Приложение
к Основной образовательной программе среднего общего образования
МБОУ СОШ № 30
Рассмотрено на заседании ШМО № 1 от «__» _____2020 г. _________Н.В.Панферова | Согласовано Заместитель директора по УВР __________И.Н.Симакова « __» -______2020 г | Утверждено Директор МБОУ СОШ № 30 ______________ Д.В.Ушаков приказ №______– ОД от « __» _______2020 г. |
Коломенского г.о. Московской области
Рабочая программа по внеурочной деятельности
“Избранные вопросы математики”
11 “Б” класс
Учитель: Зыбёнкина Татьяна Витальевна, 1 КК
Коломна, 2020
Нормативно-правовая база (среднее общее образование)
В основе разработки рабочей программы лежат следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования".
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утвержденным приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
Устав МБОУ СОШ № 30.
Положение МБОУ СОШ № 30 о рабочих программах.
Основная образовательная программа среднего общего образования на 2020-2022 г.г.
Учебный план МБОУ СОШ № 30 на 2020-2021 учебный год.
Годовой календарный план-график МБОУ СОШ № 30 на 2020-2021 учебный год.
Примерные программы по предмету.
Пояснительная записка
Программа составлена на основе примерной авторской программы Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев
Данный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю).
Цели курса:
- Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
- Развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений.
- Привитие учащимся практических навыков решать нестандартные задачи.
- Углубление учебного материала, расширение представления об изучаемом предмете.
Содержание курса
Метод математической индукции (2 часа)
Общие и частные утверждения. Дедукция и индукция. Индукция как переход от частных утверждений к общим. Принцип математической индукции. Решение задач с использованием метода математической индукции.
2. Инвариант (2 часа)
Понятие инварианта и полуинварианта. Использование инвариантов при решении задач.
3. Чётность (2часа)
Чётные и нечетные числа. Чётность как инвариант. Чётность суммы и произведения чисел.
Принцип Дирихле (2 часа)
Классическая и общая формулировки принципа Дирихле. Принцип Дирихле в арифметике и алгебре. Принцип Дирихле в геометрии.
Теория графов (6 часов)
Основные понятия теории графов. Степень вершины. Полный граф и его свойства. Путь, маршрут и цикл в графе. Связные вершины. Компоненты связности графа. Дерево. Мост и число рёбер в дереве. Эйлеровы кривые. Эйлеров путь. Эйлеров цикл. Плоские графы. Теорема Эйлера. Ориентированные графы.
«Принцип крайнего» (4 часа)
Выбор наибольшего и наименьшего значения. Деление на части. Принцип крайнего и теория графов. Принцип крайнего в геометрии.
Решение задач, уравнений и неравенств в целых числах (9 часов)
Понятие диофантова уравнения. Диофантовы уравнения первого и второго порядка с двумя неизвестными. Три классические задачи, решаемые в целых числах. Задача о взвешивании. Задача о разбиении числа. Задача о размене. Диофантово уравнение А.А. Маркова. Текстовые задачи на целые числа. Оценки переменных. Организация перебора. Неравенства в целых числах. Графические иллюстрации. Задачи на делимость. Делимость и уравнения в целых числах. Опорные задачи. Целочисленные прогрессии.
Задачи с экономическим содержанием (7 часов)
Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. Налоги, простые проценты. Текстовые задачи на проценты. Задачи о вкладах и кредитовании (банковские проценты). Проценты по вкладам. Проценты по кредиту. Производство, рентабельность и производительность труда. Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда. Задачи оптимизации производства товаров или услуг. Логический перебор в задачах оптимизации.
Требования к результатам освоения программы к окончанию 11 класса
Обучающиеся научатся:
Применять теорию в решении задач.
Применять полученные математические знания в решении жизненных задач.
Воспринимать и усваивать материал дополнительной литературы.
Использовать специальную математическую, справочную литературу для поиска необходимой информации.
Анализировать полученную информацию.
Использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора, формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Использовать полученные выводы в конкретной ситуации.
Пользоваться полученными геометрическими знаниями и применять их на практике.
Планировать свою работу; последовательно, лаконично, доказательно вести рассуждения; фиксировать в тетради информацию, используя различные способы записи.
Обучающиеся получат возможность:
- Научиться применять разнообразные приёмы рационализации вычислений.
- Осваивать более сложный уровень знаний по предмету.
- Иметь представления об основных изучаемых понятиях как важнейших
математических моделях, позволяющих описывать реальные процессы.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Дата |
По плану | По факту |
Метод математической индукции 2 часа |
1 | Общие и частные утверждения. Дедукция и индукция. Индукция как переход от частных утверждений к общим. | 01.09.2020 | |
2 | Принцип математической индукции. Решение задач с использованием метода математической индукции. | 08.09.2020 | |
Инвариант 2 часа |
3 | Понятие инварианта и полуинварианта | 15.09.2020 | |
4 | Использование инвариантов при решении задач | 22.09.2020 | |
Чётность 2 часа |
5 | Чётные и нечетные числа. Чётность как инвариант | 29.09.2020 | |
6 | Чётность суммы и произведения чисел | 06.10.2020 | |
Принцип Дирихле 2 часа |
7 | Классическая и общая формулировка принципа Дирихле. Принцип Дирихле в арифметике и алгебре. | 13.10.2020 | |
8 | Принцип Дирихле в геометрии | 20.10.2020 | |
Теория графов 6 часов |
9 | Основные понятия теории графов. Степень вершины. | 27.10.2020 | |
10 | Полный граф и его свойства. Путь, маршрут и цикл в графе. | | |
11 | Связные вершины. Компоненты связности графа. | | |
12 | Дерево. Мост и число рёбер в дереве. | | |
13 | Эйлеровы кривые. Эйлеров путь. Эйлеров цикл. Плоские графы. Теорема Эйлера. | | |
14 | Ориентированные графы. | | |
Принцип крайнего 4 часа |
15 | Выбор наибольшего и наименьшего значения. | | |
16 | Деление на части. | | |
17 | Принцип крайнего и теория графов. | | |
18 | Принцип крайнего в геометрии. | | |
Решение задач, уравнений и неравенств в целых числах 9 часов |
19 | Понятие диофантова уравнения. Диофантовы уравнения первого порядка с двумя неизвестными. | | |
20 | Диофантовы уравнения второго порядка с двумя неизвестными. | | |
21 | Три классические задачи, решаемые в целых числах. Задача о взвешивании. Задача о разбиении числа. Задача о размене. | | |
22 | Диофантово уравнение А.А. Маркова. | | |
23 | Текстовые задачи на целые числа. | | |
24 | Оценки переменных. Организация перебора. | | |
25 | Неравенства в целых числах. Графические Интерпретации. | | |
26 | Задачи на делимость. Делимость и уравнения в целых числах. Опорные задачи. | | |
27 | Целочисленные прогрессии. | | |
Задачи с экономическим содержанием 7 часов |
28 | Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения. | | |
29 | Налоги. Простые проценты. Текстовые задачи на проценты. | | |
30 | Задачи о вкладах и кредитовании (банковские проценты). Проценты по вкладу. Проценты по кредиту. | | |
31 | Производство, рентабельность и производительность труда. Решение задач на нахождение рентабельности, себестоимости, выручки и производительности труда. | | |
32 | Задачи оптимизации производства товаров или услуг. Минимизация расходов. | | |
33 | Задачи оптимизации производства товаров или услуг. Максимизация прибыли. | | |
34 | Логический перебор в задачах оптимизации. | | |
14