Ростовская область Неклиновский район
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Федоровская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»____________________
Директор МБОУ Федоровской СОШ
Петрова Н.В.
Приказ № 74 от 28.08.2020г.
Программа по внеурочной деятельности
«Доноведение»
духовно-нравственное направление
Начальное общее образование; 2 класс
Количество часов – 34
Учитель: Покорская Наталья Павловна
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего
образования на основе авторской программы «Доноведение» (авторы: канд. пед. наук Е.Ю.Сухаревская,
М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина,
Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева, Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко),
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Доноведение» составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации « (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373
"Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования";
Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. № 1241 “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373”;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования";
Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 “Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования”;
ПРИКАЗ Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Письмо Минобрнауки №09-1672 от 18.08.2017 г «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
Основная образовательная программа школы начального общего образования на 2020 – 2021 учебный год.
Программы для общеобразовательных учреждений 1-4 классы. Авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская,М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова, Е.А.Добреля, Е.А.Зыбина, О.А.Каклюгина, Л.В.Козорезова, Е.А.Никуличева,Т.Г.Степанова, А.Г.Ткаченко
МЕСТО КУРСА «ДОНОВЕДЕНИЕ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 2 КЛАСС
Содержание курса «Доноведение» для 2 класса рассчитано на 34 часа (1 час в неделю) - 34 рабочих недели. Рабочая программа по курсу «Доноведение» разработана фактически на 34 часа, исходя из календарного учебного графика школы на 2020-2021 учебный год.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Доноведение: Рабочая тетрадь (2класс) - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2017.
Астапенко М.П, Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края: Книга для чтения в начальной школе,8-е изд.,доп. Ростов н/Д:» Издательство БАРА», 2015.-320с.
Литература Дона. Хрестоматия для чтения в 1-4 классах.- Ростов н/Д:ЗАО «Книга»,2005-512с.
Край родной: Хрестоматия для чтения младших школьников(на региональном материале). – Ростов-на-Дону: Издательство «БАРО-ПРЕСС», 2003.-272с
Хрестоматия по истории донского казачества(с древнейших времен до 1920 года)/Сост.М.П.Астапенко.Ростов н/Д: Изд-во Рост.ун-та,1994.-320с.
Левченко В.С. Страницы донской истории. Популярные очерки. Ростов, Кн.изд-во,1974.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ
И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Оценка достижения планируемых результатов освоения по курсу «Доноведение»
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
-однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
-постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
-тематические - по итогом изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Портфолио – это сборник работ и результатов учащихся, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
В портфолио ученика включаются фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, продукты собственного творчества, материала самоанализа, схемы, иллюстрации, эскизы и т.п.
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля:
Викторины
Кроссворды
Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
Тестирование
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация (прежде всего!) успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося ("ленив", "невнимателен", "не старался).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Я и окружающий мир (7ч)
С чего начинается Родина. Домашний адрес. Адрес образовательного учреждения, его история.
Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до образовательного учреждения. Правила противопожарной безопасности.
Моя семья. Древо семьи. Происхождение имён и фамилий на Дону.
Природа Донского края (20ч)
Живая и неживая природа Донского края. Времена года.
Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края.
Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях и ухода за ними. Правила безопасного обращения с домашними животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.
Полезные ископаемые - каменный уголь и его значение в хозяйстве человека.
Почва Донского края и её значение для растений и животных.
Природные сообщества донского края (лес, луг, водоём).
Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в природе.
Жизнь на Дону (7ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды)
С днём рождения, родное село.
Знакомство со знаменательными событиями военных лет – День освобождения села.
Вместе дружная семья.
Экскурсии
«Родное село», «Дорога от дома до школы», «Многообразие природы родного края», «Растения и животные родного края» (экскурсия в краеведческий музей), «День освобождения» (экскурсия в исторический музей)
Исследовательские, проектные и практические работы
Проект «История моей улицы», «Улица моего детства».
Рисование макета «Мой путь от дома до школы» с указанием опасных мест.
Исследовательская деятельность по проблемам «Дерево моего края», «Кустарник моего края»
Проект «Растительный мир Донского края». Изготовление справочника лекарственных трав.
Создание книжки-малышки «Как сохранить своё здоровье»
Проекты «Моё генеалогическое древо», «Откуда моя фамилия». Мини-сочинение «Любимый семейный праздник»
Изготовление новогодних игрушек; маски для колядования, куклы -Масленички.
