СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс В царстве математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности 1 класс В царстве математики»

Мининская СОШ филиал

муниципального автономного общеобразовательного

учреждения Исетской средней общеобразовательной школы №1

Исетского района, Тюменской области

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете от «___»_______2020 г. Протокол № _____


СОГЛАСОВАНО педагог-организатор

/_______/ Рыбакова М.В.

«____» ________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

зав.филиалом Мининской СОШ

/___________ / Н.А.Андреева Приказ № ______ от

«____» __________2020 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«В царстве математики»

для 1 класса








Учитель: Рыбакова Марина Владимировна



высшей квалификационной категории













с. Минино, 2020 год



Результаты освоения курса внеурочной деятельности

«В царстве математики»


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • определение и высказывание под руководством педагога самых простых общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы);

  • в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, выбор при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний, положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используются:

  • простое наблюдение;

  • проведение математических игр;

  • опросники;

  • анкетирование;

  • психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

В сфере познавательных универсальных учебных действий ребята научатся: 1) решать задачи с геометрическим и арифметическим содержанием;

  1. устанавливать причинно-следственные связи при решении логических задач;

  2. строить логическую цепь рассуждений;

  3. выдвигать гипотезы;

  4. составлять задачи-шутки, магические квадраты;

  5. читать графическую информацию;

  6. находить взаимосвязь плоских и пространственных фигур;

  7. анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы;

  8. различать существенные и несущественные признаки; 10) отличать кривые и плоские поверхности; 11) доказывать способ верного решения.

В сфере коммуникативных УУД у ребят сформируется:

  1. уважение к товарищам и их мнению;

  2. понимание значимости коллектива и своей ответственности перед ним; 3) умение слушать друг друга.

В сфере регулятивных УУД ребята научатся:

1) постановке учебных задач занятия; 2) оценке своих достижений; 3) действовать по плану.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

  • выделять существенные признаки предметов;

  • сравнивать между собой предметы, явления;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать явления, предметы;

  • определять последовательность событий;

  • судить о противоположных явлениях;

  • давать определения тем или иным понятиям;

  • определять отношения между предметами типа «род – вид»; – выявлять функциональные отношения между понятиями;

  • выявлять закономерности и проводить аналогии.



Содержание курса «В царстве математики» Числа. Арифметические действия. Величины

Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчѐт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков. Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.) Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание чисел в пределах 20. Время. Единицы времени.

Масса. Единицы массы.

Форма организации обучения - математические игры:

«Веселый счѐт» – игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения». Игры «Волшебная палочка», «Лучший счѐтчик», «Не подведи друга», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»

Игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч». Игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) – двусторонние карточки: на одной стороне – задание, на другой – ответ.

Математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20», «Вычитание в пределах 10; 20»,

Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи. Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах. Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 11, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр.

Программа кружка предусматривает использование таких форм занятий, как групповые, индивидуальные и массовые. Среди массовых – конкурсы, викторины, мастер-классы, соревнования, выставки, практические работы. Занятия в объединении «Юный конструктор» организуются на основе методов:практический (практические работы и др.). объяснительноиллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый













































Календарно – тематическое планирование

урока

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

план

факт

Геометрическая мозаика 3ч.


1

Вводное занятие «Математика – царица наук»

1



2

Танграм: древняя китайская головоломка.

1



3

Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты

1



Мир занимательных задач 4ч.


4

Решение занимательных задач в стихах

1



5

Учимся отгадывать ребусы

1



6

Загадки-смекалки

1



7

Закономерности в значении признаков у серии предметов.

1



Геометрическая мозаика 6ч.


8

Как зарождалась геометрия. (Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. Ломаная линия. Многоугольник)

1



9

Из истории математики. Как люди научились считать

1



10

Геометрия вокруг нас.

1



11

Геометрические фигуры

1



12

Весѐлая геометрия

1



13

Прятки с фигурами

1



Числа. Арифметические действия. Величины. 4ч.


14

Экскурсия в историю чисел.

1



15

История возникновения знаков «+», «-», «=».

1



16

Волшебная линейка

1



17

Игра- соревнование «Веселый счѐт»

1



Мир занимательных задач. 4ч.


18

Математические игры

1



19

Решение логических задач

1



20

Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках

1



21

Путешествие в сказку «Колобок»

1



Геометрическая мозаика. 4ч.


22

Луч. Вычерчивание луча. Сравнение прямой, отрезка и луча.

1



23

Угол. Стороны, вершины углов.

1



24

Ломаная линия. Замкнутые и незамкнутые ломаные линии.

1



25

Числовые головоломки

1



Числа. Арифметические действия. Величины. 8.


26

Математические цепочки.

1



27

Дидактические игры по математике. Игра-сказка «Винни-Пух и его друзья»

1



28

Старинные меры измерения – длина, масса

1



29

Как зарождался календарь?

1



30

Единицы измерения времени. История часов

1



31

Интеллектуальный марафон

1



32

Итоговый тест.

1



33

Работа над ошибками. Итоговое занятие.

1


















































Пояснительная записка.

Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «В царстве математики» предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного (начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577. - Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.

Актуальность программы «Занимательная математика» определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математике, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

Программа позволяет учащимся ознакомиться на данном этапе обучения со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о предмете. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением, закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать формированию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умения самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию. Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математики. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т. д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.

В программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность.

Для успешного освоения программы обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Так, головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах. Загадки, задачи-шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, действиям над числами, в ходе формирования временных представлений и т. д. Формы организации учеников разнообразны: игры проводятся со всеми, с подгруппами и индивидуально. Педагогическое руководство состоит в создании условий проведения занятий, поощрении самостоятельных поисков решений задач, стимулировании творческой инициативы. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывании палочек или других предметов по заданному образцу, по собственному замыслу. На занятиях формируются важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В ходе решения задач на смекалку, головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребенка, но и развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере потом он не трудился.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка.

Практическая значимость программы обусловлена обучением рациональным приѐмам применения знаний на практике, переносу усвоенных ребѐнком знаний и умений как в аналогичные, так и в изменѐнные условия.

Цель и задачи программы.

Цель:

  • развивать математический образ мышления.

Задачи:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • расширять математические знания в области многозначных чисел; содействовать умелому использованию символики;

  • учить правильно применять математическую терминологию;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы.

Программа рассчитана на воспитанников 7–8-летнего возраста.

Место кружа в учебном плане: согласно учебному плану общеобразовательного учреждения в 1-м классе на изучение кружка отведено количество часов в неделю – 1, общее количество – 33 часа.