СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программу использовала в 2017-2018 учебном году. Работа в кружке нравилась и учащимся , а так же помогла мне освоить вместе с ними новые для себя техники.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Покровская основная школа
Даниловского района Ярославской области
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Умелые ручки»
(Кружок)
1-4 классы
Составитель
Арефьева Вера Алексеевна
учитель начальных классов,
первая квалификационная категория
с. Покров, 2017
Пояснительная записка к программе
В наш век новых технологий не стоит на месте и народное творчество, ремесло. Изобилие новых технологий талантливого народа позволяет нам всесторонне развивать свой талант и идти в ногу с творческим развитием. Многие новые технологии основаны на старинном рукоделии. Школьные программы содержат обучение некоторым технологичным приемам, однако новых технологий, разнообразия их освоения пока недостаточно. Для того, чтобы ввести технологии в школьный курс, необходимо всем педагогам овладеть техниками их исполнения. Это не совсем пока выполнимо, так как многие педагоги пока не готовы делиться своим творческим опытом, знаниями в этой области. Но если педагог освоил сам достаточно большое количество технологий, то возникает необходимость поделиться опытом с детьми, научить детей прекрасному и полезному.
Приоритетной целью российской системы образования является развитие учащихся: личностное, познавательное, общекультурное. Личность ученика становится центром внимания педагогики. Для реализации этой цели разработан Федеральный государственный стандарт второго поколения, предусматривающий в учебном плане образовательных учреждений раздел «Внеурочная деятельность» по различным направлениям развития личности.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы духовно-нравственного и общекультурного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации», Стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Программа духовно-нравственного и общекультурного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного и общекультурного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.
Курс «Чудо-Мастера» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся». Направлен на сохранение культурного разнообразия наследия многонационального народа, овладение духовно- нравственными ценностями и культурой народов, на социальное развитие личности, самостоятельность и саморазвитие, заинтересованность в познании мира, осознание ценности труда, науки и творчества, социальную активность, общительность, коммуникативность.
Актуальность программы: в наш век новых технологий развиваются и прикладные технологии по декоративно- прикладному искусству. Большое количество прикладных техник, мастер – классов, видеоуроков в интернете дают возможность осваивать современные технологии и доступно обучать детей прекрасному и востребованному;
Новизна программы: включены новейшие технологии, которые не входят в программный материал младших школьников, при реализации программы формируются ИКТ-компетенции, так как приоритетным направлением являются мастер-классы в интернете, расширение межнационального опыта в области прикладного творчества;
Работу по данной программе можно считать педагогически целесообразной, поскольку она построена по концентрическому принципу- от простого к сложному, с ежегодным повторением и расширением полученных знаний и умений по каждой теме, развивает творческий потенциал. Дети, кроме знакомства с технологиями и их историей еще знакомятся и с опытом разных народов мира, реализуют его в своей творческой деятельности;
Цель программы: общекультурное развитие младших школьников средствами инновационной творческой деятельности.
Задачи программы:
познакомить учащихся с теоретическими знаниями и практическими умениями в области современных технологий декоративно- прикладного искусства;
предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё умение в области прикладного искусства;
научить детей изготавливать прекрасное своими руками, разнообразить кругозор, обозначить практическое применение в жизни для конкурсного движения, интерьера в доме, подарков;
развивать мелкую моторику руки, творческое воображение. Формы организации деятельности, используемые для организации работы с детьми по данной программе:
сюжетные игры;
просмотр видеоуроков и мастер- классов,
практическое использование;
участие в конкурсном движении;
праздники;
дизайнерство.
Содержание программы способствует дополнению и расширению знаний и умений, формированию универсальных учебных действий – личностных, познавательных, коммуникативных, которые дети получают в рамках образовательной области «Технология» .
Данная программа позволяет учащимся 1-4 классов познакомиться с основными знаниями в области декоративно-прикладного искусства, с приемами современных технологий и применения их на практике.
Данная образовательная программа была составлена на основе программы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана в 1 классе – на 33 часа, во 2-4 классах – на 34 часа в год. Всего 135 часов за 4 года.
Периодичность занятий – 1 час в неделю.
Программа может быть реализована учителями начальных классов, педагогами дополнительного образования, владеющими и изучающими современные прикладные технологии в области декоративно- прикладного искусства.
Программа состоит из 4 крупных разделов:
Раздел 1. «Знакомство с технологиями» - 1 класс.
Раздел 2. «Путешествие в мир новых технологий» - 2 класс.
Раздел 3. «Премудрости и красота современных технологий» - 3 класс.
Раздел 4. «Чудо-Мастерство добрых рук» - 4 класс.
На протяжении каждого года обучения присутствуют 5 основных тем:
«Волшебные нити»
«Бумажный мир»
«Расписные чудеса»
«Плетение»
«Свободная техника»
Основными методами преподавания являются наглядный и практический. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами, видеоматериалами (мастер-классы). Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе практической деятельности по каждой технологии. Активно используются интернет- ресурсы, видеоуроки и мастер- классы. Особое место занимает работа со вторичным сырьем. Она направлена на воспитание бережливости, умение превращать ненужные вещи во что- то необходимое, красивое и на развитие творческого воображения.
Раздел 1. «Знакомство с технологиями»
1 класс
Тема 1. «Бумажный мир» (9 часов)
Занятие 1. Вводное занятие. Презентация «Чему мы будем учиться. Игра «Какие я знаю материалы». Техника и технологии. Разнообразие творчества многонационального народа.
Занятия 2-3. Квиллинг. Теория и приёмы. Материалы для работы Простейшие цветочки. Изготовление роллов. Изготовление цветущего дерева из квиллинга- цветочков.
