СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по удмуртскому языку для четвёртого класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по удмуртскому языку для четвёртого класса разработана на 2016-2017 учебный год к учебнику Боталовой Н.П. "Зеч-а, бур-а, удмурт кыл!" (Здравствуй, удмуртский язык!).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по удмуртскому языку для четвёртого класса»

МБОУ «Тыловайская средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрена на заседании Утверждена приказом №_____

школьного методического от «____»______________20____г.

объединения. Протокол №___ Директор МБОУ «Тыловайская

от «____»____________20____г. средняя общеобразовательная школа»

Руководитель ШМО: _________________ _____________/____________________/


Печать

Принята на заседании

Педагогического совета

протокол №_____

от «____»____________20____г.




Рабочая программа

по удмуртскому языку

для 4 класса



Составил: Рычкова Н.В.,

учитель начальных классов









2016-2017 учебный год


Рабочая программа по удмуртскому языку для 4 класса составлена на основе:


  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения;

  • Примерной рабочей программы учебного предмета «Удмуртский язык» (неродной) для уровня начального общего образования


а также в соответствии с нормативными документами:


  • с п.1.1 ст.48 Федерального Закона № 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.

  • Приказом МО и Н РФ от 06.10. 2009г. № 373 «Об утверждении и введение в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» с изменениями, внесенными приказами МО и Н РФ от 26.11. 2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12. 2012 г. № 1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015г. №507 и от 31.12.2015 г. №1576;

  • Примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15;

  • с Уставом МБОУ «Тыловайская СОШ»;

  • с ООП НОО МБОУ «Тыловайская СОШ»;

  • «Положением о рабочей программе по учебному предмету педагога, реализующего ФГОС» МБОУ «Тыловайская СОШ».




В современных условиях языковая образовательная политика Российской Федерации нацелена на усиление статуса русского, родных (неродных/государственных) и иностранных языков в обществе как средства межкультурного общения и как общеобразовательной учебной дисциплины.

В последние годы не только городские, но и большинство сельских детей, для которых удмуртский язык является родным языком, его не знают, хотя жизнь на селе идет по своим традиционным канонам, национальным обычаям. В результате появилось целое поколение удмуртов, не знающих языка, обычаев, истории и культуры своего народа. Вместе с тем, появляется термин «обрусевший» или русскоязычный. Это удмурты, владеющие русским языком, но не знающие своего родного языка.

Рабочая программа по «Удмуртскому языку» предназначена для обучения удмуртскому языку детей, не владеющих данным языком (русскоязычных учащихся). Она составлена в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

Программа предназначена для того, чтобы учащиеся получили все знания о своей родине: о культуре, традициях удмуртского народа и воспитание чувства уважения, гордости к своему народу и родному языку.

По Федеральному базисному плану «Удмуртский язык» - это второй государственный язык.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В учебном плане на изучение «Удмуртского языка» в 4 классе отводится 3 часа в неделю - 102 часа в год (34 учебные недели).


Основная цель обучения удмуртскому языку на уровне начального общего образования – научить учащихся овладевать основами общения на новом для них языке.


Основными целями и задачами обучения удмуртскому языку как неродному в начальной школе являются:


- формирование умений устного (аудирование, говорение) и письменного (чтение, письмо) общения на удмуртском языке с учётом речевых возможностей и реальных потребностей;

- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также их общеучебных умений, универсальных учебных действий и специальных учебных умений;

- формирование представлений об удмуртском языке как средстве общения;

- развитие мотивации к дальнейшему овладению удмуртским языком;

- расширение лингвистического кругозора, получение общего представления о грамматическом строе удмуртского языка и его основных отличиях от русского языка;

- формирование основ коммуникативной культуры;

- формирование положительного отношения к языку, культуре и традициям титульной нации Удмуртской Республики;

- развитие интереса и чувства сопричастности к культуре и языку других народов России, толерантного и уважительного отношения к представителям других культур;

- воспитание гражданина, патриота своей страны;

- знакомство младших школьников с детским удмуртским фольклором и литературой;

- приобщение учащихся к культурным ценностям удмуртского народа и привлечение их на участие в различных этнокультурных мероприятиях;

- воспитание нравственных качеств личности младшего школьника, ответственного отношения к учёбе.




1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Настоящий курс обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов у выпускника начальной школы.

Личностные результаты:

– осознание окружающего мира как многоязычного и поликультурного пространства;

– восприятие языка, в том числе удмуртского, как основного средства общения между людьми;

– формирование чувства гордости за свою малую родину, Россию, российский народ и историю России, уважительного отношения к истории, культуре своего народа и других народов;

– осознание себя гражданином Российской Федерации;

– формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

– формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками;

– формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств, этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

– формирование дружелюбного отношения и толерантности к представителям других народов;

– формирование установок вести здоровый и безопасный образ жизни.

Метапредметные результаты:

– развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей школьника;

– формирование общего и лингвистического кругозора младшего школьника;

– развитие речевой культуры школьников и культуры общения;

– развитие познавательной, эмоциональной и волевой сферы младшего школьника;

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

– формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные и речевые действия в соответствие с поставленной задачей и условиями её реализации;

– активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

– формирование умения работать с компонентами учебно-методического комплекта.

Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

Говорение

Выпускник научится:

- участвовать в элементарных диалогах (этикетном, диалоге-расспросе, диалоге-побуждении), соблюдая нормы речевого этикета, принятые у удмуртов;

- составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа;

- рассказывать о себе, своей семье, друге, родном крае.

Выпускник получит возможность научиться:

- воспроизводить наизусть небольшие произведения удмуртского детского фольклора и литературы;

- кратко излагать содержание прочитанного текста;

- составлять краткую характеристику художественного персонажа.

Аудирование

Выпускник научится:

- понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;

- воспринимать на слух аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале.

Выпускник получит возможность научиться:

- воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;

- использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:

- соотносить графический образ удмуртского слова с его звуковым образом;

- читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию;

- читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале;

- читать про себя и находить необходимую информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

- догадываться о значении незнакомых слов по контексту;

- не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

Письмо

Выпускник научится:

- выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;

- писать поздравительную открытку к Новому году, дню рождения (с опорой на образец);

- писать по образцу краткое письмо другу (с опорой на образец).

Выпускник получит возможность научиться:

- в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;

- составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;

- заполнять простую анкету;

- правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).

Языковые средства и навыки пользования ими

Графика, каллиграфия, орфография

Выпускник научится:

- воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы удмуртского алфавита (написание букв, буквосочетаний, слов);

- пользоваться удмуртским алфавитом, знать последовательность букв в нём;

- списывать текст;

- восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

- уточнять написание слова по словарю;

- использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на удмуртский язык и обратно).

