СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебным предметам: и коррекционному курсу предметно-практические действия: «Мир вокруг нас», «Мир искусства», «Сказкотерапия АООП (вариант I) для обучающихся 1-а класса на 2020-2021 учебный год ГАОУ школа №7

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск» на 2020-2021 учебный год.

            

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебным предметам: и коррекционному курсу предметно-практические действия: «Мир вокруг нас», «Мир искусства», «Сказкотерапия АООП (вариант I) для обучающихся 1-а класса на 2020-2021 учебный год ГАОУ школа №7»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»



«Рассмотрено и рекомендовано к утверждению» на ШМС

Руководитель ШМС

_____ Шаповалова С.Ф.

Протокол № 1 от

«31» 08 2020 г.

«Рассмотрено»

на педагогическом совете

Протокол № 1 от

«31» 08 2020 г.

«Согласовано»

Зам. директора школы по УВР

_____Н.Н. Перминова

«31» 08 2020 г.

«Утверждаю»

Директор ГАОУ

школы №7

_____ Т.А. Булыгина

«31» 08 2020 г.








Рабочая программа

по учебным предметам: «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Речевая практика», «Мир природы и человека», «Ручной труд» и коррекционному курсу предметно-практические действия: «Мир вокруг нас», «Мир искусства», «Сказкотерапия АООП (вариант I)

для обучающихся 1-а класса

на 2020-2021 учебный год




Разработчик программы: Старокожева З. С ,

учитель начальных классов,

высшая категория











г. Благовещенск

Аннотация

Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее ― АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ― это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования (далее ― АООП) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ― Стандарт) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП.

АООП самостоятельно разрабатывается и утверждается

Сборник программ для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией И.М. Бгажноковой для 0-4 классов

Рабочие программы по учебным предметам учебного плана общего образования разработаны образовательным учреждением на основе переработки примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)































СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………………………….

Чтение

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Контрольно-измерительный материал……………………………………………

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

Русский язык

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Контрольно-измерительный материал……………………………………………

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

Речевая практика

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Контрольно-измерительный материал……………………………………………

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

Математика

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Контрольно-измерительный материал……………………………………………

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

Мир природы и человека

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Контрольно-измерительный материал……………………………………………

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………



Ручной труд

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

Предметно-практические действия

Мир вокруг нас

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

«Мир искусства»

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

Сказкотерапия

Пояснительная записка……………………………………………………………

Содержание рабочей программы………………………………………………….

Учебно-тематический план………………………………………………………..

Учебно-методический комплекс…………………………………………………..

Требования к уровню подготовки обучающихся………………………………...

Календарно-тематический план учителя…………………………………………

















"Педагог должен не только передать знания ученику, а научить его приобретать знания самостоятельно и использовать их в жизненных ситуациях» А. С. Макаренко.

Пояснительная записка

Данная адаптированная образовательная программа разработана для реализации в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск» на 2020-2021 учебный год.

Адаптированная образовательная программа начального общего образования (далее АОП НОО), адаптированная для лиц с ограниченными возможностями здоровья, с нарушением интеллекта (имеющих умственную отсталость легкой степени), разработана с учетом федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основании основной образовательной программы школы и в соответствии с особыми образовательными потребностями детей с ОВЗ (по представленным родителями документам). Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности:

  • анализ и подбор содержания,

  • изменение структуры ОП НОО,

  • использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности

1 Цель реализации АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.

2 Достижение поставленной цели при разработке и реализации Организацией АООП предусматривает решение следующих основных задач:

- овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебной деятельностью, обеспечивающей формирование жизненных компетенций;

- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;

- достижение планируемых результатов освоения АООП образования обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их особых образовательных потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей;

- выявление и развитие возможностей и способностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), через организацию их общественно полезной деятельности, проведения спортивно–оздоровительной работы, организацию художественного творчества и др. с использованием кружков проведении спортивных, творческих и др. соревнований;

- участие педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей) и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды.

   Обучение в 1 классе направлено на развитие обучающихся, овладение ими чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебной действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Основным средством реализации предназначения школы является усвоение обучающимися обязательного минимума содержания образовательных программ. В процессе реализации образовательной программы предполагаю средства и условия для успешного формирования ключевых компетенций школьников. Программа учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания, объединённых в выделенных приоритетах:

- личность участников образовательного процесса (учителя, обучающегося, родителя), её самооценка, развитие;

- гуманизм как основа образовательного процесса, определяющего место человека в обществе.

3 Нормативные правовые документы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;

  2. Постановление от 10.07.2015 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

3 Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (Приказ Минобразования науки России от 31.03.2014 г №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, средне общего образования.

4 АООП (вариант 1)

5 Устав школы

6 Локальные акты

Нормативно-правовая база способствует обеспечению образовательного уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованием государственного специального стандарта с учётом психофизических параметров личности детей с нарушениями интеллекта.

4 Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа.

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся 1 класса Вариант 3 (С) специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, обучающихся младшего школьного возраста с лёгкой степенью умственной отсталости и разработана на основе «Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида» под редакцией И.М. Бгажноковой.

5 Обоснование выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

Данная программа определяет оптимальный объём знаний и умений учебного предмета по обучению грамоте, письму и развитию речи, математике, миру природы и человека, предметно-практическим действиям, который доступен большинству обучающихся. Здесь предусмотрены рекомендации по дифференцированию учебных требований к разным категориям детей. Настоящая программа определила те упрощения, которые способствуют облегчению усвоения изучаемого материала. Это стало возможным разделить объём знаний, умений по учебным предметам на три уровня: оптимальный, допустимый и критический.

6 Информация о внесенных изменениях.

