Рабочая учебная программа
По внеурочной деятельности «Я читаю»
для 5 - 8 классов
на 2019-2020 учебный год
Составитель: Попова Галина Станиславовна, учитель русского языка и литературы
2019
Пояснительная записка.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в общеобразовательной школе, что предполагает поиск новых подходов к организации учебного процесса.
Многие из педагогических новшеств ценностно переориентируют школу и учителя, переносят акцент с усвоения знаний, умений и навыков (как основной цели образования) на развитие ребёнка, на создание условий полноценного проживания детства, для становления человека, способного и готового думать, общаться, понимать другого и самого себя, принимать самостоятельные ответственные решения. В этих условиях большую актуальность приобретает проведение планомерной, систематической внеурочной работы по литературе. Для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать художественное произведение, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Чтение обогащает и развивает духовный мир ребёнка, приобщает его к нравственным нормам жизни, к традициям и воззрениям народа. У детей вырабатывается чутьё языка, развивается речевое творчество, эстетическое чувство, любовь к художественному слову
Программа внеурочной деятельности "Я читаю» имеет научно-познавательную и культурологическую направленность. Она позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир литературы. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы внеурочной деятельности. Воспитание интереса к русской и зарубежной литературе должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания, совершенствовать свою речь.
Цели программы: развитие духовно-нравственной личности, умеющей читать, понимать художественное произведение, слушать и слышать собеседника, грамотно выражать свои мысли. Формирование коммуникативной компетентности учащихся – развитие речи школьников во всех ее формах: устной и письменной, во всех функциях: общения, сообщения, воздействия; навыков грамотной речи, как показателя общей культуры человека.
Задачи:
Образовательные:
Обогащение знаний учащимися;
расширение и углубление программного материала;
совершенствование навыков анализа различных фактов языка;
пробуждение потребности к самостоятельной работе с художественной литературой;
расширение кругозора детей;
Воспитательные:
воспитание любви и уважения к литературе;
воспитание чувства патриотизма;
повышение читательской культуры учащихся;
выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы;
воспитывать толерантность, коммуникабельность, формировать культуру общения и поведения в социуме.
Развивающие:
развитие интереса к литературе как учебному предмету;
общего языкового развития школьников;
развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности;
формировать умение использовать различные способы поиска, сбора, анализа информации;
обогатить опыт по созданию собственной информации в устной и письменной форме, по ее оформлению и представлению;
развивать творческое мышление, умение критически и аналитически думать, свободно и логично излагать мысли.
Программа рассчитана на учащихся 5-8 классов. Нагрузка – 1 ч. в неделю (35 часов в год)
Организация внеурочной деятельности школьников по данной программе основывается на следующих принципах: добровольности участия школьников, научности, сознательности и активности, доступности, связи теории с практикой, индивидуального подхода к учащимся и др.
Требования к результатам освоения программы внеурочной деятельности.
Личностные результаты:
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей;
осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
самостоятельное определение и формулирование целей деятельности на занятии
планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, умение корректировать свои действия;
овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация;
учебная и социальная самостоятельность; компетентность в решении проблем, в принятии решений.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
ориентироваться в тексте
находить ответы на вопросы в тексте
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов во внеурочной деятельности;
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других; владеть навыками диалогового общения; уметь вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других людей)
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
овладеть следующими видами деятельности (комплексный анализ текста, написание творческих работ, поиск информации, редактирование, определение роли средств художественной выразительности в тексте).
пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях;
определять тему и основную мысль текста, его стиль;
определять типы речи (повествование, описание, рассуждение)
составлять простой и сложный план текста;
подробно и сжато излагать повествовательные тексты и тексты-рассуждения ( в том числе с элементами описания предметов, животных);
писать сочинения повествовательного характера с двумя типами речи (описание, повествование)
адекватно понимать содержание научно-учебных и художественных текстов, воспринимаемых на слух;
выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;
сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;
рецензировать чужие тексты и редактировать собственные;
Формы проведения занятий:
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов,
комплексный анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
лингвостилистический анализ текста;
сочинения и изложения;
редактирование текста
интеллектуально-лингвистические упражнения;
работа с текстами-миниатюрами разных типов и стилей;
составление синквейнов, кластеров к тексту;
коммуникативные и игровые ситуации
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, написание мини-сочинений и других творческих работ.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Содержание курса.
