Пояснительная записка
Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного образования на основе «Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]: под ред. В.А. Горского. – М.:Просвещение,2010. - 111с. – (Стандарты второго поколения).
Цель программы
Создание условий для развития у обучающихся качеств творческой личности, умеющей применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире, развитие интереса к рукоделию, раскрытие творческого потенциала, организация досуга.
В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Образовательные:
• Обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;
• Научить чётко и правильно выполнять основные приёмы вязания;
• Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.
2. Воспитательные:
• Привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;
• Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
• Привить основы культуры труда.
3. Развивающие:
• Развить образное мышление.
• Развить внимание;
• Развить моторные навыки;
• Развить творческие способности;
• Развить фантазию;
• Выработать эстетический и художественный вкус.
Место курса в учебной плане
Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. Программа включает в себя 34 занятия по 35 минут
Содержание курса
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенного вида работы с пряжей. Обчающиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о народном творчестве и искусстве вязания, а также исследовать свои способности применительно к данному виду творчества.
Курс занятий построен таким образом, что предоставляет возможность учащимся тренировать различные виды своих навыков и способностей.
Программой предусмотрено проведение практических занятий, игр, викторин с элементами самостоятельного поиска знаний, выставок. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у обучающихся.
Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Волшебный клубок» будет обеспечено достижение обучающимися практических навыков вязания на спицах ивоспитательных результатов и эффектов.
Они распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям
общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
Предметные результаты:
Ученик научится:
разным техникам вязания на двух- и пяти спицах,
различать свойства шерстяных, пуховых, хлопчатобумажных и шелковых нитей,
правилам подбора спиц, крючков для вязания,
различать условные обозначения, применяемые при вязании на спицах, крючком
подбирать спицы в соответствии с толщиной и качеством нити и видом узора,
выполнять записи узоров вязания с помощью условных обозначений,
вязать простые изделия на двух и пяти спицах, крючком.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты.
Метапредметные результаты:
В результате прохождения программы «Волшебный клубок»
Ученик научится:
Регулятивные универсальные учебные действия:
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ.
решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;
учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;
адекватно воспринимать оценку своих работ окружающими;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.
Ученик получит возможность научиться:
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия.
осуществлять поиск информации с использованием литературы и средств массовой информации;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;
Познавательные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;
художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;
развивать фантазию, воображения, художественную интуицию, память;
Ученик получит возможность научиться:
создавать и преобразовывать схемы и модели для решения творческих задач;
понимать культурно – историческую ценность традиций, отраженных в предметном мире, и уважать их;
более углубленному освоению понравившегося ремесла.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Ученик научится:
первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;
сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми
формировать собственное мнение и позицию.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции других людей;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Личностные результаты:
У ученика будут сформированы:
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной современного мира;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических творческих работ;
ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;
способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
Ученик получит возможность для формирования:
устойчивого познавательного интереса к творческой деятельности;
осознанных устойчивых эстетических предпочтений ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
возможности реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности на эстетическом уровне;
эмоционально – ценностных отношений к искусству и к жизни, осознавать систему общечеловеческих ценностей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.Вводное занятие: правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Техника вязания. Набор петель при вязании на двух спицах . Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности. Общие организационные сведения.Ознакомление с образцами изделий, которые будут изготавливаться на последующих занятиях.
2. Технология выполнения лицевых и изнаночных петель.Набор петель при вязании на двух спицах. Виды набора петель. Правильное положение рук при наборе петель. Технология выполнения лицевых и изнаночных петель.Правильное положение рук при вязании на спицах. Технология выполнения изнаночной петли двумя способами. Первый способ расположить рабочую нить перед левой спицей. Второй способ:"бабушкина изнаночная". Технология выполнения лицевых петель. Технология выполнения изнаночной и лицевой петель не одинаково, потому что в лицевых петлях рабочая нить находится за левой спицей Выполнение лицевых петель происходит двумя способами: вывязывание лицевой петли за переднюю стенку, вывязывание лицевой петли за заднюю стенку.
3. Кромочные петли. Закрепление петель последнего ряда.
Кромочные петли. Кромочным петлям в процессе вязания отведена вспомогательная роль: они образуют кромку с краев полотна.Закрепление петель последнего ряда. Технология закрепления петель последнего ряда выполняется двумя способами: накиды. Использование накидов в узорах со сложным переплетением нитей, для прибавления и удлинения петель. Способы убавления, прибавления и закрывания петель. Убавление и прибавление петель. Закрывание петель.
4.Вязание прямоугольной прихватки. Технология вязания прямоугольной прихватки.
5.Вязание шарфа. Технология вязания шарфа.
6.Вязание шапки. Технология вязания шапки.
7.Вязание сумочки. Технология вязания сумочки.
8.Вязание следов. Технология вязания следочков.
9. Вязание носков. Технология вязания носков.
10. Итоговое вязание изделия по выбору. Проектная деятельность «Вязание в наши дни на территории Курской области»
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Название темы | Количество часов |
| Правила техники безопасности. Общие сведения о вязании, о нитках и спицах, технологии вязания спицами, крючком. | 5 |
1 | Правила техники безопасности. Общие сведения о вязании, о нитках и спицах, крючке. | 1 |
2 | Основы вязания спицами. Набор петель как подготовительный ряд будущего узора. Лицевые, изнаночные петли. | 1 |
3 | Лицевые, изнаночные петли. Как закрыть петли. | 1 |
4 | Основы вязания крючком. Веревочка. | 1 |
5 | Вязание с накидом, без накида. | 1 |
6 | Вязание прямоугольной прихватки | 3 |
7 | Вязание шарфа | 2 |
8 | Вязание шапки | 3 |
9 | Вязание сумочки. | 3 |
10 | Вязание следов | 3 |
11 | Вязание носков | 3 |
13 | Итоговое вязание изделия по выбору. Проектная деятельность «Вязание в наши дни на территории Курской области» | 8 |
14 | Резервные занятия. | 4 |
| Всего: | 34 |