СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа создана для учащихся начальных классов, рассчитана на 4 года обучения

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Школа развития речи"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Момская начальная общеобразовательная школа»


«Согласовано»

Руководитель МО

__________ Новгородова В.В.

от ____________________

«Согласовано»

Зам. директора по УВР ____________ Петрова А.А. от ____________________


«Утверждено»

Директор МБОУ «МНОШ»

___________ Михалева М.П.

от ____________________







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

интеллектуального направления






Составила: Иманова Татьяна Сергеевна,

Учитель начальных классов первой категории




на 2021-2024 уч. год

Пояснительная записка


Программа «Школа развития речи» реализует интеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2-4 классах, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, обучение написанию сочинений.

Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Главное - в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом, обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.

Программа предлагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определённые речевые сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.

Программа построена на дополнении и углублении базового образования.

Рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа во 2-4 классах.

Целью программы является создание условий для формирования интеллектуальной активности, развитие устной и письменной речи, создание условий для формирования языковой компетенции младших школьников.

Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у ребенка – задача важная, но очень непростая. Важные компоненты ее – это написание сочинений и изложений. Образная, яркая логически построенная речь- основной показатель интеллектуального уровня ребенка.

Задачи программы:

Образовательные:

  • Совершенствование у детей основных видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма и чтения;

  • Формирования умений правильно, содержательно и убедительно высказывать собственные мысли, реализации творческих способностей;

  • Создавать условия для развития умения писать сочинения и изложения;

  • Обучать младших школьников работе с различными источниками.

Развивающие:

  • Способствовать расширению кругозора;

  • Развивать мотивацию к познанию и творчеству;

  • Формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся;

  • Развивать внимание к языку, к фразам и словосочетаниям;

Воспитательные:

  • Развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу;

  • Обеспечение эмоционального благополучия детей.

Методы работы:

  • Словесные методы: рассказ, беседа, сообщения – эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

  • Наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, схем, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

  • Практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умения детей.

Основные виды деятельности:

  • Работа по тетрадям на печатной основе;

  • Работа с различными источниками;

  • Составление собственных рассказов, текстов.

Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные УУД:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к учению и познанию;

- умения школьников ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;

- ценностно-смысловой ориентации учащихся;

- опыта нравственных и эстетических переживаний.

Метапредметные УУД:

- работать с соседом по парте (распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле, осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата).

Предметные УУД:

- освоение обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт;

- получение новых знаний, преобразований и применений для каждой предметной области деятельности;

- освоение элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины.

Содержание курса

2 класс

Тема занятия

Распределение материала курса

Теория

Практика

Всего часов

Знакомство с планом кружка. Секреты волшебной речи.

1

2

3

Предложение. Конструирование предложений. Порядок слов в предложении.

1

3

4

Составление предложений, объединённых общей темой

1

3

4

Текст. Тема текста. Признаки текста. Структура текста.

2

4

6

План текста. Составление текста по готовому плану

2

2

4

Работа с деформированным текстом. Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок

2

2

4

Составление текста по сюжетным картинкам

2

3

5

Сочинение. Написание сочинения – описание предмета

1

3

4

Всего часов

12

22

34


3 класс

Тема занятия

Распределение материала курса

Теория

Практика

Всего часов

Работа над составлением плана текста повествовательного характера

2

3

5

Составление текста

3

6

9

Лексическая сочетаемость слов

1

2

3

Составление текстов различного вида

3

6

9

Обучение изложению

2

6

8

Всего часов

11

23

34


4 класс

Тема занятия

Распределение материала курса

Теория

Практика

Всего часов

Сочинение

3

8

11

Стили речи

3

6

9

Аннотация

3

6

9

Знакомство с различными видами объявлений

1

4

5

Всего часов

9

25

34



Календарно-тематическое планирование

2 класс


п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Знакомство с планом кружка.

1

3.09


Секреты волшебной речи.

1

10.09


Секреты волшебной речи.

