СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Язык журналистики"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность «Язык журналистики» поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Язык журналистики"»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности «Язык журналистики» составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9, в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования .

Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.

Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.

Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.

Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.

Внеурочная деятельность «Язык журналистики» поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цели программы:

  1. Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.

  2. Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная ориентация молодёжи.

  3. Овладение учащимися современными методами получения информации.

  4. Педагогическая и психологическая поддержка детей.

Задачи программы:

  1. Освещение в СМИ школьной жизни.

  2. Содействие в воспитании информационной культуры школьников.

  3. Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языке, информатике).

  4. Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей

  5. Знакомство с жанрами газеты.

  6. Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.

  7. Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.

  8. Организация досуга.


ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Программа построена на принципах:

- доступности – при изложении материала учитываются особенности и возможности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от развития и субъективного опыта детей. Материал располагается от простого к сложному. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
- наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- сознательности и активности – для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества.

Кабинет, в котором проводятся занятия, соответствует требованиям материального и программного обеспечения.

Кабинет оборудован согласно правилам пожарной безопасности.

Формы занятий:

- лекция;

- беседа;

- диалог;

- дебаты;

- исследования;

- практические работы;

- игра;

- экскурсия;

- учебный проект.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Краткое описание материала, изучаемого в теоретической и практической части

Тема 1. Введение.

Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ. История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.

Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты. Закон о СМИ.

Форма обучения - диалог.

Тема 2. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.

Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?

Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.

Форма обучения – дебаты, деловая игра.

Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?

Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.

Форма обучения - презентация, выступления учащихся.

Практическая работа. Исследование. Анализ текстов газетных жанров.

Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.

Тема 4. Заголовки.

Содержание, типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.

Методы - традиционные, исследование.

Форма обучения - дебаты, деловая игра.

Тема 5. Необычные тексты.

Поликодовые тексты. Слова к фотографии - какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов.

Метод - исследование.

Форма обучения - исследование, практическая работа, деловая игра.

Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка). Редактирование собственных текстов.

Тема 6. Чужая речь в моём тексте.

Чужая речь как элемент текста. Чужая речь - рефрен. Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат.

Конкурс эрудитов (чьи строки ?).

Методы - традиционные, самостоятельная работа.

Формы обучения - практическая работа, исследование.

Тема 7. От отзыва к рецензии.

Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.

Методы - традиционные.

Формы обучения - лекция.

Практическая работа. Эксперимент.

Творческая лаборатория: создание рубрики "Школьные новости"

Тема 8. Газетная информация.

Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах.

Метод - исследование.

Формы обучения- беседа, дебаты, деловая игра.

Анализ периодической печати.

Обзор региональных газет.

Презентация любимой газеты.

Тема 9. Текст.

Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.

Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.

Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.

Методы- традиционный.

Формы обучения - практическая работа, эксперимент, лекция.

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Миниатюра "Автопортрет". Редактирование собственных высказываний.

Тема 10. Репортаж.

История репортажа. Событие неприкосновенно. Законы репортажа. Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".

Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.

Методы - работа в разновозрастных группах, традиционные.

Формы обучения - диалог, экскурсия.

"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.

Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.

Тема 11. Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг

Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.

Анализ текстов аналитических жанров.

Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.

Тема 12. Рецензия. Статья. Интервью.

Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация

Тема 13. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос

Соцопрос.

Тренинг: конкурс обозревателей.

Обзор СМИ.

Тема 14. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот

Анализ текстов художественно-публицистических жанров.

Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".

Редактирование.

Тема 15. Житейская история. Легенда

Анализ текста-легенды.

Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".

Тема 16. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?"

Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?" Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

  • учащиеся 5,6 классов;

  • общее количество часов- 68;

  • периодичность и продолжительность занятий 2 раза в неделю по 2часа в каждом классе;

Пояснения к особенностям реализации программы

Принимаются все желающие. Обучение происходит по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала, фотодело, компьютерный дизайн, социология). Каждая группа выполняет работу по своему направлению, на своём уровне, после чего результаты объединяются. Обучающиеся по желанию могут менять направление деятельности.

Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, спортивные турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы является выпуск газеты о школьной жизни.

С помощью внеурочной работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.



СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2 года обучения –2019-2020,2020-2021 учебный год, но возможно продолжение с усложнением.


