СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"1класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Математический калейдоскоп"1класс»

МБОУ СШ №7 г.Волгодонска 2020-2021 уч.год

Программа внеурочной деятельности

«Математический калейдоскоп»

Составитель: Голованова Н.П.

Пояснительная записка

Не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он находчивее, сообразительнее.

Курс математики для внеурочной деятельности предполагает развитие позитивной мотивации к изучению математики, расширение и углубление знаний учащихся, формирование потребности тренировать ум, накапливать математические знания и умения.

Предлагаемый курс характеризуется теми же базисными понятиями и их последовательностью, что и действующий в настоящее время курс математики в начальной школе.

Целью разработки данного курса стало создание действенных условий для развития познавательных способностей и познавательной деятельности детей, их интеллекта и творческого расширения их математического кругозора.

Основными задачами программы являются:

  1. Формирование числовой грамотности учащихся, начальных геометрических пред­ставлений, знакомство с элементами алгебры (буквенная символика).

  2. Целенаправленное развитие познавательных процессов млад­ших школьников и базирующееся на нём начальное математи­ческое развитие, включающее в себя умения наблюдать и срав­нивать, замечать общее в различном, отличать главное от вто­ростепенного, находить закономерность и делать вывод, строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами, проводить классификацию объектов, понятий по заданному ос­нованию. Развитие способности к простейшим обобщениям, уме­ние использовать математические знания в практических рабо­тах.

  3. Начальное знакомство и формирова­ние навыков работы с компьютером.

  4. Воспитание интереса к математике.

Основное содержание программы представлено пятью различными блоками: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, блоком содержательно-логических задач и заданий и блоком, который условно можно назвать компьютерным.

Первые три блока — арифметический, алгебраический и геометрический — являются основными носителями содержания математического курса, так как именно они определяют номенклатуру и объем изучаемых вопросов, тем и разделов.

Четвёртый блок в содержательном плане опирается на первые три и представляет собой систему содержательно-логических заданий, направленных на:

  • развитие познавательных процессов учащихся: внимания, восприятия, воображения, наблюдения, памяти, мышления;

  • формирование специфических математических способов действий: обобщения, классификации, простейшего моделирования;

  • формирование умений практически применять полученные математические знания.

Систематическое выполнение целенаправленно подобранных содержательно-логических заданий, решение нестандартных задач будет развивать и совершенствовать познавательные способности и познавательную деятельность детей; кроме того, выполнение заданий такого вида требует постоянных умствен­ных усилий, более глубокого и разнопланового анализа взаимосвязей и взаимозависимостей между величинами, догадки, активизации знаний, проявления творческой инициативы. В процессе выполнения таких заданий ученики будут овладевать математическими приемами как определенными методами познания, глубже осознавать практическую значимость математики.

Помещенный в программу пятый блок посвящён использованию компьютера уже в начальных классах для формирования у детей этого возраста элементов компьютерной грамотности, в частности умений работать с клавиатурой компьютера. Содержательное наполнение этого блока предполагает в основном программы-тре­нажеры для отработки навыков вычислений по соответствующим разделам курса, а также решение текстовых задач, простейших урав­нений, задач геометрического содержания и др.

Современный уровень и перспективы развития общества диктуют необходимость знакомства с компьютером уже в начальных классах. Работу учащихся целесообразно построить так, чтобы, с одной стороны, в ее процессе дети получали навыки пользователя компьютером, а с другой — отрабатывали навыки, предусмотренные программой. Применение компьютера позволит провести еще и определенную дифференциацию при обучении, так программы-тренажеры могут варьироваться в зависимости от степени продвинутости ученика в усвоении материала и его способностей. Использование компьютера поможет учителю оперативно проводить текущий и итоговый контроль.


Основные принципы обучения:

  • принцип непрерывного общего развития каждого ребенка в условиях обучения, идущего впереди развития. Он предусматривает ориентацию содержания на интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка;

  • принцип практической направленности;

  • принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников;

  • принцип прочности и наглядности.

