СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"2класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная грамматика"2класс»

Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика»

Составитель: Голованова Н.П.

Пояснительная записка      

Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.  

Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.

В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.

Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. 

Цель и задачи курса.

Цель курса:  расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

 Задачи курса:

Обучающие:

·  развитие  интереса к русскому языку как к учебному предмету;

·  приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;

·  пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;

·  развитие мотивации к изучению русского языка;

·  развитие творчества и обогащение  словарного запаса;

·  совершенствование общего языкового развития учащихся;

·  углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.

Воспитывающие:

·  воспитание культуры обращения с книгой;

·   формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.

Развивающие:

·  развивать  смекалку и сообразительность;

·  приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;

·  развивать умение  пользоваться  разнообразными словарями;

·  учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

    

Особенности программы  «Занимательная грамматика»

  Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующихпринципах:

·  занимательность;

·  научность;

·  сознательность и активность;

·  наглядность;

·  доступность;

·  связь теории с практикой;

·  индивидуальный подход к учащимся.

 Курс внеурочной деятельностипозволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеурочных занятиях учащиеся мало пишут и много говорят.

Формы проведения занятий

·         лекции;

·         практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

·         анализ и просмотр текстов;

·         самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

·  игровая;

·  теоретическая;

·  практическая.

 

Основные методы и технологии

·         технология  разноуровневого обучения;

·         развивающее обучение;

·         технология  обучения в сотрудничестве;

·         коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

 Описание места курса  в учебном плане

       Во 2 классе занятия проводятся 2 раза в неделю по ,65 часов в год. 

Планируемые результаты.

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).



Тематическое планирование      (65 часов)

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Вводный урок.Для чего нужна грамотность

1

04.09

2-3

Как обходились без письма?

2

07.09,11.09

4-5

Древние письмена.

2

14.09,18.09

6-7

Как возникла наша письменность?

2

21.09,25.09

8

Проект «Древние письмена»

1

28.09

9-10

Меня зовут Фонема.

2

02.10,05.10

11-12

Для всех ли фонем есть буквы?

2

09.10,12.10

13-14

«Ошибкоопасные» места

2

16.10,19.10

15-16

Тайны фонемы

2

23.10,26.10

17-18

Словари

2

09.11,13.11

19-20

Опасные согласные

2

16.11,20.11

21-22

На сцене гласные

2

23.11,27.11

23-24

«Фонемы повелевают буквами»

2

30.11,04.12

25-26

Когда ь пишется, а когда не пишется?

2

07.12.11.12

27-29

Ваши старые знакомые

3

14.12,18.12,21.12.25.12

30-31

Правила о непроизносимых согласных

2

11.01,15.01

32-33

Волшебное средство – «самоинструкция»

2

18.01.22.01

34-35

Строительная работа морфем

2

25.01,29.01

36-38

Где же хранятся слова?

3

01.02,05.02,08.02

39

Проект «Мой словарь»

1

12.02

40

Память и грамотность

1

15.02

41-42

Поговорим о всех приставках сразу

2

19.02,22.02

43-46

Слова – «родственники»

4

26.02,01.03,05.03,12.03

47-48

Кто командует корнями?

2

15.03,19.03

49-50

«Не лезьте за словом в карман!»

2

22.03,02.04

51-52

«Пересаженные» корни

2

05.04,09.04

53

Олимпиадные задания

1

12.04

54-55

Словари

2

16.04,19.04

56-57

Имена существительные

2

23.04,26.04

58-59

Имена прилагательные

2

28.04,03.05

60-61

Глаголы

2

07.05,10.05

62-63

Служебные части речи

2

14.05,17.05

64

Олимпиадные задания

1

21.05

65

Итоговое занятие

1

24.05







Содержание занятий

Тема 2-3.Как обходились без письма?

      Рассказ учителя «А начинали всё медведи». Слова в переносном смысле «медвежий угол, медвежья услуга». Сигналы – символы. Легенда о Тесее. Заучивание песенок – «напоминалок».

 Тема 4-5Древние письмена

      Рисуночное письмо. Игра «Угадай символ». Сказка Р.Киплинга «Как было написано первое письмо». Иероглифы -  «священные знаки.

 Тема 6-7Как возникла наша письменность?    

Застывшие звуки. Финикийский алфавит. Греческий алфавит.  Кириллица или глаголица? Творческое задание «Придумай свой алфавит».

Тема8 Создание проекта «Древние письмена»

 Тема 9-10Меня зовут Фонема

     Звуки -смыслоразличители. Игра «Наперегонки». Стихотворение Б.Заходера «Кит и Кот». Фонемы гласные и согласные. Игры с фонемами. Разыгрывание стихотворения Н.Матвеева «Путаница».

