Пояснительная записка
Рабочая программа курса разработана на основе Методических рекомендаций по изучению правил дорожного движения в общеобразовательной школе, УВД Алтайского края, г.Барнаул -1997 г..
Данная программа реализуется в 1-4 классе.
Программа курса «ПДД» поможет учащимся систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформирует у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитает дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Цель программы: обучение элементарным правилам поведения на дороге, развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
Задачи:
1. Обучающие:
Научить основным правилам дорожного движения;
Обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность.
2. Развивающие:
Развивать мотивацию к безопасному поведению;
Развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице
и в транспорте.
Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
3. Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения.
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, изготовление макетов, занятия на транспортной площадке);
наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
видеометод (просмотр, обучение).
в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, этическая беседа, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы представления результатов: тестирование, конкурсы, викторины, игры, праздники, соревнования.
В 2020-2021 учебном году программа реализуется во 2А классе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 24» имени Петра Самойловича Приходько и рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю), учитывая особенности календаря текущего года и расписания занятий.
Содержание курса
«Правила дорожного движения»
класс | Раздел | Кол-во часов |
2 | Условия безопасного поведения пешехода, пассажира | 5 |
Улицы и дороги | 2 |
Регулирование дорожного движения | 4 |
Будь внимателен и осторожен | 6 |
Условия безопасного поведения пешехода, пассажира
1. Как я знаю Правила дорожного движения (1ч.)
Повторение правил поведения учащихся на улицах и дорогах. Правила пользования общественным транспортом (по материалам 1 класса).
В каких случаях транспортные средства на улицах и дорогах представляют опасность для пешехода.
В каких случаях пешеходы представляют опасность для транспортных средств и их водителей. Рассмотреть случаи из жизни учащихся, которые могли повлечь за собой ДТП.
Разбор маршрутов движения учащихся по улицам с интенсивным движением в школу, стадион, кинотеатр и т.п.
В результате беседы учителем выявляется какие требования ПДД учащимися усвоены хорошо, а какие следует повторить во 2 классе.
2. Движение пешеходов на улицах и дорогах(1ч.).
Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Происхождение этого правила. Движение пешеходов на загородных дорогах. Пересечение проезжей части вне пешеходного перехода на регулируемых пешеходных переходах.
На регулируемых. При приближении транспортных средств с включенными проблесковым маяком и специальным звуковым сигналом. Культура поведения.
3. Правила перехода улиц, дорог (1ч.)
Установленные места для перехода улиц, дорог. Как правильно переходить улицы, дороги, пешеходные переходы. Линия продолжения тротуара, обочина. Переход улицы по сигналам светофора. Переход улицы на нерегулируемых перекрестках. Запрещенные места для перехода улиц, дорог. Островок безопасности. Осевая линия. Прогон скота через дорогу.
4. Пассажир обязан (1ч.)
Правила пользования общественным транспортом. Культура поведения в общественном транспорте. Порядок посадки и высадки из общественного транспорта.
Автобусные остановки, посадочные площадки в местах остановок трамвая. Правила перехода улиц после высадки из транспортных средств общего пользования. Поведение детей при перевозке их на грузовых автомобилях, оборудованных для этих целей.
Правила пользования городским железнодорожным транспортом. Что запрещается пассажиру.
5. Детский дорожно-транспортный травматизм(1ч.)
Рассмотреть основные причины дорожно-транспортного травматизма. Незнание ПДД. Невыполнение требований ПДД. Рассмотреть невнимательность. Игры на дорогах и вблизи нее. Недисциплинированность.
Разбор дорожных ситуаций: выход или выбегание из-за предметов, мешающих обзору, движение через дорогу по диагонали, спешка, оживленная беседа на ходу, движение бегом, отвлечено внимание чем-то или кем-то, пустынная улица, автобусные остановки, нерегулируемые пешеходные переходы.
Улицы и дороги
6. Элементы улиц и дорог (1ч.)
Основная часть дороги – проезжая часть. Покрытие дорог. Автомагистрали, сельские грунтовые дороги. Обочина. Кювет. Пешеходная дорожка. Тротуар. Ограждение тротуара от проезжей части. Зеленые насаждения. Велосипедная дорожка. Улица с односторонним движением, с двухсторонним движением. Из чего состоит дорога и для чего она предназначена.
7. Перекрестки и их виды, сигналы подаваемые водителями транспортных средств (1ч.)
Что называется перекрестком. Виды перекрестков (четырехсторонние прямоугольные, четырехсторонние под острым углом, трехсторонние, Т- образные, У- образные, многосторонние, площади).
Маневры транспортных средств об изменении направления движения. Их значение в безопасности дорожного движения для пешеходов, водителей.
Регулирование дорожного движения
8. Дорожная разметка ( 1ч.)
Повторение материала по программе 1 класса.
Назначение дорожной разметки в регулировании дорожного движения, в безопасности пешеходов. Разбор конкретных ситуаций с применением дорожной разметки.