Изготовление коллективного альбома «Домашние питомцы». Исследовательская деятельность по проблеме «Это животное - …». Изготовление книжки-малышки «Мой любимый друг» и др.
Календарно-тематическое планирование по курсу «Доноведение»
34 часа (1 час в неделю)
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
Я и окружающий мир (4 ч) |
1 | 04.09 | | С чего начинается Родина… | Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельностью Определение общей цели и путей ее достижения. |
2 | 11.09 | | Школа – светлая гавань детства |
3 | 18.09 | | Родное село (экскурсия ) |
4 | 25.09 | | Дорога от дома до школы. |
Природа Донского края (10 ч) |
5 | 02.10 | | Природа (экскурсия) | Различать объекты природы и рукотворные объекты; Давать словесное описание объектов окружающего мира, называя их внешние отличительные признаки; Вести простейшие наблюдения за объектами окружающего мира; Узнавать группы растений: Дикорастущие и культурные; Деревья, кустарники, травянистые растения; Хвойные и лиственные деревья, Несколько растений пришкольного участка; Несколько видов садовых и полевых цветковых растений; Культурные растения поля, сада, огорода; Некоторые лесные ягоды; Дикие ягоды (вороний глаз, волчье лыко);Многообразие растений нашей местности Что такое Красная книга; Примеры местных растений Красной книги |
6 | 09.10 | | Что дает человеку природа? |
7 | 18.10 | | Село и природа (экскурсия) |
8 | 23.10 | | Растительный мир Ростовской области. |
9 | 06.11 | | Что за дерево такое? |
10 | 13.11 | | Кустарники. |
11 | 20.11 | | Травушка-муравушка .Описание травянистого растения |
12 | 27.11 | | Растения и мы. |
13 | 04.12 | | Краски Тихого Дона. |
14 | 11.12 | | Красная книга Ростовской области |
Я и окружающий мир (3 ч) |
15 | 18.12 | | Мои имя, фамилия, отчество. | Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями. |
16 | 25.12 | | Что ты знаешь о роде своём. |
17 | 15.01 | | Проект «Моё генеалогическое дерево» |
Жизнь на Дону (3 ч) |
18 | 22.01 | | Обряды на Дону. Зимние обряды. Самый чудесный праздник. | Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;Находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. |
19 | 29.01 | | Обряды на Дону. Зимние обряды. Коляда. |
20 | 05.02 | | Обряды на Дону. Зимние обряды. Масленица. |
Природа Донского края (10 ч) |
21 | 12.02 | | Животный мир Ростовской области. | Группы животных: Дикие и домашние животные; По 2-4 представителя млекопитающих, птиц, насекомых, рыб; пресмыкающихся; Некоторые внешние отличительные признаки каждого вида; Что такое Красная книга; Примеры местных животных из Красной книги; Животные нашего края. Познакомиться с понятием «почва», её составом, образованием; проследить взаимосвязь с растениями и животными сообществ Знать особенности поверхности родного края (холмистая равнина). Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края |
22 | 19.02 | | Домашняя мохнатая азбука. |
23 | 26.02 | | Мой домашний милый друг. |
24 | 05.03 | | Правила дружбы с мохнатыми и пернатыми. |
25 | 12.03 | | Родные просторы. |
26 | 19.03 | | Чем богаты недра? |
27 | 02.04 | | Почва нам и дом, и стол. |
28 | 09.04 | | Рядом с домом лес и луг, озеро и речка. |
29 | 16.04 | | Человек – хозяин природы? |
30 | 23.04 | | Защитим родную природу. Проект. |
Жизнь на Дону (4 ч) |
31 | 30.04 | | Вместе дружная семья | Ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; Находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, - ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;Слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. |
32 | 07.05 | | Знакомство со знаменательными событиями военных лет. |
33 | 14.05 | | Я – гражданин Ростовской области |
34 | 21.05 | | Обобщающее занятие по курсу «Доноведение» |
РАССМОТРЕНО Протокол №1 заседания Методического совета МБОУ Федоровской СОШ от «28» 08 2020 г. ____________Е.А.Ткачева | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ Федоровской СОШ _________________Е.А.Ткачева «28» 08 2020 г. |