ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» составлена на основе Примерной программы: «Уроки гражданственности и духовности Донбасса: 1-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций / Авт.-сост. Чернышев Д.А., Морозов П.Л., Громак Н.И. и др. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 85 с.», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Современный мир выдвигает ряд требований к подрастающему поколению. Среди них – необходимость жить и работать в постоянно изменяющемся мире, умение учиться в течение всей жизни, знакомство с различными культурами и традициями. Поэтому очень важным представляется развитие коммуникативных, познавательных компетентностей.
Современная цивилизация часто называется «цивилизацией потребления». Наряду с ценностями «цивилизации потребления» человечество сохраняет «традиционные» ценности – те, которые складывались в течение многих столетий. Отчизна, жизнь, добро, любовь, мир – ценности, которые человечеству необходимо сохранять, чтобы прогрессировать.
Донецкая Народная Республика – молодое государство. Особое значение в строительстве государства придается воспитанию подрастающего поколения. Важно, создавать условия, которые будут способствовать развитию гражданской компетентности. Воспитанию гражданина и патриота, то есть личности, обладающей чувством сопричастности к настоящему и будущему своего Отечества и высокой духовности. Второй, не менее ценной составляющей учебно-воспитательного процесса в современной образовательной организации является развитие и совершенствование духовно-нравственных основ личности. Развитие и совершенствование духовно-нравственной основы личности необходимо для воспитания здорового поколения, способного обеспечить прогресс своего Отечества.
Цель курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» заключается в содействии духовному развитию личности обучающегося, идентификации себя как гражданина Донецкой Народной Республики, воспитании патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Донецкой Народной Республики.
Основные задачи курса:
повышение уровня духовно-нравственной, политической и правовой культуры обучающихся;
углубление интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
развитие способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю;
повышение мотивации к активному участию в учебной, трудовой деятельности;
создание для обучающихся условий по овладению умением получать информацию из разнообразных источников и критически осмысливать ее, систематизировать, анализировать полученные данные;
создание для обучающихся условий по освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
воспитание у молодых граждан чувства гордости и глубокого уважения к символам Донецкой Народной Республики – Гербу, Флагу, Гимну, историческим святыням Отечества;
развитие потребности в духовно-нравственном, здоровом образе жизни;
воспитание уважения к культурным достижениям и историческому прошлому, традициям;
создание условий для реализации принципа постоянного самосовершенствования;
накопление практического опыта с целью применения полученных знаний и умений для идентификации собственной позиции в общественной жизни, осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений; соотнесения собственного поведения и поступков окружающих с общепринятыми духовно-нравственными ценностями.
Общее описание учебно-воспитательного курса
Обеспечение гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития гражданина Донецкой Народной Республики является ключевой задачей современной государственной политики. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия личностью национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.
Таким образом, актуальность разработки учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» обусловлена:
необходимостью организации патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в целях формирования социальной ответственности, высокой мотивации к защите Отечества;
поиском идеи, способной преодолеть упадок общественной морали и консолидировать общество;
необходимостью подготовки нового поколения к созиданию своей Республики, жизни в новых послевоенных условиях;
потребностью в реализации активной гражданской и жизненной позиции.
Всё это свидетельствует о необходимости работы, направленной на решение целого комплекса проблем воспитания и развития гражданина Донецкой Народной Республики как человека достойного жить в своей стране, решать её современные проблемы и строить будущее.
Курс объединяет 6 содержательных линий: историко-краеведческую, природоведческую, культурологическую, обществоведческую, этическую, духовно-нравственную, – реализованные через микросферы «Я – житель Донбасса», «Природа Донбасса», «Культура Донбасса», «Духовный свет моей Отчизны», «Учимся жить среди людей», «Законы мудрости народной», «Человек и закон», «Гражданская позиция», «Трудом славен человек», «Дыхание времен», «След в истории», «Донбасс – часть Русского мира», которые объединяются в четыре макросферы: «Донбасс – мой родной край», «Духовно-нравственные основы народа Донбасса», «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики», «Донбасс и Русский мир».
