Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
1.Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016) .
2.Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241, от 22.09.2011 г. №2357, от 18.12.2012 г. №1060, от 29.12.2014 г. № 1643, от 18.05.2015 г. №507).
3. Приказ от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ( в ред.приказов министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).
4. Письмо Министерства образования и науки от 12.05 2011 г.№03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Письмо Министерства образования и науки от 18.08.2017г. № 09-1672 Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в частности проектной деятельности. 6. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 (рассмотрена на педагогическом совете от .08.2020. Протокол №1. Приказ от .08.2020г. № )
7. Положение о рабочей программе педагога, Приказ от .08.2020г. №
8. Учебный план МБОУ Зимовниковской СОШ № 10 на 2020-2021 учебный год, Приказ от .08.2020 г. №
9. Авторская программа для начальной школы «Нетрадиционная техника изодеятельности в школе» В.Л. Стрелкиной « Флористика», 2015г.
Пояснительная записка
Цель программы: обеспечить возможность развитию художественно-творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.
Задачи программы:
Содействие овладению элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности, усвоению знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисованием;
ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
содействие формированию специальных графических умений и навыков (элементарные смешения цветов, формировать навыки размещения изображения в зависимости от листа бумаги);
создание условий для формирования творческой активности, художественного вкуса;
развитие мелкой моторики, зрительной памяти, глазомера;
формирование чувства цвета;
воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;
содействовать формированию обычных учебных умений и навыков (правильно сидеть за партой, правильно организовать свое учебное место, держать лист бумаги, размещать на нем изображение);
Актуальность программы обусловлена тем, что реализация программы основана на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликации предметы разнообразных форм, величины, пропорции, развитие у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.
Практическая значимость программы состоит в формировании у обучающихся навыков художественного мастерства; создание соответствующей учебной социально-профессиональной среды для обучающихся; оптимизация форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся.
Планируемые результаты:
Уровень результатов работы по программе:
Первый уровень результатов - приобретение обучающимся умению наблюдать, пользоваться различными художественными материалами, выражать свои мысли через изображение, самовыражаться, пробывать свои силы и совершенствовать свои способности и обогащать его представления о мире.
Второй уровень результатов - развитие творческого воображения, фантазии, цветовосприятия, образного мышления.
Третий уровень результатов - получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия.
Результаты освоения программы
Результатом практической деятельности по программе «Юный художник» можно считать следующее:
начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т. п.);
термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства;
основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый).
Предполагаемый результат: создание необходимой материальной базы и развивающей среды для формирования творческой личности ребенка.
В результате усвоения программы обучающиеся должны уметь:
правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, фломастеры, цветные карандаши и т. д.);
определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
получать простые оттенки (от основного к более светлому);
рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
рисование предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Обучающиеся должны знать:
названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;
применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
название материалов и инструментов и их назначение;
правила безопасности и личной гигиены.
Ожидаемые результаты УУД
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
Обучающиеся научатся: · положительно относится к урокам изобразительного искусства. Обучающиеся получат возможность для формирования: · познавательной мотивации к изобразительному искусству; · чувства уважения к народным художественным традициям России; · внимательного отношения к красоте окружающего мира, к произведениям искусства; · эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и изображаемой действительности. | Обчающиеся научатся: · адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем; · выполнять работу по заданной инструкции; · использовать изученные приёмы работы красками; · осуществлять пошаговый контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с заданной в учебнике последовательностью; · вносить коррективы в свою работу; · понимать цель выполняемых действий, · адекватно оценивать правильность выполнения задания; · анализировать результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям; · решать творческую задачу, используя известные средства; · включаться в самостоятельную творческую деятельность (изобразительную, декоративную и конструктивную). | Обучающиеся научатся: · «читать» условные знаки, данные в учебнике; · находить нужную информацию в словарях учебника; · вести поиск при составлении коллекций картинок, открыток; · различать цвета и их оттенки, · соотносить объекты дизайна с определённой геометрической формой. Обучающиеся получат возможность научиться: · осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; · различать формы в объектах дизайна и архитектуры; · сравнивать изображения персонажей в картинах разных художников; · характеризовать персонажей произведения искусства; · группировать произведения народных промыслов по их характерным особенностям; · конструировать объекты дизайна. | Обучающиеся научатся: · отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного; · комментировать последовательность действий; · выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре; · участвовать в коллективном обсуждении; · выполнять совместные действия со сверстниками и взрослыми при реализации творческой работы. · выражать собственное эмоциональное отношение к изображаемому; · быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; · договариваться и приходить к общему решению, работая в паре; · строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя). |
Содержание курса
2 класс – 34 часа
Рисование с натуры (рисунок, живопись) - 12ч.
Конструктивное рисование с натуры гипсовых геометрических тел, отдельных предметов, а также группы предметов (натюрморт) с
использованием основ перспективного построения (фронтальная и угловая перспектива). Передача освещения предметов графическими и живописными средствами. Наброски фигуры человека. Быстрые живописные этюды предметов, цветов, чучел зверей и птиц.
