Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 43 города Тюмени |
| | | | |
| Рассмотрено Руководитель МС МАОУ СОШ№43 города Тюмени ________Т.В.Заялтдинова Протокол №1 от.29.08.2016г. | | Согласовано заместитель директора по УВР МАОУ СОШ №43 города Тюмени _______Г.В.Джатиева 30.08.2016г. | | Утверждаю директор МАОУ СОШ № 43 города Тюмени ___________Т.А. Диянова 31.08.2016г. |
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов Направление: общеинтеллектуальное Наименование программы: «Занимательная информатика» Учитель Южакова Надежда Викторовна первая квалификационная категория |
|
|
2016/2017 учебный год |
СОДЕРЖАНИЕ. |
| | | |
I. | Пояснительная записка. | стр. | 3 |
II. | Цели, задачи. | стр. | 5 |
III. | Учебно-тематический план. | стр. | 6 |
IV. | Содержание программы. | стр. | 15 |
V. | Годовой календарный учебный график. | стр. | 19 |
VI. | Организационно-педагогические условия реализации программы. | стр. | 27 |
VII. | Планируемые результаты. | стр. | 29 |
VIII. | Оценочные и методические материалы: | стр. | 32 |
- | формы контроля | | |
- | критерии отслеживания усвоения программы | | |
- | условия реализации программ | | |
- | воспитательная работа | | |
- | литература | | |
Пояснительная записка.
Курс «Занимательная информатика» предназначен для организации внеурочной деятельности в рамках общекультурного развития личности обучающихся. Программа предполагает ее реализацию в очной форме в 5-х классах.
Курс рассчитан на 34 учебных часа из расчета I час в неделю.
Рабочая программа по курсу составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования) по предмету утвержден приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.
Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).
Приказ ДОН Тюменской области «О формировании учебных планов ОУ на 2010-2011 уч. год от 14.05.2010г. №464 ОД
Учебный план МАОУ СОШ №43 г. Тюмени на 2013-2014 у.г.
Примерная, авторская программа основного общего образования по предмету:
Босова Л.Л. Программа для основной школы:5-6 классы. 7-9 классы/Л.Л. Босова.-3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-88с.: ил.-(Программы и планирование).
Курс разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС), с учетом требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы, а так же возрастных и психологических особенностей детей, обучающихся на ступени основного общего образования.
В соответствии с ФГОС, изучение факультативного курса по информатики в основной школе должно обеспечить:
Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах.
Развитие алгоритмического мышления.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, графики, схемы, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения факультативного курса по информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий (УУД). Таким образом, часть метапредметных результатов образования входят в курсе информатики в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Цели, задачи.
Цели курса:
формирование целостного представления о современном информационном пространстве;
формирование навыков создания, преобразования, хранения и поиска информации;
формирование навыков самостоятельного и осознанного включения в разнообразную деятельность по образованию и самообразованию;
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности.
Задачи курса:
приобретение учащимися знаний о возможности использования информационных технологий в различных предметах;
приобретение навыков работы с операционной системой и различным программным обеспечением;
приобретение навыков проектной деятельности;
приобретение навыков работы с локальной сетью и сетью Интернет;
эстетическое и нравственное воспитание учащихся;
развитие мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации.
Учебно-тематический план.