 Тема 11-12Для всех ли фонем есть буквы?

     Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». О воображении. Стихотворение Б.Заходер «МояВообразилия». Звонкие и глухие «одиночки». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.  

 Тема 13-14«Ошибкоопасные» места.

      «Зеркальные и незеркальные слова». Кому нужна зоркость? Отрывок из сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Орфографическая зоркость. Тренировочные упражнения.

 Тема 15-16Тайны фонемы.

       Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки».

Тема 17-18 Виды словарей. Как работать со словарем.

 Тема 19-20 Опасные согласные.

          Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения «Кто последний?» Звуки «живут» по закону составление «Свода законов».

 ема 21-22На сцене гласные

    Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».  Гласные без хлопот!

 

Тема 23-24«Фонемы повелевают буквами».

       Фонемное правило. Добро пожаловать, ь! Въезд воспрещён, но … не всегда! Игры со словами. Разгадывание ребусов. Тренировочные упражнения.

Тема 25-26

 Когда ь пишется, а когда не пишется? Мягкий знак-показатель мягкости предшествующих согласных. Разделительный мягкий знак.

Тема 27-29 Ваши старые знакомые. Практическое занятие.

       Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения.

 Тема 30-31 Правила о непроизносимых согласных

     Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

 Тема 32-33Волшебное средство – «самоинструкция».

      Знакомство с термином «самоинструкция». Правила составления самоинструкции. Работа по составлению самоинструкции. Работа по самоинструкции. Игра «Засели домик». Тренировочные упражнения. Игра «Найди подходящий транспорт». Краткий пересказ.

 .Тема 34-35Строительная работа морфем.

       «Строительные блоки» для морфем. Приставкины «смыслиночки». Игра «Образуй слова». «Смыслиночки» суффиксов. «Смыслиночки» окончания.

 Тема 36-38Где же хранятся слова?

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Лингвистика – наука о языке. Работа со словарями.

Тема 39 Проект «Мой словарь»Создание собственного словаря.

Тема 40Память и грамотность

               Виды памяти. Тренировка памяти на отрывках из литературных произведений. Зарядка для развития памяти. Разучивание песенки «напоминалки». План пересказа

Тема 41-42. Поговорим обо  всех приставках сразу

Игры с приставками. Много ли на свете приставок. Работа со стихотворением С. Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Опасные согласные в приставках. «Нарушители» правил. Коварная приставка с-. Самые трудные (пре- и при-). Песенка – «напоминайка». Игры и упражнения с приставками.

  Тема 43-46Слова – «родственники».

Правильные корни и корни-уродцы. Секреты родственных слов. Игра «Третий лишний». Игра «Кто больше?». Работа с текстом. Тренировочные упражнения.

 Тема 47-48Кто командует корнями?

Чередование гласных в корне. Полногласные и неполногласные сочетания. Игра «Узнай их в лицо». Тренировочные упражнения. Работа с текстами. Орфограмма с девчачьим именем. Командуют гласные. Командуют согласные. Командует ударение. Командует смысл. 

Тема 49-50«Не лезьте за словом в карман!»

Корень и главное правило. Изменяем форму слова. Игра «Словесный мяч». Непроверяемые гласные. Проверочные слова. Игра – собирание слов. Пересказ текста. Тренировочные упражнения.

 Тема 51-52«Пересаженные» корни

Старые знакомцы. Откуда пришли знакомые слова. Работа с словарём. Тренировочные упражнения.

Тема 53 Олимпиадные задания

Тема 54-55 Работа со словарями

Тема 56-57 Вспомнить слова названия предметов. Их лексическое значение.

Тема 58-59Вспомнить слова обозначающие признаки предметов и роль их в описании предметов.

Тема 60-61Слова-действия.Их роль в нашей речи .Умение находить их в тексте.

Тема 62-63Какую роль играют служебные части речи

Тема 64Олимпиадные задания

Тема 65Итоговое занятие. Олимпиада

 Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу   2 - го класса

Обучающиеся должны знать:

·         Правила правописания слов с изученными орфограммами.

·         Признаки согласных и гласных звуков.                                                                           

·         Состав слова.                                                                                                                        

·         Признаки родственных слов.                                                                                                 

·         Виды пересказа.                                                                                                                                                                                                          

Обучающиеся должны уметь:

·         Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.

·         Разбирать слова по составу.

·         Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.

·         Писать НЕ с глаголами.

·         Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.

·         Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

·         Составлять рассказы по картинке.                                                                                   

·         Пересказать текст.


.

·