МБОУ СШ №7 г.Волгодонска 2020-2021 уч.год
Программа внеурочной деятельности
«Математический калейдоскоп»
Составитель: Голованова Н.П.
Пояснительная записка
Не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он находчивее, сообразительнее.
Курс математики для внеурочной деятельности предполагает развитие позитивной мотивации к изучению математики, расширение и углубление знаний учащихся, формирование потребности тренировать ум, накапливать математические знания и умения.
Предлагаемый курс характеризуется теми же базисными понятиями и их последовательностью, что и действующий в настоящее время курс математики в начальной школе.
Целью разработки данного курса стало создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого расширения их математического кругозора.
Основными задачами программы являются:
Формирование числовой грамотности учащихся, начальных геометрических представлений, знакомство с элементами алгебры (буквенная символика).
Целенаправленное развитие познавательных процессов младших школьников и базирующееся на нём начальное математическое развитие, включающее в себя умения наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерность и делать вывод, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов, понятий по заданному основанию. Развитие способности к простейшим обобщениям, умение использовать математические знания в практических работах.
Начальное знакомство и формирование навыков работы с компьютером.
Воспитание интереса к математике.
Основное содержание программы представлено пятью различными блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, блоком содержательно-логических задач и заданий и блоком, который условно можно назвать компьютерным.
Первые три блока — арифметический, алгебраический и геометрический — являются основными носителями содержания математического курса, так как именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов, тем и разделов.
Четвёртый блок в содержательном плане опирается на первые три и представляет собой систему содержательно-логических заданий, направленных на:
развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти, мышления;
формирование специфических математических способов действий: обобщения, классификации, простейшего моделирования;
формирование умений практически применять полученные математические знания.
Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность детей; кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умственных усилий, более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизации знаний, проявления творческой инициативы. В процессе выполнения таких заданий ученики будут овладевать математическими приемами как определенными методами познания, глубже осознавать практическую значимость математики.
Помещенный в программу пятый блок посвящён использованию компьютера уже в начальных классах для формирования у детей этого возраста элементов компьютерной грамотности, в частности умений работать с клавиатурой компьютера. Содержательное наполнение этого блока предполагает в основном программы-тренажеры для отработки навыков вычислений по соответствующим разделам курса, а также решение текстовых задач, простейших уравнений, задач геометрического содержания и др.
Современный уровень и перспективы развития общества диктуют необходимость знакомства с компьютером уже в начальных классах. Работу учащихся целесообразно построить так, чтобы, с одной стороны, в ее процессе дети получали навыки пользователя компьютером, а с другой — отрабатывали навыки, предусмотренные программой. Применение компьютера позволит провести еще и определенную дифференциацию при обучении, так программы-тренажеры могут варьироваться в зависимости от степени продвинутости ученика в усвоении материала и его способностей. Использование компьютера поможет учителю оперативно проводить текущий и итоговый контроль.
Основные принципы обучения:
принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;
принцип практической направленности;
принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;
принцип прочности и наглядности.
Изучение предлагаемого курса позволит значительно расширить развивающие возможности курса математики в направлении развития познавательных способностей детей и даст детям не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие их интеллекта с наиболее полным использованием гуманитарного потенциала учебного предмета «Математика».
Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СШ №7 г. Волгодонска на 2020-2021 учебный год, в 1 классе программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю)
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
освоение эвристических приёмов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты освоения программы
Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, личностных и метапредметных.
Предметные результаты
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Овладение основами логического мышления и математической речи, вычислительными умениями и навыками.
Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Личностные результаты
Наличие мотивации учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий.
Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества анализировать свои действия и управлять ими.
Умение определять свое отношение к окружающему миру.
Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.
Учиться (совместно с учителем) обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
В результате изучения курса обучающиеся
овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
научатся соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера.
Занятия кружка, составленные в соответствии с требованиями стандарта, обеспечат обобщение изученного на уроках материала. Занимательный материал и задания повышенной трудности, которые потребуют от учащихся самостоятельного поиска, позволят активизировать деятельность школьников, разнообразить процесс обучения, повысить уровень знаний учащихся, расширить их кругозор.
В содержание курса включены:
1. Занимательные задания.
2. Математические игры.
3. Логические задачи.
4. Задания тестового характера.
5. Олимпиадные задания.
Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к математике.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I класс (32 ч)
Арифметический материал
Числа от 1 до 20: нумерация чисел;
арифметические действия — сложение и вычитание;
переместительное свойство сложения;
связь сложения с вычитанием.
Число 0.
Простые текстовые задачи на нахождение суммы и остатка. Составление текстовых задач изученных видов.
II. Алгебраический материал
Применение букв для записи чисел. Запись переместительного свойства сложения с помощью букв. Уравнения.
III. Геометрический материал
Точка. Линии. Прямая линия, кривая линия. Отрезок. Ломаная линия. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг. Периметр прямоугольника, квадрата.