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:

- различать на слух и адекватно произносить все звуки удмуртского языка, соблюдая нормы произношения звуков;

- соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;

- различать коммуникативные типы предложений по интонации;

- корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Выпускник получит возможность научиться:

- соблюдать логическое ударение в предложении;

- соблюдать интонацию перечисления;

- соблюдать правило отсутствия ударения на односложных союзах, частицах.

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:

- узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального общего образования;

- употреблять в процессе общения активную лексику в соответствии с коммуникативной задачей;

- восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей.

Выпускник получит возможность научиться:

- узнавать простые словообразовательные элементы;

- опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:

- распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, использовать в речи простые распространённые предложения, безличные предложения, простые предложения с однородными членами;

- распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные в единственном и множественном числе, притяжательные существительные с суффиксами -э (-е), -ы; -эд (-ед), -ыд; -эз, (-ез), -ыз; -мы, -ды, (-ты), -зы (-сы), существительные в именительном (ниман), родительном (возьматон), дательном (сётон), винительном (адњон), творительном (лэсьтон), разделительном (люкон),местном (интыян) (кытын? кытысь? кытчы? кытћ?) падежах; глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени изъявительного наклонения, повелительного наклонения 2 лица единственного и множественного числа, глаголы неопределённой формы, вспомогательные глаголы; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 31) числительные; наиболее употребительные послелоги для выражения временных и пространственных отношений.

Выпускник получит возможность научиться:

- узнавать сложносочиненные предложения с союзами но, нош, собере, сложноподчинёнными предложениями с союзным словом малы ке шуоно;

- оперировать в речи вопросительно-относительными местоимениями кин, ма, кќня, кыџе, кудћз; неопределёнными местоимениями кин ке, маке;

- оперировать в речи числительными до 1000.

- оперировать в речи наречиями времени и места;

- распознавать в тексте и дифференцировать слова по определенным признакам (существительные, местоимения, прилагательные, глаголы).

Социокультурная осведомленность

В процессе обучения удмуртскому языку в начальной школе обучающиеся знакомятся: с государственной символикой России и Удмуртской Республики; топонимией, достопримечательностями, основными этнокультурными особенностями, природными богатствами Удмуртии; некоторыми литературными персонажами популярных детских произведений; сюжетами некоторых популярных сказок, а также небольшими произведениями детского фольклора (стихами, песнями) на удмуртском языке; элементарными формами речевого и неречевого поведения с носителями удмуртского языка в наиболее распространённых ситуациях общения.

Предметные результаты

А. В коммуникативной сфере

Речевая компетенция:

говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог-расспрос, диалог-побуждение); монологические высказывания о себе, своей семье, друге, родном крае; составление небольших описаний предмета, картинки, персонажа;

аудирование (понимание на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное; восприятие на слух аудиозаписи и понимание основного содержания небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале);

чтение (выразительное чтение вслух небольшого текста, построенного на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию; чтение про себя и понимание содержания небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале; чтение про себя и умение находить необходимую информацию);

письмо (владение техникой письма, умение выписывать из текста слова, словосочетания и предложения; умение писать поздравительную открытку к Новому году, дню рождения с опорой на образец; умение писать по образцу краткое письмо другу).

Языковая компетенция (языковые представления и речевые навыки):

графика, каллиграфия, орфография (воспроизведение графически и каллиграфически корректно все буквы удмуртского алфавита, в том числе написание букв, буквосочетаний, слов; использование удмуртского алфавита, знание последовательности букв в нём; восстановление слова в соответствии с решаемой учебной задачей);

фонетическая сторона речи (различение на слух и адекватное произношение всех звуков и звукосочетаний удмуртского языка; соблюдение норм произношения: отсутствие редукции гласных и оглушения звонких согласных в конце слога или слова; различение коммуникативных типов предложений по интонации; корректное произношение предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей);

лексическая сторона речи (узнавание в письменном и устном тексте изученные лексические единицы (в количестве 800 лексем), в том числе словосочетания, речевые клише в пределах тематики на уровне начального общего образования; употребление в процессе общения активной лексики в соответствии с коммуникативной задачей; восстановление текста в соответствии с решаемой учебной задачей);

грамматическая сторона речи (распознавание и употребление в речи изученных грамматических явлений: основные коммуникативные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные; общий и специальный вопросы; вопросительные слова: кин (кто), ма (что), кинэн (с кем), кинлэн (чей), кинлы (кому), кытын (кытын), кытчы (куда), ку (когда), кытысь (откуда), кыџе (какой), кќня (сколько); утвердительные и отрицательные предложения; простое предложение с простым глагольным сказуемым (Мон ньылетћ классын дышетскисько.), составным именным (Милям семьямы бадњым.) и составным глагольным (Визьпог книга лыдњыны яратэ.) сказуемым; побудительные предложения в утвердительной (Люгыкай, басьты та губиез.) и отрицательной (Люгыкай, эн басьты та губиез.) формах; безличные предложения в настоящем времени (Зоре.); простые распространенные предложения; предложения с однородными членами; сложносочиненные предложения с союзами но и нош; глаголы в настоящем, будущем и прошедшем времени; неопределенная форма глагола; глагол-связка вань; существительные в единственном и множественном числе, существительные с притяжательными суффиксами: -э (-е), -ы; -эд (-ед), -ыд; -эз, (-ез), -ыз; -мы, -ды, (-ты), -зы (-сы); существительные в именительном (ниман), родительном (возьматон), дательном (сётон), винительном (адњон), творительном (лэсьтон), разделительном (люкон), местном (интыян: кытын? кытысь? кытчы? кытћ?) падежах; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; местоимения: личные (мон, мынам, мыным; тон, тынад, тыныд; со, солэн, солы; ми, милям, милемлы; тћ, тћляд, тћледлы; соос, соослэн, соослы), притяжательные (мынам, тынад, солэн), вопросительные (кин, ма (мар), кќня, кќняетћ, кытын, кыџе), указательные (со, та, отын, татын); наречия (љог, уллань, выллань, џем, шер); количественные числительные до 100, порядковые числительные до 31; наиболее употребительные послелоги (улын, вылын, пушкын, сьќрын, вќзын, дорын).

Социокультурная компетентность включает основные знания:

– названия государственных символик России и Удмуртской Республики; названия некоторых топонимических объектов, достопримечательностей, основных этнокультурных особенностей, природных богатств Удмуртии; некоторых литературных персонажей популярных детских произведений; содержание сюжетов некоторых популярных сказок, а также небольших произведений детского фольклора (стихи, песни) на удмуртском языке; элементарных форм речевого и неречевого поведения с носителями удмуртского языка в наиболее распространённых ситуациях общения.

