Мининская СОШ филиал
муниципального автономного общеобразовательного
учреждения Исетской средней общеобразовательной школы №1
Исетского района, Тюменской области
РАССМОТРЕНО на педагогическом совете от «___»_______2020 г. Протокол № _____ | СОГЛАСОВАНО педагог-организатор /_______/ Рыбакова М.В. «____» ________2020 г. | УТВЕРЖДАЮ зав.филиалом Мининской СОШ /___________ / Н.А.Андреева Приказ № ______ от «____» __________2020 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«В царстве математики»
для 1 класса
Учитель: Рыбакова Марина Владимировна
высшей квалификационной категории
с. Минино, 2020 год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«В царстве математики»
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);
в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используются:
простое наблюдение;
проведение математических игр;
опросники;
анкетирование;
психолого-диагностические методики.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).
В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся: 1) решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;
устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;
строить логическую цепь рассуждений;
выдвигать гипотезы;
составлять задачи-шутки, магические квадраты;
читать графическую информацию;
находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;
анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;
различать существенные и несущественные признаки; 10) отличать кривые и плоские поверхности; 11) доказывать способ верного решения.
В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:
уважение к товарищам и их мнению;
понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним; 3) умение слушать друг друга.
В сфере регулятивных УУД ребята научатся:
1) постановке учебных задач занятия; 2) оценке своих достижений; 3) действовать по плану.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
выделять существенные признаки предметов;
сравнивать между собой предметы, явления;
обобщать, делать несложные выводы;
классифицировать явления, предметы;
определять последовательность событий;
судить о противоположных явлениях;
давать определения тем или иным понятиям;
определять отношения между предметами типа «род – вид»; – выявлять функциональные отношения между понятиями;
выявлять закономерности и проводить аналогии.
Содержание курса «В царстве математики» Числа. Арифметические действия. Величины
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.
Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Время. Единицы времени.
Масса. Единицы массы.
Форма организации обучения - математические игры:
«Веселый счѐт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»
Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.
Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20», «Вычитание в пределах 10; 20»,
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.
Программа кружка предусматривает использование таких форм занятий, как групповые, индивидуальные и массовые. Среди массовых – конкурсы, викторины, мастер-классы, соревнования, выставки, практические работы. Занятия в объединении «Юный конструктор» организуются на основе методов:практический (практические работы и др.). объяснительноиллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый
Календарно – тематическое планирование
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Геометрическая мозаика 3ч. | |
1 | Вводное занятие «Математика – царица наук» | 1 | | |
2 | Танграм: древняя китайская головоломка. | 1 | | |
3 | Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты | 1 | | |
Мир занимательных задач 4ч. | |
4 | Решение занимательных задач в стихах | 1 | | |
5 | Учимся отгадывать ребусы | 1 | | |
6 | Загадки-смекалки | 1 | | |
7 | Закономерности в значении признаков у серии предметов. | 1 | | |
Геометрическая мозаика 6ч. | |
8 | Как зарождалась геометрия. (Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник) | 1 | | |
9 | Из истории математики. Как люди научились считать | 1 | | |
10 | Геометрия вокруг нас. | 1 | | |
11 | Геометрические фигуры | 1 | | |
12 | Весѐлая геометрия | 1 | | |
13 | Прятки с фигурами | 1 | | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 4ч. | |
14 | Экскурсия в историю чисел. | 1 | | |
15 | История возникновения знаков «+», «-», «=». | 1 | | |
16 | Волшебная линейка | 1 | | |
17 | Игра- соревнование «Веселый счѐт» | 1 | | |
Мир занимательных задач. 4ч. | |
18 | Математические игры | 1 | | |
19 | Решение логических задач | 1 | | |
20 | Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках | 1 | | |
21 | Путешествие в сказку «Колобок» | 1 | | |
Геометрическая мозаика. 4ч. | |
22 | Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча. | 1 | | |
23 | Угол. Стороны, вершины углов. | 1 | | |
24 | Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии. | 1 | | |
25 | Числовые головоломки | 1 | | |
Числа. Арифметические действия. Величины. 8. | |
26 | Математические цепочки. | 1 | | |
27 | Дидактические игры по математике. Игра-сказка «Винни-Пух и его друзья» | 1 | | |
28 | Старинные меры измерения – длина, масса | 1 | | |
29 | Как зарождался календарь? | 1 | | |
30 | Единицы измерения времени. История часов | 1 | | |
31 | Интеллектуальный марафон | 1 | | |
32 | Итоговый тест. | 1 | | |
33 | Работа над ошибками. Итоговое занятие. | 1 | | |
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «В царстве математики» предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного (начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577. - Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.
Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Программа позволяет учащимся ознакомиться на данном этапе обучения со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о предмете. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать формированию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.
Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действиям над числами, в ходе формирования временных представлений и т. д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.
В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.
Любая математическая задача на смекалку несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.
Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.
Практическая значимость программы обусловлена обучением рациональным приѐмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребѐнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменѐнные условия.
Цель и задачи программы.
Цель:
Задачи:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;
учить правильно применять математическую терминологию;
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.
Программа рассчитана на воспитанников 7–8-летнего возраста.
Место кружа в учебном плане: согласно учебному плану общеобразовательного учреждения в 1-м классе на изучение кружка отведено количество часов в неделю – 1, общее количество – 33 часа.