СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Брянский край"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа внеурочной деятельности составлена для 1-4 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Брянский край"»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты



Метапредметные результаты






1 класс

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания ( что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

введение правил;

разучивание игр.

формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

формирование знаний о современных профессиях;

формирование знаний об истории города, поселка.

формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

формирование умения слушать и вступать в диалог;

формирование умения в постановке вопросов;

умение строить устный рассказ;

формирование умений работать в парах, малых группах.


2 класс

- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.


  • понимать, принимать и формулировать учебную задачу;

  • ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;

  • планировать свои высказывания и действия;

  • уметь оценивать правильность выполнения действия по заданным критериям;

  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

  • понимать , толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике для передачи информации;

  • осуществлять поиск необходимой информации из различных источников;

  • понимать содержание параграфа, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц или схем;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • ориентироваться в разнообразие способов решения задач.

  • донести свою позицию до других: формировать свою мысль в устной и письменной речи;

  • слушать и понимать речь других;

  • признавать свои ошибки, озвучивать их;

  • готовить сообщения, выполнять проекты по теме;

  • выразительно читать и пересказывать текст;

  • вступать в беседу на уроках и в жизни;

  • совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;

  • учиться выполнять различные роли в группе.


3 класс

- умение ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;

- приобретение способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- умение оценивать нравственное содержание и смысл поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- осознание чувства сопричастности и гордости за свой край и народ;

- формирование мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;


планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

 различать способ и результат действия;

 осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера;

 строить сообщения в устной и письменной форме;

производить элементарное смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.




4 класс

- желание приобретать новые знания;

- способность оценивать свои действия.

- объяснять что связывает тебя с малой родиной.


принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

оценивать правильность выполнения действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок.

любить историю своего края.

рассказывать о том как жили наши предки,

иметь преставление о достопримечательностях нашего края,

знать символы области, историю своего имени.

вести диалог;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Предметные результаты

1 класс

- называть страну, регион, где живет учащийся, родной город;

- узнавать символику страны, края, города, школы;

- называть государственные праздники;

- называть имена известных людей Брянской области, героев ВОВ;

- называть города, посёлки, реки , озёра, изученных в курсе.


- описывать изученные события истории Отечества;

- оценивать поступки других с позиции добра и зла;

- уважительно относиться к своему дому, семье, истории русского народа;

- поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.

2 класс

- знать неживую и живую природу;

- сезонные явления природы;

- последовательность смены времен года и названия месяцев;

- зависимость природных явлений от смены времен года;

- народные и научные предсказания погоды

- дикорастущие и культурные растения родного края;

- диких и домашних животных;

- насекомых, рыб, птиц, зверей родного края;

- правила поведения в природе;

- охраняемые объекты и территории родного края;

- основные сведения о своем городе;


- различать объекты неживой и живой природы;

- классифицировать объекты природы по существенным признакам;

- рассказывать о явлениях живой природы, устанавливать взаимосвязи;

- приводить примеры погодных явлений;

- вести наблюдение за погодой, фиксировать результаты;

- сопоставлять научные и народные предсказания погоды;

- выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные группы растений и животных;

- узнавать животных на рисунке, описывать их по плану;

- узнавать растения на рисунке, описывать их по плану;

- вести наблюдения в природе под руководством учителя;

-извлекать информацию из разных источников.

3 класс

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

  • приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

  • ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

  • проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • узнавать символику родного края;

  • использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета;

  • работать с картой;

  • находить на карте свой край и город;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной;

  • ориентироваться на позицию партнера в общении;

  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • формирования мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно-познавательные, внешние и внутренние мотивы;

  • привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков;

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

  • самостоятельно подбирать литературу по теме;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

  • работать в семейных архивах.

  • готовить и выступать с сообщениями;

  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;

  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.






4 класс

- ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего;

- приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

- выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;

- проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;

- самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации и т.д.;

- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни и обычаям наших предков;

- на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; узнавать символику родного края;











- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о Брянском крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек, Интернета; работать с картой;

- находить на карте свой край и город; устанавливать причинно-следственные связи;

- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной; ориентироваться на позицию партнера в общении;

- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формирования мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно­познавательные, внешние и внутренние мотивы; привития чувства гордости за свой город, за успехи своих земляков; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия; самостоятельно подбирать литературу по теме;

- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета;

- работать в семейных архивах, готовить и выступать с сообщениями;

- формировать навыки коллективной и организаторской деятельности; аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «БРЯНСКИЙ КРАЙ»

1 класс (33 часа)

Азбука – к мудрости ступенька (4 ч)

Учимся разгадывать ребусы и загадки (2 ч)

Сказки Брянского леса (2 ч)

Животный мир Брянской области (2 ч)

Природа родного края (2 ч)

Поэтическая Брянщина (2 ч)

Происхождение названий городов,  сел и рек Брянской области (3 ч)

Из истории Брянского края (3 ч)

Герб Брянской области (1 ч)

Легенды Брянского края (2 ч)

Памятники природы (2 ч)

К истокам слова (1 ч)

Суровые годы войны (2 ч)

Учимся работать с картой Брянской области (2 ч)

Занимательное азбуковедение (2 ч)

Конкурс грамотеев (1 ч)

2 класс (34 часа)

Введение в курс (1ч)

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе.

