МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Курской области
Муниципальный район Тимский район
МКОУ «Леженская ООШ»
РАСМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
МО учителей предметников Зам. Директора Директор школы
________________________ _____________________ ___________________
Кутузова Е.В Хотяинцева Е.И Чунихина Е.В
Протокол №128 Протокол №128 Приказ №128
От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г. От 30 августа 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По внеурочной деятельности «Прикладное творчество»
7 класс
2024-2025 учебный год
Учитель Шашкова Виктория Николаевна
с.Леженьки 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Прикладное творчество» разработана для детей с интеллектуальными нарушениями на основе:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Учебный план МКОУ «Леженская ООШ» на 2024-2025 учебный год.
Общая характеристика предмета.
Цель: социализация личности ребенка посредством приобщения к современным видам декоративно - прикладного искусства; развитие творческих способностей обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
формирование знаний, умений, навыков в видах декоративно – прикладного творчества; приобретение общих представлений о материалах;
усвоение элементарных знаний в области материаловедения;
изготовление поделок, сувениров из различных материалов;
правильное использование цветовой гаммы;
формирование умения к планированию. Воспитывающие:
воспитание качеств: аккуратности, трудолюбия, терпения, усидчивости, умение довести начатое дело до конца; силы воли, уверенности в себе и своих возможностях; бережливости (экономичного подхода к материалу, рациональному его использованию);
воспитание творческого отношение к труду, стремление к красоте и желания её создавать, социально – психологического чувства удовлетворения от изделия, сделанного своими руками;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
воспитание уважения к людям труда;
бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом.
Развивающие:
развитие моторных навыков, глазомера, точности движений;
совершенствование интеллектуального потенциала личности;
развитие не стандартного мышления, пространственного воображения, художественного вкуса, чувства прекрасного; развитие общетрудовых умений и навыков;
развитие тонкой наблюдательности, эстетического вкуса.
В школьном возрасте происходит приобщение детей к культуре, общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Поэтому, для поддержки данного интереса, необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.
На занятиях прикладного творчества у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.
Декоративно – прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников, позволяет детям удовлетворить свои познавательные влечения, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы, развить трудовые умения и навыки, вести психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии. Способствует развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.
Актуальность данной программы заключается в предоставлении возможности самим обучающимся создавать красивые и оригинальные изделия в процессе изучения основ декоративно – прикладного искусства, развивать свои креативные способности.
Содержание рабочей программы адаптировано к условиям коррекционной школы и направлено на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приёмами ручной работы с различными материалами, изготовлении полезных предметов.
Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка, способствуют всестороннему развитию школьника.
Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться. Дети усваивают систему политехнических понятий, познают свойства материалов, овладевают технологическими операциями, учатся применять теоретические знания на практике. Освоение множества технологических приемов при работе поможет детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Изготавливая и украшая свои изделия, учащиеся развивают эстетический вкус, приобретают определённые эстетические навыки.
Результат занятий не только конкретная поделка, но и невидимое для глаз – развитие тонкой наблюдательности, пространственного воображения, не стандартного мышления. Работа построена в форме творческой мастерской.
Основной формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы «Прикладное творчество» являются выполненные работы и выставки.
Формы работы по ознакомлению с декоративно - прикладным искусством:
беседы;
рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц; - выставки детских работ;
просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций, видеороликов;
экскурсии;
экспериментирование с материалами.
Формы занятий: индивидуальные; групповые; фронтальные.
Личностны и предметные результаты.
Личностные результаты:
интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
получение удовольствия, радости от выполненной работы;
стремление к собственной творческой деятельности;
интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми в трудовой деятельности;
получение удовольствия от неформального общения с детьми, педагогом, увлеченных общим делом; самореализация и самовыражение;
развитие памяти, внимания, эстетического вкуса через выполнение трудовых заданий; всестороннее развитие.
Предметные результаты:
выполнять отдельные трудовые операции, понимать смысл выполняемых действий;
узнавать материалы по названию, внешнему виду, на ощупь;
использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности;
соблюдать правила техники безопасности при работе с инструментами, материалами;
действовать по подражанию, образцу, инструкции;
ориентироваться в трудовой деятельности, планировать свою работу;
самостоятельно выполнить изделие;
экономно и рационально расходовать материалы;
правильно подбирать цветовую гамму;
осуществлять совместную деятельность;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности; умение сопереживать, проявлять внимание.
