Колесовой И.И.
Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического образования федеральных образовательных стандартов.
Курс «Умелые ручки» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности в 1-4 классах в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Содержание программы «Умелые ручки» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник искусства. Программа учит детей работать с различным материалом (природный материал, бумага, тесто, пластилин, нитки, ткань и т.д.). Дети знакомятся с различными техниками выполнения работ (аппликация, лепка, бисероплетение, вязание и т.д.). Все виды искусства готовят обучающихся к пониманию художественных образов, знакомят их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной деятельности. Оно способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами предметных областях. Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Освоение множества технологических приёмов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Содержание программы определяется возрастными особенностями младших школьников. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с изготовлением новой поделки. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор по изготовлению поделок. Проявить фантазию, а также развить творческие способности. Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Программа «Умелые ручки» разработана на четыре года занятий с детьми младшего школьного возраста и рассчитана на поэтапное освоение материала на занятиях во внеурочной деятельности.
Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия. На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.
Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.
Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.
На реализацию курса «Умелые ручки» в 1 классе отводится 31 ч в год (1 час в неделю). В 2017-2018 учебном году будет проводиться апробация данного курса. В дальнейшем планируется расширение изучаемого материала во 2-4 классах.
Дата | Тема | Содержание | Деятельность ученика |
| Сбор природного материала (экскурсия) | Экскурсия в парк. Сбор различных природных материалов (занятные веточки и корешки различных растений, еловые и сосновые шишки, мох, цветы, семена, листья и т.д.). Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для поделок. | Сбор природного материала, наблюдение за природой осенью, анализировать и сравнивать объекты природы и природный материал с целью выделения у них существенных признаков. |
| Поделка « Ежик» из семечек и пластилина | Организация рабочего места. Технология выполнения животных из пластилина, приёмы лепки. Правила личной гигиены. Составление плана работы. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. |
| Поделка « Кораблик» из грецких орехов | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Исследовать доступные материалы. Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
| Экскурсия «Наблюдение за природой, осенним пейзажем» | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа об осенней природе. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за природой осенью. Проведение игры «Угадай по описанию». | Наблюдение за природой осенью. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. |
| Аппликация из листьев «Природа осенью» | Понятие «аппликация». Анализ деталей будущего изделия. Подбор материалов для изготовления изделия. Выполнение изделия. Выставка работ. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. |
| Поделка « Цветы» из салфеток | Знакомство с разными видами бумаги и картона. Приемы работы с бумагой. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Отрабатывать приемы работы с бумагой. |
| Экскурсия « Наблюдение за природой, зимним пейзажем» | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Беседа о природе зимой. Выявление характерных признаков для данного времени года. Наблюдение за зимним пейзажем. Проведение различных игр. | Наблюдение за природой в зимний период. Анализировать и сравнивать существенные признаки осени с другим временем года. Находить отличия между осенней и зимней природой. |
| Отрывная аппликация «Природа Зимой» | Описание зимнего пейзажа. Свойства бумаги. Знакомство с техникой отрывной аппликации. Выполнение изделий. Выставка готовых работ. | Освоение нового вида деятельности. Планировать практическую деятельность: подобрать материалы, сделать детали, расположить их на основе, приклеить детали. Сравнить и оценить результат деятельности. |
| Поделка «Ёлочка» из салфеток или бумаги | Беседа о хвойных деревьях. Выделение характерных признаков елки. План изготовления изделий. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
| Поход в театр | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. | Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю. |
| Ёлочная игрушка «Ангел» | Беседа на тему « История Нового года». Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение изделий. |
| Поделка из теста «Мышка и сыр» | Знакомство с новым материалом для лепки – соленое тесто. Техника приготовления теста и его окрашивания. Выделение частей изделия. Изготовление изделий. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Сравнение и оценка результат деятельности. |
| Поделка из теста «Ежик с яблоком» | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. |
| Поход в театр | Вводная беседа о правилах поведения в театре. Поход в театр. Беседа и анализ увиденного спектакля. | Участие в диалоге и анализе по увиденному спектаклю |
| Панно из соленого теста к 8 марта | Вводная беседа о празднике 8 марта. Понятие «панно». Изготовление деталей. Составление композиции для панно. Сборка изделия. Окраска изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы. Сравнение и анализ изделий. |
| Праздник масленицы | Знакомство учащихся с праздником «Масленица», традициями своего народа, историей славянских обрядов, развивать творческие способности каждого ребёнка, воспитывать любовь и уважение к традициям, семье. | Коллективная деятельность, взаимопомощь, обобщение нового. |
| Поделка из теста «подставка под яйцо или свечу» | Организация рабочего места. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Вылепливание деталей и их соединение. Создание композиции изделия. |
| Транспорт из коробок | Вводная беседа « Что можно сделать из коробок». Анализ деталей будущего изделия. Выполнение изделия. | Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
| Аквариум из коробки | Организация рабочего места. Правила работы с инструментами. Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. Выставка готовых изделий. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. Сравнение и анализ изделий. |
| Экскурсия по городу | Вводная беседа о правилах поведения на экскурсии. Экскурс об истории города. | Ознакомление с историей возникновения города. Сравнение города в разное время. |
| Изготовление города из коробок | Вводная беседа о Городе и его истории. Составление плана работы. Коллективное выполнение работы. Выставка городов. | Планирование последовательности практических действий. Осуществление самоконтроля, корректировки хода работы и конечного результата. |
| Подставка под карандаши | Анализ деталей будущего изделия. Установление пространственных отношений между деталями изделия. Выполнение изделия. | Планирование последовательности практических действий. Сравнение и анализ изделий. |
Развитие интереса к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
Развитие адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Развитие умения планировать свои действия;
Возможность осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Умение учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
Умение формулировать собственное мнение и позицию;
Умение анализировать объекты, выделять главное;
Умение осуществлять синтез (целое из частей);
Умение проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Умение устанавливать причинно-следственные связи;
Расширение кругозора о применении различных поделок.
заинтересованность в развитии своих способностей;
Возможность попробовать свои силы в различных областях самостоятельной и коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств;
Заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память.