Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя школа № 42 им. Н. П. Гусева с углубленным изучением французского языка»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Творческая мастерская «Истоки»
2 класс
Бурмистрова Екатерина Александровна
Данная программа является продолжением курса внеурочной деятельности «Истоки» для 1 класса. В программе реализуются следующие направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, научно-познавательное, военно-патриотическое. При реализации содержания программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, технологии.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается
формирование универсальных учебных действий
(личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
выражать речь в устной и письменной форме;
проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание деятельности
Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – партнерами школы: Ярославским государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником, Ярославским художественным музеем, музеем истории города Ярославля, туроператорами Яроблтур, Музыка дорог, юношеской библиотеки имени Н. А. Некрасова, детской библиотеки имени И.А.Крылова.
Для реализации программы внеурочной деятельности предусмотрены следующие формы работы: рассказ, сообщение, беседа, экскурсия, презентация, практические занятия, продуктивные игры, изготовление объектов демонстрации (газеты, выставки, летописи), мини – представления и концерты, ярмарки, исследовательские проекты, конференции, фотовыставки и фотоотчёты, написание очерков и статей в школьную газету, составление и разгадывание кроссвордов. Программа предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – слётами, экскурсиями, походами. Место проведения занятий определяется спецификой тем: теоретические и практические занятия могут проходить как в школе, так и в музеях, библиотеках, учреждениях города и на открытом пространстве. Для реализации программы запланированы следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение), художественное творчество, социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность), спортивно-оздоровительная деятельность, туристско-краеведческая деятельность.
Программа рассчитана на проведение еженедельных занятий из расчета 1 час в неделю продолжительностью 35–45 минут. При проведении встреч с интересными людьми, экскурсий, слётов несколько занятий объединяются в одно с увеличением количества часов.
Раздел 1. «Моя маленькая Родина» (12 часов)
1.1. Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…», семейные реликвии и памятные вещи .
Теория: рассказ – беседа о роли семьи для ребёнка; забота о членах семьи; общение в семье.
Практика: выставка памятных вещей «Мир семейных увлечений» и фотографий, рассказы детей о семейных реликвиях.
Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы.
Теория: беседа о школе, её истории, традициях, правилах поведения в школе, бережном отношении к школьному имуществу.
Практика: экскурсия по школе, беседа о том, что запомнилось, конкурс рисунков «Моя школа».
1.3. Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа.
Теория: беседа «Вот эта улица, вот этот дом», рассказы детей «Любимые уголки моего двора», «Название моей улицы».
1.4. Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил .
Теория: беседа о достопримечательностях нашей улицы, о том, что нравится, что бы изменил.
Практика: фотографирование зданий улицы, викторина «Знаешь ли ты свою улицу?» (работа в группах).
1.5. Мой микрорайон . «Улицы нашего города» -пешая экскурсия по микрорайону школы
Теория: дать представление об истории названий улиц нашего микрорайона.
Практика: индивидуальная и самостоятельная работа по составлению безопасного маршрута из дома в школу и из школы домой, выставка рисунков «Мой дом».
Практика: «Улицы нашего города» - пешая экскурсия.
1.6 Что есть в Ярославле для детей.
Теория: беседа о городских местах отдыха для детей.
Практика: прогулка в Парк Тысячелетия Ярославля.
1.7 Ярославский край на глобусе и карте.
Теория: беседа о географическом положении городя, его «соседях»
Практика: работа с картой ЦФО, России, мира
Раздел 2. «Ярославль – от истоков к современности»
2.1. Страницы истории. Основание города.
Теория: легенда об истории возникновения города Ярославля, работа в парах: вопросы по содержанию.
Практика: инсценирование боя Ярослава с медведицей.
2.2. Имя города. Символы нашего города. Библиотечный урок .
Теория: история имени города, представление о территории города и района.
Практика: умение находить и показывать на карте России город Ярославль; раскрашивание герба и флага страны, герба города (работа в парах).
2.3. Посвящение в Ярославичи – праздник в музее истории города Ярославля.
Практика: театрализованное посвящение в Ярославичи в музее истории города Ярославля.
