СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение разноуровневых задач по химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение разноуровневых задач по химии"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №3 городского округа Стрежевой»













Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Решение разноуровневых задач по химии»



Срок реализации: 1 год






Составитель: Жангоразова Ж.И.


























Стрежевой 2020

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Решение задач занимает в химическом образовании важное место, так как это один из приемов обучения, посредством которого обеспечивается более глубокое и полное усвоение учебного материала по химии. Чтобы научиться химии, изучение теоретического материала должно сочетаться с систематическим использованием решения различных задач. В школьной программе существует эпизодическое включение расчетных задач в структуру урока, что снижает дидактическую роль количественных закономерностей, и может привести к поверхностным представлениям у учащихся о химизме процессов в природе, технике. Сознательное изучение основ химии немыслимо без понимания количественной стороны химических процессов.

Решение задач содействует конкретизации и упрочению знаний, развивает навыки самостоятельной работы, служит закреплению в памяти учащихся химических законов, теорий и важнейших понятий. Выполнение задач расширяет кругозор учащихся, позволяет устанавливать связи между явлениями, между причиной и следствием, развивает умение мыслить логически, воспитывает волю к преодолению трудностей. Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления учащихся, глубины усвоения ими учебного материала.

Данный курс по выбору является углубленным и предназначен для 8-х классов  и рассчитан на 34 часа. Курс отвечает требованиям программы школы «Интеграция основного и дополнительного образования на базе общеобразовательной школы» и служит для подготовки учащихся не только к олимпиадам различного уровня и к ГИА, но и является  базой для дальнейшего продолжения образования в профильном биолого- химическом или химико- биологическом классах в старшей школе.

Цель курса: закрепление, систематизация и углубление знаний учащихся по химии путем решения разнообразных задач различного уровня сложности, соответствующие требованиям устных и письменных  экзаменов по химии.
Основным требованием к составлению или отбору задач является их химическое содержание, чёткость формулировки и доступность условия задачи, использование в условии задачи сведений практического характера.

Главным назначением данного курса является:

– совершенствование подготовки учащихся с повышенным уровнем мотивации к изучению химии;
– сознательное усвоение теоретического материала по химии, умение использовать при решении задач совокупность приобретенных теоретических знаний, развитие логического мышления, приобретение необходимых навыков работы с литературой.

Задачи  курса:

– конкретизация  химических знаний по основным разделам предмета;
– развитие навыков самостоятельной работы;
– развитие умений логически мыслить, воспитание воли к преодолению трудностей, трудолюбия и добросовестности;

– развитие учебно-коммуникативных умений;

– формирование навыков исследовательской деятельности.

Особенности курса:

– использование знаний по математике, физике, биологии;
– составление авторских задач и их решение;
– использование местного материала для составления условий задач.

Требования к знаниям и умениям учащихся:

После изучения данного элективного курса учащиеся должны знать:

– способы решения различных типов усложненных задач;
– основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
– стандартные алгоритмы решения задач.

После изучения данного элективного курса учащиеся должны уметь:

– решать задачи повышенной сложности различных типов;
– четко представлять сущность описанных в задаче процессов;
– видеть взаимосвязь происходящих химических превращений и изменений численных параметров системы, описанной в задаче;

– работать самостоятельно и в группе;

– самостоятельно составлять типовые химические задачи и объяснять их решение;
– владеть химической терминологией;

– пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Курс базируется на знаниях, получаемых при изучении ребятами химии в  основной школе, и не требует знания теоретических вопросов, выходящих за рамки школьной программы. В то же время для успешной реализации этого элективного курса необходимо,  чтобы ребята владели важнейшими вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых химических задач, умели применять при решении задач важнейшие физические и химические законы, поэтому необходима пропедевтическая подготовка учащихся на уровне 7 класса.

Особое внимание в изучении данного курса уделяется изучению алгоритмов решения задач на уравнениях реакций,  в том числе на параллельные и последовательные превращения и на превращения, происходящих в растворах; использование газовых законов; нахождение молекулярных формул  неорганических веществ.



ПРОГРАММА КУРСА





Учебный план


п/п

Наименование  тем

Всего часов

1 год обучения

1

 Основные законы и понятия  химии

8

2

 Количественные соотношения в газах

3

3

 Количественные соотношения в растворах

5

4

Задачи на  уравнениях реакций

12

5

 Решение олимпиадных задач 8 класса

6





1-й год обучения (1 ч в неделю, всего 34  ч)

 Основные законы и понятия химии

1

Общие требования к решению задач по химии. Способы решения задач.

1

Входное тестирование

2

Решение  задач на нахождение массовых долей элементов в веществе.