Занятия 4-5. Папье-маше. Теория и приёмы. Материалы для работы. Изготовление вазы с помощью контура и дисков.
Занятия 6-7. Пейп- Арт. Теория и приёмы. Тарелка «под старину»
Занятия 8-9. Декупаж (на дереве). Теория и приёмы. Украшение разделочной доски.
Тема 2.«Волшебные нити»(7 часов)
Занятие 1-2. Изонить. Теория и приёмы. Симметричный круговой узор на картоне. (см. приложение 2)
Занятие 2-3. Канзаши. Теория и приёмы. Простейшие цветы. Ободок с канзаши.
Занятие 5-7. Вязание крючком. Теория и приёмы. Вязание столбиков (прямое полотно). Мини- салфетка.
Тема 3. «Расписные чудеса» (8 часов)
Занятие 1- 2 Витраж. Теория и приёмы. Витражные картинки.
Занятие 3- 4. Батик (роспись на ткани). Теория и приёмы. Узелковый батик. Холодный батик.
Занятие 5-6. Салфетка. Граттаж. Теория и приёмы. Выцарапывание по воску картинки «Зима».
Занятие 7- 8. Набрызг. Изготовление аппарата для набрызга. Картинка «Звёздное небо».
Тема 4: « Свободная техника» (6 часов)
Занятие 1- 2. Лепка. Солёное тесто. Теория и приёмы. Розочки. Букет розочек.
Занятие 3-4.«Вторая жизнь вещей». Скатерть, топик из фантиков.
Занятие 5- 6. Чайный сервиз из макарон. Теория и приёмы. Техника безопасности.
Тема 5: «Плетение» (3 часа)
Занятие 1-3. Бисероплетение. Теория и приёмы. Параллельное плетение. Сказочные сюжеты. Итоговое занятие
Раздел 2. «Путешествие в мир новых технологий»
2 класс
Тема 1. «Бумажный мир» (11 часов)
Занятие 1. Вводное занятие. Техника и технологии. Материалы для работы. Игра «Узнай технологию».
Занятие 2- 3. Квиллинг. Теория и приёмы. Салфетка.
Занятие 4- 5. Папье- маше. Теория и приёмы. Маска.
Занятие 6- 7. Пейп- Арт. Теория и приёмы. Старинная ваза из бутылки.
Занятие 8-9. Декупаж (на стекле). Теория и приёмы. Чаша.
Занятие 10-11. Вытынанка. Теория и приемы. Стакан для карандашей.
Тема 2.«Волшебные нити » (7 часов)
Занятие 1- 2. Канзаши. Теория и приёмы. Павлин.
Занятие 3-5. Вязание крючком. Салфетка.
Занятие 6-7. Вышивка «Крестиком». Основные приемы. Салфетка.
Тема 3. «Расписные чудеса» (6 часов)
Занятие 1- 2. Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков и яичной скорлупы.
Занятие 3-4. Граттаж. Цветной оттиск «Сны лисички».
Занятие 5-6. Цветной песок (соль, манка). Теория и приёмы. «Декоративная бутыль» (делаем песок из соли, манки и пр. +пищевые красители…просушить и насыпать слоями)
Тема 4: « Свободная техника» (6 часов)
Занятие 1- 2. Фоамиран. Теория и приёмы. Розочки
Занятие 3- 4. «Вторая жизнь вещей». Бабочка из пластика.
Занятие 5-6. Кожа. Изделия из кожи. Заколка и браслет.
Тема 5: «Плетение» (4 часа)
Занятие 1-4. Бисероплетение. Теория и приёмы. Петельное плетение деревьев. Плетение березы. Итоговое занятие.
Раздел 3. «Премудрости и красота современных технологий»
3 класс
Тема 1. «Бумажный мир» (9 часов)
Занятие 1. Вводное занятие. Техника и технологии. Материалы для работы. Занятие 2-3. Квиллинг. Теория и приёмы. Аппликация «Петушок». Занятие 4-5. Модульное оригами. Теория и приёмы. Изготовление простейших модулей. Сборка «Тортик».
Занятие 6. Пергамано (работа с калькой). Ознакомление.
Занятие 7. Картонаж . Ознакомление
Занятие 8-9. Бумагопластика. Букет цветов. Конструирование замка.
Тема 2.«Волшебные нити » (9 часов)
Занятие 1-2. Изонить. Воздушные шары из ниток. Снеговик.
Занятие 3-4. Канзаши. Теория и приёмы. Панно «Сердечко».
Занятие 5-6. Вязание крючком. Салфетка. (подбор и апробирование схем)
Занятие 7. Флористика. Теория и приемы. Цветы из фетра.
Занятие 8-9. Пэчворк. Теория и приемы. Лоскутное шитье. Коллаж
Тема 3. «Расписные чудеса» (4 часа)
Занятие 1-2. Жостовские мотивы. Теория и приемы. Роспись маслом шкатулки.
Занятие 3-4. Фьюзинг (спекание стекла). Теория и приемы. (Ознакомление) Изготовление часов. Тиффани (спекание стекла). (Ознакомление)
Тема 4: « Свободная техника» (6 часов)
Занятие 1-2. Валяние. Теория и приемы. Бусы из шариков. Кактус.
Занятие 3-4. «Вторая жизнь вещей». Коврик из мешков для мусора.
Занятие 5-6. Цветы из капрона. Теория и приемы.
Тема 5: «Плетение» (6часов)
Занятие 1-2. Филигрань (из пластика) Теория и приемы. Украшение. Филигрань (из джутового шнура). Абажур для лампы (Ознакомление).
Занятие 3-6. Бисероплетение. Теория и приёмы. Французское (дуговое) плетение. Розы. Итоговое занятие.