№ раздела | Название раздела | Кол-во часов | Содержание учебного материала | Характеристика основных видов деятельности |
| Введение в Мир информатики | 1 | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. | Знакомство учеников с компьютерным классом. Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. |
| Информация вокруг нас | 1 | Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией. | Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой и неживой природе, технике. Классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях |
| Компьютер - универсальная машина для работы с информацией | 1 | Что умеет компьютер Как устроен компьютер Техника безопасности и организация рабочего места. | Выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера. Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации. Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. |
| Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру | 1 | Устройства ввода информации Клавиатура Основная позиция пальцев на клавиатуре | Определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Выбирать и запускать нужную программу. |
| Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером | 1 | Программы и документы Рабочий стол Управление компьютером с помощью мыши Главное меню. Запуск программ Что можно выбрать в контекстном меню | Работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна). Создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы. |
| Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы | 1 | Память человека и память человечества Оперативная и долговременная память Файлы и папки | Систематизировать (упорядочивать) файлы и папки. |
| Передача информации | 1 | Схема передачи информации | Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств. |
| Электронная почта. Работаем с электронной почтой | 1 | Электронная почта | Работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения). |
| В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | В мире кодов. Способы кодирования информации | Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды. |
| Метод координат | 1 | Метод координат | Кодировать и декодировать сообщения, используя метод координат |
| Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | Текст как форма представления информации Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. |
| Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст | 1 | Текстовые документы Основные объекты текстового документа Ввод текста. | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранных языках. |
| Редактирование текста. Редактируем текст | 1 | Редактирование текста. | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора. |
| Работаем с фрагментами текста | 1 | Работаем с фрагментами текста | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора. |
| Форматирование текста. Форматируем текст | 1 | Форматирование текста. | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. |
| Структура таблицы. Создаем простые таблицы | 1 | Структура таблицы. | Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. |
| Табличное решение логических задач | 1 | Табличное решение логических задач | Разрабатывать план действий для решения задач на переправы и переливания и пр. Определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. |
| Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме | 1 | От текста к рисунку, от рисунка к схеме | Различать натурные и информационные модели, изучаемы в школе, встречающиеся в жизни. |
| Диаграммы. Строим диаграммы | 1 | Диаграммы. | Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Создавать диаграммы и графики. |
| Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора | 1 | Графический редактор Paint. | Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы). Определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений. |
| Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами | 1 | Устройства ввода графической информации. | Использовать простейший (растровый/векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений. Создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованным объектами. |
| Планируем работу в графическом редакторе | 1 | Работа в графическом редакторе | Планировать работу по конструированию сложных графических объектов их простых. |
| История 3D-печати. | 1 | История и современное состояние технологий в 3D-печати. | Знакомство с историей 3D-печати. |
| Достижения 3D-печати. | 1 | Достижения 3D-печати. | Выделить возможности применения 3D-печати в жизни человека. |
| Технология 3D-печати, типы 3D- печати. | 1 | Технология 3D-печати, типы 3D- печати. | Сравнить различные виды принтеров с 3D-принтерами по функциональным возможностям, качеству печати. |
| Создание 3D-модели. | 1 | Создание 3D-модели. | Познакомиться с процессом создания Создание 3D-модели. |
| Подготовка 3D-модели для последующей ее печати | 1 | Подготовка 3D-модели для последующей ее печати | Разработать с помощью учителя простейшую 3D-модель для последующей ее печати. |
| Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели. | 1 | Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели. | Напечатать простейшую 3D-модель. |
| Творческий проект. Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели. | 1 | Творческий проект. Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели. | Разработать свою простейшую 3D-модель для последующей ее печати. |
| Разнообразие задач обработки информации | 1 | Разнообразие задач обработки информации | Решать задачи по обработке информации. |
| Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | Кодирование как изменение формы представления информации | Кодировать и декодировать информацию. |
| Систематизация информации. Создаем списки | 1 | Систематизация информации. | Создавать, форматировать списки. |
| Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет | 1 | Поиск информации. | Осуществлять поиск информации в сети Интернет с использование простых запросов (по одному признаку). Сохранять для индивидуального пользования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. |
| Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор | 1 | Программа Калькулятор | Вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. |
Содержание программы.
Введение в Мир информатики.
Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места.
Информация вокруг нас.
Как человек получает информацию. Виды информации по форме представления. Действия с информацией.
Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.
Что умеет компьютер. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места.
Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру.
Устройства ввода информации. Клавиатура. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером.
Программы и документы. Рабочий стол. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ.
Что можно выбрать в контекстном меню.
Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы.
Память человека и память человечества. Оперативная и долговременная память. Файлы и папки.
Передача информации.
Схема передачи информации
Электронная почта. Работаем с электронной почтой.
Электронная почта.
В мире кодов. Способы кодирования информации.
В мире кодов. Способы кодирования информации.
Метод координат.
Метод координат.
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов.
Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст.