1

Отчет по решенным задачам

3

Задачи на нахождение неизвестного индекса по данным массовой доли одного из элементов в веществе

1

Отчет по решенным задачам

4-5

Задачи на нахождение молекулярных формул  неорганических веществ по данным массовых долей элементов.

2

Отчет по решенным задачам

6

Задачи с использованием   количества вещества при нахождении объёма газов, числа молекул и массы вещества

1

Отчет по решенным задачам

7

Нахождение мольной доли вещества в смеси

1

Отчет по решенным задачам

8

Нахождение объёмной доли компонентов в смеси газов

1

Отчет по решенным задачам

 Количественные соотношения в газах

 9

Задачи с использованием плотности и относительной плотности газов.

1

Отчет по решенным задачам

10

Задачи на  газовые законы (законы Бойля – Мариотта и Гей– Люссака и  уравнение Клапейрона–Менделеева).

1

Отчет по решенным задачам

11

Вычисления с использованием закона Авогадро и следствий из закона.

1

Отчет по решенным задачам

 Количественные соотношения в растворах

12

 Задачи на нахождение массовых долей растворённых веществ в растворах

1

Отчет по решенным задачам

13

 Задачи на нахождение молярной концентрации растворов

1

Отчет по решенным задачам

14

Задачи на использование в качестве растворённого вещества кристаллогидратов

1

Отчет по решенным задачам

15-16

Задачи на концентрирование, разбавление и смешивание растворов веществ, между которыми не происходят реакции

2

 Отчет по решенным задачам. Самостоятельная работа

Задачи на уравнениях реакций

17

Задачи на уравнениях реакций

1

Отчет по решенным задачам

18

Задачи на уравнениях реакций, когда одно из реагирующих веществ содержит примеси

1

Отчет по решенным задачам

19

Задачи на уравнениях реакций с указанием практического выхода реакции

1

Отчет по решенным задачам

20 

 Задачи на избыток и недостаток

1

Отчет по решенным задачам

21-22

 Смешанные задачи

2

Отчет по решенным задачам

23

Задачи на термохимических уравнениях

1

Отчет по решенным задачам

24

 Задачи на последовательных превращениях

1

Отчет по решенным задачам

25-26

Задачи на уравнениях реакций, происходящих в растворах

12

Отчет по решенным задачам

27-28

 Задачи на параллельных реакциях

2

  Отчет по решенным задачам. Сам. работа.

 Решение олимпиадных задач 8 класса

29-30

Решение олимпиадных задач школьного и городского уровня 2017-2018 учебного года

2

Отчет по решенным задачам

31-32

 Избранные олимпиадных задач предыдущих лет

2

Отчет по решенным задачам

33-34

 Школьная олимпиада по химии

2

 Конкурс



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Отличительная особенность построения курса состоит в том, что он предназначен для учащихся 8-9 классов, прошедших пропедевтический курс обучения химии в 7 классе. К этому времени учащиеся уже ознакомлены с типами расчетных задач и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач

При реализации программы данного курса рекомендуем обратить внимание на типологию расчетных задач, использовать дифференцированный подход и разноуровневые контрольные работы.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и самостоятельно работать над текстом задачи, критически анализировать условия и возможные пути решения.
Несомненно, представленный элективный курс можно расценивать как динамичный «тренинг», но для повышения мотивации учащихся, интенсификации учебной деятельности следует обращаться к современным образовательным технологиям (технология решения изобретательских задач, технология развития критического мышления).

Необходимо акцентировать внимание на том, чтобы ребята могли научиться не только великолепно решать задачи разных типов, но и самостоятельно составлять собственные задачи (на примере краеведческого материала, информации экологической направленности, практических жизненных ситуаций).







ЛИТЕРАТУРА

1. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 8 класс – М: Вентана-Граф, 2011.
2. Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
3. Н.Е. Кузнецов, А.Н. Лёвкин, Задачник по химии. 9 класс – :Вентана-Граф,2011.
4. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений/Кузнецова Н.Е. Титова И.М и др. – М: Вентана-Граф, 2011.
4. Н.А.Шириков,О.И.Ширикова. Расчетные задачи по имии/ВГПУ: Русь; 2008
5. Готовимся к олимпиаде по химии: сборник заданий и ответов для 8-11 классов/Н.А.Шириков, О.И.Ширикова, А.Н.Ласточкин. – М: АРКТН, 2008 (школьное образование)
6. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В. Химия. Задачник, 8-11 классы, 2001
7. Кузьменко Н.Е.Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии для школьников и абитуриентов. М.: 1-я Федеративная книготорговая компания, 1998
8. Кузьменко Н.Е.Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999
9. Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.
10. Химия. Пособие – репетитор для поступающих в ВУЗЫ. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2004