В гостях у Осени (9ч)

Краски осени. Осенние прогулки по брянскому лесу.

Загадки. Пословицы, поговорки об осени.

В царстве растений. В царстве животных. В царстве рыб. Кто и как готовится к зиме.

Народные приметы осени. Происхождение названий месяцев.

В гости к Зиме (8ч)

Зимние месяцы. Народный зимний календарь. Новый год.

Зимние слова. Февраль в народном календаре.

Жизнь животных зимой. Белая книга.

Растения зимой. Как относятся к деревьям разные народы

Зимние мотивы – стихи, песни, забавы.

В гости к Весне (9ч)

Растения весной. Первоцветы Брянского края. Берёза – символ России.

Жизнь животных. Здравствуйте, пернатые друзья!

Верные друзья. Звери весной.

Проснулись ящерицы, змеи, лягушки. Первые насекомые.

В гостях у Лета (5ч)

Признаки хорошей погоды. Ненастье.

Как образуется дождь? Почему бывают грозы? Отчего бывает радуга?

В лес по ягоды пойдём.

Охрана природы (2ч)

Охраняемые природные территории и объекты.

3 класс (34 часа)

Наука история (3ч.)

История-наука о прошлом человечества. История образования Брянского края. История времени. Древнерусский календарь.

Науки, которые нам помогают (15ч.)

Исторические источники.

Типы исторических источников: вещественные(орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, гербы, оружие, жилище и различные постройки), письменные(летописи, грамоты, договоры, указы, дневники, надписи на камне, металле и др.материалах), устные(предания, сказания, легенды, былины, баллады).

Археология-«наука лопаты».Археологические памятники: их поиск, исследование, археологические раскопки(поселения, курганы, гробницы).Археологические памятники Брянской области. Жизнь древних людей: условия жизни и выживания.

Славянская письменность: глаголица и кириллица (составители азбуки - Кирилл и Мефодий), письмо на бересте, былины, летописи, буквы славянского алфавита, «Слово о полку Игореве». Брянские города в русских летописях.

Геральдика- наука о различных гербах, их правильном составлении и описании. Герб- отличительный знак государства, города или рода (семьи ), который изображают на флагах, монетах, печатях. Герольды. Правила составления гербов: формы щита, число цветов, фигуры и символы, девизы на гербах. Русская символика. История символики Брянского края.

Генеалогия - изучает происхождение и родственные связи лиц, родов, фамилий. Родословная: предки, потомки, поколения. «Древо человеческой жизни»: источники, генеалогии. Краткая родословная князей Трубецких. Составление собственной родословной и вычерчивание генеалогического древа, создание фамильного герба.

Ономастика - изучает происхождение, изменение, географическое распространение имен людей. Древнерусские имена (по берестяным грамотам и летописям), основные способы их образования. Святцы. Появление и смысл отчества, фамилий. История происхождения собственного имени.

Топонимика- наука о происхождении географических названий. (Имена на карте). История происхождения названий отдельных городов страны, области, района, названия рек и озер. Географические имена- свидетели прошлого.

Откуда мы родом (3ч.)

Славянские племена. Славяне на территории Брянского края. Древние славяне. Язычество - верования древних славян. Соседи древних славян.

Откуда пошла Русь (3ч.)

Первые русские князья. Князь и его дружина. Династия Рюриковичей. Брянское княжество. Древний город. Древние города Брянского края. Брянск при Романе Михайловиче Брянском.

Не посрамим русской земли (6ч)

Защита русских земель. Севская крепость. Куликовская битва. Брянский край при Петре 1.Брянский край и Отечественная война 1812года. Народное ополчение. Брянский край в годы Великой Отечественной войны. Юные герои Брянского края.

День, в котором ты живешь (3ч). 

Брянская область сегодня. Экскурсии в краеведческий музей, по историческим местам.

Итоговое занятие (1ч.)

4 класс (34 часа)

Что такое культура? (1ч)

Как жили славяне (3ч)

Занятия славян. Язычество древних славян

Принятие христианства на Руси. (2ч)

Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери. Храмы Брянского края.

Крестьянский дом. (2ч)

Мастера Злынки. Резные кружева.