Кроме основных учебных предметов в программу включён курс предметно-практических действий («Мир вокруг нас», «Коррекция через искусство», «Сказкотерапия») групповых коррекционно-развивающих занятий. Цели занятий и конкретные задания способствуют развитию зрительного восприятия, памяти, мышления и речи детей, а также тонкой моторики пальцев рук.

7 Определение места и роли предмета в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с проектом ФГОС.

У детей с нарушением интеллекта наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы, которая неразрывно связана с учебным процессом и обязательным индивидуальным подходом к каждому учащемуся с учётом его нарушений. Программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, способствует их умственному развитию, а также направлена на разностороннее развитие личности обучающихся.

8 Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в соответствии с учебным планом




Учебный предмет

Кол-во часов в неделю 1 триместр 2 триместр 3 триместр
год

Русский язык

3

33

36

30

99

Обучение грамоте

3



99

Речевая практика

2



66

Математика

3



99

Мир природы и человека

2




66

Ручной труд

2

10

12


66

Предметно-

практическая

деятельность

«Мир вокруг нас»

1

10

12

11

33

« Коррекция через искусство»

1



33

«Сказкотерапия»

1




33

9 Формы организации образовательного процесса.

Основная форма обучения - урок. Все уроки можно разделить на три группы: урок ознакомления, урок закрепления и урок проверки знаний, умений и навыков. На уроке ознакомления с новым материала можно использовать такие формы организации учебной работы: экскурсия, беседа, традиционный урок. Урок закрепления может включать такие формы как: работа в парах постоянного и смешенного состава. На уроках проверки знаний возможна организация самостоятельной работы, урока - самостоятельной, контрольной работы, игры и т.д.

Выбор форм зависит и от темы урока, и от уровня подготовленности обучающихся, и от объема изучаемого материала, его новизны, трудности. Поэтому подбирать формы нужно очень тщательно.

Технологии обучения:

- технология традиционного обучения;

- технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения;

- личностно-ориентированные технологии обучения;

- технология индивидуализации обучения;

- технология коррекционно-развивающего обучения Е.Д. Худенко;

- технология игрового обучения;

- разноуровневое обучение;

- коррекционные и здоровьесберегающие технологии;

- технология Щурковой Н.Е. (по видам деятельности – индивидуальная работа с детьми - коррекция);

- Платонов К.К. – индивидуальный дифференцированный подход;

Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся:

-обобщающая беседа по изученному материалу;

-индивидуальный устный опрос;

-фронтальный опрос; 

- выборочная проверка упражнения; 

- взаимопроверка;

-самоконтроль;

- различные виды разбора;

- виды работ, связанные с анализом текста;

- наблюдение за речью окружающих;

-письмо под диктовку; 

- участие в диалогах различных видов;

Формы контроля: индивидуальный; групповой; фронтальный; комбинированный;

Виды контроля:

Для обучающихся 1 класса используется качественная оценка успешности освоения программ.

В конце учебного года проводится: контрольный срез по письму, контрольный срез по математике, проверка техники чтения по чтению.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями ФГОС, образовательной программой общеобразовательного учреждения представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

- личностные результаты (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества);

- метапредметные результаты (освоенные обучающимися универсальные учебные действия);

- предметные результаты (освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению).

10 Общая характеристика адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) создается с учетом их особых образовательных потребностей.

Одним из важнейших условий обучения ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в среде других обучающихся является готовность к эмоциональному и коммуникативному взаимодействию с ними.

В реализации АООП может, выделен I этап (начальные классы)

Цель I-го этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.

Цель образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью является развитие личности, формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющий достичь обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).

Понятие «умственной отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к разнообразной группе детей. Умственная отсталость отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.

В международной классификации болезней (МКБ 10) выделены степени умственной отсталости: легкая (IQ —69-50)

Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), характеризуется замедленностью, наличием отклонений от нормального развития.

Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей нервной деятельности.

В большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка: мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сферы, а также когнитивные процессы ― восприятие, мышление, деятельность, речь и поведение. Все это, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.

В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным своеобразием.

Развитие мышления, памяти, внимания, представления и воображение, речевой деятельности, моторной, эмоциональной, волевой сфер обучающихся с умственной отсталостью характеризуются слабостью собственных намерений, побуждений, большой внушаемостью. Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми.

При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперреактивности, вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.

Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л.С.Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающие зону ближайшего развития.

Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать, как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.


Ожидаемые результаты освоения обучающимися

адаптированной образовательной программы

Описание ожидаемых результатов включает их це­лостную характеристику, отражающую взаимодействие компо­нентов образования:

  • что ребёнок должен знать и уметь на данной ступени об­разования;

  • что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Характеристика ожидаемых результатов предполагается в единстве всех компонентов образования, отражает общую динамику соци­ального развития ребёнка с ОВЗ, качества его образования. В частности, у некоторых детей могут быть локальные затруднения в освоении отдельных линий и даже областей образования, но это не рассматривается как показатель их неуспешности в целом и, тем более, нецелесо­образности перехода на следующую ступень образования.

Подход к оценке знаний и умений ребёнка по «академиче­скому» компоненту сохраняется в его тра­диционном виде. При этом учёт особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок, оценок шагов в развитии активности и продвиже­нии ребёнка в освоении образовательной программы.

При организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение ожидаемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

Учебный план начального общего образования для обучающихся с ОВЗ

№ п/п

Учебный предмет

Кол-во часов в неделю

Конт раб


Экс-сии,

практич раб


1

Русский язык

3



2

Чтение

3


1

3

Речевая практика

2



4

Математика

3

1



5
Мир природы и человека

2


2

6

Ручной труд

2




7

8

9



Предметно-практическая деятельность

«Мир вокруг нас»

1


2

«Коррекция через искусство»

1



«Сказкотерапия»

1




Итого:

18