Раздел 4. «Чудо- Мастерство добрых рук»
4 класс
Тема 1. «Бумажный мир» (9 часов)
Занятие 1. Вводное занятие. Техника и технологии. Материалы для работы. Занятие 2-3. Квиллинг. Теория и приёмы. Панно «Букет цветов».
Занятие 4-5. Модульное оригами. Теория и приёмы. Лебедь.
Занятие 6-7. Цветы- сладкий подарок (крепированная и гофорированная бумага).
Занятие 8-9. Оригами. Теория и приемы. Кусудама.
Тема 2.«Волшебные нити » (9 часов)
Занятие 1-2. Изонить. Воздушные шары из ниток. Новогодние игрушки.
Занятие 3-4. Канзаши. Теория и приёмы. Павлин.
Занятие 5-7 Вязание крючком. Салфетка. (накопление схем)
Занятие 7-9. Мягкая игрушка. Теория и приемы. «Слонёнок».
Тема 3. «Расписные чудеса» (4 часа)
Занятие 1- 2. Работа с крупой. Фасоль. Ночная сказка.
Занятие 3-4. Батик холодный и горячий. Теория и приемы. Картина на ткани.
Тема 4: « Свободная техника» (6 часов)
Занятие 1- 2. Топиарий- дерево счастья из кофе. Теория и приемы.
Занятие 3-4. «Вторая жизнь вещей». Массажный коврик из пробок.
Занятие 5-6. Фриволите. Челночное плетение. Теория и приемы.
Тема 5: «Плетение» (6 часов)
Занятие 1- 2. Плетение из газет. Теория и приемы. Корзина.
Занятие 3-6. Бисероплетение. Теория и приёмы. Игольчатое и комбинированное плетение. Ель. Итоговое занятие.
Тематическое планирование
1 класс (33 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма деятельности |
Раздел 1. Знакомство с технологиями Тема 1: «Бумажный мир»9 ч. | |||||
1 | Вводное занятие. Техника и технологии. Материалы для работы | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Игра |
2 | Квиллинг. Теория и приёмы. Простейшие цветочки | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники Практическая работа |
3 | Квиллинг. Изготовление цветущего дерева | 1 |
| 1 | Практическая работа |
4 | Папье- маше. Теория и приёмы. Изготовление вазы с помощью контура и дисков | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
5 | Папье- маше. Изготовление вазы с помощью контура и дисков | 1 |
| 1 | Практическая работа |
6 | Пейп- Арт. Теория и приёмы. Тарелка «под старину» | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
7 | Пейп- Арт. Тарелка «под старину» | 1 |
| 1 | Урок-сюрприз. |
8 | Декупаж (на дереве). Теория и приёмы. Украшение разделочной доски | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
9 | Декупаж. Украшение разделочной доски | 1 |
| 1 | Практическая работа |
Тема 2: «Волшебные нити»7 ч. | |||||
10 | Изонить. Теория и приёмы. Узор на картоне | 1 |
| 1 | Познавательная беседа.Работа с картинками. |
11 | Изонить. Узор на картоне | 1 |
| 1 | Практическая работа |
12 | Канзаши. Теория и приёмы. Простейшие цветы. Ободок с канзаши. | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Познавательная беседа. |
13 | Канзаши. Ободок с канзаши. | 1 |
| 1 | Практическая работа |
14 | Вязание крючком. Теория и приёмы | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Игра «Столбики» |
15 | Вязание крючком. Вязание столбиков (прямое полотно) | 1 |
| 1 | Практическая работа |
16 | Вязание крючком. Круговое полотно. Мини- салфетка. | 1 |
| 1 | Практическая работа |
|
Тема 3: «Расписные чудеса»8ч. | ||||
17 | Витраж. Теория и приёмы. Витражные картинки | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
18 | Витраж. Витражные картинки | 1 |
| 1 | Практическая работа |
19 | Батик (роспись на ткани).Теория и приёмы. Узелковый батик. Салфетка | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
20 | Батик. Холодный батик. Салфетка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
21 | Граттаж. Теория и приёмы. Выцарапывание по воску «Зима» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра |
22 | Граттаж «Зима» | 1 |
| 1 | Практическая работа |
23 | Набрызг . Изготовление аппарата для набрызга | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
24 | Набрызг. Звёздное небо
| 1 |
| 1 | Практическая работа |
Тема 4: « Свободная техника»6 ч | |||||
25 | Лепка. Солёное тесто. Теория и приёмы. Розочки | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Работа в группах. |
26 | Лепка. Солёное тесто. Букет розочек | 1 |
| 1 | Практическая работа |
27 | «Вторая жизнь вещей». Скатерть из фантиков | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах |
28 | «Вторая жизнь вещей». Скатерть, топик из фантиков | 1 |
| 1 | Практическая работа |
29 | Чайный сервиз из макарон. Теория и приёмы | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра. |
30 | Чайный сервиз из макарон | 1 |
| 1 | Практическая работа. |
|
Тема 5: «Плетение» 3ч | ||||
31 | Бисероплетение. Теория и приёмы. Параллельное плетение. Сказочные сюжеты | 1 | 0, 5 | 0, 5 | История техники. Игра с картинками |
32 | Бисероплетение. Сказочные сюжеты | 1 |
| 1 | Практическая работа |
33 | Бисероплетение. Сказочные сюжеты. Итоговое занятие
| 1 |
| 1 | . Практическая работа |
2 класс (34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма деятельности |
Раздел 1. Путешествие в мир новых технологий Тема 1: «Бумажный мир» 11 ч. | |||||
1 | Вводное занятие. Материалы и технологии | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра |
2 | Квиллинг. Теория и приёмы. Салфетка | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа |
3 | Квиллинг. Салфетка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
4 | Папье- маше. Теория и приёмы. Маска. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа..Практическая работа |
5 | Папье- маше. Маска | 1 |
| 1 | Практическая работа |
6 | Пейп- Арт. Теория и приёмы. Старинная ваза | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа |
7 | Пейп- Арт. Старинная ваза | 1 |
| 1 | Урок-сюрприз. |
8 | Декупаж (на стекле). Теория и приёмы. Чаша | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