IV. Содержательно-логические задачи и задания, задания на
развитие познавательных процессов школьников:
внимания: определение ходов в обычных лабиринтах несложного вида и в лабиринтах с графическим или арифметическим указанием направления движения к цели, которое задается в форме «письма»; самостоятельное составление «письма» для заданного лабиринта; зрительные диктаты;
воображения: нахождение общего числа одинаковых заданных фигур (объектов) при различном взаимном расположении на рисунке контуров этих объектов;
получение заданной геометрической фигуры из других фигур (частей фигуры). Составление фигуры (объекта) из определенного условием числа отрезков одинаковой или разной длины, преобразование заданной фигуры (объекта) в другую фигуру, обладающую заданными свойствами;
описание взаимного расположения нескольких геометрических фигур (одна находится внутри другой полностью, две фигуры пересекаются, имеют одну общую точку, не имеют общих точек);
задания на формирование способности понимать математические термины, определяющие взаимное расположение фигур («расположен(а) внутри...», «расположен(а) вне...», «расположен(а) на...» и др.);
памяти: зрительные и слуховые диктанты. Игры («Запомни математические термины», включающие в себя 5—7 слов; «Цепочка слов», содержащая 2—3 тройки связанных по смыслу слов; игра «Повтори-ка!», состоящая не более чем из 10 слов и другие) и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания, в том числе и на запоминание осмысленное;
мышления: простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, составу, положению на плоскости и т. д., по назначению, по количественным признакам (один, два, больше, меньше, столько же, больше (меньше) на ... и т. д.); простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения задания (продолжить ряд чисел, слов, геометрических фигур и т. д.); классификация предметов, чисел, фигур, выражений по заданному признаку; несложные логические задания на установление отношений, на поиск недостающей фигуры с нахождением 1—3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур от другой; элементарные комбинаторные задачи, решаемые практическим перебором элементов в рациональной последовательности с использованием предметов, моделей геометрических фигур, предметных картинок и т. д.
Нестандартные и нетрадиционные задания (по форме представления и по содержанию) для отработки программных знаний и умений: на усвоение нумерации чисел от 1 до 20, их сравнение, усвоение состава чисел в пределах 10, на отработку навыков табличного сложения чисел первого десятка.
V. Работа с компьютером
Экскурсия в класс-кабинет, оснащенный компьютерами. Знакомство с компьютером. Назначение компьютера, его возможности.
Отработка на компьютерах навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 с использованием программ-тренажеров по этому разделу.
Знакомство с графическими возможностями компьютера: построение точки, линии и т.д.
Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п/п | Содержание | Кол-во часов | Дата |
1 | Счёт предметов. Математические игры. | 1 | 01.09 |
2 | Сравнение предметов. | 1 | 08.09 |
3 | Пространственные представления. Лабиринт. | 1 | 15.09 |
4 | Сравнение чисел. Число 0. | 1 | 22.09 |
5 | Числа 1-4 в стихах, загадках. | 1 | 29.09 |
6 | Математические ребусы. | 1 | 06.10 |
7 | Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) | 1 | 13.10 |
8 | Составление рисунков из геометрических фигур, аппликация. | 1 | 20.10 |
9 | Числа 5-7 в стихах, загадках. | 1 | 10.11 |
10 | Математические ребусы. | 1 | 17.11 |
11 | Числа 8-10 в стихах, загадках. | 1 | 24.11 |
12 | Сложение и вычитание в пределах 10. Отработка на компьютере навыков сложения и вычитания чисел. | 1 | 01.12 |
13 | Переместительное свойство сложения. Математические игры. | 1 | 08.12 |
14 | Занимательные задачи. | 1 | 15.12 |
15 | Математические ребусы. | 1 | 22.12 |
16 | Задачи в стихах. | 1 | 29.12 |
17 | Составление текстовых задач. | 1 | 12.01 |
18 | Логические упражнения. | 1 | 19.01 |
19 | Сложение и вычитание. Математический диктант. | 1 | 26.01 |
20 | Геометрический материал: точка, линии, отрезок. Знакомство с графическими возможностями компьютера. | 1 | 02.02 |
21 | Рисование предметов из геометрических фигур(треугольник, прямоугольник, квадрат, круг). | 1 | 16.02 |
22 | Многоугольник. Составление рисунков из геометрических фигур. | 1 | 02.03 |
23 | Числа второго десятка. Отработка на компьютерах навыков сложения и вычитания чисел. | 1 | 09.03 |
24 | Сложение и вычитание в пределах 20. Зрительный диктат. | 1 | 16.03 |
25 | Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания. | 1 | 30.03 |
26 | Задания тестового характера. | 1 | 06.04 |
27 | Занимательные квадраты. | 1 | 13.04 |
28 | Вопросы и задачи на развитие воображения. | 1 | 20.04 |
29 | Задачи повышенной трудности. | 1 | 27.04 |
30 | Применение букв для записи чисел. | 1 | 04.05 |
31 | Олимпиадные задания. | 1 | 11.05 |
32 | Игровое занятие « Урок математики в лесной школе». | 1 | 18.05 |
Литература для учителя
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.
Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.
Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск.: Фирма «Вуал», 1993.
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.
Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.
Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.
Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.
Интернет-ресурсы
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com