МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Хакасия
Отдел образования администрации города Сорска
МБОУ Сорская ООШ №2 им. Толстихиной Ю.Н.
РАССМОТРЕНО педагогическим советом ________________________ Протокол №1 от «28» августа 2024 г. | | УТВЕРЖДЕНО Исполняющий обязанности директора ________________________ З.А. Казымова Приказ №1 от «28» августа 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Моя Хакасия»
для обучающихся 1класса
Сорск 2024 г
2.Пояснительная записка
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.
Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.
СанПиН 2.4.2.2821-10 с последующими дополнениями и изменениями «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях;
Устава МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»;
Образовательной программы начального общего образования
Учебного плана МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»
Программа по внеурочной деятельности «Мой край Хакасия» для учащихся 2-4 классов/Под редакцией Боргояковой Т.Г.
Учебно – методический комплекс:
1. Боргоякова Т.Г. «Мой край Хакасия».2-4 класс-Абакан ,2010
Рабочая программа рассчитана на 33часа (1ч в неделю).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Сокращено число часов на тему «Хакасские игры» с 2 до 1.
Планируемые результаты изучения курса
В результате освоения программы курса «Хакасия – мой край родной» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
достижений; освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных
для детей младшего школьного возраста; формулирование с помощью учителя цели
учебного
1 класс
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру;
воспитание ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии, осознание необходимости сохранения родного края;
формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры, истории хакасской народной одежды и жилищного быта.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
1 классы
Выпускник научится:
В процессе реализации программы учащийся 1класса будет знать свой родной край как среду обитания, традиции хакасской культуры: приём гостей, почитание старших, основы культуры общения, историю хакасской национальной одежды, животных и растении Хакасии. Улучшит свои коммуникативные способности и приобретёт навыки работы в коллективе
Выпускник получит возможность научиться:
- ориентироваться в справочной литературе по краеведению;
- ориентироваться в плане (поселения);
Содержание курса
1 класс
Раздел1. История ,природа родного края(3ч)
1.Школа (1 ч.)
Знакомство со школой. Правила поведения в школе.
2. Времена года (2ч.)
Прослушивание стихотворений хакасских поэтов об осенней природе родного края. Рисование на тему «Осень». Конкурс рисунков «Осень золотая»
.
Раздел 2. Культура и традиции хакасского народа
3. Хакасские народные сказки (2 ч.)
Чтение сказок, конкурс рисунков.
4.Сказки народов Республика Хакасия (3 ч.)
Русские народные сказки, чувашские народные сказки, татарские сказки, калмыцкие сказки.( чтение , рисунки). Раскрыть взаимосвязь индивидуального и коллективного сознания через сказки народов, проживающих в Хакасии.
5.Национальные игры (2 ч.)
Знакомство с хакасскими играми. Привитие интереса к национальным играм, развитие у детей внимания , быстроты движения.
6.История моей семьи (2 ч.)
Семейные традиции, обычаи. Фотографии членов семьи. Знакомство с профессиями. Активизировать интерес, стимулировать их потребность в новой информации на основе новых.
7. Хакасское прикладное искусство (6 ч.)
Предметы хакасской одежды. Вырезание по трафарету рукавицы, пого и т. д. Расписывание орнамента красками. Приобщение к истокам народного искусства, художественной ценности.
8. Традиции общения. (1ч.)
Приветствие, прощание на хакасском языке. (сценки). Элементы гостеприимства.
(сюжетно - ролевые игры).Развивать у детей формы речевого этикета.
9. Знакомство с творчеством поэтов и писателей. (3ч.)
Произведения А.В. Килижекова и М. Е. Кильчичакова. Конкурс на лучшего чтеца.
10. Достопримечательности местности (наше село) (3 ч.)
Экскурсии по селу.(Курганы, наскальные рисунки и т. д.)
11. Природа Хакасии (5 ч.)
Названия деревьев, растений, грибов, зверей и птиц. Охрана природы ( конкурс, выставка рисунков и т. д.). Конкурс рисунков «Животный мир Хакасии»
12. Обрядовые праздники (1 ч.)
Чыл пазы – праздник начала года по хакасскому календарю.
13. Национальные блюда(1 ч.)
Талкан, айран (приготовление).Познакомить с особенностями национальной кухни.
14. Музеи и театры (2ч.)
Экскурсия в школьный музей. Знакомство с театрами Хакасии. Кукольный театр «Сказка»
Правила посещения театра, музея. Формировать понимание школьником общих закономерностей исторического развития в определённый период, знания исторических фактов; умения делать определённые исторические выводы и т. д.
15. Итоговое занятие.(1 ч.) Что мы узнали и чему научились. Викторина
Тематическое планирование
1 класс
Название раздела | Количество | Практическая часть |
| часов | |
Раздел Раздел1. История ,природа родного края | 3 | 1 |
Тема. Школа | 1 | |
Тема . Времена года. Конкурс рисунков «Осень золотая» | 2 | 1 |
Раздел 2. Культура и традиции хакасского народа | 31 | 3 |
Хакасские народные сказки | 2 | |
Сказки народов Республика Хакасия | 3 | |
Национальные игры | 2 | |
История моей семьи | 2 | |
Хакасское прикладное искусство Хакасское прикладное искусство | 6 | 2 |
Традиции общения | 1 | |
Знакомство с творчеством поэтов и писателей | 3 | |
Достопримечательности местности (наше село) | 2 | |
Природа Хакасии. Конкурс рисунков «Животный мир Хакасии» | 5 | 1 |
Обрядовые праздники | 1 | |
Национальные блюда | 1 | |
Музеи и театры | 1 | |
Итоговое занятие | 1 | |
Итого часов | 33 | |
Поурочное планирование 1класс (33ч)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
| | | план | факт |
Раздел 1 , тема " История ,природа родного края (кол-во -3 часа) |
1 | Тема. Школа | 1 | | |
2-3 | Тема . Времена года Конкурс рисунков «Осень золотая» | 2 | | |
Раздел 2 , тема "Культура и традиции хакасского народа" (кол-во- 31 часов) |
4-5 | Хакасские народные сказки | 2 | | |
6-8 | Сказки народов Республика Хакасия | 3 | | |
9-10 | Национальные игры | 2 | | |
11-12 | История моей семьи | 2 | | |
13-18 | Хакасское прикладное искусство Хакасское прикладное искусство | 6 | | |
19 | Традиции общения | 1 | | |
20-22 | Знакомство с творчеством поэтов и писателей | 3 | | |
23-25 | Достопримечательности местности (наше село) | 3 | | |
26-30 | Природа Хакасии Конкурс рисунков «Животный мир Хакасии» | 4 | | |
31 | Обрядовые праздники | 1 | | |
32 | Национальные блюда | 1 | | |
33 | Музеи и театры | 1 | | |
34 | Итоговое занятие | 1 | | |
| Итого часов | 33 | | |
9