5. Содержание учебного предмета.
Вводное занятие:
учащиеся получат информацию о содержании предмета;
узнают требования к рабочему месту;
ознакомятся с правилами организации рабочего места;
ознакомятся с правилами поведения в мастерской;
узнают требования к выполнению промышленной санитарией, пожарной безопасности, технике безопасности.
Экскурсия в природу: сбор природного материала:
увидят красоту осенней природы;
соберут необходимый природный материал; - разложат материал для засушивания.
Нестандартные технологии рисования:
ознакомятся с видом декоративно-прикладного творчества «Рисование по точкам, фрагментам»;
получат информацию о способах и приёмах рисование по точкам, фрагментам; - освоят (закрепят) приёмы работы с цветными карандашами, линейкой; - научатся рисовать по точкам, фрагментам.
Работа с природным материалом:
познакомятся с истоками традиции работы с природным материалом;
получат информацию о свойствах засушенного природного материала;
получат информацию о способах и приёмах работы с природным материалом;
освоят простейшие приёмы работы с природным материалом;
будут создавать как отдельные изделия (композиции), так и коллективные, уделяя важное значение цвету, гармоничному сочетанию; - узнают, как оформить и сохранить выполненные изделия (композиции).
Работа с нитками, пряжей, шпагатом, мешковиной:
познакомятся с истоками традиции работы с нитками, пряжей, шпагатом, мешковиной;
получат информацию о свойствах материалов (нитки, пряжа, шпагат, мешковина;
получат информацию о способах и приёмах работы с нитками, пряжей, шпагатом, мешковиной;
освоят простейшие приёмы работы с нитками, пряжей, шпагатом, мешковиной; - будут создавать как отдельные изделия (композиции), так и коллективные; - узнают, как оформить и сохранить выполненные изделия (композиции).
Работа с тканью, фурнитурой:
познакомятся с истоками традиции работы с тканью, фурнитурой;
получат информацию о свойствах ткани, фурнитуры;
получат информацию о способах и приёмах работы с тканью, фурнитурой;
освоят простейшие приёмы работы с тканью, фурнитурой;
будут создавать как отдельные изделия (композиции), так и коллективные; - узнают, как оформить и сохранить выполненные изделия (композиции).
Работа с бумагой и картоном:
познакомятся с истоками традиции работы с бумагой;
получат информацию о свойствах бумаги;
получат информацию о способах и приёмах работы с бумагой;
освоят простейшие приёмы работы с бумагой;
будут создавать как отдельные изделия (композиции), так и коллективные, уделяя важное значениегармоничному сочетанию цвета; - узнают, как оформить и сохранить выполненные изделия (композиции).
Работа с ватными дисками:
получат информацию о свойствах ватных дисков;
получат информацию о способах и приёмах работы с ватными дисками;
освоят приёмы работы с ватными дисками;
будут создавать как отдельные изделия (композиции), так и коллективные; - узнают, как оформить и сохранить выполненные изделия (композиции).
Декупаж:
познакомятся с истоками традиции работы в технике декупаж;
получат информацию о способах и приёмах работы в технике декупаж;
освоят приёмы работы в технике декупаж; - будут создавать изделия в технике декупаж.
Работа с бросовым материалом:
познакомятся с истоками традиции работы с бросовым материалом;
получат информацию о свойствах используемых материалов;
получат информацию о способах и приёмах работы с бросовым материалом;
освоят простейшие приёмы работы с бросовым материалом;
будут создавать как отдельные изделия (композиции), так и коллективные; - узнают, как оформить и сохранить выполненные изделия (композиции).
Декоративная аппликация:
познакомятся с истоками традиции работы в технике декоративная аппликация;
получат информацию о способах и приёмах работы в технике декоративная аппликация;
освоят простейшие приёмы работы в технике декоративная аппликация;
будут создавать как отдельные изделия (композиции), так и коллективные, уделяя важное значение гармоничному сочетанию цвета; - узнают, как оформить и сохранить выполненные изделия (композиции).