Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» п. Бабынино
Бабынинского района Калужской области
Согласована Принята педсоветом
«__» ________________ № ___ от ____________
Зам.дир. по УВР _____
Утверждена приказом
Рассмотрена на ШМО №___ от _____________
№ ____ от___________ Директор ОУ Волошедова М.С. ________
Программа
внеурочной деятельности
«В мире физики»
Направление- общеинтеллектуальное
п. Бабынино, 2020 год
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность по физике – это «лазейка» для учителя физики, так как количество времени, выделяемое учебным планом для уроков физики ограниченно, содержание программ практически не изменилось, в отличие от требований к деятельности учащихся, а часы, которые выделяются в рамках внеурочной деятельности и правильно подобранные программы дают возможность выполнить требования стандарта.
Программа предусматривает работы, развивающие мысленную деятельность, требующие от учащихся умения рассуждать, анализировать, делать выводы.
Цели и задачи программы «В мире физики»
Цели:
- развитие интереса и творческих способностей учащихся при освоении ими метода научного познания;
- приобретение учащимися знаний и чувственного опыта для понимания явлений природы;
- формирование представлений об изменчивости и познаваемости мира, в котором мы живем.
Задачи:
Образовательные:
развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с достижениями науки и техники, методами исследований, научить решать задачи разными методами.
Развивающие:
развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы, повышение культуры общения и поведения.
Воспитательные:
воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Методами обучения являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский: анализ информации, постановка эксперимента, проведение исследований. Эти методы в наибольшей степени обеспечивают развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей. Роль учителя в обучении меняется: он выступает как организатор, консультант, эксперт самого процесса деятельности учащихся и её результатов.
Формы организации занятий: беседа, объяснение, рассказ, простейшие демонстрационные эксперименты и опыты, экскурсии, самостоятельная исследовательская работа, практические занятия.
Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы. Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю. Программа ориентирована на обучающихся 7 классов. Программа имеет общеинтеллектуальное направление.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы внеурочной деятельности «В мире физики»
Предметные результаты обучения:
- феноменологические знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и умение качественно объяснять причину их возникновения;
- умения пользоваться методами научного познания, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять обнаруженные закономерности в словесной форме или в виде таблиц;
- научиться наблюдать природные явления, выделять существенные признаки этих явлений, делать выводы;
- научиться пользоваться измерительными приборами (весы, динамометр, термометр), собирать несложные экспериментальные установки для проведения простейших опытов, представлять результаты измерений с помощью таблиц и выявлять на этой основе эмпирические закономерности;
- умения применять теоретические знания по физике к объяснению природных явлений и решению простейших задач;
- умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия и создания простых технических устройств ,решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
- умение применять знания по физике при изучении других предметов естественно-математического цикла;
- формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
- развитие элементов теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, выделять главное в изучаемом явлении, выявлять причинно-следственные связи между величинами, которые его характеризуют, выдвигать гипотезы, формулировать выводы;
- коммуникативные умения: докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Метапредметные результаты обучения:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
- овладение универсальными способами деятельности на примерах использования метода научного познания при изучении явлений природы;
- формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, при помощи таблиц, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать их;
- приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
- развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
- освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
- формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Личностные результаты обучения:
- сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
- мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
- формирование ценностных отношений друг к другу, к учителю, к авторам открытий и изобретений, к результатам обучения;
- приобретение положительного эмоционального отношения к окружающей природе и самому себе как части природы, желание познавать природные объекты и явления в соответствии с жизненными потребностями и интересами;
- приобретение умения ставить перед собой познавательные цели, выдвигать гипотезы, конструировать высказывания естественнонаучного характера, доказывать собственную точку зрения по обсуждаемому вопросу.
Содержание программы внеурочной деятельности
№ | Название раздела | Основное содержание | Количество часов |
1 | Мы познаем мир, в котором живем | Что изучает физика. Природа. Явления природы. Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. Математическая запись больших и малых величин. Что мы знаем о строении Вселенной. | 6 |
2 | Пространство | Пространство и его свойства. Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. Измерение углов в астрономии и географии. Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. Как и для чего измеряют объем тел. | 10 |
3 | Время | Время. Измерение интервалов времени. Год. Месяц. Сутки. Календарь. | 3 |
4 | Движение | Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. Относительность движения. Движение планет Солнечной системы. | 6 |
5 | Взаимодействия | Взаимодействие тел. Земное притяжение. Упругая деформация. Трение. Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Преобразование энергии. Энергетические ресурсы. | 10 |
Итого | 35 ч |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
1.Шулежко Е.М., Шулежко А.Т. Физика: программа внеурочной деятельности для основной школы : 5–6 класс/Е.М. Шулежко, А.Т. Шулежко. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
2.Груздева Н.В. Окружающий мир: Мироздание. Интегративное учебное пособие. Спб.2012г.