Изучение предлагаемого курса позволит значительно расширить развивающие возможности курса математики в направлении развития познавательных способностей детей и даст детям не только числовую грамотность, но и целенаправленное развитие их интеллекта с наиболее полным использованием гуманитарного потенциала учебного предмета «Математика».

Согласно годовому календарному учебному графику МБОУ СШ №7 г. Волгодонска на 2020-2021 учебный год, в 1 классе программа рассчитана на 32 часа (1 час в неделю)

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты освоения программы

Результаты освоения программы предполагают достижение предметных результатов, личностных и метапредметных.

Предметные результаты

Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Овладение основами логического мышления и математической речи, вычислительными умениями и навыками.

Приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.

Личностные результаты

Наличие мотивации учебной деятельности, заинтересованность в приобретении и расширении знаний, творческий подход к выполнению заданий.

Умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества). В самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества анализировать свои действия и управлять ими.

Умение определять свое отношение к окружающему миру.

Метапредметными результатами являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

Самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения.

Учиться (совместно с учителем) обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать, делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

В результате изучения курса обучающиеся

  • овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;

  • научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;

  • научатся соблюдать безопасные приемы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера.


Занятия кружка, составленные в соответствии с требованиями стандарта, обеспечат обобщение изученного на уроках материала. Занимательный материал и задания повышенной трудности, которые потребуют от учащихся самостоятельного поиска, позволят активизировать деятельность школьников, разнообразить процесс обучения, повысить уровень знаний учащихся, расширить их кругозор.

В содержание курса включены:

1. Занимательные задания.

2. Математические игры.

3. Логические задачи.

4. Задания тестового характера.

5. Олимпиадные задания.

Для занятий по программе во внеурочное время объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый интерес к математике.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I класс (32 ч)

  1. Арифметический материал

  1. Числа от 1 до 20: нумерация чисел;

арифметические дей­ствия — сложение и вычитание;

переместительное свойство сло­жения;

связь сложения с вычитанием.

Число 0.

  1. Простые текстовые задачи на нахождение суммы и остат­ка. Составление текстовых задач изученных видов.


II. Алгебраический материал

Применение букв для записи чисел. Запись переместительного свойства сложения с помощью букв. Уравнения.

III. Геометрический материал

Точка. Линии. Прямая линия, кривая линия. Отрезок. Ломаная линия. Простейшие геометрические фигуры: треугольник, прямоуголь­ник, квадрат, круг. Периметр прямоугольника, квадрата.

IV. Содержательно-логические задачи и задания, задания на
развитие познавательных процессов школьников:

внимания: определение ходов в обычных лабиринтах неслож­ного вида и в лабиринтах с гра­фическим или арифметическим указанием направления движения к цели, которое задается в форме «письма»; самостоятельное составление «письма» для заданного лабиринта; зрительные дик­таты;

воображения: нахождение общего числа одинаковых заданных фигур (объектов) при различном взаимном расположении на рисунке контуров этих объектов;

получение заданной геометрической фигуры из других фи­гур (частей фигуры). Составление фигуры (объекта) из опреде­ленного условием числа отрезков одинаковой или разной дли­ны, преобразование заданной фигуры (объекта) в другую фигу­ру, обладающую заданными свойствами;

описание взаимного рас­положения нескольких геометрических фигур (одна находится внутри другой полностью, две фигуры пересекаются, имеют одну общую точку, не имеют общих точек);

задания на формирова­ние способности понимать математические термины, определя­ющие взаимное расположение фигур («расположен(а) внутри...», «расположен(а) вне...», «расположен(а) на...» и др.);

памяти: зрительные и слуховые диктанты. Игры («Запомни математические термины», включающие в себя 5—7 слов; «Це­почка слов», содержащая 2—3 тройки связанных по смыслу слов; игра «Повтори-ка!», состоящая не более чем из 10 слов и дру­гие) и задания, направленные на запоминание и прочное овладение математической терминологией, на расширение объема запоминания, в том числе и на запоминание осмысленное;

