Смоленское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Техникум отраслевых технологий»
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Юные патриоты»
2020 – 2021 учебный год
Составитель: преподаватель ОБЖ Косулина Евгения Александровна |
Смоленск 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
В настоящее время в нашей стране возрождается система патриотического воспитания детей и подростков, в котором наряду с традиционными задачами подготовки подрастающего поколения к военной службе, появилась необходимость ориентировать ребят на выбор профессии спасателя, социального работника, пожарного, сотрудника правоохранительных органов.
В 2020 году разработана внеурочная программа военно-патриотического воспитания «Юность», основной целью которой является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирования у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
В связи с этим на базе СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий» создается военно-патриотический кружок «Юные патриоты», в котором подростки приобретут нравственные, морально-психологические и физические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.
Все ли ребята смогут показать себя настоящими патриотами, покажет время. И хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.
Таким образом, патриотизм – это система отношений человека к:
истории страны: историческому прошлому, героическому прошлому и настоящему, истории и традициям русской армии;
национальной культуре: обычаям и традициям, литературе, науке, музыке и т.д.;
стране на карте мира: ее природе, экономике, месту собственного жительства, «малой» Родине;
государству: как правовому институту, гаранту законности и порядка, гражданскому долгу перед государством, народом, защищать его мощь, независимость, ответственности за свою жизнь, жизнь близких людей, судьбы народа в целом.
В связи с вышеизложенным необходима целенаправленная работа по формированию у учащихся любви к отечеству, ответственности за его защиту.
Важнейшее значение в патриотическом воспитании учащихся имеет законодательная база.
Нормативно-правовая база:
- Конституция Российской Федерации;
- ФЗ от 10 июня 1992 г .№3266-1 «Об образовании»;
- ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- ФЗ от 31 мая1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»;
- ФЗ от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе»;
- Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»;
- постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 года № 422 « О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;
- Конвенция ООН «О правах ребенка».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КРУЖКА:
ЦЕЛЬ: создание условий, способствующих патриотическому, физическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина России, его лидерских качеств.
ЗАДАЧИ:
подготовка подрастающего поколения к военной службе и воспитание уважения к Российской Армии;
воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине;
формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;
воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;
физическое и духовно-нравственное развитие детей и подростков;
совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности.
Ожидаемые результаты:
Наиболее важными предполагаемыми результатами работы по реализации программы можно считать:
становление личности учащегося как гражданина России, готового встать на защиту Родины;
воспитание уважительного отношения к пожилым людям, укрепление связи ветеранов и молодёжи, преемственность;
создание условий для раскрытия ребёнка как гармонично развивающейся личности, с большим творческим потенциалом.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (1 час)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Примечание |
1 | Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества | 4 | |
1.1 | Организация Вооруженных Сил Московского государства, военные реформы ХV- ХIХ в.в., создание массовой армии. | 1 | |
1.2 | Создание Советских ВС России, их предназначение | 1 | |
1.3 | Реформа ВС России, этапы и основное содержание реформы | 1 | |
1.4 | Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества. Функции и основные задачи ВС РФ. | 1 | |
2 | Боевые традиции Вооруженных Сил России | 9 | 7 |
2.1 | Патриотизм – духовно-нравственная основа личности военнослужащего – защитника Отечества. | 1 | |
2.2. | Основные составляющие личности военнослужащего как защитника Отечества | 1 | |
2.3 | Материальная часть АК-74 и его модификации | 2 | |
2.4. | Дни воинской славы России – дни славных побед. | 1 | 1 |
