МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педагогического совета
протокол № ____ от _____2020 года
Председатель педсовета
________________И.И.Яровая
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная грамматика»
Направленность общеинтеллектуальная
Уровень образования (класс) – основное общее образование ( 5 класс)
Количество часов: 34
Программа рассчитана на 1 год (1 час в неделю)
Возраст обучения: 11-12
лет
Составитель: Халилова Фируза Нематовна
Программа разработана:
на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО).
учебный год
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
Личностные результаты:
- понимание русского языка как одной из основных национально- культурных ценностей русского народа;
- определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку, гордость за него;
-потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
-стремление к речевому самосовершенствованию;
- достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; - способность к самооценке на основе наблюдения над своей речью
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- формулировать проблему;
- самостоятельно формулировать тему и цели занятий;
- составлять план решения учебной проблемы;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- находить главное и второстепенное в потоке информации;
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
- пользоваться дополнительными источниками информации: словарями, справочниками, материалами интернет-ресурсов.
Коммуникативные УУД:
- умело владеть письменной и устной формой общения;
- слушать и слышать других,
- принимать иную точку зрения;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности:
Формы организации деятельности:
- практические (тематические конкурсы, олимпиады, ролевые игры, грамматический турнир, орфографическая эстафета, работа со словарём, составление ребусов, диалогов, редактирование предложений, написание сочинений – миниатюр, аукцион знаний, подготовка сообщений, выполнение проектов);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой, подбор материала к написанию проекта и защита его, создание письменных монологических высказываний (текстов) в соответствии с коммуникативной установкой).
Основные виды деятельности: коммуникативная, учебно-исследовательская, творческая, интеллектуальная, проектная.
Раздел 1. Организационное занятие (1 час)
Цели и задачи курса «Занимательная грамматика»
Раздел 2. Общие сведения о языке (2 часа)
Язык – важнейшее средство общения. Роль русского языка в современном мире.
Конкурс ораторов «Самый лучший язык в мире».
Раздел 3. История языка (3 часа)
История письменности.
Первоучители словенские. История русского алфавита.
Выставка рисунков «Моя любимая буква».
Раздел 4. Фонетика и орфоэпия. (5 часов)
Звуки и буквы.
Гласные и согласные звуки.
Буквы Ь и Ъ.
Орфоэпия. Экскурсия в библиотеку. Орфоэпические словари и книги по фонетике.
Праздник фонетических шарад.
Раздел 5. Морфемика. (5 часов)
Морфема как минимальная значимая часть слов.
Корень слова. Однокоренные слова и формы одного слова. Основа и окончание.
Суффикс и приставка.
Экскурсия в библиотеку, словообразовательные словари и книги по морфемике.
Олимпиада по морфемике.
Раздел 6. Лексика. (6 часов)
Слово. Лексическое значение слова.
Многозначные и однозначные слова.
Прямое и переносное значение слов.
Омонимы. Синонимы. Антонимы.
Фразеология. Экскурсия в библиотеку. Словари по лексике.
Игра «Путешествие по стране Лексике».
Раздел 7. Морфология (7 часов)
Имя существительное - интересная часть речи.
Экскурсия по городу «Найдём имя собственное»
Имя прилагательное - интересная часть речи.
Экскурсия на природу «Роль прилагательных в описании окружающего мира».
Глагол - интересная часть речи.
Составление сказок, загадок, стихов на тему «Глагол».
Олимпиада «Части речи».
Раздел 8. Синтаксис. (5 часов)
Словосочетание, предложение, текст.
Знаки препинания.
Турнир знатоков «Непростое простое предложение».
Составление сказок «Члены предложения»
Экскурсия в компьютерный класс интернет - тестирование «Знаки препинания».
Тематическое планирование.