5-6 класс (34 часа)
Введение (1 час)
Занимательное лето с книгой
В мире детской литературы (5 часов)
Путешествие в прошлое
Герои русских народных сказок
Сказка – ложь, да в ней намек…
Сами сказку сочиним
Сказки знаем! Поиграем!
Мифология народов Мира (7 часов)
Мифы Древней Греции.
Герои греческих мифов
Мы играем, свои знанья проверяем!
Мансийская мифология
Мансийский миф о сотворении Земли
Древнерусская литература.
Былины. Садко. Илья Муромец.
Русские писатели – детям (12 часов)
Басни И.А. Крылова
В.А. Жуковский. Сказка о царе Берендее
Сказки А.С. Пушкина
Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством
Н.А. Некрасов. Дедушка
Л.Н. Толстой. Детство
А.П. Чехов. Каштанка
Сказы П.П. Бажова
К.Г. Паустовский. Стальное колечко. Растрепанный воробей
Поэзия и проза о ВОВ
Зарубежные писатели –детям (4 часа)
Д. Дефо. Робинзон Крузо
Сказки Г.Х. Андерсена
О. Генри. Рассказы
Р. Киплинг. Маугли
Югра литературная (4 часа)
Мансийские сказки
Мансийские сказки
Поэты Югры
Писатели Югры о природе родного края
Проект «Я читаю….»
Календарно – тематическое планирование.
5-6 класс
№ урока | Тема урока | Дата |
По плану | Факт |
Введение (1 час) |
1 | Занимательное лето с книгой | 03.09 | |
В мире детской литературы (5 часов) |
2 | Путешествие в прошлое | 10.09 | |
3 | Герои русских народных сказок | 17.09 | |
4 | Сказка – ложь, да в ней намек…» | 24.09 | |
5 | Сами сказку сочиним | 01.10 | |
6 | Сказки знаем! Поиграем! | 08.10 | |
Мифология народов Мира (7 часов) |
7 | Мифы Древней Греции. | 15.10 | |
8 | Герои греческих мифов | 22.10 | |
9 | Мы играем, свои знанья проверяем! | 05.11 | |
10 | Мансийская мифология | 13.11 | |
11 | Мансийский миф о сотворении Земли | 20.11 | |
12 | Древнерусская литература. | 27.11 | |
13 | Былины. Садко. Илья Муромец. | 04.12 | |
Русские писатели – детям (12 часов) |
14 | Басни И.А. Крылова | 11.12 | |
15 | В.А. Жуковский. Сказка о царе Берендее | 18.12 | |
16 | Сказки А.С. Пушкина | 25.12 | |
17 | Н.В. Гоголь. Майская ночь, или утопленница. | 15.01 | |
18 | Н.В. Гоголь. Ночь перед Рождеством | 22.01 | |
19 | Н.А. Некрасов. Дедушка | 29.01 | |
20 | Л.Н. Толстой. Детство | 05.02 | |
21 | А.П. Чехов. Каштанка | 12.02 | |
22 | Сказы П.П. Бажова | 19.02 | |
23 | К.Г. Паустовский. Стальное колечко. Растрепанный воробей | 26.02 | |
24 | Поэзия и проза о ВОВ | 05.03 | |
25 | Поэзия и проза о ВОВ | 12.03 | |
Зарубежные писатели –детям (4 часа) |
26 | Д. Дефо. Робинзон Крузо | 19.03 | |
27 | Сказки Г.Х. Андерсена | 02.04 | |
28 | О. Генри. Рассказы | 09.04 | |
29 | Р. Киплинг. Маугли | 16.04 | |
Югра литературная (4 часа) |
30 | Мансийские сказки | 23.04 | |
31 | Мансийские сказки | 30.04 | |
32 | Поэты Югры | 07.05 | |
33 | Писатели Югры о природе родного края | 14.05 | |
34 | Проект «Я читаю….» | 21.05 | |
Содержание учебного курса
7 класс (34 часа)
Вводное занятие (1 час)
Занимательное лето с книгой
Путешествие в мир книг (6 часов)
Путешествие в прошлое
Библиотеки. Их история.
Из чего делали книги?
Как правильно работать с энциклопедиями и справочниками
Поиграем!
Мифология народов мира (7 часов)
Мифы народов мира
Герои индийских мифов
Герои египетских мифов
Французский и карелофинский мифологический эпос.
Слои жизненного пространства по мансийской мифологии
Древнерусская литература.
Былины.