Текстовые документы. Основные объекты текстового документа. Ввод текста.
Редактирование текста. Редактируем текст.
Редактирование текста.
Работаем с фрагментами текста.
Работаем с фрагментами текста.
Форматирование текста. Форматируем текст.
Форматирование текста.
Структура таблицы. Создаем простые таблицы.
Структура таблицы.
Табличное решение логических задач.
Табличное решение логических задач.
Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
От текста к рисунку, от рисунка к схеме.
Диаграммы. Строим диаграммы.
Диаграммы.
Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора.
Графический редактор Paint.
Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами.
Устройства ввода графической информации.
Планируем работу в графическом редакторе.
Работа в графическом редакторе.
История 3D-печати.
История и современное состояние технологий в 3D-печати.
Достижения 3D-печати.
Достижения 3D-печати.
Технология 3D-печати, типы 3D- печати.
Технология 3D-печати, типы 3D- печати.
Создание 3D-модели.
Этапы создания 3D-модели.
Подготовка 3D-модели для последующей ее печати.
Подготовка 3D-модели для последующей ее печати.
Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели.
Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели.
Творческий проект. Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели.
Творческий проект. Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели.
Разнообразие задач обработки информации.
Разнообразие задач обработки информации.
Кодирование как изменение формы представления информации.
Кодирование как изменение формы представления информации.
Систематизация информации. Создаем списки.
Систематизация информации.
Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет.
Поиск информации.
Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор
Назначение программы. Интерфейс программы. Функциональные возможности программы Калькулятор. Выполнение вычислений.
Годовой календарный учебный график. |
| «Занимательная информатика» | (34 часа) |
|
№ раздела № урока | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип занятия. Вид контроля. | Планируемые результаты |
план | факт |
| 8.09 | 5.09 | Введение в Мир информатики | 1 | Комбинированное занятие | Знать ТБ нахождения в компьютерном классе и ТБ при работе за компьютером. Иметь представление о роли информации в жизни людей. Соблюдать ТБ нахождения в компьютерном классе и ТБ при работе за компьютером. |
| 15.09 | 12.09 | Информация вокруг нас | 1 | Комбинированное занятие | Приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой и неживой природе, технике. Классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях |
| 22.09 | 19.09 | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией | 1 | Комбинированное занятие | Выделять аппаратное и программное обеспечение компьютера. Анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации. Соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ. |
| 29.09 | 26.09 | Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру | 1 | Комбинированное занятие | Определять технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер. Выбирать и запускать нужную программу. |
| 6.10 | 3.10 | Управление компьютером. Вспоминаем приемы управления компьютером | 1 | Комбинированное занятие | Работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна). Создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы. |
| 13.10 | 10.10 | Хранение информации. Создаем и сохраняем файлы | 1 | Комбинированное занятие | Систематизировать (упорядочивать) файлы и папки. |
| 20.10 | 17.10 | Передача информации | 1 | Комбинированное занятие | Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приемы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств. |
| 27.10 | 24.10 | Электронная почта. Работаем с электронной почтой | 1 | Комбинированное занятие | Работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения). |
| 28.10 | 7.11 | В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | Комбинированное занятие | Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды. |
| 10.11 | 14.11 | Метод координат | 1 | Комбинированное занятие | Кодировать и декодировать сообщения, используя метод координат |
| 17.11 | 21.11 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 1 | Комбинированное занятие | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов. |
| 24.11 | 28.11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст | 1 | Комбинированное занятие | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Создавать несложные текстовые документы на родном и иностранных языках. |
| 1.12 | 5.12 | Редактирование текста. Редактируем текст | 1 | Комбинированное занятие | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора. |
| 8.12 | 12.12 | Работаем с фрагментами текста | 1 | Комбинированное занятие | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами. Осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора. |