9 | Декупаж. Чаша
| 1 |
| 1 | Практическая работа |
10 | Вытынанка. Теория и приёмы | 1 |
| 1 | История техники |
11 | Вытынанка. Стакан для карандашей | 1 |
| 1 | Практическая работа |
|
Тема 2: «Волшебные нити» 7 ч. | ||||
12 | Канзаши. Теория и приёмы. Павлин | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. |
13 | Канзаши. Павлин | 1 |
| 1 | Практическая работа |
14 | Вязание крючком. Салфетка | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая часть |
15 | Вязание крючком. Салфетка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
16 | Вязание крючком. Салфетка
| 1 |
| 1 | Практическая работа |
17 | Вышивка «Крестиком». Основные приемы | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
18 | Вышивка «Крестиком». Салфетка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
|
Тема 3: «Расписные чудеса» 6ч. | ||||
19 | Мозаика. Изготовление фоторамки из дисков | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
20 | Мозаика из яичной скорлупы | 1 |
| 1 | Практическая работа |
21 | Граттаж. Цветной оттиск «Сны лисички» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра |
22 | Граттаж «Сны лисички» | 1 |
| 1 | Практическая работа |
23 | Цветной песок (соль, манка). Теория и приёмы | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
24 | Цветной песок «Декоративная бутыль»
| 1 |
| 1 | Практическая работа |
Тема 4: « Свободная техника» 6 ч | |||||
25 | Фоамиран. Теория и приёмы. Розочки | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Работа в группах. |
26 | Фоамиран. Розочки | 1 |
| 1 | Практическая работа |
27 | «Вторая жизнь вещей». Бабочка из пластика | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах |
28 | «Вторая жизнь вещей». Бабочка из пластика | 1 |
| 1 | Практическая работа |
29 | Кожа. Изделия из кожи. Заколка | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра. |
30 | Кожа. Изделия из кожи Браслет | 1 |
| 1 | Практическая работа. |
|
Тема 5: «Плетение» 4 ч | ||||
31 | Бисероплетение. Теория и приёмы. Петельное плетение | 1 | 0, 5 | 0, 5 | История техники. Игра с картинками |
32 | Бисероплетение. Плетение деревьев. Береза | 1 |
| 1 | Практическая работа |
33 | Бисероплетение. Плетение деревьев | 1 |
| 1 | Практическая работа |
34 | Итоговое занятие
| 1 |
| 1 | Выставка работ |
3 класс (34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма деятельности |
Раздел 1. Премудрости и красота современных технологий Тема 1: «Бумажный мир» 9 ч. | |||||
1 | Вводное занятие. Материалы и технологии | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра |
2 | Квиллинг. Теория и приёмы. Аппликация «Петушок» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа |
3 | Квиллинг. Аппликация «Петушок» | 1 |
| 1 | Практическая работа |
4 | Модульное оригами. Теория и приёмы | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа..Практическая работа |
5 | Модульное оригами. Тортик | 1 |
| 1 | Практическая работа |
6 | Пергамано (работа с калькой). Ознакомление | 1 | 0,5 | 0,5 | История и приемыВидеоуроки «Мастер – класс» |
7 | Картонаж . Ознакомление | 1 | 0, 5 | 0, 5 | История и приемыВидеоуроки «Мастер – класс» |
8 | Бумагопластика. Букет цветов | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
9 | Бумагопластика. Конструирование замка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
|
Тема 2: «Волшебные нити» 9 ч. | ||||
10 | Изонить. Воздушные шары из ниток. Снеговик | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Беседа. Практическая часть |
11 | Изонить. Воздушные шары из ниток. Снеговик | 1 |
| 1 | Практическая работа |
12 | Канзаши. Теория и приёмы. Панно «Сердечко» | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. |
13 | Канзаши. Панно «Сердечко» | 1 |
| 1 | Практическая работа |
14 | Вязание крючком. Салфетка | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая часть |
15 | Вязание крючком. Салфетка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
16 | Флористика. Теория и приемы. Цветы из фетра | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Беседа. Практическая работа |
17 | Пэчворк. Теорияи приемы. Лоскутное шитье. Коллаж | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
18 | Пэчворк. Лоскутное шитье. Коллаж | 1 |
| 1 | Практическая работа |
|
Тема 3: «Расписные чудеса» 4 ч. | ||||
19 | Жостовские мотивы. Теория и приемы. Роспись маслом шкатулки | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
20 | Жостовские мотивы. Роспись маслом шкатулки | 1 |
| 1 | Практическая работа |
21 | Фьюзинг (спекание стекла). Теория и приемы. (Ознакомление) Изготовление часов | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Видеоуроки «Мастер – класс» |
22 | Тиффани (спекание стекла). (Ознакомление) Изготовление светильника | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Познавательная беседа. Видеоуроки «Мастер – класс» |
|
Тема 4: « Свободная техника» 6 ч | ||||
23 | Валяние. Теория и приемы. Бусы из шариков | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
24 | Валяние. Кактус | 1 |
| 1 | Практическая работа |
25 | «Вторая жизнь вещей». Коврик из мешков для мусора | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Работа в группах. |
26 | «Вторая жизнь вещей». Коврик из мешков для мусора | 1 |
| 1 | Практическая работа |
27 | Цветы из капрона. Теория и приемы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах |
28 | Цветы из капрона. | 1 |
| 1 | Практическая работа |
|
Тема 5: «Плетение» 6ч | ||||
29 | Филигрань (из пластика) Теория и приемы. Украшение | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра. |
30 | Филигрань (из джутового шнура). Абажур для лампы (Ознакомление) | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Видеоурок «Мастер- класс» |