Б. В познавательной сфере:

– умение сравнивать языковые явления русского и удмуртского языков;

– умение опознавать грамматические явления, отсутствующие в русском языке;

– умение систематизировать слова, пользоваться языковой догадкой;

– умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики начальной школы;

– умение пользоваться справочным материалом, двуязычным словарём учебника, компьютерным словарём;

– умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах;

– перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на удмуртском языке (прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, составление плана, фиксация информации в таблице и др.).

Г. В эстетической сфере:

– владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на удмуртском языке;

– знакомство с образцами удмуртской литературы, фольклора и народного творчества.

Д. В трудовой сфере:

– умение определять цели познавательной деятельности и следовать её задачам;

– умение на элементарном уровне использовать справочную литературу.

Специальные учебные умения

Младшие школьники овладевают следующими специальными (предметными) учебными умениями и навыками:

– пользоваться двуязычным словарем учебника, компьютерным словарем и экранным переводом отдельных слов;

– пользоваться справочным материалом, представленным в виде таблиц, схем, правил;

– вести словарь (словарную тетрадь);

– систематизировать слова, например, по тематическому принципу;

– пользоваться языковой догадкой, например, при опознавании интернационализмов;

– делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения;

– опознавать грамматические явления, отсутствующие в родном языке, например, послелоги.

Общеучебные умения и универсальные учебные действия

В ходе изучения курса удмуртского языка как неродного обучающиеся:

– совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках русского и иностранного языков (прогнозировать содержание текста по рисункам, заголовку, выписывание из текста отдельных слов и предложений, списывать текст и т.п.);

– овладевают разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы, синонимы, антонимы и т.п.;

– овладевают умениями самонаблюдения, самоконтроля и самооценки;

– совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая;

– учатся самостоятельно выполнять задания с использованием технических средств обучения.


2. Содержание учебного предмета, курса

Программа нацелена на реализацию коммуникативного, социокультурного и деятельностного подхода в обучении удмуртскому языку как неродному.

Коммуникативный подход предполагает вовлечение учащихся в устное и письменное общение на сюжетной основе в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, учитывающих возрастные особенности младших школьников.

Социокультурный подход предполагает включение в содержание обучения доступного лингвострановедческого материала, занимательного материала различных жанров из аутентичных источников: народные и авторские сказки, реальные тексты и рассказы, стихотворения удмуртских авторов, этикетные и бытовые диалоги, рифмовки, песни, интервью и т.д.

Деятельностный подход в обучении строится с опорой на практические виды деятельности: рисование, пение, раскрашивание, художественное творчество и т.д.

Содержание курса удмуртскому языку как неродному представлено в программе следующими содержательными линиями, которые находятся в тесной взаимосвязи, что обусловлено единством составляющих коммуникативной компетенции как цели обучения:

- коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме;

- языковые средства и навыки пользования ими;

- социокультурная осведомлённость;

- общеучебные и специальные учебные умения, универсальные учебные действия.

Доминирующей линией из четырёх перечисленных следует считать коммуникативные умения, формирование которых предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма.

Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано с социокультурными знаниями, которые составляют предмет содержания речи и обеспечивают взаимопонимание в социокультурной/межкулътурной коммуникации. Все четыре указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Удмуртский язык».

Обучение перечисленным видам речевой деятельности происходит во взаимосвязи. Однако рекомендуется применять принцип устного опережения, вызванного объективными причинами: овладение письменными формами общения (чтением и письмом), связанное с необходимостью формирования техники чтения и техники письма, происходит более медленно.

Данная программа включает в себя материалы, расширяющие представления младших школьников о России, Удмуртской Республике и формирующие чувство гордости за свою страну. Персонажи учебников представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для младших школьников уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Большое внимание в обучении удмуртскому языку как неродному на уровне начального общего образования уделяется и современным проблемам бережного отношения к природе и природным ресурсам, осознанию необходимости сохранения разнообразия природы родной страны, что закладывает основы формирования экологического сознания младших школьников.

Эстетическое развитие младшего школьника обеспечивается использованием фольклорных материалов, авторских стихотворений и рассказов, сказок и т.д.

Таким образом, содержание обучения удмуртскому языку как неродному в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу – средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

Предметное содержание речи

Предметное содержание устной и письменной речи соответствует образовательным и воспитательным целям, а также интересам и возрастным

особенностям младших школьников и включает следующее:

Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год. Подарки.

Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Игрушки, песни, книги. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы.

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.

Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках.

Мир вокруг меня. Мой дом/квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода.

Удмуртская Республика/Россия. Общие сведения: название, символика, столица. Национальные праздники и традиции удмуртов, других народов, проживающих в Удмуртской Республике. Мой город/деревня: общественные места, места отдыха.

Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения удмуртского детского фольклора (рифмовки, стихи, песни, сказки).


3. Тематическое планирование рабочей программы


п/п

Тема раздела

Всего часов

Теоретические

Практические

Контрольные

Форма контроля

1

Незабываемое лето

9

6

2

1

Проверочная работа №1

2

В гостях у Боко

14

11

2

1

Проверочная работа №2

3

Мусокай и Визьпог знакомятся с родным краем

13

10

2

1

Проверочная работа №3

4

Мусокай и Визьпог учатся писать письмо

10

7

2

1

Проверочная работа №4

5

Мусокай и Визьпог готовятся к праздникам

9

6

2

1

Проверочная работа №5

6

Мусокай и Визьпог беспокоятся о защите природы

14

11

2

1

Проверочная работа №6

7

Друзья Мусокая

9

6

2

1

Проверочная работа №7

8

Как Мусокай и Визьпог проводят свободное время

11

8

2

1

Проверочная работа №8

9

Мусокай и Визьпог знакомятся со знаменитыми людьми УР

13

8

2

3

Проверочная работа №9

Итоговая контрольная работа (2 часа)


Итого:

102

73

18

11





Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Элементы содержания темы урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

Предметные

Раздел 1. Вунонтэм гужем. Незабываемое лето (9 часов)

1

Шулдыр гужем нуналъёс

Весёлые летние дни

Разговор с другом о лете. Импровизация. Выразительное чтение стихотворения. Составление словосочетаний сущ.+глаг.

Составлять небольшие рассказы о летних каникулах. Участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета. Составлять словосочетания сущ.+глаг. во мн. ч.

Пользоваться словарём. Различать времена года. Читать тексты учебника. В письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту.

Стр.5 упр. 7 наизусть


2

Шулдыр гужем нуналъёс

Весёлые летние дни

Стр.6 упр. 11 сделать книжку- малышку


3

Мусокай дуннеез котыръя

Мусокай познаёт мир

Названия летних месяцев. Чтение рассказа о летнем путешествии. Названия некоторых стран. Выразительное чтение.