№ урока | Тема занятия | Кол-во часов | Теория | Практика | Характеристика основных видов деятельности |
Организационное занятие (1 час). | | | | |
1 | Цели и задачи курса «Занимательная грамматика» | 1 | | | Регулятивные: формулировать проблему; формулировать тему и цели. Познавательные: находить главное и второстепенное в потоке информации; строить рассуждения. Коммуникативные: умело владеть устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения. |
Общие сведения о языке (2 часа). | 2 | | | |
2 | Язык – важнейшее средство общения. Роль русского языка в современном мире | 1 | | | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) |
3 | Конкурс ораторов «Самый лучший язык в мире». | 1 | | |
История языка. (3 часа) | 3 | | | |
4 | История письменности. | 1 | | | Регулятивные: формулировать тему и цели занятий; осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; пользоваться дополнительными источниками информации. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира. |
5 | Первоучители словенские. История русского алфавита | 1 | | |
6 | Выставка рисунков «Моя любимая буква». | 1 | | |
| Фонетика и орфоэпия. (5 часов) | 5 | | | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану. Познавательные: информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. |
7 | Звуки и буквы. | 1 | | |
8 | Гласные и согласные звуки | 1 | | |
9 | Буквы Ъ и Ь | 1 | | |
10 | Орфоэпия. Экскурсия в библиотеку. Орфоэпические словари и книги по фонетике. | 1 | | |
11 | Праздник фонетических шарад. | 1 | | |
Морфемика. (5 часов) | 5 | | | Регулятивные: формулировать проблему; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки. |
12 | Морфема как минимальная значимая часть слов | 1 | | |
13 | Корень слова. Однокоренные слова и формы одного слова. Основа и окончание. | 1 | | |
14 | Суффикс и приставка. | 1 | | |
15 | Экскурсия в библиотеку, словообразовательные словари и книги по морфемике. | 1 | | |
16 | Олимпиада по морфемике. | 1 | | |
Лексика. (6 часов) | 6 | | | |
17 | Слово. Лексическое значение слова. | 1 | | | Регулятивные: формулировать проблему; самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: находить главное и второстепенное в потоке информации; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; работать в группе; пользоваться дополнительными источниками информации. Коммуникативные: умело владеть письменной и устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. |
18 | Многозначные и однозначные слова | 1 | | |
19 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | |
20 | Омонимы. Синонимы. Антонимы | 1 | | |
21 | Фразеология. Экскурсия в библиотеку. Словари по лексике. | 1 | | |
22 | Игра «Путешествие по стране Лексике» | 1 | | |
Морфология (7 часов) | 7 | | | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Коммуникативные: умело владеть письменной и устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
23 | Имя существительное - интересная часть речи. | 1 | | |
24 | Экскурсия по городу «Найдём имя собственное» | 1 | | |
25 | Имя прилагательное - интересная часть речи. | 1 | | |
26 | Экскурсия на природу «Роль прилагательных в описании окружающего мира» | 1 | | |
27 | Глагол - интересная часть речи. | 1 | | |
28 | Составление сказок, загадок, стихов на тему «Глагол». | 1 | | |
29 | Олимпиада «Части речи» | 1 | | |
Синтаксис | 5 | | | Регулятивные: формулировать проблему; формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: находить главное и второстепенное в потоке информации; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; пользоваться дополнительными источниками информации. Коммуникативные: умело владеть письменной и устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
30 | Словосочетание, предложение, текст. | 1 | | |
31 | Знаки препинания | 1 | | |
32 | Турнир знатоков «Непростое простое предложение». | 1 | | |
33 | Составление сказок «Члены предложения» | 1 | | |
34 | Экскурсия в компьютерный класс: интернет - тестирование «Знаки препинания». | | | |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО Заместитель директора по ВР
учителей ____________________ _____________ Т.П. Ковальчук
МАОУ СОШ №12 ____________________2021 г.
от_________20_____ года № ____
__________ _______________
Подпись руководителя МО Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
______________Т.П. Ковальчук
«___»_______________2021 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 12
ГОРОДА СЛАВЯНСКА-НА-КУБАНИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЛАВЯНСКИЙ РАЙОН
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная грамматика»
Направленность общеинтеллектуальная
Класс: 5
Учитель: Халилова Фируза Нематовна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе рабочей программы
Халиловой Фирузы Нематовны, утвержденной решением педсовета, протокол № _____ от_____.01.2021 г.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Универсальные учебные действия (УУД) | Форма организации занятий | Форма контроля |
ПЛАН | ФАКТ |
Организационное занятие | 1 | | | | | |
1 | Цели и задачи курса «Занимательная грамматика» | 1 | | | Регулятивные: формулировать проблему; формулировать тему и цели. Познавательные: находить главное и второстепенное в потоке информации; строить рассуждения. Коммуникативные: умело владеть устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения. | Работа с текстом | собеседование |
Общие сведения о языке | 2 | | | | | |
2 | Язык – важнейшее средство общения. Роль русского языка в современном мире | 1 | | | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность. Познавательные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность) Личностные: Формирование осознанного отношения к месту русского языка в современном мире, к пониманию русского языка как основной национально-культурной ценности русского народа, уважительного отношения к русскому языку. | Работа с текстом | собеседование |