31 | Бисероплетение. Теория и приёмы. Дуговое плетение. Розы | 1 | 0, 5 | 0, 5 | История техники. Игра с картинками |
32 | Бисероплетение. Французское (дуговое ) плетение розы | 1 |
| 1 | Практическая работа |
33 | Бисероплетение. Французское (дуговое ) плетение розы. | 1 |
| 1 | Практическая работа |
34 | Итоговое занятие
| 1 |
| 1 | Выставка работ |
4 класс (34 часа)
№ | Название темы | Кол-во часов | Теория | Практика | Форма деятельности |
Раздел 1. Чудо- Мастерство добрых рук Тема 1: «Бумажный мир» 9 ч. | |||||
1 | Вводное занятие. Материалы и технологии | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра |
2 | Квиллинг. Теория и приёмы. Панно «Букет цветов» | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая работа |
3 | Квиллинг. Панно «Букет цветов» | 1 |
| 1 | Практическая работа |
4 | Модульное оригами. Теория и приёмы. Лебедь | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа..Практическая работа |
5 | Модульное оригами. Лебедь | 1 |
| 1 | Практическая работа |
6 | Цветы- сладкий подарок (крепированная бумага) | 1 | 0,5 | 0,5 | История и приемы Видеоуроки «Мастер – класс» |
7 | Цветы- сладкий подарок (гофрированная бумага) | 1 | 0, 5 | 0, 5 | История и приемы Видеоуроки «Мастер – класс» |
8 | Оригами. Теория и приемы. Кусудама | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
9 | Оригами. Кусудама | 1 |
| 1 | Практическая работа |
| Тема 2: «Волшебные нити» 9 ч. | ||||
10 | Изонить. Воздушные шары из ниток. Новогодние игрушки | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Беседа. Практическая часть |
11 | Изонить. Воздушные шары из ниток. Новогодние игрушки | 1 |
| 1 | Практическая работа |
12 | Канзаши. Теория и приёмы. Павлин | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. |
13 | Канзаши. Павлин | 1 |
| 1 | Практическая работа |
14 | Вязание крючком. Салфетка | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Практическая часть |
15 | Вязание крючком. Салфетка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
16 | Вязание крючком. Салфетка | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Беседа. Практическая работа |
17 | Мягкая игрушка. Теория и приемы. «Слонёнок» | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
18 | Мягкая игрушка. . «Слонёнок» | 1 |
| 1 | Практическая работа |
| Тема 3: «Расписные чудеса» 4 ч. | ||||
19 | Работа с крупой. Фасоль. Ночная сказка | 1 | 0,5 | 0,5 | История техники. Практическая работа |
20 | Работа с крупой. Фасоль. Ночная сказка | 1 |
| 1 | Практическая работа |
21 | Батик холодный и горячий. Теория и приемы. Картина на ткани | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Видеоуроки «Мастер – класс» |
22 | Батик горячий. Картина на ткани | 1 | 1 | 1 | Практическая работа |
| Тема 4: « Свободная техника» 6 ч | ||||
23 | Топиарий- дерево счастья из кофе. Теория и приемы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа. Практическая работа |
24 | Топиарий- дерево счастья из кофе | 1 |
| 1 | Практическая работа |
25 | «Вторая жизнь вещей». Массажный коврик из пробок | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа. Работа в группах. |
26 | «Вторая жизнь вещей». Массажный коврик из пробок | 1 |
| 1 | Практическая работа |
27 | Фриволите. Челночное плетение. Теория и приемы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах |
28 | Фриволите.. Челночное плетение | 1 |
| 1 | Практическая работа |
| Тема 5: «Плетение» 6ч | ||||
29 | Плетение из газет. Теория и приемы. Корзина | 1 | 0,5 | 0,5 | Познавательная беседа.Игра. |
30 | Плетение из газет. Корзина | 1 | 0, 5 | 0, 5 | Видеоурок «Мастер- класс» |
31 | Бисероплетение. Теория и приёмы. Игольчатое и комбинированное плетение. Ель. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | История техники. Игра с картинками |
32 | Бисероплетение. Игольчатое и комбинированное плетение. Ель | 1 |
| 1 | Практическая работа |
33 | Бисероплетение. Игольчатое и комбинированное плетение. Ель | 1 |
| 1 | Практическая работа |
34 | Итоговое занятие
| 1 |
| 1 | Выставка работ |
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса, осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества;
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям по изучению прикладного искусства, развивать стремление к практическому овладению и творческому развитию потенциала.
Второй уровень результатов- постепенное овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
- воспитывать трудолюбие, усидчивость, бережное отношение к результатам работы
- развивать творческий потенциал, прикладные умения, сформированность и практическое применение универсальных учебных действий в области прикладного искусства.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной деятельности в области прикладного искусства, развитие таланта и умения практического применения полученного опыта в социуме.
Для его достижения необходимо:
-совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности в области прикладного искусства
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
- освоение обучающимися социального опыта народа, культуры и практическое применение знаний в области прикладной деятельности;
- формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда;
-усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального опыта нравственной, общественно значимой деятельности, конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
- приобщение обучающихся к культурным ценностям своего народа и народов мира, к общественной деятельности и традициям многонациональной страны, участие обучающихся в клубах, кружках, в творческих объединениях, в конкурсном движении, благоустройстве школы и дома.