Содержание учебного предмета
№ | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов, отведенных на изучение раздела, темы |
1. | Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» | 10 ч |
2. | Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» | 9 ч |
3. | Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» | 8 ч |
4. | Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» | 6 ч |
| Всего | 33 ч |
Нормативно-правовое обеспечение курса
Нормативно-правовым обеспечением курса гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» являются:
Конвенция о правах ребенка;
Конституция Донецкой Народной Республики;
Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании»;
Государственный образовательный стандарт начального общего образования Донецкой Народной Республики (утвержден Приказом Министерства образования и науки донецкой Народной Республики от 25.07.2018 № 665);
Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи в Донецкой Народной Республике;
Концепция развития непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики»;
Нормативно-правовые документы Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики;
Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики.
Принципы построения курса
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей обучающихся, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
Принцип систематичности и последовательности в обучении требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Принцип преемственности в развитии подрастающих поколений с учетом возрастных особенностей и интересов различных слоев, групп молодежи реализуется через сквозные идеологические концепты и макросферы курса, которые изучаются на каждой ступени образования (от дошкольника до выпускника общеобразовательной организации) с постепенным усложнением и углублением содержания.
Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющей органическую связь этих составляющих.
Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечении творческого характера деятельности.
Принцип универсальности основных направлений гражданско-патриотического воспитания предполагает целостный и комплексный подход к ним, необходимость использования такого фактора формирования патриотизма, как культивирующий чувство гордости за своих предков социально ценный опыт прошлых поколений, национальные традиции в быту и внутрисемейных отношениях, в учебе и подходах к труду, в методах творчества.
Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных средств визуализации (иллюстраций, плакатов, карточек, видео- и киноматериалов, слайдов и др.), а также посещение тематических экскурсий, выставок и др.
Принцип системно-организованного подхода предполагает скоординированную, целенаправленную работу всех подструктур общеобразовательной организации, учреждений культуры и организаций дополнительного образования, управлений образования, общественных организаций по патриотическому воспитанию граждан Донецкой Народной Республики.
Принцип адресного подхода в формировании патриотизма предполагает использование особых форм и методов патриотической работы с учетом каждой возрастной, социальной, профессиональной и других групп населения.
Принцип учета региональных условий в пропаганде патриотических и духовных идей и ценностей, означающий пропаганду не только общего патриотизма, но и местного (регионального), характеризующегося привязанностью, любовью к родному краю, городу, деревне, улице, образовательной организации, предприятию, спортивной команде и т.д.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» в начальной школе в каждом классе отводится 1 час в неделю. В 3 классе - 33 часа (33учебные недели).
Ценностные установки гражданско-патриотического и духовно-нравственного развития и воспитания
Программа учебно-воспитательного курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» опирается на традиционную для народа Донбасса систему нравственных ценностей, элементами которой являются:
патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
духовность – объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций;
социальная солидарность – свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство;
гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
история – исторический путь народа, исторически значимые события, историческое развитие народа;
культура – культурное наследие народа, народные традиции, общечеловеческие и национальные ценности;
равноправие – равенство перед законом, социальное равенство;
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
совесть – потребность человека нести ответственность за свои действия; способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль;
солидарность – единство целей, задач, интересов, взаимоподдержка, взаимодействие;
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
традиционные религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;
природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
человечество – мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Основные направления деятельности по реализации курса
1.Содержательное направление:
отбор учебного материала, способствующего развитию гражданско-патриотического и духовно-нравственного потенциала детей и подростков;
разработка образовательных, воспитательных, социально-педагогических технологий, методов;
интеграция в образовательном процессе, реализация метапредметного подхода;
развитие деятельности ученического самоуправления в общеобразовательной организации.
2.Социально-педагогическое направление:
реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных обучающимся, родителям, педагогам;
социально-психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании и личностном развитии обучающихся.
3.Управленческое направление:
изучение и обобщение передового социально-педагогического опыта в рамках реализации курса;
создание условий для реализации основных направлений программы курса в урочной и внеурочной деятельности;
привлечение к работе по решению поставленных задач всех служб, работающих с обучающимися и их родителями по вопросам гражданско-патриотического, правового воспитания и формированию законопослушного поведения школьников.
Прогнозируемые результаты
В результате реализации курса «Уроки гражданственности и духовности Донбасса» должно обеспечиваться достижение обучающимися:
воспитательных результатов – тех духовно-нравственных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, участвуя в каком-либо мероприятии, приобрел некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
образовательных результатов – углубления, систематизации знаний по базовым дисциплинам, осознания существенных взаимосвязей между разными сферами жизнедеятельности человека;
поведенческих результатов – развития обучающегося как личности, формирования его жизненных компетентностей, идентичности, формирования устойчивых мотивов и потребностей, внутренних убеждений и т.д.