Русские писатели – детям (12 часов)
Басни И.А. Крылова
В.А. Жуковский. Ундина
Инсценирование сказок А.С. Пушкина
Н.В. Гоголь. Создатель русских «ужастиков» или нечто другое?
Н.В. Гоголь. Где миф, где правда?
И.С.Тургенев. Стихи в прозе
Сказки Салтыкова-Щедрина
А.П. Чехов. Писатель, драматург
Романтические рассказы М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш
Автобиографический характер повести М. Горького «Детство»
Поэзия и проза о ВОВ
Поэзия и проза о ВОВ
Зарубежные писатели –детям (5 часов)
Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»
Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы»
Сказки зарубежных писателей.
О. Генри. Рассказы
Р. Киплинг. Маугли
Югра литературная (4 часа)
Мансийские сказки
Мансийские сказки
Поэты Югры
Писатели Югры о природе родного края
Проект «Я читаю»
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ урока | Тема урока | Дата |
По плану | Факт |
Вводное занятие (1 час) |
1 | Занимательное лето с книгой | 06.09 | |
Путешествие в мир книг (6 часов) |
2 | Путешествие в прошлое | 13.09 | |
3 | Библиотеки. Их история. | 20.09 | |
4 | Из чего делали книги? | 27.09 | |
| Как правильно работать с энциклопедиями и справочниками | 04.10 | |
5 | Поиграем! | 11.10 | |
Мифология народов мира (7 часов) |
6 | Мифы народов мира | 18.10 | |
7 | Герои индийских мифов | 25.10 | |
8 | Герои египетских мифов | 08.11 | |
9 | Французский и карелофинский мифологический эпос. | 15.11 | |
10 | Слои жизненного пространства по мансийской мифологии | 22.11 | |
11 | Древнерусская литература. | 29.11 | |
12 | Былины. | 06.12 | |
Русские писатели – детям (12 часов) |
13 | Басни И.А. Крылова | 13.12 | |
14 | В.А. Жуковский. Ундина | 20.12 | |
15 | Инсценирование сказок А.С. Пушкина | 27.12 | |
16 | Н.В. Гоголь. Создатель русских «ужастиков» или нечто другое? | 10.01 | |
17 | Н.В. Гоголь. Где миф, где правда? | 17.01 | |
18 | И.С.Тургенев. Стихи в прозе | 24.01 | |
19 | Сказки Салтыкова-Щедрина | 31.01 | |
20 | А.П. Чехов. Писатель, драматург | 07.02 | |
21 | Романтические рассказы М.Горького «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш | 14.02 | |
22 | Автобиографический характер повести М. Горького «Детство» | 21.02 | |
23 | Поэзия и проза о ВОВ | 28.02 | |
24 | Поэзия и проза о ВОВ | 07.03 | |
Зарубежные писатели –детям (5 часов) |
25 | Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы» | 14.03 | |
26 | Фантастические рассказы Р. Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. «Каникулы» | 21.03 | |
27 | Сказки зарубежных писателей. | 04.04 | |
28 | О. Генри. Рассказы | 11.04 | |
29 | Р. Киплинг. Маугли | 18.04 | |
Югра литературная (4 часа) |
30 | Мансийские сказки | 25.04 | |
31 | Мансийские сказки | 02.05 | |
32 | Поэты Югры | 16.05 | |
33 | Писатели Югры о природе родного края | 23.05 | |
34 | Проект «Я читаю» | 30.05 | |
Содержание курса
8 класс ( 34 часа)
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.)
Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 ч)
Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (1 ч)
Д.И. Фонвизин «Недоросль».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (27 ч)
И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни
К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака»
А.С. Пушкин. «Капитанская дочка».
Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри».
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор».
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор».
Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор».
Н.В. Гоголь. «Шинель».
И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася».
Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков).
М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города»
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений».
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала».
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала».
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви»
И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ».
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени».
А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия».
С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев»
И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем».
Журнал «Сатирикон» и его авторы
М.М. Зощенко «История болезни».
А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин».
А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение».
В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет».
Судьбы без Родины. Поэты русского зарубежья об оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть, надежда.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.)
Из зарубежной литературы: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве».
Д. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Скотт «Айвенго»
Проект «Я читаю….»
Проект «Я читаю….»