3 | Конкурс ораторов «Самый лучший язык в мире». | 1 | | | Публичное выступление | собеседование |
История языка. | 3 | | | | | |
4 | История письменности. | 1 | | | Регулятивные: формулировать тему и цели занятий; осознавать самого себя как движущую силу своего научения. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; пользоваться дополнительными источниками информации. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира Личностные: Формирование осознанного отношения к культурно-исторической ценности русского языка, стремления к развитию личных творческих способностей. | Лекция | собеседование |
5 | Первоучители словенские. История русского алфавита | 1 | | | Лекция | собеседование |
6 | Выставка рисунков «Моя любимая буква». | 1 | | | | |
Фонетика и орфоэпия. | 5 | | | | | |
7 | Звуки и буквы. | 1 | | | Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы; работать по плану. Познавательные: информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка. Личностные: Формирование познавательного интереса к изучению фонетики, дополнительной мотивации в обучении. | Игра- конкурс | Опрос учащихся |
8 | Гласные и согласные звуки | 1 | | | Лингвистические игры | Опрос учащихся |
9 | Буквы Ъ и Ь | 1 | | | Конкурс-игра «Что там стоит?..» | Опрос учащихся |
10 | Орфоэпия. Экскурсия в библиотеку. Орфоэпические словари и книги по фонетике. | 1 | | | Работа со словарями | собеседование |
11 | Праздник фонетических шарад. | 1 | | | Составление ребусов и шарад | Опрос учащихся |
Морфемика. | 5 | | | | | |
12 | Морфема как минимальная значимая часть слов | 1 | | | Регулятивные: формулировать проблему; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры слова. Коммуникативные: формировать навыки речевого отображения (описания, объяснения) содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью ориентировки. Личностные. Формирование мотивации к аналитической деятельности; уважительного отношение к языку, стремление к речевому самосовершенствованию. | Игра- конкурс «Кто больше?» | Опрос учащихся |
13 | Корень слова. Однокоренные слова и формы одного слова. Основа и окончание. | 1 | | | Дидактические игры и упражнения | Опрос учащихся |
14 | Суффикс и приставка. | 1 | | | Дидактические игры и упражнения | Опрос учащихся |
15 | Экскурсия в библиотеку, словообразовательные словари и книги по морфемике. | 1 | | | Работа со словарями | собеседование |
16 | Олимпиада по морфемике. | 1 | | | Дидактические игры и упражнения | Опрос учащихся |
Лексика. | 6 | | | | | |
17 | Слово. Лексическое значение слова. | 1 | | | Регулятивные: формулировать проблему; самостоятельно формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: находить главное и второстепенное в потоке информации; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; работать в группе; пользоваться дополнительными источниками информации. Коммуникативные: умело владеть письменной и устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Личностные. Формирование отношения к русскому языку как единой системы, уважительного отношения к слову, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры, стремления к речевому самосовершенствованию, к увеличению объема словарного запаса и свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения. | Игра- конкурс «Кто больше?» | собеседование |
18 | Многозначные и однозначные слова | 1 | | | Лингвистические игры «Давайте поиграем». | собеседование |
19 | Прямое и переносное значение слов. | 1 | | | Лингвистические игры | собеседование |
20 | Омонимы. Синонимы. Антонимы | 1 | | | Лингвистические игры. | собеседование |
21 | Фразеология. Экскурсия в библиотеку. Словари по лексике. | 1 | | | Работа со словарями | собеседование |
22 | Игра «Путешествие по стране Лексике» | 1 | | | Лингвистические игры. | Опрос учащихся |
Морфология (7 часов) | | | | | | |
23 | Имя существительное - интересная часть речи. | 1 | | | Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества Познавательные: объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования текста. Коммуникативные: умело владеть письменной и устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Личностные. Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и групповой исследовательской деятельности. | Лингвистическое лото. | Опрос учащихся |
24 | Экскурсия по городу «Найдём имя собственное» | 1 | | | экскурсия | собеседование |
25 | Имя прилагательное - интересная часть речи. | 1 | | | Лингвистическое лото. | Опрос учащихся |
26 | Экскурсия на природу «Роль прилагательных в описании окружающего мира» | 1 | | | экскурсия | собеседование |
27 | Глагол - интересная часть речи. | 1 | | | Лингвистическое лото. | Опрос учащихся |
28 | Составление сказок, загадок, стихов на тему «Глагол». | 1 | | | Составление сказок | Индивидуальный опрос |
29 | Олимпиада «Части речи» | 1 | | | Решение лингвистических примеров и задач | Опрос учащихся |
Синтаксис | | | | | | |
30 | Словосочетание, предложение, текст. | 1 | | | Регулятивные: формулировать проблему; формулировать тему и цели занятий; составлять план решения учебной проблемы; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: находить главное и второстепенное в потоке информации; перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; пользоваться дополнительными источниками информации. Коммуникативные: умело владеть письменной и устной формой общения; слушать и слышать других, принимать иную точку зрения; использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. | Лингвистическая игра | собеседование |
31 | Знаки препинания | 1 | | | Лингвистическая игра | собеседование |
32 | Турнир знатоков «Непростое простое предложение». | 1 | | | Конкурс | Опрос учащихся |
33 | Составление сказок «Члены предложения» | 1 | | | сочинение | Индивидуальный опрос |
34 | Экскурсия в компьютерный класс: интернет - тестирование «Знаки препинания». | 1 | | | экскурсия | собеседование |