Результат реализации программы курса предполагает в личности учащихся:
в познавательной сфере: развитие творческих, когнитивных способностей;
в историко-краеведческой сфере: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
в социальной сфере: способность к самореализации в пространстве Донецкой Народной Республики, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Критерии оценивания
Курс « Уроки гражданственности и духовности Донбасса» является обязательным для изучения всеми обучающимися (приложения 1; 2 к Государственному образовательному стандарту начального общего образования «Примерный учебный план начального образования с 5-дневной неделей», «Примерный учебный план начального образования с 6-дневной неделей»). В соответствии с приложением №3 к Приказу Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 23 августа 2018г. №725 к результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащих итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы общего образования, относятся:
ценностные ориентации обучающихся;
индивидуальные личностные характеристики (патриотизм, толерантность, гуманизм и другие).
Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования осуществляется вербально с помощью различных мониторинговых исследований.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме | Содержание урока | Дата проведения урока | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
по плану | по факту | личностные | метапредметные | предметные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I четверть |
Макросфера 1. «Донбасс – мой родной край» (10 часов) |
1 | 1 | Я – житель Донбасса. Кто в Донбассе не бывал – тот много в жизни потерял! | 06.09 | | Проявлять целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи. | Формирование представления о богатствах Донбасса, о людях как главном богатстве края. |
2 | 2 | Города и веси моей Родины. | 13.09 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Умение видеть логику событий и явлений, устанавливать между ними связи. | Расширение представления о территории края, его населении и хозяйстве. Изучение названия важнейших городов Республики, их географическое положение, достопримечательности. |
3 | 3 | Природа Донбасса. Путешествие по страницам Красной книги Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира родного края. | 20.09 | | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Продолжение знакомства с разнообразием животного мира родного края, Красной книгой Донбасса. Развитие интереса к поисковоисследовательской деятельности. |
4 | 4 | Путешествие по страницам Красной книги Донбасса. Неповторимое разнообразие животного мира родного края. | 27.09 | | Формирование целостного взгляда на единство и разнообразие природы. | Уметь моделировать связи организмов с окружающей средой. | Продолжение знакомства с разнообразием животного мира родного края, Красной книгой Донбасса. Развитие интереса к поисковоисследовательской деятельности. |
5 | 5 | Культура Донбасса. Мелодии Донбасса. | 04.10 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Повторение правил поведения в общественных местах. | Знакомство с творчеством композиторов и музыкантов, с юными музыкальными дарованиями родного края. |
6 | 6 | Мелодии Донбасса. | 11.10 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Повторение правил поведения в общественных местах. | Знакомство с творчеством композиторов и музыкантов, с юными музыкальными дарованиями родного края. |
7 | 7 | Литературный Донбасс. | 18.10 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Повторение правил поведения в общественных местах. | Знакомство с литературными деятелями родного края. Воспитание культуры чтения, любви к детской книге. |
8 | 8 | Литературный Донбасс. | 25.10 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Повторение правил поведения в общественных местах. | Знакомство с литературными деятелями родного края. Воспитание культуры чтения, любви к детской книге. |
II четверть |
9 | 9 | Секреты народной игрушки. | 08.11 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Формирование навыков трудовой деятельности. | Знакомство с историей создания народной игрушки. Развитие творческих способностей. |
10 | 10 | Секреты народной игрушки. | 15.11 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Формирование навыков трудовой деятельности. | Знакомство с историей создания народной игрушки. Развитие творческих способностей. |
Макросфера 2. «Духовно-нравственные основы народа Донбасса» (9 часов) |
11 | 1 | Духовный свет моей Отчизны. Добродетели, грехи и заповеди. | 22.11 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Развитие духовности как качества личности. | Формирование представлений о человеческих добродетелях, их значении в жизни человека; о противоположности добродетелей и грехов. Формирование понятия пути к добродетелям через заповеди. |
12 | 2 | Рождение и крещение Руси. | 29.11 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Формирование умения работать с дополнительными источниками информации. | Формирование представления о возникновении Древнерусского государства, многонациональном характере Древней Руси; умения составлять рассказ в «картинках» о Древнерусском государстве. |
13 | 3 | Учимся жить среди людей. Быть милосердным и поступать справедливо. | 06.12 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Воспитание доброты, чуткости и гуманности; навыков положительного поведения. | Знакомство с понятиями «справедливость» и «милосердие». |