2.5 | Основные формы увековечивания памяти российских воинов, отличившихся в сражениях. | 1 | 1 |
2.6 | Оказание помощи по благоустройству «Аллеи Славы». | 3 | 3 |
3 | Основы строевой подготовки | 5 | 4 |
3.1 | Строй и управление строем. Обязанности военнослужащего в строю. (подготовка к военно-патриотической игре «Победа -20!») | 1 | - |
3.2 | Строевые приемы и движения без оружия. (подготовка к военно-патриотической игре «Победа -20!») | 1 | 1 |
3.3 | Движения шагом или бегом. Строи отделения. (подготовка к военно-патриотической игре «Победа -20!») | 2 | 2 |
4 | Тактическая подготовка | 4 | 3 |
4.1 | Способы передвижения солдата в бою Обязанности солдата в бою. Выбор и оборудование места для стрельбы. | 2 | 1 |
4.2 | Неполная разборка и сборка АК- 74. Отработка норматива на разборке АК-74 | 1 | 1 |
4.3 | Игра «Тропа разведчика». (подготовка к военно-патриотической игре «Победа -20!») | 1 | 1 |
4.4 | Вахта памяти 2020 | 1 | |
5. | Военная топография и туристические навыки | 4 | 4 |
5.1 | Карта. Условные обозначения (подготовка к военно-патриотической игре «Победа -20!») | 2 | 2 |
5.2 | Компас. Азимут. Движение по азимуту. Ориентирование на местности. Игра «Школа выживания». | 1 | 1 |
5.1 | А ну-ка парни! - областная военно-патриотическая игра (подготовка к военно-патриотической игре «Победа -2020 !») | 1 | 1 |
6 | Военно- медицинская подготовка | 3 | 3 |
6.1 | Первая медицинская помощь при ушибах, кровотечениях, переломах | 1 | 1 |
6.2 | Тренировка в пользовании противогазом, тренировка в одевании ОЗК. Просмотр фильмов о ЧС. | 1 | 1 |
6.3 | «Искусственное дыхание». Наложение повязок. | 1 | 1 |
7 | Огневая подготовка | 4 | 4 |
7.1 | Основы и правила стрельбы | 1 | 1 |
7.2 | Материальная часть АК-74 и его модификации. | 1 | 1 |
7.4 | Неполная разборка и сборка АК- 74. Отработка норматива на разборке АК-74 | 2 | 2 |
| | ИТОГО: 34 часа |
Список литературы:
Основы безопасности жизнедеятельности 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Б.О.Хренников и др.; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013
Основы безопасности жизнедеятельности 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений Б.О.Хренников и др.; под общ. ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвещение, 2013
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010 годы». Утверждена постановлением Правительства РФ от 11 июня 2005 года № 422.
В.С.Кузнецов, Г.А.Колодницкий «Основы безопасности жизнедеятельности: методика преподавания предмета». Москва.«Вако», 2010г.
В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва.»Вако», 2009г.
Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.
Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи». Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Вооруженные Силы РФ – защитники нашего Отечества (4 часа)
Организация Вооруженных Сил Московского государства в Х1V –XV вв.
Военная реформа Ивана Грозного в середине XV1в. Военная реформа ПетраI.
Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.
Основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.
Боевые традиции Вооруженных Сил России (9 часов)
Патриотизм и верность воинскому долгу – качества защитника Отечества.
Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов – основное содержание патриотизма
Поход по местам боевой славы малой Родины.
Шефство над забытыми памятниками войны в малых деревнях и селах.
Дни воинской славы России – дни славных побед.
Встречи с героями и участниками Великой Отечественной войны и участниками в боевых действиях в Афганистане и др.
Тактическая подготовка (6 часа)
Основные виды боя.
Обязанности солдата в бою.
Способы передвижения солдата в бою.
Игра на местности «Тропа разведчика»
Военная топография и туристические навыки (4 часа)
Карта. Условные обозначения.
Компас. Движение по азимуту.
Игра на местности «Школа выживания на базе СОГБПОУ «Техникум отраслевых технологий»
Военно-медицинская подготовка (3 часов)
Здоровье человека, общие понятия и определения.
Назначение медикаментов. Индивидуальная аптечка.
Первая медицинская помощь при кровотечениях, ушибах. Наложение повязок.
Игра «Санитарные посты».
Огневая подготовка (4 часа)
Основы и правила стрельбы.
Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка, смазка и
хранение.
Подготовка автомата к стрельбе.
Правила стрельбы, ведение огня из автомата.
Меры безопасности при стрельбе.
Неполная разборка и сборка АК-74 и его модификации.
Назначение, устройство РГД-5, Ф-1.
Практические стрельбы из пневматической винтовки.
Игра «Тропа мужества».
Расписание работы кружка «Юные патриоты»
Среда – 1420 – 1500 (1 раз в неделю)
Охват – 15-18 кружковцев (1 и 2 курсы)