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№ урока | Тема урока | Дата |
По плану | Факт |
ВВЕДЕНИЕ (1 Ч.) |
1 | Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. | 07.09 | |
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (1 ч) |
2 | Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». | 14.09 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (1 ч) |
3 | Д.И. Фонвизин «Недоросль». | 21.09 | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (27 ч) |
4 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни | 28.09 | |
5 | К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» | 05.10 | |
6 | А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». | 12.10 | |
7 | Маша Миронова — нравственный идеал А.С. Пушкина | 19.10 | |
8 | Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри». | 26.10 | |
9 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». | 09.11 | |
10 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». | 16.11 | |
11 | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. Комедия «Ревизор». | 23.11 | |
12 | Н.В. Гоголь. «Шинель». | 30.11 | |
13 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Повесть «Ася». | 07.12 | |
14 | Поэзия родной природы в лирике русских поэтов 19 века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев, А.Н. Майков). | 14.12 | |
15 | М.Е. Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «История одного города» | 21.12 | |
16 | Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». | 28.12 | |
17 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». | 11.01 | |
18 | Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «После бала». | 18.01 | |
19 | А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» | 25.01 | |
20 | И.А. Бунин. Слово о писателе. Проблемы счастья в рассказе «Кавказ». | 01.02 | |
21 | А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени». | 08.02 | |
22 | А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. Стихотворение «Россия». | 15.02 | |
23 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» | 22.02 | |
24 | И.С. Шмелев. Рассказ «Как я стал писателем». | 01.03 | |
25 | Журнал «Сатирикон» и его авторы | 15.03 | |
26 | М.М. Зощенко «История болезни». | 22.03 | |
27 | А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». | 05.04 | |
28 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». | 12.04 | |
29 | В.П. Астафьев. Слово о писателе. Отражение военного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». | 19.04 | |
30 | Судьбы без Родины. Поэты русского зарубежья об оставленной ими России: любовь-воспоминание, грусть, надежда. | 26.04 | |
| | | |
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 Ч.) |
31 | Из зарубежной литературы: У. Шекспир «Ромео и Джульетта», Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве». | 17.05 | |
32 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера», В. Скотт «Айвенго» | 24.05 | |
33 | Проект «Я читаю….» | 31.05 | |
34 | Проект «Я читаю….» | | |
Литература для учащихся.
Аленький цветочек: Сказки русских писателей. – М.: Стрекоза-Пресс, 2001.
Большая книга лучших сказок Г.Х. Андерсена. – М.: Эксмо, 2005.
Волшебный короб: Старинные русские пословицы, поговорки, загадки. - М.: Детская литература, 2004.
Волшебный мир сказки: Сказки зарубежных писателей. – СПб.: Культ-информ-пресс, 1992.
Волшебный ручеек: хрестоматия /Сост. Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи и рассказы о природе, загадки. – М.: Детская литература, 2000.
Времена года: Стихи / Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС», 2003.
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Киплинг Р. Маугли. – М.: ОНИКС, 2000.
Конькова А.И. Свидание с детством. – М.: УНИСЕРВ, 1996.
Крылов И.А. Басни. – М.: РОСМЕН, 2000.
Лучшая книга для чтения: Стихи, рассказы, басни. – М.: РОСМЕН, 2000.
Мансийские сказки/ Авт.-сост. Е.И. Ромбандеева. – СПб.: Дрофа, 2003.
Паустовский К. Заячьи лапы: Рассказы и сказки. - М.: Детская литература, 2000.
Полная хрестоматия для начальной школы. – М.: Эксмо, 2006
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель», 2004.
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992.
Русские писатели для детей в 2 томах. – М.: Дрофа, 2002.
Сайнахова Н.В. Мансийские загадки. – СПб.: Филиал изд-ва «Просвещение», 2002.
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Сказки охотников: Рассказы-сказки народа Сосьвы-Сыгвы / Сост. С.А, Попова. – Ханты-Мансийск: Печатное дело, 2010.
Сказки народов Севера / Сост. В.В, ВИнокурова. – Смоленск: СПК, 1992.
Сладков Н. Лесные сказки. - М.: Стрекоза, 2000.
Слинкина Г. Сказки земли Югорской. – Екатеринбург: Пакрус, 2002.
Сподина В.И. Коротенькие сказки с верховий «Белого озера». – Ханты-Мансийск: ООО «Типография «Печатное дело», 2010.
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс, Рольф, 2001.
Три медведя: Русские народные сказки. – М.: Стрекоза, 2001.
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок. – М.: ООО «Издательство АСТ», Донецк: Сталкер, 2000.