы организации образовательного процесса.
Основная форма обучения - урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: экскурсия, беседа, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - самостоятельной, контрольной работы, игры и т.д.
Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности обучающихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Поэтому подбирать формы нужно очень тщательно.
Технологии обучения:
- технология традиционного обучения;
- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;
- личностно-ориентированные технологии обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- технология коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко;
- технология игрового обучения;
- разноуровневое обучение;
- коррекционные и здоровьесберегающие технологии;
- технология Щурковой Н.Е. (по видам деятельности – индивидуальная работа с детьми - коррекция);
- Платонов К.К. – индивидуальный дифференцированный подход;
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- выборочная проверка упражнения;
- взаимопроверка;
-самоконтроль;
- различные виды разбора;
- виды работ, связанные с анализом текста;
- наблюдение за речью окружающих;
-письмо под диктовку;
- участие в диалогах различных видов;
Формы контроля: индивидуальный; групповой; фронтальный; комбинированный;
Виды контроля:
Для обучающихся 1 класса используется качественная оценка успешности освоения программ.
В конце учебного года проводится: контрольный срез по письму, контрольный срез по математике, проверка техники чтения по чтению.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программой общеобразовательного учреждения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы общего образования.
К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:
- личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества);
- метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия);
- предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению).
10 Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.
Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.
В реализации АООП может, выделен I этап (начальные классы)
Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Цель образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющий достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ 10) выделены степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50)
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности.
В большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Все это, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием.
Развитие
мышления, памяти,
внимания, представления и
воображение,
речевой деятельности,
моторной,
эмоциональной,
волевой сфер обучающихся с умственной отсталостью характеризуются слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей
личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.
При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперреактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающие зону ближайшего развития.
Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися
адаптированной образовательной программы
Описание ожидаемых результатов включает их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:
что ребёнок должен знать и уметь на данной ступени образования;
что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;
насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Характеристика ожидаемых результатов предполагается в единстве всех компонентов образования, отражает общую динамику социального развития ребёнка с ОВЗ, качества его образования. В частности, у некоторых детей могут быть локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не рассматривается как показатель их неуспешности в целом и, тем более, нецелесообразности перехода на следующую ступень образования.
Подход к оценке знаний и умений ребёнка по «академическому» компоненту сохраняется в его традиционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок, оценок шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы.
При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение ожидаемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
Учебный план начального общего образования для обучающихся с ОВЗ
№ п/п | Учебный предмет | Кол-во часов в неделю | Конт раб | Экс-сии, практич раб |
1 | Русский язык | 3 | | |
2 | Чтение | 3 | | 1 |
3 | Речевая практика | 2 | | |
4 | Математика | 3 | 1 | |
5 | Мир природы и человека | 2 | | 2 |
6 | Ручной труд | 2 | | |
7 8 9 | Предметно-практическая деятельность | «Мир вокруг нас» | 1 | | 2 |
«Коррекция через искусство» | 1 | | |
«Сказкотерапия» | 1 | | |
| Итого: | 18 | | |