Называть летние месяцы. Характеризовать героев. Понимать на слух речь учителя и одноклассников. Называть некоторые страны.

Читать про себя и понимать содержание небольшого текста. Рассказывать о родном крае. Правильно писать слова с изученными орфограммами. Находить необходимую информацию из различных источников.

Стр.8 упр. 6


4

Мусокай дуннеез котыръя

Мусокай познаёт мир

Стр.9 упр. 10 выучить наизусть


5

Визьпог лагерьын шутэтске

Визьпог отдыхает в лагере

Устное составление рассказов по сюжетным картинкам.

Составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам о летнем отдыхе. Находить и выделять незнакомые слова из текста. Составлять вопросы к тексту в письменной форме. Рассказывать о своём летнем отдыхе.

Выделять из текста главных героев. Составлять и задавать вопросы по прочитанному тексту в устной и письменной форме. Писать слова с суффиксом –тэм.

Стр.11 упр. 2


6

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



7

Лыдзон урок

Урок чтения. Ф. Александров стихотворение «Помидор»

Выразительное чтение стихотворения. Импровизация небольших рассказов в паре. Книжка-малышка с рисунками о помидоре.

Находить в словаре значение незнакомых слов. Участвовать в диалоге. Составлять небольшое описание предмета, персонажа.

Выписывать из текста слова, словосочетания и предложения. Создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему. Рассказывать содержание текста по заданному плану.

Стр.14 упр. 6, подготовится к проекту


8

Проект «Кызьы ми ортчытимы шутэтскон дырмес»

Проект «Как мы провели летние каникулы»

Закрепление полученных знаний.

Выполнять проекты, применяя материалы из газет и журналов.

Находить информацию из различных дополнительных источников.

Подготовить материал к проекту


9

Проект «Кызьы ми ортчытимы шутэтскон дырмес»

Проект «Как мы провели летние каникулы»



Раздел 2. Боко дорын куноын. В гостях у Боко (14 часов)

10

Бокоен тодматскон

Знакомство с Боко

Знакомство с новыми словами: визьманы – проучить; жикыттэм – неаккуратный; корка сиг – чердак; ужасьтэм – ленивый; умойтэм – нехороший; ушъяськисьтэм – нехвастливый… Применение данных слов в разговорной и письменной речи.

Догадываться о значении незнакомых слов по контексту, находить по словарю. Применять данные слова в устной и письменной речи. Подбирать антонимы к словам. Различать антонимы и синонимы. Записывать новые слова в тетрадь-словарик.

Видеть и находить в тексте новые слова, использовать их в устной и письменной речи. Вести диалог между собой на заданную тему. Составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам.

Стр.17 упр. 8, составить рассказ «Что ты любишь делать»


11

Бокоен тодматскон

Знакомство с Боко

Стр.18 упр. 10 подготовить диалог между Боко и Визьпог


12

Боколэн эшъёсыз

Друзья Боко

Знакомство с новыми словами: куашетыны – шуметь; шуланы – свистеть; шаянтыны – озорничать. Родственники Боко. Работа со словарём.

Выражать собственное мнение. Составлять в устной и письменной форме словосочетания. Подбирать заглавие к тексту из предложенных вариантов. Работать со словарём.

Находить сложные слова в тексте. Правильно писать слова с изученными орфограммами. Применять новые слова в устной и письменной речи. Уточнять значение незнакомых слов по словарю.

Стр.18 упр. 1 выразительное чтение


13

Боколэн эшъёсыз

Друзья Боко

Стр.20 упр. 7


14

Боколэн Моко эшез

У Боко друг Моко

Знакомство с новыми словами: гид – хлев; корказь – крыльцо; липет – крыша; муржол – подполье. Применение данных слов в устной и письменной речи.

Вести диалог между собой на заданную тему. Описывать внешний вид двора Моко. Разгадывать головоломки. Отвечать на вопросы учителя и на основе данных вопросов. Работать самостоятельно с источниками информации.

Применять новые слова в устной и письменной речи. Составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам. Понимать содержание прочитанного текста. Писать по образцу краткое письмо другу.

Стр.22 упр. 8 чтение по ролям, придумать головоломки


15

Боколэн Моко эшез

У Боко друг Моко

Стр.23 упр. 10 написать правила поведения в школе


16

Боколэн но Моколэн кырзанзы

Песня Боко и Моко

Знакомство с новыми словами: берганы – кружиться; льоль – розовый. Разучивание песни. Экскурсия в дом-музей Г. Корепанова-Камского.

Находить новые слова из текста. Разучивать песню. Воспринимать на слух аудиозаписи. Познакомиться с известным композитором своего края.

Понимать содержание текста, построенного в основном на изученном языковом материале. Воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию.

Стр.24-26 выучить песню


17

Боколэн ужъёсыз

Проделки Боко

Знакомство с новыми словами: йырси пуныны – волосы заплести; кема – долго. Порядок в доме. Нахождение синонимов.




Определять основную мысль текста. Характеризовать героев. Подбирать синонимы к выделенным словам. Читать вслух и про себя.

Описывать героев. Извлекать информацию, представленную в разных формах. Составлять небольшие рассказы по данным сюжетным картинкам. Находить и подбирать синонимы к данным словам.

Стр.29 упр. 6 найди синонимы


18

Боколэн ужъёсыз

Проделки Боко

Стр.30 упр. 10 сделай рисунок


19

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



20

Лыдзон урок

Урок чтения. А. Уваров сценка «Боко»

Выразительное чтение, чтение по ролям.

Перечислять героев произведения. Определять диалог (спор, беседа, игра). Находить к сюжетным картинкам подходящие части из текста. Отвечать на вопросы в письменной форме.

Кратко излагать содержание прочитанного текста. Составлять краткую характеристику художественного персонажа. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту и находить по словарю. Рассказывать содержание текста по плану.

Стр.31-32 чтение по ролям


21

Лыдзон урок

Урок чтения. А. Уваров сценка «Боко»

Стр.36 упр. 13 придумать предложения, подготовиться к проекту


22

Проект. Бордгазет «Боко»

Проект. Стенгазета «Боко»

Систематизация полученных знаний.

Выполнять проекты, применяя материалы из газет и журналов.

Находить информацию из различных дополнительных источников.



23

Проект. Бордгазет «Боко»

Проект. Стенгазета «Боко»



Раздел 3. Мусокай но Визьпог вордиськем шаеренызы тодматско. Мусокай и Визьпог знакомятся с родным краем (13 часов)

24

Удмурт шаерлэн символъёсыз

Символы Удмуртии

Знакомство с новыми словами: кункрезь – гимн; кунпус – герб; куншет – флаг; торо – глава. Ознакомление с государственной символикой УР и РФ, значение каждого символа.