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Ресурсное обеспечение:

  • наличие индивидуальных компьютеров для возможности индивидуальной работы каждого ученика.

  • возможность выхода в Интернет.

  • методические пособия, дидактические материа

  • Материально – техническое обеспечение

  1. Принтер.

  2. Компьютерный класс: рабочее место учащегося (на каждого); рабочее место учителя.

  3. Проекционное оборудование: мультимедиапроектор; экран.

  4. Микрофон, наушники.

  5. Энциклопедии, словари.

  6. Материалы для художественного творчества (фломастеры, бумага, краски, клей, бумага).


МЕЖПРЕДМЕТНАЯ И ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии. В результате работы с детьми по выпуску школьных газет возрастает их мотивация к обучению. Обучающиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Содержание программы не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практико-ориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.

Внеурочная деятельность "Язык журналистики" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.

Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Развитие творческих способностей

  2. Установление новых связей с районными СМИ.

  3. Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.

  4. Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.

  5. Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.

  6. Профориентация.

Обучающиеся смогут:

  • Определить тему или идею текста;

  • Составлять простой и подробный план текста;

  • Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);

  • Оценивать чужую и свою речь;

  • Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;

  • Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;

  • Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;

  • Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;

  • Вести репортаж с места событий;

  • Составлять различные типы текстов газетной информации.

Обучающиеся должны:

  • понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;

  • уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;

  • уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;

  • уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.


Программа внеурочной деятельности «Язык журналистики» предполагает достижение третьего уровня результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.


СИСТЕМА ОТСЛЕЖИВАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

Формы контроля и учета достижений обучающихся:

  • Диагностическая работа

  • Участие в выставках, конкурсах

  • Газета в 2 полосы

  • Творческий отчет

  • Тестовые задания

  • Творческая работа

  • Проектно-исследовательская работа

Формы подведения итогов.

Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые занятия, на которых обучающиеся демонстрируют свое журналистское мастерство. Также проводится тестирование обучающихся психологом школы.

Подведение итогов реализации программы «Язык журналистики» проводится путем организации выставок работ обучающихся.

Конечные результаты:

    • умение построить устное и письменное сообщение;

    • умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

    • умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

    • самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

    • Самостоятельная подготовка газеты к изданию.


Ведение журнала по внеурочной деятельности















УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп

Тема занятия

Теория, практика

Кол-во часов

Дата проведения

Фактическая дата проведения

5 ,6 класс

1

Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ.

Лекция

1



2

Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.

Лекция

2



3

Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.

Беседа

2



4

Заголовки.

Лекция

2



5

Необычные тексты.

Мастерская

2



6

Чужая речь в моём тексте.

Лекция

2



7

От отзыва к рецензии.

Мастерская

4



8

Газетная информация.

Самостоятельное изучение

4



9

Выпуск листовок «Новости недели»

Практическая работа.

2



10

Текст.

Лекция

4



11

Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности.

Лекция

3



12

"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.

Практическая работа.

2



12

Аналитические жанры. Их характеристика

Лекция

3




12

Рецензия. Статья. Интервью.

Лекция

3



13

Деловая игра «Берем интервью»

Практическая работа.

4



13

Выпуск школьной газеты.

Экскурсия

4



14

Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот

Лекция

4



15

Житейская история. Легенда

Лекция

3



16

Творческие проекты "О чем пишут в газетах?"

Фронтальная беседа

4



17

Экскурсия в редакцию газеты, телерадиокомпанию

Экскурсия

 1



18

Написание статьи в городскую газету

 

 4



19

Проба пера

 

4





ИТОГО

68




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Список литературы для учителя

Основная:

  1. Бакшин В.В.. Основы журналистики. – М., 2009 г.

  2. Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.

  3. Кашлева Н.В. Пресс-клуб и школьная газета. – Волгоград. 2009 г.

  4. Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.

  5. Спирина Н.А. Журналистика в школе. – Волгоград. 2013г.

Дополнительная:

  1. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.

  2. Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.

  3. Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.


Список литературы для обучающихся

Основная:

  1. Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М. : Высшая школа.1987

  2. Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М.: Просвещение, 1996.

  3. Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.

Дополнительная:

  1. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М.: Просвещение, 2002.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998.