СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская «Истоки»" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по внеурочной деятельности Творческая мастерская «Истоки»

Данная программа является продолжением курса внеурочной деятельности «Истоки» для 1 класса.  В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

Раздел 1. «Моя маленькая Родина»  (12 часов)

Раздел 2. «Ярославль – от истоков к современности»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Творческая мастерская «Истоки»" 2 класс»

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя школа № 42 им. Н. П. Гусева с углубленным изучением французского языка»

















Рабочая программа

по внеурочной деятельности


Творческая мастерская «Истоки»


2 класс














Бурмистрова Екатерина Александровна









Данная программа является продолжением курса внеурочной деятельности «Истоки» для 1 класса. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается

формирование универсальных учебных действий

(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

  • Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

  • познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

  • эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

  • различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

  • проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

  • оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

  • осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

  • выражать речь в устной и письменной форме;

  • проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

  • содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Содержание деятельности

Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Ярославским художественным музеем, музеем истории города Ярославля, туроператорами Яроблтур, Музыка дорог, юношеской библиотеки имени Н. А. Некрасова, детской библиотеки имени И.А.Крылова.

Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.

Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.


Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)

1.1. Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…», семейные реликвии и памятные вещи .

Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье.

Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях.

    1. Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.

Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.

Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя школа».

1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.

Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».

1.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил .

Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.

Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах).

1.5. Мой микрорайон . «Улицы нашего города» -пешая экскурсия по микрорайону школы

Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.

Практика: индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, выставка рисунков «Мой дом».

Практика: «Улицы нашего города» - пешая экскурсия.

1.6 Что есть в Ярославле для детей.

Теория: беседа о городских местах отдыха для детей.

Практика: прогулка в Парк Тысячелетия Ярославля.

1.7 Ярославский край на глобусе и карте.

Теория: беседа о географическом положении городя, его «соседях»

Практика: работа с картой ЦФО, России, мира


Раздел 2. «Ярославль – от истоков к современности»

2.1. Страницы истории. Основание города.

Теория: легенда об истории возникновения города Ярославля, работа в парах: вопросы по содержанию.

Практика: инсценирование боя Ярослава с медведицей.

2.2. Имя города. Символы нашего города. Библиотечный урок .

Теория: история имени города, представление о территории города и района.

Практика: умение находить и показывать на карте России город Ярославль; раскрашивание герба и флага страны, герба города (работа в парах).

2.3. Посвящение в Ярославичи – праздник в музее истории города Ярославля.

Практика: театрализованное посвящение в Ярославичи в музее истории города Ярославля.

2.4. Культурно-просветительские учреждения нашего города

Практика: экскурсия в Центр Белорусской культуры - Музей имени Богдановича

2.5 Знакомство с историческими местами города: Стрелка, Волжская набережная, площадь Волкова, Волковский театр, Богоявленская площадь, Спасо-Преображенский монастырь, Вечный огонь.

Теория: беседа об исторических местах города, истории их появления, о происхождении названия.

Практика: экскурсия по Волжской Набережной, экскурсия «Закулисье», экскурсия в музей-заповедник, прогулка и возложение цветов к Вечному огню.

2.6 Архитектура города Ярославля. Золотые купола Ярославля.

Теория: обзорное знакомство с архитектурой города, просмотр и групповое обсуждение фотографий, игра «Узнай это место» (работа в группах)

Практика: конкурс рисунков «Мой Ярославль», экскурсия к церкви Рождества Христова на Волге.

2.7. Люди. Профессии города. Где работают родители. Наши земляки. Экскурсия в пожарную часть, на молокозавод, в культурно-просветительский центр им. Терешковой, в музей-усадьбу Карабиха.

Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают. Беседа об известных земляках.

Практика: экскурсия в пожарную часть, на молокозавод, в культурно-просветительский центр им. Терешковой, в музей-усадьбу Карабиха.

2.8 Ярославль – жемчужина России. Игра «Знатоки Ярославля»

Теория: обобщающий урок, работа в группах.

Практика: игра «Знатоки Ярославля»



Тематическое планирование


Программа направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Школьники узнают об истории, природе, культуре города, начиная от истоков до современности.

Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.

Программа 2 класса содержит два раздела:

  • «Моя маленькая родина»

  • «Ярославль: от истоков – к современности»

Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.



№ п/п


Наименование разделов и тем



Дата



Моя маленькая родина



1




Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…» (семейные реликвии и памятные вещи)


2

Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.


3

Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города».


4

Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил.


5

Кировский микрорайон.


6

Прогулка по микрорайону школы.


7

Что есть в Ярославле для детей.


8

Ярославский край на глобусе и карте.



Ярославль – от истоков к современности.


9

Страницы истории. Основание города.


10

Имя города. Символы нашего города.


11

Посвящение в Ярославичи.


12

13

Культурно – просветительные учреждения нашего города. Экскурсия в Центр белорусской культуры. Музей имени Богдановича.


14


15

Знакомство с историческими местами города: Стрелка, Волжская набережная.

Экскурсия по Набережной.


16


17

Знакомство с историческими местами города: площадь Волкова, Волковский театр.

Экскурсия «Закулисье».


18


19

Знакомство с историческими местами города: Богоявленская площадь, Спасо-преображенский монастырь.

Экскурсия в Музей-заповедник.


20

Архитектура города Ярославля.


21

22

Золотые купола нашего города.

Экскурсия к церкви Рождества Христова на Волге.


23

Знакомство с историческими местами города: Вечный огонь.

Экскурсия.


24

25

26

Люди. Профессии города. Где работают родители.

Экскурсия в пожарную часть.

Экскурсия на завод.


27

Наш земляк – великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский.


28


29

Наша землячка – первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова.

Экскурсия в Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой.


30


31-32

Наш земляк – великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов.

Выездная экскурсия в музей-усадьбу «Карабиха»


33

Ярославль – жемчужина России.


34

Игра «Знатоки Ярославля»