Сравнивать и различать символы УР и РФ. Работать со словарём. Воспринимать на слух аудиозаписи и понимать основное содержание текста. Задавать вопросы и отвечать на вопросы учителя и своих товарищей.

Объяснять символический смысл герба, флага, гимна. Узнавать государственные символы УР и РФ среди символов других стран. Знать символы своего района. Применять новые слова в устной и письменной речи.

Стр.39 упр. 3 выразительное чтение


25

Удмурт шаерлэн символъёсыз

Символы Удмуртии

Стр.40 упр. 8 нарисуй и расскажи о символах класса


26

Удмурт шаерлэн картаез дорын

Карта Удмуртии

Знакомство с новыми словами: лымшор – юг; сюрс – тысяча; уйпал – север; шундыпуксён – запад; чугун сюрес – железная дорога; шундыжужан – восток… Числительные. Работа по карте. Сибирский тракт.

Находить и показывать границы Удмуртии и РФ на карте. Ориентироваться по карте. Вести счёт до 1000. Списывать печатный текст.

Сравнивать границы стран на карте и находить их месторасположение. Высказывать свои мысли в устной и письменной форме. Знать превосходную степень прилагательных. Выразительно с интонацией читать тексты. Списывать печатный текст, соблюдая все орфограммы. Писать без ошибок большую букву в географических названиях.

Стр.44 упр.9


27

Удмурт шаерлэн картаез дорын

Карта Удмуртии

Стр.46 упр.14 выучить наизусть


28

Ижкар – Удмурт Элькунлэн шорез

Ижевск – столица Удмуртии

Знакомство с новыми словами: данъяськыны – гордиться; шор карлуд – центральная площадь. Выразительное чтение. Списывание с печатного текста. Побудительные предложения.

Познакомиться с новыми словами. Ориентироваться в тексте на удмуртском языке. Прогнозировать его содержание по заголовку. Выделять главные факты, опуская второстепенные. Вести тетрадь-словарик. Вести диалог и монолог.

Уметь работать со словарём по учебнику и в компьютере. Знать историю г. Ижевска. Извлекать нужную информацию из текста. Сравнивать город и село. Различать предложения по цели высказывания.

Стр.50 упр.4


29

Ижкар – Удмурт Элькунлэн шорез

Ижевск – столица Удмуртии

Стр.50 упр.9


30

Сюрес вожын

У перекрёстка



Знакомство с новыми словами: пыдын – пешком, сюрес вож – перекрёсток. Обозначение цветов светофора. Правила поведения на дороге.

Читать выразительно стихотворение. Рассказывать обозначение цветов светофора. Объяснять правила поведения на дороге.

Применять новые слова в устной и письменной речи. Объяснять и соблюдать правила поведения на дороге. Читать небольшие тексты, используя правильную интонацию.

Стр.51-52 наизусть 1 купл.по выбору


31

Сюрес вожын

У перекрёстка

Стр.53-54 выразительное чтение


32

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



33

Лыдзон урок

Урок чтения. Удмуртская сказка

Выразительное чтение сказки. Определение и объяснение значения слов в тексте.

Составлять связный рассказ устно и письменно, не нарушая его последовательность. Делить текст на части, озаглавливать части. Подробно и выборочно пересказывать текст.

Кратко излагать содержание прочитанного текста. Различать жанр произведений. Составлять краткую характеристику художественного персонажа. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту и находить по словарю. Рассказывать содержание текста по плану.

Стр.54-56 пересказ


34

Лыдзон урок

Урок чтения. Удмуртская сказка

Стр.58 упр.10 рассказ по плану


35

Проект «Ижкарлэн выль тусбуез»

Проект «Новый вид Ижевска»

Систематизация полученных знаний. Объяснение значения слова архитекторы.

Выполнять проекты, применяя материалы из разных источников, в том числе Интернет-ресурсов. Работать в группе и в паре. Правильно распределять роли в групповой и парной работе. Участвовать в конкурсе маленьких архитекторов.

Находить информацию из различных дополнительных источников. Выполнять проекты, используя ПК.



36

Проект «Ижкарлэн выль тусбуез»

Проект «Новый вид Ижевска»



Раздел 4. Мусокай но Визьпог гожтэт гожъяны дышетско. Мусокай и Визьпог учатся писать письмо (10 часов)

37

Визьпог гожтэт гожтэ

Визьпог пишет письмо

Знакомство с новыми словами: басьтыны – получить; келяны – отправить; пытсаны – закрыть. Последовательность написания письма. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.

Объяснять значение слов. Составлять и записывать предложения по серии сюжетных картинок. Понимать прочитанный текст.

Писать по образцу краткое письмо другу (с опорой на образец). В письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту. Знать последовательность написания письма. Находить и исправлять орфографические ошибки.

Стр.61 упр.5 написать письмо другу


38

Визьпог гожтэт гожтэ

Визьпог пишет письмо

Стр.62 упр.7


39

Гожтэтлэн сюресэз

Путь письма

Знакомство с новыми словами: вуттыны – доставить; жог – быстро, быстрый; каллен – медленно. Адрес на конверте. Слова, отвечающие на вопросы: кому? откуда? куда? как? и др.

Оформлять адрес на конверте по образцу. Составлять и записывать предложения с вопросами: кому? откуда? куда? как? сколько? какой? и т.д. Вести диалог.

Писать письма. Записывать правильно адрес на конверте. Знать о профессии почтальона.

Стр.63 упр.3


40

Гожтэтлэн сюресэз

Путь письма

Стр.65 упр.8


41

Мусокайлэн эшъёсыз

Друзья Мусокая

Чтение и перевод писем. Составление словосочетаний и предложений. Головоломки.

Кратко излагать содержание прочитанного текста. Уточнять написание слова по словарю. Отвечать на вопросы автора текста. Разгадывать головоломки.

Переводить тексты с русского языка на удмуртский язык и наоборот. Составлять предложения на определённую тему.

Стр.66 упр.2


42

Мусокайлэн эшъёсыз

Друзья Мусокая

Стр.66 упр.6


43

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Находить и исправлять орфографические ошибки.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



44

Лыдзон урок

Урок чтения. Л. Нянькина «Почта Пиля»

Выразительное чтение. Подробный пересказ по данному плану.

Читать выразительно текст, соблюдать логическое ударение в предложении. Кратко излагать содержание прочитанного текста. Записывать предложения, упорядочив их.

Читать выразительно рассказы, соблюдая все интонации. Находить основную мысль рассказа. Делить его на смысловые части. Составлять краткую характеристику художественного персонажа. Писать небольшие письма от своего имени.

Стр.70 упр.5 написать письмо Пиле


45

Проект «Письмо потомкам» (чыжы-выжыослы)

Систематизация и применение полученных знаний.