14 | 4 | Быть милосердным и поступать справедливо. | 13.12 | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Воспитание доброты, чуткости и гуманности; навыков положительного поведения. | Знакомство с понятиями «справедливость» и «милосердие». |
15 | 5 | Сила тела и сила духа. | 20.12 | | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Формирование умения управлять собой и своими эмоциями. | Формирование понятие «сила духа». Формировать умение управлять собой и своими эмоциями |
16 | 6 | Законы мудрости народной. Береги честь смолоду. | 27.12 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Воспитание доброты, чуткости и гуманности. Формирование положительных черт характера, культуры поведения. | Формирование понятия «честь» и «честный человек». |
III четверть |
17 | 7 | Береги честь смолоду. | 17.01 | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Формирование понятия «честь» и «честный человек». |
18 | 8 | Красота и мудрость народного слова. | 24.01 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Знакомство с жанрами устного народного творчества; разучивание пословиц, поговорок. |
19 | 9 | Красота и мудрость народного слова. | 31.01 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Знакомство с жанрами устного народного творчества; разучивание пословиц, поговорок. |
Макросфера 3. «Воспитай в себе гражданина Донецкой Народной Республики» (8 часов) |
20 | 1 | Человек и закон. Что значит жить по закону? | 07.02 | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Постановка учебной задачи. Поиск и выделение необходимой информации. | Формирование понятия «закон»; развитие основ правовой культуры. |
21 | 2 | Что значит жить по закону? | 14.02 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Конкретизация понятия общественного долга. | Формирование понятия «закон»; развитие основ правовой культуры. |
22 | 3 | Гражданская позиция. Дисциплина и порядок – залог успеха. | 21.02 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Повторение основных прав и обязанностей школьника, правил поведения в школе. |
23 | 4 | Дисциплина и порядок – залог успеха. | 28.02 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Продолжение работы по организации самоуправления в классе, утверждению в коллективе системы демократических ценностей. | Повторение основных прав и обязанностей школьника, правил поведения в школе. |
24 | 5 | Трудом славен человек. Край угля и металла. | 07.03 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Формирование представления о разнообразии профессий. |
25 | 6 | Край угля и металла. | 14.03 | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Развитие познавательных интересов, творческих способностей. | Формирование представления о разнообразии профессий. |
26 | 7 | Профессии моих родителей. | 21.03 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. | Формирование представления о разнообразии профессий. |
IV четверть |
27 | 8 | Профессии моих родителей. | 04.04 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Воспитание трудолюбия, уважения к людям труда. Развитие познавательных интересов, творческих способностей. | Формирование представления о разнообразии профессий. |
Макросфера 4. «Донбасс и Русский мир» (6 часов) |
28 | 1 | Дыхание времен. Дни воинской славы России. | 11.04 | | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. | Активизация познавательной деятельности учащихся. | Знакомство с днями воинской славы России; развитие чувства любви к своей Родине, уважения к ее истории, народным обычаям и традициям. |
29 | 2 | След в истории. Выдающиеся правители Русской земли. | 18.04 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Обучение работе с дополнительными источниками информации. | Продолжение знакомства с историей. Развитие интерес к поисковой деятельности. Воспитание уважения к историческому прошлому. |
30 | 3 | Выдающиеся правители Русской земли. | 25.04 | | Сотрудничество с учителем и учащимися. | Обучение работе с дополнительными источниками информации. | Продолжение знакомства с историей. Развитие интерес к поисковой деятельности. Воспитание уважения к историческому прошлому. |
31 | 4 | Донбасс – часть Русского мира. Первые поселения на Донецкой земле. | 02.05 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Умение работать с картой и текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. Развитие познавательных интересов. | Расширение представление о родном крае, о важнейших событиях в его историческом прошлом. Знакомство с первыми поселениями на территории родного края, с историей формирования промышленного региона. |
32 | 5 | Экскурсия по старой Юзовке. | 16.05 | | Проявлять познавательный интерес к изучению предметного курса. | Постановка и формулирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при решении проблем. Обучение работе с дополнительными источниками информации. | Знакомство со старой Юзовкой. Воспитание любовь к родному краю; чувства гордости; стремления быть полезным своей Родине. |
33 | 6 | Экскурсия по старой Юзовке. | 23.05 | | Продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. | Обучение работе с дополнительными источниками информации. | Знакомство со старой Юзовкой. Воспитание любовь к родному краю; чувства гордости; стремления быть полезным своей Родине. |