Занятия крестьян. (9ч)

Не боги горшки обжигают. Долог день до вечера. По одёжке встречают. Делу время, потехе час.

Жители России (1ч)

Народы России.

«Что даёт мой край стране» (3ч)

Свенская ярмарка. «Рысаки из Локтя». Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.

Предприятия. БМЗ. «Ах, Клинцы, город добрых ткачей!» Клинцы - город текстильщиков.

Парки и усадьбы (2ч)

Музей деревянной скульптуры. Парк культуры и отдыха им. А.К.Толстого. «Соловьи. Городской парк Трубчевска – на родине Бояна.

Дорогие мои земляки (2ч)

Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К.Толстой. Рыленков. А.И.Вяльцева. Братья Могилевцевы. Тенешевы. Габо. Рославец. Георгиевская.

Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия (2ч)

По памятным местам. Партизанская поляна и др. (4ч)

Образование, спорт, искусство, литература сегодня (2ч)

Брянские театры. Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.

Экскурсии в краеведческий музей, по памятным местам.

Итоговое занятие (защита проектов) (1 ч)


Данное направление реализуется через следующие формы:

- Встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества». 

- Оформление газет о боевой и трудовой славе россиян.

- Встречи с участниками «горячих точек».

- Тематические классные часы. 

- Оказание помощи ветеранам ВОВ и труда.

- Конкурсы рисунков.

- Фестивали патриотической песни.

- Написание летописи родного края.

- Разведение комнатных цветов.

- Акция «Спаси дерево», «Помоги птицам».

-Ролевые игры, социальные проекты.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«С АЗБУКОЙ ПО РОДНОМУ КРАЮ» (1 класс)

(33 часа)

темы п / п

по плану


Тема занятия


Количество часов


Дата


По плану

Фактич.

1

Введение. 3емля Пересвета

1

.


2

Аист - символ счастья и удачи.

1



3

Родной наш Брянск

1

.


4

«Сказки брянского леса» В. Соколова. «Лесная сказка»

1



5

Герб Брянской области.

1

.


6

Река Десна.

1



7

Реки Брянской области.

1



8

Памятники природы.

1



9

Жуковский район. Село Вщиж.

1



10

Город Злынка.

1



11

Ипуть-река.

1



12

И. Швец «Наша Брянская область».

1



13

Клинцы,, Красный Рог, Карачев.

1



14

Легенды брянского леса.

1



15

Путешествие по населённым пунктам. Мглин.

1



16

Новозыбков, Навля.

1



17

На родине Ф. И. Тютчева, в Овстуге.

1



18

Брянский боярин, герой Куликовской бит­вы-Александр Пересвет.

1



19

Ревна. Рогнедино.

1



20

Брянский Сусанин.

1



21

Парк культуры и отдыха А. К. Толстого.

1



22

Путешествие по населённым пунктам. Унеча.

1



23

Город революционера И. И. Фокина.

1



24

Слово о Дятьковском хрустале.


1



25

Птицы Брянского края

1



26

Грибы Брянского края

1



27

Село 16в. Шеломы.

1

.


28

Сещенское подполье.

1



29

«Брянские леса» по К. Паустовскому.

1



30

Реки и поселения Брянского края.

1



31

. Из книги «Сказки Брянского леса» В. Соколова

1



32

И. Швец «Нашим городом можно гордиться».

1



33

Яловка. Брянск - наш край родной.


1



«ПРИРОДА РОДНОГО КРАЯ» (2 класс)

(34 часа)

темы п / п

по плану


Тема занятия


Количество часов

Дата


По плану

Фактич.

1

Знакомство с учебником. Конкурс знатоков природы

1



2

Начало осени у нас – замечательная пора.

1



3

Стихи об осени.

1



4

Загадки об осени

1



5

В царстве растений. Экскурсия.

1



6

Чем богаты брянские леса?

1



7

В царстве животных. Кто и как готовится к зиме.

1


8

Перелётные и зимующие птицы.

1



9

В царстве рыб.

1



10

Народные приметы осени.

1




В гости к зиме


8



11

Зима – время отдыха природы. Экскурсия.

1



12

Декабрь – зиму начинает.

1



13

Январь – году начало, зиме – середина.

1



14

Февраль - перелом зимы.

1



15

Зимние праздники.

1



16

Жизнь животных зимой.

1



17

Растения зимой.

1



18

Стихи о зиме.

1




В гости к весне


9



19

Приметы весны. Экскурсия.

1



20

Март – утро года.

1



21

Апрель – пора большой воды.

1



22

Май

1



23

Растения весной.

1


24

Растения весной.

1



25

Животные весной.

1



26

Животные весной.

1



27

Первые цветы и первые насекомые. Экскурсия.

1




В гостях у лета

5



28

Июнь – первый летний месяц.