3.Колвин Л., Спиэр М. Живой мир. Энциклопедия. М. Росмэн. 2013г.
4.Перельман Я.И. Занимательная физика. Домодедство. ВАП, 2010г.
5.Тарасов Л.В. Физика в природе. М. Просвящение. 2013 г.
6.Энциклопедия юного эрудита. М. Махаон, 2014г.
7.Степанова Г.Н. Мир знаний: физика. Учебник 7-8 класс. СТП. 2013г.
8. Мультимедийный проектор, компьютер
Планируемые результаты реализации программы внеурочной деятельности
Мы познаем мир, в котором живем: Применять понятия: природа, явления природы, физические величины, наблюдение, опыт, измерительный прибор. Определять цену деления.
Пространство: Применять понятия: длина, угол, площадь, объем. Определять цену деления измерительного прибора. Правильно пользоваться: линейкой, мерным цилиндром, транспортиром.
Время: Применять понятия: интервал времени, сутки, месяц, год. Использовать: секундомер, электромагнитный отметчик для измерения интервалов времени. Определять цену деления измерительного прибора.
Движение: Применять понятия: относительность механического движения, путь, время, скорость. Измерять и вычислять физические величины: время, расстояние, скорость, сила, период колебаний маятника. Читать и строить таблицы, выражающие зависимость пути от времени при равномерном и неравномерном движениях.
Взаимодействия: Применять понятия: сила (тяжести, трения, упругости, архимедова), вес, невесомость, давление, потенциальная и кинетическая энергия. Применять зависимость силы упругости от растяжения пружины, зависимость силы трения скольжения от силы давления, закон превращения энергии. Измерять силы, изображать графически силы на чертеже в заданном масштабе, читать и строить таблицы, выражающие зависимость силы упругости от растяжения пружины.
Приложение №2 к программе внеурочной деятельности по физике «В мире физики»
Учитель Кочанова Е.В.
Календарно-тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
№ | Название темы | Основные виды деятельности | Дата |
1. | Что такое физика | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать полученную информацию | 3.09. |
2. | Природа. Явления природы. | извлекать необходимую информацию из текста, наблюдать и описывать физические явления | 10.09. |
3. | Методы научного познания: наблюдение, опыт. Моделирование. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать полученную информацию | 17.09. |
4. | Физические величины и их измерения. Измерительные приборы. | измерять физические величины, оценивать погрешность измерений, использовать измерительные приборы | 24.09. |
5. | Математическая запись больших и малых величин. | извлекать необходимую информацию из текста, измерять физические величины | 1.10. |
6. | Что мы знаем о строении Вселенной. | извлекать необходимую информацию из текста и анализировать ее | 8.10. |
7. | Пространство и его свойства. | выполнять сбор информации, извлекать необходимую информацию из текста, строить логическую цепочку размышлений. | 15.10. 22.10. |
8. | Измерение размеров различных тел. Углы помогают изучать пространство. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, использовать измерительные приборы | 29.10. 12.11. |
9. | Измерение углов в астрономии и географии. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 19.11. 26.11. |
10. | Как и для чего измеряется площадь разных поверхностей. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 3.12. 10.12. |
11. | Как и для чего измеряют объем тел. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 17.12. 24.12. |
12. | Время. Измерение интервалов времени. | использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, уметь определять цену деления измерительных приборов | 14.01. 21.01. |
13. | Год. Месяц. Сутки. Календарь. | использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, использовать измерительные приборы | 28.01. |
14. | Механическое движение. Траектория. Прямолинейное и криволинейное движение. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью рисунков; | 4.02. 11.02. |
15. | Путь. Скорость. Равномерное и неравномерное движение. | анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью , рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ | 18.02. 25.02. |
16. | Относительность движения. Движение планет Солнечной системы. | извлекать необходимую информацию из текста, решать задачи повышенной сложности | 4.03. 11.03. |
17. | Взаимодействие тел. Земное притяжение. | извлекать необходимую информацию из текста | 18.03. |
18. | Упругая деформация. Трение. | использовать результаты эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление | 1.04. |
19. | Сила. Силы в природе: сила тяготения, сила тяжести, сила трения, сила упругости. | анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ, уметь измерять силы | 8.04. 15.04. |
20. | Векторное изображение силы. Сложение сил. Равнодействующая сила. | анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ | 22.04. |
21. | Архимедова сила. Движение невзаимодействующих тел. | использование результатов эксперимента для предсказания значений величин, характеризующих изучаемое явление, уметь строить таблицы | 29.04. 6.05. |
22. | Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать ее, вычислять энергию тела | 13.05. 20.05. |
23. | Преобразование энергии. Энергетические ресурсы. | извлекать необходимую информацию из текста, анализировать ее, сравнивать изменение кинетической и потенциальной энергии тела | 27.05. 31.05 |
Итого | 35 ч |