Основы здорового питания
Составитель: Голованова.Н.П
МБОУ СШ№7 г.Волгодонска
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе программы «Разговор о правильном питании»,допущенной министерством образования Российской Федерации.Данный курс реализуется в рамках внеурочной деятельности и представляет собой систему занятий со здоровьесберегающей направленностью.
Под здоровым питанием понимают питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению его здоровья и профилактике заболеваний. В настоящее время вопросам обеспечения именно здорового питания населения уделяется большое внимание. Правительством Российской Федерации утверждены «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения до 2020 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р), которыми предусмотрен комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения.
Структура питания населения России, в том числе и детей, особенно детей школьного возраста, характеризуется недостаточным потреблением наиболее ценных в биологическом отношении пищевых продуктов, таких как мясо и мясопродукты, молоко и молочные продукты, рыба и рыбные продукты, яйца, растительное масло, фрукты и овощи. При этом выявляется выраженная тенденция к повышению потребления хлеба и хлебопродуктов, а также картофеля.
Как следствие сложившейся структуры питания населения России, на первый план выходят следующие нарушения пищевого статуса: дефицит животных белков, достигающий 10 – 15% от рекомендуемых величин, особенно в группах населения с низкими доходами; дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров, соли и сахара; выраженный дефицит большинства витаминов, выявляющийся повсеместно у более половины населения.
Очень серьезной является проблема недостаточности в питании населения ряда минеральных веществ и микроэлементов, таких как кальций, железо, йод, фтор, селен, цинк; весьма значителен в нашем рационе и дефицит пищевых волокон. Все это приводит к резкому снижению устойчивости организма к неблагоприятным факторам окружающей среды за счет нарушения функционирования систем антиоксидантной защиты и, как следствие, – к развитию иммунодефицитных состояний.
В жизни человека условно можно выделить несколько периодов, в которых правильное, оптимальное питание занимает особо важное место. В эти периоды человек должен иметь возможность получать особые, функциональные, диетические и другие специализированные пищевые продукты.
К таким периодам относится возраст ребенка от 0 до 3 лет (программа 1000 дней), когда нарушения питания резко повышают риск развития многих заболеваний во взрослом состоянии. Это дошкольный и школьный периоды жизни, когда формируются все органы и системы человека, выстраивается его тело, формируются нервная система и психика. Недостаточность питания в этом возрасте может серьезно нарушать физическое и умственное развитие ребенка.
Основные правила здорового образа жизни и питания должны постоянно находиться в поле зрения каждого человека. Обучение должно начинаться с семьи, детского сада и далее продолжаться во всех образовательных организациях, независимо от их профиля.
При реализации государственной политики по формированию здорового образа жизни и питания важно учитывать еще один фактор – необходимость активного участия в поддержании, сохранении и восстановлении своего здоровья самого человека. Сформировать у людей сознательное, уважительное отношение к себе и своему здоровью от начала жизни до преклонного возраста – задача врачей и педагогов, обладающих научной информацией о здоровье, и средств массовой информации, способных понятно, доходчиво, интересно донести необходимые знания до человека.
Программа курса по формированию культуры здорового питания необходима обучающимся для того, чтобы они могли достичь высот своего потенциала знаний, полноценно развиться физически и умственно, обеспечить здоровье и благополучие на всю жизнь.
Цель реализации Программы состоит в реализации требований ФГОС начального, основного, среднего общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель и задачи
Цель программы - формирование у обучающихся культуры питания как составляющей здорового образа жизни и создание необходимых условий, способствующих укреплению их здоровья.
Задачи
Реализация Программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
формирование и развитие представлений у обучающихся о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей;
формирование готовности обучающихся заботиться и укреплять собственное здоровье;
формирование у обучающихся знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укреплении здоровья;
профилактика поведенческих рисков здоровья, связанных с нерациональным питанием обучающихся;
освоение обучающимися практических навыков по приготовлению кулинарных блюд;
информирование обучающихся о национальных традициях, связанных с питанием, расширение знаний об истории питания;
формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
развитие творческих способностей и кругозора у обучающихся познавательной деятельности;
предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Место программы в учебном плане
Реализация Программы, направленной на повышение уровня знаний и практических умений обучающихся предусматривает: занятия 1 час в неделю (32 ч.)в учебный год.
Проведение тематических дней здоровья, интеллектуальных соревнований, конкурсов, праздников и т. п;
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Результаты освоения Программы являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.