1



29

Июль – лету макушка, году серёдка.

1



30

Август – лета закат.

1



31

Летние приметы.

1



32

Какая бывает роса на траве. Экскурсия.

1




Охрана природы

2



33

Охраняемые природные территории и объекты.

1





34

Охраняемые природные территории и объекты.

1



«ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» (3 класс)

(34 часа)

темы п / п

по плану


Тема занятия


Количество часов

Дата



По плану

Фактич.

1

Знакомство с учебником.

О чём рассказывает наука история.

1



2

Брянская область на карте.


1



3

История времени.

1



4

Календарь Древней Руси.

1



5

Исторические источники.

1



6

Исторические памятники Брянщины.

1



7

Археология – наука древностей.

1



8

Археологические памятники Брянской области.

1



9

Как жили древние люди.

1



10

Как жили древние люди.

1



11

Славянская письменность. Брянские города в русских летописях. Берестяные грамоты.

1



12

Славянская письменность. Буквы славянского алфавита .«Слово о полку Игореве».

1



13

Геральдика

1



14

Символы Брянского края. Описание гербов городов Брянской области.

1



15

Символы Брянского края. Как написан гимн Брянской области.

1

.


16

Моя родословная. Как составить генеалогическое древо.

1



17

Моя родословная. Краткая родословная князей Трубецких.

1



18

Мое имя.

1



19

Имена на карте. Как люди выбирали названия.

1



20

Откуда мы родом.

1



21

Славяне на территории Брянского края. Вщиж.

1



22

Древние славяне.

1



23

Соседи древних славян.

1



24

Откуда пошла Русь. Первые русские князья.

1



25

Брянское княжество.

1



26

Древний город.

1



27

Древние города Брянского края.

1



28

Не посрамим русской земли.

1



29

Куликовская битва.

1



30

Брянский край при Петре I


1



31

Брянский край и Отечественная война 1812 года.

1



32

Брянский край годы Великой Отечественной войны.

1



33

Экскурсия по памятным местам города.

1



34

Брянская область сегодня.

1



«КУЛЬТУРА РОДНОГО КРАЯ» (4 класс)

(34 часа)

темы п / п

по плану


Тема занятия


Количество часов


Дата

По плану

Фактич.

1

Вводный урок. Что такое культура.

1



2

Как жили славяне

1



3

Занятия славян

1



4

Язычество древних славян

1




Принятие христианства на Руси


2



5

Принятие христианства на Руси. Свенский монастырь. Свенская икона Божьей матери.

1



6

Храмы Брянского края.

1




Крестьянский дом


2



7

Крестьянский дом. Мастера Злынки.

1



8

Мастера Красной Горы. Резные кружева.

1






Занятия крестьян


9



9

Не боги горшки обжигают

1



10

Брянский музей этнографии и ремесел.

1



11

Долог день до вечера.

1



12

По одёжке встречают.

1



13

Мастерицы Брянского края.

1



14

Делу время, потехе час.

-Рождество. Святки. Масленица.

-Пасха. Праздник Ивана Купалы.

1



15

Делу время, потехе час. Праздники наших дней.

1



16

«Гори, звезда приветная», «Троицкие хороводы»

1



17

Народные игрушки. Мглинская игрушка.

1




Жители России


1



18

Жители России.

- Цари. Бояре. Дворяне.

- Крестьяне. Городское население. Ремесленники.

1




«Что даёт мой край стране»


3



19

Что даёт мой край стране. Свенская ярмарка.

1



20

Рысаки из Локтя. Локотской конезавод. Дятьковский хрустальный завод.

1



21

Брянский машиностроительный завод. Завод «Арсенал». Клинцы – город текстильщиков.

1




Парки и усадьбы


2



22

Парки и усадьбы. Парк-музей имени А.К.Толстого.

1



23

Трубчевск – родина певца Бояна.

1




Дорогие мои земляки


2



24

Дорогие мои земляки. Кто прославил наш край. На родине Ф.И.Тютчева. Путешествие в Красный Рог. А.К. Толстой.

1



25

Трубчевский краеведческий музей. Музей братьев Ткачёвых

1




Где учимся. Школы. ВУЗы. Кокинская сельхозакадемия


2



26

Школы. ВУЗы.

1





27

Кокинская сельхозакадемия

1




По памятным местам. Партизанская поляна

4



28

Партизанская поляна.

1



29

Памятник 206 продотряду.

1



30

Мемориальный комплекс «Речечка»

1



31

К 30 летию аварии на ЧАЭС


1




Образование, спорт, искусство, литература сегодня


2



32

Брянские театры.

1

.


33

Дворец детского и юношеского творчества имени Ю.А.Гагарина.


1



34

Итоговое занятие (защита проектов)

1