| 12.12 | 19.12 | Форматирование текста. Форматируем текст | 1 | Комбинированное занятие | Соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности текстового процессора по их реализации. Оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста. |
| 22.12 | 26.12 | Структура таблицы. Создаем простые таблицы | 1 | Комбинированное занятие | Создавать, форматировать и заполнять данными таблицы. |
| 29.12 | 16.01 | Табличное решение логических задач | 1 | Комбинированное занятие | Разрабатывать план действий для решения задач на переправы и переливания и пр. Определять информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию. |
| 19.01 | 23.01 | Разнообразие наглядных форм представления информации. От текста к рисунку, от рисунка к схеме | 1 | Комбинированное занятие | Различать натурные и информационные модели, изучаемы в школе, встречающиеся в жизни. |
| 26.01 | 30.01 | Диаграммы. Строим диаграммы | 1 | Комбинированное занятие | Приводить примеры использования таблиц, диаграмм, схем, графов и т.д. при описании объектов окружающего мира. Создавать диаграммы и графики. |
| 2.02 | 6.02 | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Изучаем инструменты графического редактора | 1 | Комбинированное занятие | Выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы). Определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений. |
| 9.02 | 13.02 | Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами | 1 | Комбинированное занятие | Использовать простейший (растровый/векторный) графический редактор для создания и редактирования изображений. Создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованным объектами. |
| 16.02 | 20.02 | Планируем работу в графическом редакторе | 1 | Комбинированное занятие | Планировать работу по конструированию сложных графических объектов их простых. |
| 24.02 | 27.02 | История 3D-печати. | 1 | Комбинированное занятие | Знакомство с историей 3D-печати. |
| 2.03 | 6.03 | Достижения 3D-печати. | 1 | Комбинированное занятие | Выделить возможности применения 3D-печати в жизни человека. |
| 9.03 | 13.03 | Технология 3D-печати, типы 3D- печати. | 1 | Комбинированное занятие | Сравнить различные виды принтеров с 3D-принтерами по функциональным возможностям, качеству печати. |
| 16.03 | 20.03 | Создание 3D-модели. | 1 | Комбинированное занятие | Познакомиться с процессом создания Создание 3D-модели. |
| 23.03 | 27.03 | Подготовка 3D-модели для последующей ее печати | 1 | Комбинированное занятие | Разработать с помощью учителя простейшую 3D-модель для последующей ее печати. |
| 6.04 | | Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели. | 1 | Комбинированное занятие | Напечатать простейшую 3D-модель. |
| 13.04 | | Творческий проект. Техника безопасности при работе с 3D-принтером. Печать модели. | 1 | Комбинированное занятие | Разработать свою простейшую 3D-модель для последующей ее печати. |
| 20.04 | | Разнообразие задач обработки информации | 1 | Комбинированное занятие | Решение задач по обработке информации |
| 27.04 | | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 | Комбинированное занятие | Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. |
| 4.05 | | Систематизация информации. Создаем списки | 1 | Комбинированное занятие | Создавать, форматировать списки. |
| 11.05 | | Поиск информации. Ищем информацию в сети Интернет | 1 | Комбинированное занятие | Осуществлять поиск информации в сети Интернет с использование простых запросов (по одному признаку). Сохранять для индивидуального пользования, найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них. |
| 18.05 | | Преобразование информации по заданным правилам. Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор | 1 | Комбинированное занятие | Вычислять значения арифметических выражений с помощью программы Калькулятор. |
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Литература:
Босова Л.Л. Программа для основной школы:5-6 классы. 7-9 классы/Л.Л.
Босова.-3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-88с.: ил.- (Программы и планирование).
Босова Л.Л.: рабочая тетрадь для 5 класса
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,-2013-144 с.:илл.
Яковлев Д.В., Супрун Е.А. 3D-принтеры и 3D-печать в школе.
Учебно-методическое пособие. ФГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2015-152с.:илл.
Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
Электронные ресурсы
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru/
Виртуальный компьютерный музей: http://www.computer-museum.ru/
Интерактивные модели http://college.ru/
Технические средства обучения
- Компьютер LG – 12 шт.
Ноутбук HP
Проектор EPSON
Доска интерактивная Screen Media
Многофункциональное устройство SAMSUNG (сканер, принтер, ксерокс)
3D-принтер
Флипчарт (магнитно-маркерная доска)
Наушники 15 шт.