ФГОС начального общего образования образовательными, основного общего образования, среднего общего образования (далее - Стандарт) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Применительно к модулю программы для обучающихся 1 - 4 классов, начальное общее образование:
личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать: получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
для обучающихся 2 класса
1. Если хочешь быть здоров -2ч.
Строение человека. Органы пищеварения, работа органов пищеварения.
Дать представление о том,какие продукты наиболее полезны и необходимы человеку каждый день.
2. Самые полезные продукты -2ч.
Значение питания в жизни человека. Все ли мы знаем о здоровой пище. Как правильно питаться. Научить детей выбирать самые полезные продукты.
3.Как правильно есть-2ч.
Основные принципы гигиены питания.
4.Удивительные превращения пирожка-2ч.
Важность регулярного питания. Получение питательных веществ и энергии от пищи. Соблюдение режима питания.
5. Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной-2ч.
Представление о завтраке, как обязательном компоненте ежедневного меню, различные варианты завтрака.
6. Плох обед ,если хлеба нет-2ч.
Структура обеда. Блюда подаваемые на обед.
7.Полдник.Время есть булочки-2ч.
Познакомить с вариантами полдника, дать представление о значении молока и молочных продуктах.
8.Пора ужинать-2ч.
Каким должен быть ужин. Блюда подаваемые на ужин.
9.Где найти витамины весной-2ч.
Витамины и минералы в жизни человека.
10.На вкус и цвет товарищей нет-2ч.
Разнообразие вкусовых свойств различных продуктов.
11.Как утолить жажду…-2ч.
Сформировать представление о значении жидкости для организма человека, ценности разнообразных напитков.
12.Что надо есть, если хочешь стать сильнее-2ч.
Дать представление о связи рациона питания и образа жизни,о высококалорийных продуктах питания.
13.Овощи,ягоды и фрукты -витаминные продукты-2ч.
Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение на организм человека.
14.Каждому овощу -свое время-2ч.
Блюда из овощей в различное время года.
15.Проект «Семейное блюдо»-1ч.
Рецепт блюда, фотография или рисунок к нему.
16.Экскурсия в магазин-1ч.
17.Столовый этикет-2ч.
Правила поведения за столом, правила пользования столовыми приборами, правила общения во время еды.
Тематическое планирование | | |
№ | Тема урока | | Количество часов | Дата проведения | |
1 | Если хочешь быть здоров | | 2 | 06.09.17,13.09 |
2 | Самые полезные продукты | | 2 | 20.09,27.09 |
3 | Как правильно есть | | 2 | 04.10,11.10 |
4 | Удивительные превращения пирожка | | 2 | 18.10,25.10 |
5 | Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной | | 2 | 08.11,15.11 |
6 | Плох обед,если хлеба нет | | 2 | 22.11,29.11 |
7 | Полдник.Время есть булочки | | 2 | 06.12,13.12 | |
8 | Пора ужинать | | 2 | 20.12,27.12 | |
9 | Где найти витамины весной | | 2 | 17.01,24.01 | |
10 | На вкус и цвет товарищей нет | | 2 | 31.01,07.02 | |
11 | Как утолить жажду | | 2 | 14.02,21.02 | |
12 | Что надо есть,если хочешь стать сильнее | | 2 | 28.02,07.03 | |
13 | Овощи,ягоды и фрукты-витаминные продукты | | 2 | 14.03,21.03 | |
14 | Каждому овощу-свое время | | 2 | 04.04,11.04 | |
15 | Проект «Семейное блюдо» | | 1 | 18.04 | |
16 | Экскурсия в магазин | | 1 | 25.04 | |
17 | Столовый этикет | | 2 | 16.05,23.05 | |
Литература и средства обучения
1. Закон об образовании.
2.Сборник нормативных и методических материалов для организации внеурочной деятельности младших школьников в условиях введения ФГОС начального общего образования.ГАОУ ДПО «Институт развития образования и социальнх технологий»
Курган,2011 г.авторы-составители Ю.В.Панченко,,И.В.Валеева.
3. «Разговор о правильном питании»Рабочая тетрадь для школьников,авторы М.Безруких ,Т.Филиппова: ОЛМА Медиа Групп,2012г.
4. «Разговор о правильном питании»Методическое пособие для учителя. М.Безруких ,Т.Филиппова,А.Макеева: ОЛМА Медиа Групп,2012г.