2.4. Культурно-просветительские учреждения нашего города
Практика: экскурсия в Центр Белорусской культуры - Музей имени Богдановича
2.5 Знакомство с историческими местами города: Стрелка, Волжская набережная, площадь Волкова, Волковский театр, Богоявленская площадь, Спасо-Преображенский монастырь, Вечный огонь.
Теория: беседа об исторических местах города, истории их появления, о происхождении названия.
Практика: экскурсия по Волжской Набережной, экскурсия «Закулисье», экскурсия в музей-заповедник, прогулка и возложение цветов к Вечному огню.
2.6 Архитектура города Ярославля. Золотые купола Ярославля.
Теория: обзорное знакомство с архитектурой города, просмотр и групповое обсуждение фотографий, игра «Узнай это место» (работа в группах)
Практика: конкурс рисунков «Мой Ярославль», экскурсия к церкви Рождества Христова на Волге.
2.7. Люди. Профессии города. Где работают родители. Наши земляки. Экскурсия в пожарную часть, на молокозавод, в культурно-просветительский центр им. Терешковой, в музей-усадьбу Карабиха.
Теория: рассказ о людях и их профессиях; беседа о профессиях родителей и о предприятиях, на которых они работают. Беседа об известных земляках.
Практика: экскурсия в пожарную часть, на молокозавод, в культурно-просветительский центр им. Терешковой, в музей-усадьбу Карабиха.
2.8 Ярославль – жемчужина России. Игра «Знатоки Ярославля»
Теория: обобщающий урок, работа в группах.
Практика: игра «Знатоки Ярославля»
Тематическое планирование
Программа направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, в котором живешь. Школьники узнают об истории, природе, культуре города, начиная от истоков до современности.
Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности города) и людьми, живущими в нашем городе.
Программа 2 класса содержит два раздела:
Каждый раздел поделен на темы, которые ежегодно будут конкретизироваться в соответствии с возрастными особенностями учащихся начальной школы.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата |
| Моя маленькая родина | |
1 | Я и моя семья. «Старые фотографии рассказывают…» (семейные реликвии и памятные вещи) | |
2 | Моя школа – мой дом. Из истории школы. Традиции школы. | |
3 | Мой дом. Мой двор. Моя улица, почему так названа. «Улицы нашего города». | |
4 | Достопримечательности нашей улицы. За что люблю, что бы изменил. | |
5 | Кировский микрорайон. | |
6 | Прогулка по микрорайону школы. | |
7 | Что есть в Ярославле для детей. | |
8 | Ярославский край на глобусе и карте. | |
| Ярославль – от истоков к современности. | |
9 | Страницы истории. Основание города. | |
10 | Имя города. Символы нашего города. | |
11 | Посвящение в Ярославичи. | |
12 13 | Культурно – просветительные учреждения нашего города. Экскурсия в Центр белорусской культуры. Музей имени Богдановича. | |
14 15 | Знакомство с историческими местами города: Стрелка, Волжская набережная. Экскурсия по Набережной. | |
16 17 | Знакомство с историческими местами города: площадь Волкова, Волковский театр. Экскурсия «Закулисье». | |
18 19 | Знакомство с историческими местами города: Богоявленская площадь, Спасо-преображенский монастырь. Экскурсия в Музей-заповедник. | |
20 | Архитектура города Ярославля. | |
21 22 | Золотые купола нашего города. Экскурсия к церкви Рождества Христова на Волге. | |
23 | Знакомство с историческими местами города: Вечный огонь. Экскурсия. | |
24 25 26 | Люди. Профессии города. Где работают родители. Экскурсия в пожарную часть. Экскурсия на завод. | |
27 | Наш земляк – великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. | |
28 29 | Наша землячка – первая женщина-космонавт Валентина Владимировна Терешкова. Экскурсия в Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой. | |
30 31-32 | Наш земляк – великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов. Выездная экскурсия в музей-усадьбу «Карабиха» | |
33 | Ярославль – жемчужина России. | |
34 | Игра «Знатоки Ярославля» | |