Выполнять проекты, применяя материалы из газет и других источников, с рисунками и фотографиями.

Находить и применять необходимую информацию в своём проекте.



46

Проект «Письмо потомкам» (чыжы-выжыослы)



Раздел 5. Мусокай но Визьпог праздникъёслы дасясько. Мусокай и Визьпог готовятся к праздникам (9 часов)

47

Мусокай но Визьпог тол праздникъёсын тодматско

Мусокай и Визьпог знакомятся с зимними праздниками

Знакомство с новыми словами: Йовылэсултон –Крещение; тунаськыны – ворожить, гадать; Ымусьтон – Рождество; шулдыръяськыны – веселиться. Времена глагола. Празднование Нового года, Рождества.

Называть зимние месяцы. Различать, перечислять календарные праздники. Пересказывать содержание текста. Рассказывать о празднике Рождество и об обычаях встречи Нового года и Рождества. Наблюдать за изменением глаголов по временам. Находить и исправлять орфографические ошибки.

Различать времена года. Писать поздравительную открытку к Новому году (с опорой на образец). Пользоваться материалами энциклопедий и Интернет-ресурсов. Знать времена глаголов.

Стр.73 упр.5


48

Мусокай но Визьпог тол праздникъёсын тодматско

Мусокай и Визьпог знакомятся с зимними праздниками

Стр.74 упр.10 чтение по ролям


49

Мусокай вордиськем нуналаз куно оте

Мусокай приглашает гостей на день рождения

Знакомство с новыми словами: куноятыны – угощать, кыстыбей – сочень с кашей; табань – лепёшка; шунянь – пирог с калиной. Составление меню. Игры и считалки.

Познакомиться с новыми словами. Составлять меню. Подбирать подарок. Познакомиться со считалками. Преобразовывать глаголы единственного числа в множественное число.

Называть некоторые удмуртские блюда. Знать традиции встречи гостей. Находить и записывать слова в неопределённой форме глагола.

Составить меню на праздник


50

Мусокай вордиськем нуналаз куно оте

Мусокай приглашает гостей на день рождения

Стр.77 выучить считалку


51

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



52

Лыдзон урок

Урок чтения. Н. Никифоров «Поэт»

Выразительное чтение. Рифма. Составление стихов.

Читать выразительно текст. Рассказывать его содержание. Составлять план пересказа. Подбирать заглавие к тексту из данных. Вести диалог.

Называть и составлять краткую характеристику художественного персонажа. Кратко излагать содержание прочитанного текста. Знать что такое рифма. Составлять небольшие стихи, используя рифму.

Стр.81 упр.3


53

Лыдзон урок

Урок чтения. Н. Никифоров «Поэт»

Стр.82 упр.7


54

Проект «Подарок Визьпогу на день рождения»

Систематизация и применение полученных знаний.

Выполнять проекты, используя различные материалы.

Уметь выполнять проекты, сотрудничать.



55

Проект «Подарок Визьпогу на день рождения»



Раздел 6. Мусокай но Визьпог инкуазез утён сярысь сюлмасько. Мусокай и Визьпог беспокоятся о защите природы (14 часов)

56

Мусокай но Визьпог инкуазьлы юртто

Мусокай и Визьпог помогают природе

Знакомство с новыми словами: жуаны – гореть; кырсь – грязь; утён – забота; утьыны – беречь; утялтыны – убрать. Отрицательная форма глагола. Выразительное чтение.

Познакомиться с новыми словами. Находить значение незнакомых слов в словаре. Объяснять значение слова в тексте. Конструировать тексты из рассыпанных предложений. Списывать текст по заданному алгоритму. Объяснять правила поведения на природе.

Работать со словарём. Изменять глаголы по лицам в отрицательной форме. Записывать предложения в нужной последовательности. Находить и исправлять орфографические ошибки. Объяснять и соблюдать правила поведения на природе. Рассказывать о бережном отношении к природе.

Стр.85-86 выразительное чтение


57

Мусокай но Визьпог инкуазьлы юртто

Мусокай и Визьпог помогают природе

Стр.86 упр.10 плакат о бережном отношении к природе


58

Мусокай но Визьпог кузилиосын тодматско

Мусокай и Визьпог изучают муравьёв

Знакомство с новыми словами: возьыны – держать; нымы-кибыос – насекомые; отын – там; татын – здесь; улляны – прогнать. Изменение глаголов по лицам. Составление предложений по заданному вопросу.

Различать насекомых. Составлять словосочетания с вопросами: где? откуда? куда? и т.д. Придумывать и записывать предложения по данному началу. Распознавать предлоги. Конструировать предложения из слов с опорой на вопросы. Изменять глаголы по лицам.

Рассказывать о пользе муравьёв. Называть народные приметы. Пересказывать прочитанное по памяти и по плану. Отличать предлоги от других частей речи. Списывать текст.

Стр.88 упр.5


59

Мусокай но Визьпог кузилиосын тодматско

Мусокай и Визьпог изучают муравьёв

Нарисуй муравейник


60

Мусокай но Визьпог кузилиосын тодматско

Мусокай и Визьпог изучают муравьёв

Стр.90 упр.6


61

Мусокай но Визьпог походэ мыно

Мусокай и Визьпог идут в поход

Знакомство с новыми словами: утялтытэк – не убрав за собой; шуг-секытъёс – трудности. Составление небольших рассказов по сюжетным картинкам. Список необходимых вещей и продуктов для похода. Правила поведения в походе. Списывание с печатного текста.

Отвечать на вопросы учителя. Подбирать необходимые вещи и продукты для похода. Составлять небольшие рассказы по сюжетным картинкам. Конструировать словосочетания и предложения. Списывать с печатного текста.

Объяснять и придерживаться правил поведения в походе. Правильно выбирать предметы первой необходимости для похода. Уметь выбирать себе друзей. Грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Стр.92 упр.4


62

Мусокай но Визьпог походэ мыно

Мусокай и Визьпог идут в поход

Стр.94 упр.9 составить план рассказа


63

Визьпог куазез возьматись арбериосын тодматэ

Визьпог знакомит с приборами, определяющими погоду

Знакомство с новыми словами: ез – проволока; синьыс – нитка; улиегес – ниже; вылиегес – выше; омыр зибет – атмосферное давление. Барометр – прибор для измерения атмосферного давления. Пересказ текста от 3-го лица.

Называть порядок изготовления барометра. Выписывать из текста слова на вопрос что сделал? в 1-ом и 3-ем лице в прошедшем времени. Выразительно, с интонацией читать стихотворения.

Называть и отличать приборы, определяющие погодные явления. Находить и выписывать из текста слова, отвечающие на вопрос что сделал? в 1-ом и 3-ем лице прошедшего времени.

