СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности О. А. Холодовой "Юным умникам и умницам" для 4 класса 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам" 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



«РАССМОТРЕНО»

Руководитель МО

Смирнова Н.М._______

Протокол № ___

от « 27 » августа 2022г.


«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

Паньшина Н.Ю._____

« 30 » августа 2022г.


«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ

№1»__________ Ляпин А.И.

Приказ №_____

от «30 » августа 2022г.








Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Юным умникам и умницам»



для 4 Б класса

начального общего образования

на 2022–2023 учебный год







Составитель: Орлова Е.С.,

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории






г. Камень-на-Оби

2 022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» для 4 общеобразовательного класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:

-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;

-СанПин № 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28;

-Программы курса: "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" О.А. Холодовой – М.: Издательство РОСТ, 2014;

-Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1»№161 от 31.08.2017;

-Устава МБОУ «СОШ № 1», утвержденного Постановлением № 148 от 01.03.2018;

-Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, факультативов и элективных курсов в МБОУ «СОШ №1», утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №108-о от 31.05.2017г;

-Программы развития универсальных учебных действий, утвержденной Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №161 от 31.08.2017;

-Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год, утверждённого Приказом директора МБОУ «СОШ №1» № 196-о от 30.08.2022;

-Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2022-2023учебный год, утверждённого Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №196-о от 30.08.2022г.

Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.

На изучение курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.

Цель: расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

-развивать математические способности учащихся;

-формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, воспитывать интерес к предмету;

-развивать наблюдательность, геометрическую зоркость, умение анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.

Логика изложения и содержание рабочей программы по курсу «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» для 4 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В авторскую программу не внесено изменений.

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно: в этом может помочь курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».

Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Учитывая возрастные особенности младших школьников, предусматриваю организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определённых личностных,

метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

-воспитание чувства справедливости, ответственности;

-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

-​находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

-​планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;

-​проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;

-​выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке;

-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

-моделировать в процессе обсуждения алгоритмы решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;

-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, аргументировать его

Познавательные:

-​устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах;

-​проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;

-​устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств;

-​выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;

-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;

-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения

Коммуникативные:

-​строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

-​понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи;

-четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;

-​принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;

-​принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;

-​знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности

Предметные результаты:

-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации;

-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

-формирование пространственных представлений и пространственного воображения

Обучающийся научится:

-​строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;

-​понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения;

-​принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;

-​принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;

-​знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;

-​контролировать свои действия при работе в группе

Обучающийся получит возможность научиться:

-​умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий;

-признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;

-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников;

-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»



Номер раздела


Наименование раздела


Всего часов

на этот раздел

Их них:

теоретические

занятия

практические

занятия

конкурсы

1.

Числа. Арифметические действия. Величины.


15


3


12


2.

Мир занимательных задач

15

7

5

3

3.

Геометрическая мозаика

4

1

2

1


Итого

34

11

19

4



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»

В авторской программе выделяют 3 блока: «Числа. Арифметические действия. Величины» - 15 часов, «Мир занимательных задач» -15 часов, «Геометрическая мозаика» - 4 часа. В течение учебного года темы чередуются.

Для реализации программы используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.

Методы:

-словесные, наглядные, практические;

-проблемно-поисковые;

-методы самостоятельной работы и работы под руководством;

-методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);

-методы контроля и самоконтроля;

-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, демонстрация

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ», 4 КЛАСС, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ


Номер урока

Срок проведения

Тема урока

Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, конкурсы)

Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке

Информационные ресурсы

1

Сентябрь, 1неделя

Интеллектуальная разминка


Практический

Демонстрационные часы и циферблат.

Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления.

Компьютер

2

2неделя

Числа-великаны


Практический

3

3неделя

Мир занимательных задач


Практический

4

4неделя

Кто что увидит?


Словесно-наглядный

5

Октябрь, 5неделя

Римские цифры


Практический

6

6неделя

Числовые головоломки


Практический

7

7неделя

Секреты задач


Словесно-наглядный

8

8неделя

В царстве смекалки


Практический

9

Ноябрь, 9неделя

Математический марафон


Практический

10

10неделя

«Спичечный» конструктор


Практический

11

11неделя

«Спичечный» конструктор


Практический

12

Декабрь, 12неделя

Выбери маршрут


Практический

13

13неделя

Интеллектуальная разминка


Словесно-наглядный

14

14неделя

Математические фокусы


Словесно-наглядный

15

15неделя

Занимательное моделирование


Практический

16

Январь, 16неделя

Занимательное моделирование


Практический


Демонстрационные часы и циферблат.

Демонстрационные измерительные инструменты.

Компьютер

17

17неделя

Занимательное моделирование


Практический

18

18неделя

Математическая копилка

Конкурс

Словесно-наглядный

19

Февраль, 19неделя

Какие слова спрятаны в таблице?


Наглядный

20

20неделя

«Математика – наш друг»


Практический

21

21неделя

Решай,отгадывай, считай


Наглядный

22

22неделя

В царстве смекалки


Словесно-наглядный

23

Март, 23неделя

В царстве смекалки


Словесно-наглядный

24

24неделя

Числовые головоломки


Практический

25

25неделя

Мир занимательных задач


Практический

26

26неделя

Мир занимательных задач


Практический

27

Апрель, 27неделя

Математические фокусы

Конкурс

Словесно-наглядный

28

28неделя

Интеллектуальная разминка


Словесно-наглядный

29

29неделя

Интеллектуальная разминка


Наглядный

30

30неделя

Блиц-турнир по решению задач

Конкурс

Словесно-наглядный

31

Май, 31неделя

Математическая копилка


Словесно-наглядный

Демонстрационные измерительные инструменты

Компьютер

32

32неделя

Геометрические фигуры вокруг нас


Практический

33

33неделя

Математический лабиринт


Практический

34

34неделя

Математический праздник

Конкурс

Словесно-наглядный


Всего уроков:

34


уроков теоретических

11


практических

19


конкурсов

4



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления – Ярославль: Академия развития, 1998

Сухин И.Г. Занимательные материалы – М.: ВАКО, 2004

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2518 задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель, 2009

Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 3330 устных задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель,2004

Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников – М.: ВЛАДОС, 1996


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


Демонстрационная оцифрованная линейка, демонстрационный чертёжный треугольник, демонстрационный циркуль.

Демонстрационные пособия и материалы для изучения разделов (карточки с заданиями по математике, наборное полотно).

Калькулятор

Компьютерный стол

Магнитная доска

Мультимедийный проектор

Персональный компьютер

Стол учительский с тумбой

Ученические двухместные столы с комплектом стульев

Фотоаппарат

Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, книг, пособий, и др

Лист внесения изменений

в календарно - тематический план

по курсу «Юным умникам и умницам»

в_____________классе

учитель___________________________________________________________


Дата внесения изменения

Обоснование

внесения

изменения

Документы,

подтверждающие внесение

изменения

Подпись лица, внесшего изменения




































2