- формирование у обучающихся мотивации к труду, потребности к приобретению профессии, приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
Занятия по данной программе будут способствовать достижению планируемых результатов.
В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:
Историю и приемы изготовления изделий по некоторым технологиям в рамках программы 1 класса (Квиллинг, Папье- маше, Декупаж, Пейп- Арт, Изонить, Канзаши, Витраж, Вязание крючком, Батик, Граттаж, Набрызг, Соленое тесто, Бисероплетение, Изделия из макарон и пр.)
Приемы работы с различными материалами и инструментами. Технику безопасности при работе с данными инструментами.
Уметь:
Работать в технике «Квиллинг» (накручивать бумажные полоски на инструмент);
Работать в технике «Папье- маше» (послойное наклеивание кусочков бумаги);
Работать в технике «Пейп- Арт» (послойное наклеивание кусочков салфетки, изготовление жгутиков, выкладывание узоров);
Работать в технике «Изонить» (симметричное вышивание узора на картоне);
Работать в технике «Канзаши» (склеивание лепестков из атласных лент)
Работать в технике «Витраж» (контурное рисование на стекле);
Работать в технике «Вязание крючком» (уметь вязать цепочку из воздушных петель, столбики без накида, с 1 накидом, прямое и круглое полотно);
Работать в технике «Батик» (работать с мокрой салфеткой и красками на ткани)
Работать в технике «Граттаж» (выцарапывание по листу с нанесенным восковым покрытием);
Работать в технике «Набрызг» (изготовить аппарат своими руками и шаблонно/ трафаретное рисование);
Работать в технике «Бисероплетение» (параллельное плетение сказочных героев на 2- х проволоках, плоские изделия)
Изготавливать слоеное тесто и лепить розы, лепестки;
Применять вторичное сырье в нужном русле, изготавливать простейшее склеивание фантиков в скатерть, платье;
Изготавливать из макарон «Цветочки», «Ракушки», «Бантики» и пр. замечательную композицию «Чайный сервиз», покрытую золотой краской.
В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:
Усложненные приемы изготовления изделий по некоторым технологиям в рамках программы (Квиллинг, Папье- маше, Декупаж, Пейп- Арт, Канзаши, Вязание крючком, Граттаж, Бисероплетение, Вытынанка, Вышивка «Крестиком», Мозаика, Фоамиран, Изделия из кожи, цветного песка и пр.)
Приемы работы с различными материалами и инструментами. Технику безопасности при работе с данными инструментами
Уметь:
Работать в технике «Квиллинг» (накручивать бумажные полоски на инструмент, склеивать лепестки в симметричный узор );
Работать в технике «Папье- маше» (послойное наклеивание кусочков бумаги на заранее слепленную маску из пластилина);
Работать в технике «Пейп- Арт» (послойное наклеивание кусочков салфетки, изготовление жгутиков, выкладывание узоров с помощью гороха, яичной скорлупы);
Работать в технике «Канзаши» (склеивание лепестков из атласных лент, выкладывание лепестков в изящный хвост павлина)
Работать в технике «Вязание крючком» (уметь вязать салфетку по схеме);
Работать в технике «Граттаж» (выцарапывание по листу с нанесенным восковым покрытием и цветовым нижним слоем);
Работать в технике «Бисероплетение» (петельное плетение деревьев, плетение березы);
Мозаичный прием работы с кусочками старых дисков и яичной скорлупой
Работать в технике «Вытынанка» (украинско- китайская техника с выбиванием узора на бумаге);
Работать в технике «Фоамиран» с материалом фоамиран, 2 мм толщиной, изготавливать розы;
Изготавливать цветной песок (манку, соль) с помощью пищевых красителей, просушивать и выкладывать послойно);
Применять вторичное сырье в нужном русле, изготавливать бабочку из пластика бутылки, декорированную стразами, витражными красками, контуром и пр);
В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:
Усложненные приемы изготовления изделий по некоторым технологиям в рамках программы 3 класса (Квиллинг, Модульное оригами, Пергамано, Картонаж, Изонить, Канзаши, Валяние, Изделия из капрона, Вязание крючком, Пэчворк, Жостовские узоры, Фьюзинг и Тиффани (спекание стекла), Флористика, Бисероплетение, Филигрань и пр.)
Приемы работы с различными материалами и инструментами. Технику безопасности при работе с данными инструментами
Уметь:
Работать в технике «Квиллинг» (накручивать бумажные полоски на инструмент, склеивать лепестки в симметричный узор );
Работать в технике «Модульное оригами», создавать простейшие модули, складывать из них изделие «Тортик;
Работать в технике «Изонить», накручивание из ниток в клею воздушных шаров и декорирование их под «Снеговика»
Работать в технике «Бумагопластика», конструирование замка и букета цветов из белого картона;
Работать в технике «Канзаши» (склеивание лепестков из атласных лент, выкладывание лепестков в панно «Сердце»)
Работать в технике «Вязание крючком» (уметь вязать салфетку по схеме);
Работать в технике «Бисероплетение» (дуговое «французское» плетение роз);
Работать в технике «Пэчворк» (лоскутное шитье), выкладывание коллажа из кусочков ткани;
Работать масляными красками по росписи «Жостово», декорировать жостовскими мотивами шкатулку;
Работать в технике «Флористика», изготавливать цветы из фетра;
Применять вторичное сырье в нужном русле, изготавливать коврик из мешков для мусора
Работать с кожей. Изготавливать браслет, заколку.