мышления: простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение пред­метов с указанием их сходства и различия по заданным призна­кам: цвету, размеру, форме, составу, положению на плоскости и т. д., по назначению, по количественным признакам (один, два, больше, меньше, столько же, больше (меньше) на ... и т. д.); простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков и выделить су­щественные признаки с последующим использованием проведен­ного обобщения и выявления закономерности для выполнения задания (продолжить ряд чисел, слов, геометрических фигур и т. д.); классификация предметов, чисел, фигур, выражений по заданному признаку; несложные логические задания на установ­ление отношений, на поиск недостающей фигуры с нахождени­ем 1—3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск призна­ка отличия одной группы фигур от другой; элементарные ком­бинаторные задачи, решаемые практическим перебором элемен­тов в рациональной последовательности с использованием пред­метов, моделей геометрических фигур, предметных картинок и т. д.

Нестандартные и нетрадиционные задания (по форме представ­ления и по содержанию) для отработки программных знаний и умений: на усвоение нумерации чисел от 1 до 20, их сравне­ние, усвоение состава чисел в пределах 10, на отработку навы­ков табличного сложения чисел первого десятка.

V. Работа с компьютером

Экскурсия в класс-кабинет, оснащенный компьютерами. Знакомство с компьютером. Назначение компьютера, его возможности.

Отработка на компьютерах навыков сложения и вычитания чисел в пределах 20 с использованием программ-тренажеров по этому разделу.

Знакомство с графическими возможностями компьютера: по­строение точки, линии и т.д.








Календарно-тематическое планирование 1 класс

п/п

Содержание

Кол-во часов

Дата

1

Счёт предметов. Математические игры.

1

01.09

2

Сравнение предметов.

1

08.09

3

Пространственные представления. Лабиринт.

1

15.09

4

Сравнение чисел. Число 0.

1

22.09

5

Числа 1-4 в стихах, загадках.

1

29.09

6

Математические ребусы.

1

06.10

7

Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник)

1

13.10

8

Составление рисунков из геометрических фигур, аппликация.

1

20.10

9

Числа 5-7 в стихах, загадках.

1

10.11

10

Математические ребусы.

1

17.11

11

Числа 8-10 в стихах, загадках.

1

24.11

12

Сложение и вычитание в пределах 10.

Отработка на компьютере навыков

сложения и вычитания чисел.

1

01.12

13

Переместительное свойство сло­жения. Математические игры.

1

08.12

14

Занимательные задачи.

1

15.12

15

Математические ребусы.

1

22.12

16

Задачи в стихах.

1

29.12

17

Составление текстовых задач.

1

12.01

18

Логические упражнения.

1

19.01

19

Сложение и вычитание. Математический диктант.

1

26.01

20

Геометрический материал: точка, линии,

отрезок. Знакомство с графическими

возможностями компьютера.

1

02.02

21

Рисование предметов из геометрических фигур(треугольник, прямоуголь­ник, квадрат, круг).

1

16.02

22

Многоугольник. Составление рисунков из геометрических фигур.

1

02.03

23

Числа второго десятка.

Отработка на компьютерах навыков

сложения и вычитания чисел.

1

09.03

24

Сложение и вычитание в пределах 20. Зрительный дик­тат.

1

16.03

25

Таблица сложения однозначных чисел и соответствующие случаи вычитания.

1

30.03

26

Задания тестового характера.

1

06.04

27

Занимательные квадраты.

1

13.04

28

Вопросы и задачи на развитие воображения.

1

20.04

29

Задачи повышенной трудности.

1

27.04

30

Применение букв для записи чисел.

1

04.05

31

Олимпиадные задания.

1

11.05

32

Игровое занятие « Урок математики в лесной школе».

1

18.05








Литература для учителя

  1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7.

  2. Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

  3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб.: Кристалл, 2001.

  4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск.: Фирма «Вуал», 1993.

  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2006.

  6. Максимова Т.Н. Олимпиадные задания по математике, русскому языку и курсу «Окружающий мир»: 3-4 классы. – М.: ВАКО, 2009.

  7. Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.

  8. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб.: Союз, 2001.

  9. Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе: пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1975.


Интернет-ресурсы

1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5. http://puzzle-ru.blogspot.com