Рисование на темы – 7ч.
Совершенствование умений отражать в тематических рисунках явления действительности. Изучение композиционных закономерностей. Средства художественной выразительности: выделение композиционного центра. Передача светотени, использование тоновых и цветовых контрастов, поиски гармоничного сочетания цветов, применение закономерностей линейной и воздушной перспективы и др.
Изображение пейзажа в различных состояниях дня и времени года, сюжетных композиций на темы окружающей действительности, истории,
иллюстрирование литературных произведений.
Декоративная работа- 7ч.
Народное и современное декоративно-прикладное искусство: народная художественная резьба по дереву (рельефная резьба в украшении предметов быта); произведения художественной лаковой миниатюры из Палеха на темы сказок. Дизайн среды и графический дизайн.
Выполнение эскизов предметов с использованием орнаментальной и сюжетно-декоративной композиции.
Лепка -2ч.
Лепка фигурных сосудов по мотивам посуды г. Скопина, рельефных изразцов. Лепка героев русских народных сказок.
Аппликация – 2ч.
Составление простейших мозаичных панно из кусочков цветной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок, басен. Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4ч.
На изучение курса « Юный художник» отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Календарно-тематический план
№ п\п | Название разделов и тем | Кол-во часов | Форма проведения и вид деятельности обуч-ся | Дата |
план | факт |
1. | «Чему я научусь» | 1 | Форма: практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 3.09/4.09 | |
2. | «Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 10.09/11.09 | |
3. | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 17.09/18.09 | |
4. | «Петушок – золотой гребешок» | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 24.09/25/09 | |
5. | «Праздничный букет»- коллективная работа | 1 | Форма:библиотечный урок. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 1.10/2.10 | |
6. | «Волшебные листья» - введение в технику печатания листьями | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: познавательная, досугово-развлекательная. | 8.10/9.10 | |
7. | «Осенний день» | 1 | Форма: библиотечный час. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 15.10/16.10 | |
8. | «Капелька за капелькой» - знакомство с техникой «набрызг» | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 22.10/23.10 | |
9. | «Кленовый лист». Конструктивное рисование | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 5.11/6.11 | |
10. | «От точки к точке». Рисование по точкам | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 12.11/13.11 | |
11. | «Вкусно и полезно!» Рисование фруктов | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 19.11/20.11 | |
12. | «Натюрморт». Аппликация | 1 | Форма:библиотечный урок. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 26.11/27.11 | |
13. | Морозные узоры. | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 3.12/4.12 | |
14. | «Новогодний сувенир» | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 10.12/11.12 | |
15. | «Новогодняя елка». Смешанные техники | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 17.12/18.12 | |
16. | «Моя картина». Творческая работа по замыслу ребёнка | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 24.12/25.12 | |
17. | Декоративное рисование. Роспись стеклянного сосуда. | 1 | Форма:библиотечный час. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 14.01/15.01 | |
18. | Зимний пейзаж | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 21.01/22.01 | |
19. | Рисование птиц | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 28.01/29.01 | |
20. | Февральская лазурь | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 4.02/5.02 | |
21. | Весенний букет | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 11.02/12.02 | |
22. | «Котёнок и щенок». | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 18.02/19.02 | |
23. | Дек.рис. «Пасхальный сувенир» | 1 | Форма:библиотечный урок. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 25.02/26.02 | |
24. | Портрет друга | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 4.03/5.03 | |
25. | «Моя семья» | 1 | Форма:библиотечный урок. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 11.03/12.03 | |
26. | Сувенир «Последний звонок» | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 18.03/19.03 | |
27. | Рисование бабочек | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 1.04/2.04 | |
28. | «Моя картина» | 1 | Форма:библиотечный час. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 8.04/9.04 | |
29. | «Я - художник» | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 15.04/16.04 | |
30. | «Чему я научусь» | 1 | Форма:практикум, проект. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 22.04/23.04 | |
31. | «Воздушный шар». Коллективная работа ко Дню учителя | 1 | Форма:практикум, проект. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 29.04/30.04 | |
32. | «Мои волшебные ладошки». Введение в технику рисования ладошками | 1 | Форма:библиотечный час, проек. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 6.05/7.05 | |
33. | «Петушок – золотой гребешок» | 1 | Форма:практикум. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 13.05/14.05 | |
34. | «Праздничный букет»- коллективная работа | 1 | Форма:библиотечный час, проект. Вид деят-ти: игровая, художественное тв-во. | 20.05/21.05 | |
| Итого | 34 | | | |
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического совета МБОУ Зимовниковской СОШ №10 от 27.08.2020 года № 1 ___________ подпись руководителя МС Дончулеско Л.Г. Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора Иванова О.В._________________ Ф.И.О. подпись 27. 08. 2020 года дата |