Стр.96-97 выразительное чтение


64

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



65

Лыдзон урок

Урок чтения. Г. Ходырев сказка «Тэшкыли но Кузьгубей»

Выразительное чтение. Работа со словарём. Характеристика героев.

Называть и характеризовать героев сказки. Пересказывать прочитанную сказку по плану. Списывать предложения, вставляя пропущенные слова. Ориентироваться в тексте. Списывать текст по заданному алгоритму, контролировать этапы работы. Осознавать связь заголовка с темой текста, с главной мыслью. Осуществлять самоконтроль.

Объяснять правила бережного отношения к природе. Уточнять значение незнакомых слов по словарю. Читать выразительно текст, соблюдая логическое ударение в предложениях.

Стр.97-100 выразительное чтение


66

Лыдзон урок

Урок чтения. Г. Ходырев сказка «Тэшкыли но Кузьгубей»

Стр.110 упр.22 сделай памятку


67

Лыдзон урок

Урок чтения. Г. Ходырев сказка «Тэшкыли но Кузьгубей»

Стр.105-109 выразительное чтение, подготовиться к проекту


68

Проект «Кызьы ми сюлмаськиськомы инкуазез утён сярысь»

Проект «Как мы заботимся об охране природы»


Систематизация и применение полученных знаний.

Выполнять проекты. Осуществлять взаимоконтроль при работе в паре и группе.

Подбирать по данной теме необходимый материал из дополнительных источников информации.



69

Проект «Кызьы ми сюлмаськиськомы инкуазез утён сярысь»

Проект «Как мы заботимся об охране природы»




Раздел 7. Мусокайлэн эшъёсыз. Друзья Мусокая (9 часов)

70

Мусокай но Визьпог эшъёс сярысь верасько

Мусокай и Визьпог разговаривают о друзьях

Знакомство с новыми словами: валась – понимающий; зэмлык – правда; зэмос – настоящий; кышкан – боязнь; оскымон – надёжный. Изменение глаголов по лицам и числам. Пословицы о дружбе.

Познакомиться с новыми словами. Участвовать в диалоге. Рассказывать о настоящей дружбе. Различать лицо и число имён существительных. Применять новые слова в устной и письменной речи. Рассказывать о своём настоящем друге. Объяснять смысл пословиц о дружбе.

Пользоваться дополнительными источниками информации. Изменять глаголы по лицам и числам. В письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту. Читать про себя и находить необходимую информацию. Уточнять написание слова по словарю.

Стр.113 упр.6 найти пословицы о дружбе


71

Мусокай но Визьпог эшъёс сярысь верасько

Мусокай и Визьпог разговаривают о друзьях

Стр.114 упр.12 придумай головоломки


72

Кыче сямо луыны кулэ адями

Какой характер должен быть у человека

Знакомство с новыми словами: жалясь – жалостливый; исаськыны – дразница; куатаськись – капризный. Настоящая дружба.

Составлять диалог по данному началу. Читать по ролям небольшие тексты. Вести диалог. Отвечать на вопросы. Конструировать словосочетания и предложения. Устанавливать логическую связь предложений. Списывать текст по заданному алгоритму. Списывать предложения, правильно оформлять их на письме.

Рассказывать о настоящей дружбе, выбирать правильно круг своих друзей. Читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

Стр.116 упр.6


73

Кыче сямо луыны кулэ адями

Какой характер должен быть у человека

Стр.119 упр.12 выучить наизусть


74

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



75

Лыдзон урок

Урок чтения. Пьеса «Два друга»

Чтение по ролям. Инсценировка. Подбор костюмов. Хорошие и плохие качества человека.

Читать текст пьесы с разной интонацией. Характеризовать и описывать героев пьесы. Придумывать и записывать вопросительные предложения по тексту пьесы. Инсценировать пьесу. Подбирать костюмы. Выражать собственное мнение, отношение к героям. Давать ответы на вопросы учителя, товарищей. Находить к сюжетным картинкам подтверждение из текста.

Знать правила настоящей дружбы. Дорожить своим другом. Находить и выписывать вопросительные предложения из текста и придумывать самим. Понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное.

Стр.120-122 выразительное чтение


76

Лыдзон урок

Урок чтения. Пьеса «Два друга»

Стр.122-126 выразительное чтение, упр.7 стр.126


77

Проект. Стенгазета «Настоящая дружба»

Систематизация и применение полученных знаний.

Выполнять проекты. Готовить и выбирать материал. Сотрудничать в паре и группе. Распределять роли.

Подбирать по данной теме необходимый материал из дополнительных источников информации.



78

Проект. Стенгазета «Настоящая дружба»



Раздел 8. Кызьы Мусокай но Визьпог ваньмон дырзэс ортчыто. Как Мусокай и Визьпог проводят свободное время (11 часов)

79

Визьпог малпаське ваньмон дыр сярысь

Визьпог задумывается о свободном времени

Знакомство с новыми словами: азьмурт – президент; ваньмон дыр – свободное время; дыг – медлительный; мыдланес – упрямый. Свободное время. Безошибочное списывание текста.

Познакомиться с новыми словами. Изменять глаголы по лицам. Списывать текст. Находить и исправлять орфографические и грамматические ошибки. Рассказывать о своём свободном времени. Составлять и записывать предложения на основе данных словосочетаний.

Воспроизводить наизусть небольшие произведения удмуртского фольклора. Правильно распределять своё свободное время. Применять новые слова в устной и письменной речи.

Стр.129 упр.7


80

Визьпог малпаське ваньмон дыр сярысь

Визьпог задумывается о свободном времени

Стр.130 упр.9 написать сочинение


81

Мусокай но Визьпог куное мыныны дасясько

Мусокай и Визьпог собираются идти в гости

Знакомство с новыми словами: куно – гость, куное – в гости; куноятыны – угощать. Правила поведения в гостях. Составление меню.

Познакомиться с новыми словами. Списывать предложения, раскрывая скобки. Вести диалог и монолог. Выработать правила приёма гостей.


Соблюдать правила поведения в гостях. Списывать текст. Уточнять написание слова по словарю.

Стр.131 упр.4 чтение по ролям


82

Мусокай но Визьпог куное мыныны дасясько

Мусокай и Визьпог собираются идти в гости

Стр.133 упр.10


83

Мусокай но Визьпог Ижкарети юмшало

Мусокай и Визьпог гуляют по Ижевску

Знакомство с новыми словами: вуылыны – бывать; пыжен уяны – плавать на лодке; тымет – пруд; юмшаны – гулять. Достопримечательности г. Ижевска и села, в котором ты живёшь.

Записывать новые слова в тетрадь-словарик. Сравнивать город и село. Рассказывать о достопримечательностях г.Ижевска и своего села. Составлять и записывать предложения с вопросом куда? Рассказывать по каким местам города (села) нравиться тебе гулять.