Работать в технике «Валяние» шерстяных ниток в мыльной воде, катание шариков (бусин), работа с пенопластом.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:
Усложненные приемы изготовления изделий по некоторым технологиям в рамках программы 4 класса (Квиллинг, Модульное оригами, Работа с крепированной и гофрированной бумагой, Оригами «Кусудама», Изонить, Канзаши, Вязание крючком, Бисероплетение, Мягкие игрушки, Батик горячий, Топиарий, Фриволите, Плетение из газет и пр.)
Приемы работы с различными материалами и инструментами. Технику безопасности при работе с данными инструментами
Уметь:
Работать в технике «Квиллинг» (накручивать бумажные полоски на инструмент, склеивать лепестки в симметричный узор);
Работать в технике «Модульное оригами», создавать простейшие модули, складывать из них изделие «Лебедь»;
Работать в технике «Изонить», накручивание из ниток в клею воздушных шаров и декорирование их под «Новогодние игрушки»;
Работать в технике «Канзаши» (склеивание лепестков из атласных лент, выкладывание лепестков в хвост «Павлина»)
Сшивать детали мягкой игрушки «Слоненок», набивать ватой;
Работать в технике «Вязание крючком» (уметь вязать салфетку по схеме);
Работать в технике «Бисероплетение» (игольчатое плетение ели)
Применять вторичное сырье в нужном русле, изготавливать массажный коврик из пробок;
Работать в технике Оригами «Кусудама». (скручивание сложенных листочков);
Работать в технике «Батик» (горячий и холодный, роспись картины. нанесение воска, проглаживание утюгом, дорисовывание контура);
Работать с крупами, в т. ч. фасолью. Выкладывание картины в ахроматических (черно- белых) тонах;
Работать по изготовлению Топиария- дерева счастья из кофе, канзаши роз и пр;
Работать в технике «Фриволите» (челночное плетение, частично с помощью крючка) нитями разной толщины;
Работать в технике «Плетение из газет», скрутка тонких палок, выкладывание их по коробке, плетение и покрытие бронзой.
Формирование универсальных учебных действий
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
Личностные универсальные учебные действия:
У выпускника будут сформированы:
- умение к самопознанию, после пройденной темы возможность продолжать применение и усовершенствование своих приобретенных знаний по многим технологиям;
- к самоопределению (выбор наиболее значимых для себя, для будущего приемов технологий с целью дальнейшего профессионального определения);
- нравственно- эстетическая оценка своих работ и приобретенного многонационального творческого опыта;
- мотивация к учебной деятельности по принципу концентрического построения- от простого- к сложному, с усложнением каждой новой технологии на разных годах обучения.
Школьник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции талантливого, развития всесторонне творческого потенциала личности;
- формирования усидчивости, терпения, развития мелкой моторики руки.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата,
- составлять план действий по усовершенствованию своих творческих способностей на основе использования ИКТ (информационных технологий, интернета, презентаций, видеоуроков и пр).
Познавательные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использование электронных и цифровых технологий, в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- расширять приемы моделирования, ставить проблемные задачи, решать их, создавать проектные работы творческой направленности;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Выпускник научится:
- организовывать сотрудничество в групповых работах, адекватно передавать информацию о методах и приемах действий в создании проекта;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Способы определения результативности работы по программе
Опрос
Наблюдение
Диагностика создаваемых проектов
Внешняя оценка- выставки и конкурсное движение
- Материально-технические: видеофильмы, интерактивный комплекс, демонстрационная доска.
- Методическая литература, художественная литература.
- Внешние: участие в конкурсах школьного, районного, проведение выставок, дизайнерство своего жилья, изготовление подарков на праздники.
Литература
Гринченко А. С. Вышивка бисером.М.: ЭКСМО, 2005.- 64 с.
Гуляева В, Геронимус Т. Волшебная паутинка. М.: Малыш, 1991- 12 с.
Гусева Н. А. 365 фенечек из бисера. - М.: Айрис- пресс, 2004.- 208 с.
Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста. М.: ООО ТД Мир книги, 2009. -190 с.
Каминская Е. А. Игрушки и сувениры из бисера. [Текст]/ Е. А. Каминская . М.: РИПОЛ- классик, 2011.-256 с.
Копцев В. П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. Основы объемного конструирования. Ярославль.: Академия развития. Академия Холдинг, 2001.- 144 с.
Лындина Ю. С. Игрушечки из бисера. М.: Культура и традиции, 2008.- 79 с.
Лындина. Ю. С. Фигурки из бисера. – М.: Культура и традиции, 2004, -76 с.
Ляукина М. В. Бисер. Энциклопедия.. Техника. Приемы. Изделия.М.: ООО АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2006.-288 с.
Проснякова Т. Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: АСТ ПРЕСС КНИГА, 2011.- 104 с.
Шнуровозова Т. В. . Фигурки из бисера. Уроки для начинающих.- Ростов- на- Дону, ООО ИД «Владис», 2011.-191 с
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ТЕХНОЛОГИИ)
Тема 1. Бумажный мир.
Квиллинг — искусство изготовления плоских или объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.
Папье́-маше́ (фр. papier mâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Пейп- Арт- авторская техника, искусство формовки бумаги (салфеток)с помощью клея ПВА, кручение жгутов, выкладывание узоров, декор горохом, покрытие черным цветом, поверх него бронзовый оттенок для придания изделию старинного стиля.
Декупаж (фр. decouper — вырезать) — техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычного вырезанного) к предмету, и, далее, покрытии полученной композиции лаком ради эффектности, сохранности и долговечности.
Вытынанка- вид украинского народного декоративного мастерства, включает сюжетные орнаменты, сделанные с помощью ножниц, канцелярского ножа и других инструментов.
Модульное оригами — техника складывания оригами, которая, в отличие от классического оригами, использует в процессе складывания несколько листов бумаги. Каждый отдельный листок складывается в модуль по правилам классического оригами, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Снятие ограничения на количество листов позволяет с большей лёгкостью создавать крупные модели со сложной структурой.
