СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочке по родному языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочке по родному языку»






Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуального направления по родному аварскому языку «Мой родной язык» разработана в соответствии с ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов среднего общего образования.

В современной эпохе слово «язык» стало употребляться как часть национальной культуры, как нечто, непрерывно создаваемое народом, связанный с его прошлым и настоящим. Учёные лингвисты его называют «духом народа», где, как в зеркале отражается его история, традиции. Родной язык способствует осознанию учеником себя как носителя культуры и духовных ценностей, норм морали, речевого этикета своего народа. Поэтому так важна проблема сохранения родного языка каждого этноса.

Родной язык – это живая связь времен. С помощью языка человек осознает роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию, к современным процессам духовного развития общества. Наш родной язык – это аварский язык. Изучение аварского языка в русскоязычных школах служит как масштабным культурологическим целям, так и целям воспитания и развития личности каждого конкретного ребенка.

Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней овладения речью. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи, говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

. Ребёнок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и русского

языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами.

Программа " Мой родной язык" позволяет показать учащимся начальной школы, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слов аварского языка. Это

имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности.

Новизна программы:

Данная программа кружка находит свое отражение в комплексе,

дифференцированно для детей конкретного коллектива и позволяет решать главную задачу: развить личность ребенка, его коммуникативных способностей через овладение основами культуры речевого общения. В работе с младшими школьниками по развитию речи особое внимание должно уделяться активному общению на аварском языке и игровой деятельности. В программе эти два вида объединены. Данная задача легко решается, потому что кружковые занятия, как форма проведения занятий не ограничивают педагога в выборе методов и

приемов работы.

В программе особое место будет отводится игре. Игра помогает максимально использовать благоприятные возможности этого возраста для овладения аварским языком. В игре формируется речевое поведение детей, а также развивается память и мышление детей, воспитывается культура общения.

Игры и различные коммуникативные ситуации помогают формировать личностные качества детей: интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы.

Отбор содержания программы имеет культурологическую направленность: использование произведений устного творчества аварского народа: пословиц,

поговорок, скороговорок; использование произведений лучших авторов детского чтения.

Культура речи – понятие обширное. Она включает в себя не только знание родного языка, грамотное построение высказываний, развитие речи, а также соблюдение интонационных, этических и культурных норм поведения в обществе. А одной из задач, поставленных перед образованием в связи с переходом на ФГОС второго поколения, является формирование у учащихся нравственной и гражданской позиции.

Отличительной особенностью стандарта является его деятельности характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Программа кружка поможет в формировании личностных универсальных учебных действий.

Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, на основе индивидуально-личностной позиции, социальной компетенции, личностных качеств. Здесь немаловажную роль играет формирование культуры речевого общения в коллективе.

Таким образом, программа по культуре речи для учащихся начальных классов

имеет общекультурную направленность. Её основная цель и задачи направлены на формирование у младших школьников достаточно грамотной и культурной речевой активности в процессе общения, а также осуществляет воспитательную функцию в вопросе укрепления гражданской позиции по отношению к родному

языку.




Актуальность.

К сожалению, современная молодежь редко общается на своем родном, аварском, языке. Первоклассники или не умеют общаться на своем родном языке, хотя их родители - аварцы и владеют разговорной речью, или приходят в школу со словарным запасом, достаточным для общения, но речь бессвязна, логически непоследовательна. Практически все не владеют техникой речи. Высказывания ребят невыразительны, монотонны.

В настоящее время уроков родного языка в учебном плане для 5 класса 2 часа. Поэтому по просьбе родителей, в целях изучения родного (аварского ) языка, речевой культуры и была разработана данная программа.

Основные принципы реализации программы доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к родному (аварскому) языку, воспитание чувства сопричастности к его сохранению, обогащение речи младших и старших школьников.

Задачи:
  • формирование мотивационно-адекватного отношения к аварскому языку;

  • заложение основ коммуникативных умений для говорения, аудирования: чтения и письма;

  • формирование элементарных лингвистических представлений, необходимых для овладения устной и письменной аварской речью;

  • пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью.

  • развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

Программа" Мой родной язык" реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятие проводится 1 раз в неделю в режиме модели внеурочной деятельности. Обучение ведется на аварском языке.

Для успешного проведения занятий используются: ИКТ, обучение на основе

учебных ситуаций. Занятия проводятся как аудиторно (50%), так и внеаудиторно: в библиотеке, компьютерном классе, , на экскурсии и т.д..


Планируемые результаты освоения программы Личностные результаты:
  • осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  • формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

  • развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

  • формирование духовных и эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;- развитие навыков самостоятельной и групповой работы.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  • овладение умением работать по предложенному учителем плану.