Знать достопримечательности г. Ижевска и своего родного края. Уточнять значение незнакомых слов по словарю.

Стр.136 упр.4


84

Мусокай но Визьпог Ижкарети юмшало

Мусокай и Визьпог гуляют по Ижевску

Стр.137 упр.8


85

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



86

Лыдзон урок

Урок чтения. Н. Никифоров «Тэшкыли»

Чтение про себя. Краткий пересказ текста. Письменные ответы на вопросы.

Составлять предложения на основе данных слов. Читать вслух текст и про себя. Пересказывать текст.

Отвечать на вопросы к тексту. Читать про себя и находить нужную информацию из текста. Догадываться о значении незнакомых слов по контексту. Понимать содержание прочитанного текста.

Стр.138-139 выразительное чтение, подробный пересказ


87

Лыдзон урок

Урок чтения. Н. Никифоров «Тэшкыли»

Подготовится к проекту


88

Проект «Кызьы ми ортчытиськомы ваньмон дырмес»

Проект «Как мы проводим свободное время»

Систематизация и применение полученных знаний.

Подбирать и распределять собранный материал. Распределять роли в паре. Оформлять книжку-малышку о проведении свободного времени.

Проводить с пользой своё свободное время. Находить и применять материал из дополнительных источников в своём проекте.



89

Проект «Кызьы ми ортчытиськомы ваньмон дырмес»

Проект «Как мы проводим свободное время»



Раздел 9. Мусокай но Визьпог Элькунысьтымы дано адямиосын тодматско. Мусокай и Визьпог знакомятся со знаменитыми людьми УР (13 часов)

90

Вениамин Ившин – нилпиослы гожъясь кылбурчи

Вениамин Ившин – детский поэт

Знакомство с новыми словами: гожъясьчи – писатель; кылбурчи – поэт. Биография Вениамина Ившина и его книги. Сложные слова.

Познакомиться с новыми словами. Записывать новые слова в тетрадь-словарик. Познакомиться с профессией журналист. Рассказывать о В. Ившине по содержанию текста.

Применять новые слова в устной и письменной речи. Знать и рассказывать об известном детском поэте. Читать его книги. Распознавать в тексте сложные слова.

Стр.142-144, упр.8 стр.144


91

Людмила Христолюбова – удмурт тодосчи

Людмила Христолюбова – учёный Удмуртии

Знакомство с новыми словами: тодосчи – учёный; кырзась – певец (певица). Биография Людмилы Христолюбовой.

Рассказывать биографию Л. Христолюбовой по вопросам учителя, от 3-го лица. Находить и исправлять ошибки в предложениях. Списывать текст, правильно оформляя его на письме.

Находить нужную информацию из различных источников. Читать выразительно научный текст. Передавать его содержание по вопросам и памяти. Знать какой вклад внесла Л. Христолюбова в развитие УР.

Стр.144-145, стр.145 упр.5


92

Василий Мустаев – аспортэмлыко суредась

Василий Мустаев – своеобразный художник

Знакомство с новыми словами: суредась - художник. Биография Василия Мустаева. Рисунки из журналов и книг В. Мустаева.

Познакомиться с рисунками В. Мустаева. Рассказывать о некоторых его рисунках. Читать выразительно научный текст, передавать его содержание по заданному плану и по памяти.

Называть известных удмуртских художников. Знать какими качествами должен обладать настоящий художник.

Стр.147-148, упр.6 стр.148


93

Геннадий Корепанов-Камский – тодмо удмурт крезьгурчи

Геннадий Корепанов-Камский – известный удмуртский певец

Знакомство с новыми словами: жингыртыны – звенеть; чипчирган – свирель; шулан – свистулька; шулдыртыны – веселить. Разучивание песни. Краткая биография Г. Корепанова-Камского. Дом-музей Г. Корепанова-Камского на его родине.

Рассказывать об известном удмуртском певце. Познакомиться с некоторыми музыкальными инструментами. Разучивать песню.

Гордиться известными людьми Удмуртии. Знать их биографию.

Стр.149-150 выучить песню


94

Кин мон луысал

Кем бы я был

Знакомство с новыми словами: вуз карись – продавец; пуктиськись – строитель; удыс – отрасль. Профессия членов семьи. Головоломки.

Познакомиться с новыми словами, с различными профессиями людей. Рассказывать о профессии родителей. Составлять рассказ по сюжетным картинкам. Задавать вопросы сверстникам.

Называть профессии людей, профессии своих родителе, родственников, знакомых.

Стр.151 упр.5 составить рассказ о профессии знакомых


95

Эскерон урок

Проверочная работа

Проверка, закрепление и применение полученных знаний.

Применять полученные знания. Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания на практике и в жизни.



96

Лыдзон урок

Урок чтения. Ф. Александров стихотворение «Кто, что бы работал»

Чтение стихотворения, деление на смысловые части.

Работать над структурой стихотворения: озаглавливать, делить на абзацы.

Читать про себя и находить необходимую информацию.

Стр.154 упр.6 выучить наизусть


97

Проект «Альбом об известном человеке села, деревни, города»

Систематизация и применение полученных знаний.

Подбирать материал для оформления проекта.

Узнавать об известных людях города, села. Проявлять гордость и уважение к своему народу.



98

Проект «Альбом об известном человеке села, деревни, города»

Подготовиться к итоговой контрольной работе


99

Огъясь эскерон урок

Итоговая контрольная работа

Проверка, применение полученных знаний.

Контролировать этапы работы.

Применять полученные знания к конкретному заданию, для его объяснения использовать правила.



100

Огъясь эскерон урок

Итоговая контрольная работа



101

Янгышъёс бордын ужан

Работа над ошибками


Выполнять работу над ошибками под руководством учителя.




102

Ортчемез тодэ ваён

Повторение изученного материала

Закрепление пройденного материала. Урок-игра.

Систематизировать изученный материал.

Применять полученные знания в жизни и на практике.

Читать разную литературу

удмуртских писателей




Контрольно-измерительный материал

№п/п

Тема раздела

Форма контроля

Дата

1

Незабываемое лето

Проверочная работа №1


2

В гостях у Боко

Проверочная работа №2


3

Мусокай и Визьпог знакомятся с родным краем

Проверочная работа №3


4

Мусокай и Визьпог учатся писать письмо

Проверочная работа №4


5

Мусокай и Визьпог готовятся к праздникам

Проверочная работа №5


6

Мусокай и Визьпог беспокоятся о защите природы

Проверочная работа №6


7

Друзья Мусокая

Проверочная работа №7


8

Как Мусокай и Визьпог проводят свободное время

Проверочная работа №8


9

Мусокай и Визьпог знакомятся со знаменитыми людьми УР

Проверочная работа №9

Итоговая контрольная работа (2 часа)