1

17.09


Предложение

1

24.09


Конструирование предложений

1

1.10


Порядок слов в предложении

1

8.10


Лексическое значение слова

1

15.10


Учимся строить предложения. Работа с предложением «Редкие цветы»

1

22.10


Связь между предложениями в тексте

1

29.10


Составление предложений, объединенных общей темой

1

12.11


Составление предложений, объединенных общей темой

1

19.11


Составление предложений, объединенных общей темой

1

26.11


Составление предложений, объединенных общей темой

1

3.12


Найди ошибку и восстанови текст «Лось»

1

10.12


Работа с текстом «Ежик». Упражнение на замену слов

1

17.12


Текст. Тема текста. Заглавие.

1

24.12


Текст. Признаки текста

1

14.01


Текст. Структура текста

1

21.01


Текст. Структура текста

1

28.01


Текст. Структура текста

1

4.02


Работа с деформированным текстом

1

11.02


Работа с деформированным текстом

1

18.02


Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок

1

25.02


Восстановление деформированного текста по серии сюжетных картинок

1

4.03


Составление текста по сюжетным картинкам

1

11.03


Составление текста по сюжетным картинкам

1

18.03


Составление текста по сюжетным картинкам

1

1.04


Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным

1

8.04


Составление устных рассказов по аналогии с прочитанным

1

15.04


Сочинение.

1

22.04


Написание сочинения – описание предмета

1

29.04


Написание сочинения – описание предмета

1

6.05


Написание сочинения – описание предмета

1

13.05


Итоговое занятие

1

20.05




Календарно-тематическое планирование

3 класс


п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Работа над составлением плана текста повествовательного характера

1



Работа над составлением плана текста повествовательного характера

1



Работа над составлением плана текста повествовательного характера

1



Работа над составлением плана текста повествовательного характера

1



Работа над составлением плана текста повествовательного характера

1



Составление текста по заголовку и заданному началу

1



Составление текста по заголовку и заданному началу

1



Составление текста по заголовку и середине рассказа

1



Составление текста по заголовку и середине рассказа

1



Составление текста по заголовку и заданному концу

1



Составление текста по заголовку и заданному концу

1



«Тавтология» в сочинениях

1



Составление текста по коллективно составленному плану. Редактирование

1



Стиль речи

1



Лексическая сочетаемость слов

1



Лексическая сочетаемость слов

1



Лексическая сочетаемость слов

1



Составление текста различного вида

1



Составление текста различного вида

1



Составление текста различного вида

1



Составление текста различного вида

1



Составление текста различного вида

1



Использование местоимений в тексте

1



Использование местоимений в тексте

1



Обучение изложению текста с творческими дополнениями

1



Обучение изложению текста с творческими дополнениями

1



Составление текста по сюжетным картинкам

1



Обучение краткому изложению текста

1



Обучение краткому изложению текста

1



Обучение краткому изложению текста

1



Обучение составлению текста с элементами описания

1



Обучение составлению текста с элементами описания

1



Обучение составлению текста с элементами описания

1



Итоговое занятие

1








Календарно-тематическое планирование

4 класс


п/п

Темы занятий

Количество часов

Дата проведения

План

Факт

Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях

1



Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях

1



Использование литературных терминов (эпитет, аллегория) в сочинениях

1



Создание текста на заданную тему. Редактирование текста

1



Создание текста на заданную тему. Редактирование текста

1



Создание текста на заданную тему. Редактирование текста

1



Особенности работы с сочинениями разного жанра

1



Особенности работы с сочинениями разного жанра

1



Особенности работы с сочинениями разного жанра

1



Стили речи

1



Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения

1



Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения

1



Чтение и анализ произведений, разных по стилю изложения

1



Написание статьи в газету. Редактирование

1



Написание статьи в газету. Редактирование

1



Написание статьи в газету. Редактирование

1



Написание по самостоятельно составленному плану

1



Написание по самостоятельно составленному плану

1



Аннотация

1



Аннотация

1



Аннотация

1



Составление аннотации к книгам

1



Составление аннотации к книгам

1



Составление аннотации к книгам

1



Сочинение на основе прочитанного

1



Сочинение на основе прочитанного

1



Сочинение на основе прочитанного

1



Сочинение по сюжетным картинкам

1



Сочинение по сюжетным картинкам

1



Сочинение по сюжетным картинкам

1



Знакомство с различными видами объявлений

1



Знакомство с различными видами объявлений

1



Знакомство с различными видами объявлений

1



Итоговое занятие

1