  • формирование умения отличать верно выполненное задание от неверного, оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные УУД
  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

  • умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя различные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

  • овладение навыками осознанно и произвольно строить высказывания в устной и письменной форме на чувашском языке;

  • использование знаково-символических средств для решения познавательных задач;

  • овладение логическими действиями сравнения, анализа,синтеза, обобщения, классификации;

  • активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач

Коммуникативные УУД
  • развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

  • развитие коммуникативных способностей обучающегося, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

-умение оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • умение слушать и понимать высказывания собеседников, вести диалог,

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение;

  • умение учиться согласованно работать в группе, планировать работу в группе,выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

Предметные результаты:
  • формирование первоначальных представлений о роли языка в жизни и духовно- нравственном развитии человека;

  • овладение начальными представлениями о нормах аварского языка (фонетических, лексических, грамматических);

  • адекватное произношение и различение на слух всех звуков аварского языка, соблюдение правильного ударения в словах и фразах;

  • умение сравнивать языковые явления русского и аварского языков на уровне отдельных звуков, букв, слов, словосочетаний, простых предложений;

  • умение осуществлять самонаблюдение и самооценку в доступных младшему школьнику пределах.

  • вести элементарный этикетный диалог в ограниченном круге типичных ситуаций общения, диалог-расспрос (вопрос-ответ) и диалог-побуждение к действию;

  • знание названий некоторых литературных персонажей известных детских произведений, сюжетов некоторых популярных сказок, написанных на аварском языке, небольших произведений детского фольклора (стихов, песен); знание элементарных норм речевого и неречевого поведения.

Формы подведения итогов:

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие формы работы:

  • педагогическое наблюдение;

  • анализ активности обучающихся на занятиях;

  • выполнение диагностических задач поискового характера;

  • портфолио работ учащихся;

  • показ детских достижений (спектакли, концерты, конкурсы










Ноутбук

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ, ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Мультимедийный проектор Экран

Магнитная доска





МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Карточки с заданиями по различным темам; Сценарии сценок, спектаклей, концертов;

Диски с фильмами и презентациями по различным темам; Портфолио учащихся;

Костюмы для инсценировок

Учебно-тематический план Сокровища страны слов

Наименование разделов и тем

Количество часов


Всего

Теоретических

Практических

1-2

Хорошо ли ты знаешь аварский язык?

Особенности аварского языка

2

1

1

3-7

В мире неведомых звуков. Игры со звуками

5

1

4

8-14

Волшебный мир слов.

Игры со словами

7

1

6

15-21

Значение слова. Слова-загадки

7

4

3

22-27

Его величество - ударение. Игры с ударением

6

2

4

28-29

Мой друг - словарь

2

1

1

30-32

Сокровища страны слов

3

1

2

33

Конкурс чтецов

1


1


Всего

33

11

22



Каждое занятие кружка на протяжении всего года обучения будет начинаться с зарядки для речевого аппарата, а также для тренировки дыхания и произношения отдельных звуков.



Содержание программы:
  1. Хорошо ли ты знаешь аварский язык? Вводное занятие.(2 часа)

Теория: Что такое культура родного языка? Цели и задачи кружка. Входная диагностика Практика: упражнения в произношении звуков, слов. Игра «Угадай слово»

  1. В мире неведомых звуков. Игры со звуками.(5 часов)

Теория: Как произносится звук?(хв.чв)( Правильная постановка звуков

Практика: игры с чистоговорками, скороговорками Практика: игры с потешками, прибаутками Практика: игры со считалками

  1. Волшебный мир слов. Игры со словами. (7 часов)

Теория: Что такое речь? Из чего она состоит? Практика: разгадывание ребусов.

Практика: разгадывание кроссвордов. Практика: игра «Собери пословицу». Практика: разгадывание загадок.

Практика: игра «Угадай слово по его описанию» Практика: игра «Доброе-злое», парад добрых слов.

  1. Значение слова. Слова-загадки (7 часов)

Теория: слова, обозначающие предмет

Теория: слова, обозначающие признак предмета Теория: слова, обозначающие действие предмета Теория: Как мы считаем на аварском языке?

Практика: игра «Составь из слов предложение» Практика: Изучение рифмовок и считалок Практика: игра «Найди в тексте предложения»

  1. Его величество - ударение. Игры с ударением (6 часов)

Теория: ударение в слове.

Теория: логическое ударение в предложении. Практика: игра «Исправь ошибки»

Практика: упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении.

Практика: игра «Подбери друга»

Практика: игра – соревнование «Кто больше?»

  1. Мой друг словарь (2 часа)

Теория: орфографический словарь аварских слов, аварско-русский словарь, русско-аварский словарь.

Практика: упражнения на нахождение в словаре слов.