Пергамано (pergamano) - это техника изготовления открыток на пергаментной бумаге или кальке с примененем тиснения и перфорирования. Английское название этой техники – parchcrafting.
Картонаж – это изготовление различных изделий из картона. Это весьма полезно и функционально, так как материал, использующийся в данной технике, является практически бросовым. Для начала, при помощи картонажа, можно сэкономить время и место, не выбрасывая и не храня старые, пыльные коробки от принтеров, компьютеров, видеомагнитофонов и прочей техники. Им можно найти замечательное применение и превратить в нечто красивое и полезное.
Бумагопластика – это современный вид искусства. В начале XX века стали появляться первые работы в технике бумажной пластики. Ее использовали в своих работах как зарубежные, так и российские художники. К концу 20-го столетия бумагопластику признали как отдельный вид искусства. В настоящее время бумагопластику широко используют в дизайне интерьеров, создании авангардной моды и других направлениях.Изучены разные техники бумагопластики, начиная с самого древнего вида - оригами, и заканчивая развитием современных видов - киригами, айрис фолдинг, торцевание, современные виды аппликации.
Кусудама (яп.букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний.
Орига́ми (яп. 折り紙, букв.: «сложенная бумага») — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в Древний Китай, где и была изобретена бумага. Первоначально оригами использовалось в религиозных обрядах. Долгое время этот вид искусства был доступен только представителям высших сословий, где признаком хорошего тона было владение техникой складывания из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги.
Тема 2.
Нитяна́я гра́фика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками накартоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.
Канзаши (досл.Кандзаси) — японские традиционные женские украшения для волос. Кандзаси носят с кимоно. Особое место среди канзаши занимают заколки с цветами ткани. Они традиционно делаются из шелка, из маленьких квадратов, складывая кусочки ткани в технике tsumami (складывание) лепесточек за лепесточком. Так рождается маленькое чудо- шелковый цветок Канзаши…
Вяза́ние — процесс изготовления полотна или изделий (обычно элементов одежды) из одной или нескольких нитейпутём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы, игла, вилка) или на специальной машине (механическое вязание). Вязание, как техника, относится к видам плетения.
Вышивка крестом — вид рукоделия. Это способ вышивания рисунка на канве с помощью иглы и цветных нитеймулине или других нитей для вышивания, в том числе шерстяных, используется техника в полный крест или полукрест.
Мягкая игрушка — детская игрушка из искусственного меха, ткани и набивного материала. Раньше для набивки использовали солому, опилки, стружку, вату, волокна хлопка и т. п. Теперь используются современные материалы: синтепон, синтетические гранулы и т. п.
Тема 3. Расписные чудеса
Витра́ж (фр. vitre — оконное стекло, от лат. vitrum — стекло) — произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проёма, чаще всего оконного, в каком-либо архитектурном сооружении.
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Граттаж (от фр. gratter — скрести, царапать) — способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью. Другое название техники — воскография. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона и похожи наксилографию или линогравюру
Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) —декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.
ЖО́СТОВСКАЯ РО́СПИСЬ, по металлу, русский художественный промысел лаковой росписи по металлу, сложившийся в начале 19 в. в деревне Жостово неподалеку от подмосковных Мытищ.
Фьюзинг (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка») — относительно новая технология изготовления витража. Фьюзинг — техника спекания стекла в печи, в таком витраже отсутствуют металлические соединения между стеклами, стекло спекается в печи при температуре 800 °C и становится однородным, вплавляется друг в друга. Применяется, например, для изготовления межкомнатной перегородки или раздвижных дверей в помещении.
Ти́ффани – более старая технология изготовления витражей, фьюзинг имеем ряд преимуществ перед ней.
Тема 4. Свободная техника.
Фоамиран- материал, резина, пластичная, мягкая, легко поддающаяся обработке при нагревании.
Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt — войлок, фильцевание, фильц, набивание) — это особая техникарукоделия, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на ткани или войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок).
Топиар — фигурная стрижка деревьев и кустарников. Одно из старейших садово-парковых искусств, очень популярно на Западе, но малоизвестно в России. англ. Topiary— узорные или выдуманные фигуры для ландшафта, искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников, декоративное дерево.
Тема 5. Плетение.
Фриволите́ (от фр. Frivole — пустой, легкомысленный) — техника плетения ручного кружева при помощи специальных челноков или иглы с тупым концом.
Кружево фриволите применяется для отделки различных предметов одежды, для создания салфеток, украшения скатертей, покрывал и т. д. Также в технике фриволите можно изготовить различную бижутерию: серьги, браслеты, колье, броши, перчатки, маски.
Бисероплетение — вид декоративно-прикладного искусства, рукоделия; создание украшений, художественных изделий из бисера, в котором, в отличие от других техник, где он применяется (ткачество с бисером, вязание с бисером, плетение из проволоки с бисером — так называемых бисерных плетений, бисерной мозаики и вышивки бисером), бисер является не только декоративным элементом, но и конструктивно-технологическим. Все остальные виды рукоделия и ДПИ (мозаика, вязание, ткачество, вышивка, проволочное плетение) без бисера возможны, однако потеряют часть своих декоративных возможностей, бисероплетение же прекратит свое существование. Это связано с тем, что технология бисероплетения носит самобытный характер.
Приложение 2. Работы
Квиллинг
Канзаши
И
Изонить Канзаши- павлин
Сервиз из макарон
Пейп- Арт
Б
Б
лллл
Ель плетение игольчатое рамка из скорлупы
кв
Квиллинг
фасоль
Массажный коврик
49