9. Дорожные знаки (1ч.)
Повторение материала по программе 1 класса.
Расположение и назначение дорожных знаков на улицах и дорогах. Группы знаков. Описание внешнего вида каждой группы. Разбор дорожных ситуаций с применением разметки, дорожных знаков. Жилая зона – 5.38. Конец жилой зоны – 5.39.
Остановка запрещена – 3.27.
10. Сигналы светофоры (1ч.)
Повторение материала по программе 1 класса.
Значение сигналов светофора: для пешеходов, велосипедистов, городского железнодорожного транспорта. Закрепить знания разбором дорожных знаков, разметки.
11. Сигналы регулировщика (1ч.)
Закрепить знания положений и жестов регулировщика. Разбор дорожных ситуаций с применением сигналов регулировщика, светофора, дорожных знаков, разметки.
Будь внимателен и осторожен
12. Навыки безопасного поведение пешеходов на улице(1ч.)
Разъяснить учащимся о необходимости изучения навыков безопасного движения, наблюдения, переключения на улицу, переключения на самоконтроль, правильного поведения на остановке общественного транспорта, в транспорте.
Культура поведения в общественных местах.
13.Переход нерегулируемых перекрестков. Поведение граждан на остановках общественного транспорта(1ч.)
Обучить детей переходить проезжую часть дороги по пешеходным переходам, линиям продолжения тротуара, обочине, по улицам с односторонним движением, в несколько рядов транспортных средств, с двухсторонним движением. Движение в условиях пониженной видимости, плохую погоду, с зонтом. Обучить детей не переходить проезжую часть из-за стоящего транспорта (как спереди, так и сзади). Нерегулируемые перекрестки. Остановки общественного транспорта – самые опасные места (разобрать, проанализировать с детьми). Повторить и закрепить знания правил перехода улицы, дороги, при выходе из транспортных средств.
14. На железной дороге и вблизи нее (1ч.)
Как и где переходить железнодорожные пути, переезды. Требования ПДД при переходе железнодорожных путей. Железнодорожные двухсекционные светофоры. Ответственность за нарушение правил пользования железнодорожным транспортом и поведения вблизи железной дороги.
15. В гостях у инспектора ГИБДД (1ч.)
Экскурсия по улицам города (поселка) с интенсивным движением транспортных средств и пешеходов. Беседа с работником ГИБДД о их трудовой деятельности, целях, задачах. Знакомство учащихся с наиболее сложными оживленными перекрестками. Знакомство с установленными дорожными знаками, дорожной разметкой, работой светофора и регулировщика. Поведение итогов экскурсии.
16. Итоговые занятия (2ч.)
На школьной автоплощадке, в зале или на специально размеченной площадке, организуются подвижные игры, соревнования по практическому закреплению изученных правил движения.Устанавливаются победители, которым выдаются удостоверения, «Лучший участник дорожного движения класса», призы, подарки и т.п.
Планируемые результаты
освоения обучающимися программы курса
«Правила дорожного движения»
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Юные инспектора дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
Метапредметные
навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи;
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
знать :
специфику дорожной разметки;
правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
уметь:
различать дорожную разметку и дорожные знаки, а тмкже пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.
Тематическое планирование
Раздел | Тема | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Условия безопасного поведения пешехода, пассажира | Как я знаю правила дорожного движения | 1 | | |
Движение пешеходов по улице и дороге | 1 | | |
Правила перехода улиц, дорог | 1 | | |
Пассажир обязан | 1 | | |
Детский дорожно-транспортный травматизм | 1 | | |
Улицы и дороги | Элементы улиц и дорог | 1 | | |
Перекрестки и их виды, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств | 1 | | |
Регулирование дорожного движения | Дорожная разметка | 1 | | |
Дорожные знаки | 1 | | |
Сигналы светофора | 1 | | |
Сигналы регулировщика | 1 | | |
Будь внимателен и осторожен | Навыки безопасного поведения пешеходов на улице | 1 | | |
Переход нерегулируемых перекрестков, поведение граждан в местах остановок общественного транспорта | 1 | | |
На железной дороге и вблизи нее | 1 | | |
В гостях у инспектора ГИБДД | 1 | | |
Итоговые занятия | 1 | | |
Итоговые занятия | 1 | | |
Материально-техническое
и учебно-методическое обеспечение
программы курса
Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», от 30.12.2001
года, № 196-ФЗ.
Правила дорожного движения РФ. Утверждены Постановление Совета
Министров Правительства Российской Федерации от 7.05. 2003 года №265.
Введены в действие с 1.07.2003 года.
Комментарий к Правилам дорожного движения РФ.М.: За рулем, 2002.
«Программа» по изучению ПДД и профилактике дорожно-транспортного
травматизма 1-11 классы. Ставрополь. СКИПКРО. 2002.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. М -19988.
В.И. Ковалько «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу.- М: «ВАКО», 2006, - 192 с.
Методические рекомендации по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных школах. – Москва -1988.