  1. Сокровища страны слов (3 часа)

Теория: выходная диагностика с выполнением задач поискового характера. Практика: игры «Давай побеседуем», «Что? Где? Когда?»

Практика: игра «Говори правильно и понятно»

  1. Конкурс чтецов (1 час)






ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

Алиханов С. З., Магомедов М. А. Аварский язык. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; СПб.: Просвещение, 2018.

Алиханов С.З., Магомедов М.А. Литературное чтение. 4 класс. Учебное пособие на аварском языке для общеобразовательных организаций. М.; СПб.: Просвещение, 2019г.

Муртузалиев А. М., Муртузалиев М. М. Аварский язык. 5 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций.

Вакилов Х.С. Методика правописания аварского языка в начальных классах. Махачкала: Формат, 2008.

Вакилов Х.С. Тесты по аварскому языку для 3 класса. Махачкала: Формат, 2010г

Вакилов Х.С. Тесты по аварскому языкудля 4 класса. Махачкала: Формат, 2010г

Хайбуллаева Х.М. Изучение произведений дагестанского фольклора в школе. Махачкала: Дагучпедгиз 1985 г.

Словари:

Алиханов С. З., Атаев Б. М,. Гамзатов А. Г и др. Русско-аварский словарь. Махачкала: Дагучпедгиз, 2003 г.

Гаджиев Г.К. Русско-аварский школьный словарь. Махачкала: Дагучпедгиз, 1984г.

Магомедханов М.М. Фразеологический словарь аварского языка. Махачкала:

Дагучпедгиз, 1980 г.

Микаилов Ш.И. Орфографический словарь аварского языка. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989 г.

Детский журнал «Лачен» («Соколенок»)на аварском языке.

Страница «Мактаб» («Школа») в Республиканской газете

«ХIакъикъат»(«Истина»).


Федеральные информационные ресурсы:

Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации (родные языки.рф), (дата обращения: 07. 03. 2020).

Региональные информационные ресурсы:

Государственное бюджетное учреждение «Дагестанский научно- исследовательский институтпедагогики им. А. А. Тахо-Годи» // URL: http://xn--d1aiasm.xn--p1ai/ (ДНИИП. рф) (дата обращения: 05. 03. 2020).

Национальная библиотека Республики Дагестан им. Расула Гамзатова // URL: http://lib05.ru/ (дата обращения: 05. 03. 2020).


Календарно-тематическое планирование


Тема занятий

Дата

Хорошо ли ты знаешь аварский язык? Вводное занятие.(2 часа)

1

Теория: Что такое культура родного языка? Цели и задачи кружка. Входная диагностика


2

Практика: упражнения в произношении звуков, слов. Игра «Угадай слово»


В мире неведомых звуков. Игры со звуками.(5 часов)

3

Теория: Как произносится звук?(хв.чв.ч1в)


4

Правильная постановка звуков .


5

Практика: игры с чистоговорками, скороговорками


6

Практика: игры с потешками, прибаутками


7

Практика: игры со считалками


Волшебный мир слов. Игры со словами. (7 часов)

8

Теория: Что такое речь? Из чего она состоит?


9

Практика: разгадывание ребусов.


10

Практика: разгадывание кроссвордов.


11

Практика: игра «Собери пословицу».


12

Практика: разгадывание загадок.


13

Практика: игра «Угадай слово по его описанию»


14

Практика: игра «Доброе-злое», парад добрых слов.


Значение слова. Слова-загадки (7 часов)

15

Теория: слова, обозначающие предмет (им.сущ).


16

Теория: слова, обозначающие признак предмета (прилаг.).


17

Теория: слова, обозначающие действие предмета (глагол).


18

Теория: Как мы считаем на аварском языке?


19

Практика: игра «Составь из слов предложение»


20

Практика: Изучение рифмовок и считалок


21

Практика: игра «Найди в тексте предложения»


Его величество - ударение. Игры с ударением (6 часов)

22

Теория: ударение в слове.


23

Теория: логическое ударение в предложении.


24

Практика: игра «Исправь ошибки»


25

Практика: упражнения в правильной постановке логического ударения в вопросительном предложении.


26

Практика: игра «Подбери друга»


27

Практика: игра – соревнование «Кто больше?»


Мой друг – словарь (2 часа)

28

Теория: орфографический словарь аварских слов, аварско-русский словарь, русско-аварский словарь.


29

Практика: упражнения на нахождение в словаре слов.


Сокровища страны слов (3 часа)

30

Теория: выходная диагностика с выполнением задач поискового характера.


31

Практика: игры «Давай побеседуем», «Что? Где? Когда?»


32

Практика: игра «Говори правильно и понятно»


Конкурс чтецов (1 час)

33

Практика: конкурс чтецов