Микрофоны 15 шт.Электронные материалы для учителя и учащихся: www.school-collection.edu.ru
Программные средства
Операционная система Windows.
Файловый менеджер
Почтовый клиент
Браузер
Мультимедиа проигрыватель
Антивирусная программа
Программа-архиватор
Программа-переводчик
Система оптического распознавания текста
Программа интерактивного общения
Клавиатурный тренажер
Виртуальные компьютерные лаборатории
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, программу разработки презентаций, систему управления базами данных, электронные таблицы
Растровый и векторный графические редакторы
Звуковой редактор
Система автоматизированного проектирования
Геоинформационная система
Редактор веб-страниц
Планируемые результаты.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе (личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета)
При изучении курса «Занимательная информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе общеобразовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
развитие алгоритмического мышления.
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
В рамках данного спецкурса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
единицы измерения количества и скорости передачи информации; основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
аппаратный и программный принципы работы компьютера;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
создавать презентации на основе шаблонов;
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц;
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания коллекций информационных объектов.
Оценочные и методические материалы:
Описание места курса «Занимательная информатика» в учебном плане
В результате изучения предмета "Информатика" в 2-4 классах у учащихся сформированы первоначальные умения передачи, поиска, преобразования и хранения информации.
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах. Стремительное развитие информационных технологий диктует необходимость овладения ими как можно в более раннем возрасте, так как их использование облегчает процесс познания и повышает его привлекательность.
Курс «Занимательная информатика», рассчитанный на 34 часов (по 1 часу в неделю), целесообразно изучать в 5-х классах.
Полученные при изучении курса знания и практические умения работы с компьютером могут использоваться в основной школе в различных предметах. Большая прикладная составляющая курса «Занимательная информатика» способствует успешному изучению многих других предметов.
Место курса в учебном плане |
|
по | Информатике |
| (предмет) |
|
Класс | 5 |
|
Учитель | Южакова Надежда Викторовна |
|
Количество часов | 34 |
|
Всего | 34 | часов; | в неделю | 1 | час. |
|
Плановых контрольных уроков | | , | зачетов | | , | тестов | | . |
|
|
Формы контроля.
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные электронные работы, проекты), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа их продукции и деятельности по её созданию. Оценка имеет различные способы выражения, устные суждения педагога, письменные качественные характеристики. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
1) текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
2) взаимооценивание учащимися работ друг друга;
3) тестирование;
4) текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников.
Критерии отслеживания усвоения программы.
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей:
Создание графов исследуемых понятий.
Схемы передачи информации.
Создание личной электронной почты.
Создание и применение собственной кодировочной таблицы.
Разработка творческого проекта «Тематический буклет».
Разработка творческого проекта «Печать 3D-модели».
Подготовка презентаций.
Участие в школьной конференции.
Условия реализации программы.
Занятия проводятся в компьютерном классе. Основной тип занятий – практикум (15-20 мин.), сопровождающийся пояснениями учителя, и предварительным объяснением в занимательной форме. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Используется сеть Интернет и локальная сеть.
Длительность занятий 40 минут с перерывом на физическою гимнастику как для всего опорно-двигательного аппарата, так и для глаз. Продолжительность работы за компьютером – 15 минут.
Наполняемость групп для занятий внеурочной деятельностью составляет 17 человек.
Воспитательная работа.
Одна из целей обучения на спецкурсе – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию.
Литература.
И.Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике М.: Творческий центр Сфера, 2006. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. (гриф «Допущено» Министерства образования РФ).
Босова Л.Л. Программа для основной школы:5-6 классы. 7-9 классы/Л.Л.
Босова.-3-е изд.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.-88с.: ил.- (Программы и планирование).
Босова Л.Л.: рабочая тетрадь для 5 класса
Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,-2013-144 с.:илл.
Яковлев Д.В., Супрун Е.А. 3D-принтеры и 3D-печать в школе.
Учебно-методическое пособие. ФГОУ ВПО «Тюменский государственный университет», 2015-152с.:илл.
Цветкова М.С., Курис Г.Э. Виртуальные лаборатории по информатике в начальной школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.