Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
«РАССМОТРЕНО» Руководитель МО Смирнова Н.М._______ Протокол № ___ от « 27 » августа 2022г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР Паньшина Н.Ю._____ « 30 » августа 2022г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МБОУ «СОШ №1»__________ Ляпин А.И. Приказ №_____ от «30 » августа 2022г. |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Юным умникам и умницам»
для 4 Б класса
начального общего образования
на 2022–2023 учебный год
Составитель: Орлова Е.С.,
учитель начальных классов
первой квалификационной
категории
г. Камень-на-Оби
2
022 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа к курсу «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» для 4 общеобразовательного класса муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Камень-на-Оби составлена на основе следующих нормативных документов и методических материалов:
-Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373;
-СанПин № 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 № 28;
-Программы курса: "Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей" О.А. Холодовой – М.: Издательство РОСТ, 2014;
-Основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» (далее – МБОУ «СОШ №1»), утверждённой Приказом директора МБОУ «СОШ №1»№161 от 31.08.2017;
-Устава МБОУ «СОШ № 1», утвержденного Постановлением № 148 от 01.03.2018;
-Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, факультативов и элективных курсов в МБОУ «СОШ №1», утвержденного Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №108-о от 31.05.2017г;
-Программы развития универсальных учебных действий, утвержденной Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №161 от 31.08.2017;
-Календарного учебного графика на 2022-2023 учебный год, утверждённого Приказом директора МБОУ «СОШ №1» № 196-о от 30.08.2022;
-Учебного плана МБОУ «СОШ №1» на 2022-2023учебный год, утверждённого Приказом директора МБОУ «СОШ №1» №196-о от 30.08.2022г.
Вид реализуемой программы: начальная общеобразовательная.
На изучение курса «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» в 4 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Срок реализации программы 1 год.
Цель: расширять математический кругозор и эрудицию учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий.
Задачи:
-развивать математические способности учащихся;
-формировать элементы логической и алгоритмической грамотности, воспитывать интерес к предмету;
-развивать наблюдательность, геометрическую зоркость, умение анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески.
Логика изложения и содержание рабочей программы по курсу «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей» для 4 общеобразовательного класса полностью соответствуют авторской программе. В авторскую программу не внесено изменений.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно: в этом может помочь курс «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Рабочая программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходство и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер изменений и на основе этого формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу — это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самому находить выход-ответ. Учитывая возрастные особенности младших школьников, предусматриваю организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия; что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа обеспечивает достижение обучающимися начальной школы определённых личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
-развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
-воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-находить способ решения учебной задачи и выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей для ее решения;
-проводить пошаговый контроль под руководством учителя, а в некоторых случаях – самостоятельно;
-выполнять самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности на уроке;
-сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-моделировать в процессе обсуждения алгоритмы решения, использовать его в ходе самостоятельной работы;
-включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение, аргументировать его
Познавательные:
-устанавливать математические отношения между объектами, взаимосвязи в явлениях и процессах;
-проводить сравнение по одному или нескольким признакам и на этой основе делать выводы;
-устанавливать закономерность следования объектов (чисел, числовых выражений, равенств;
-выполнять классификацию по нескольким предложенным или самостоятельно найденным основаниям;
-делать выводы по аналогии и проверять эти выводы;
-проводить несложные обобщения и использовать математические знания в расширенной области применения
Коммуникативные:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи;
-четко и аргументировано высказывать свои оценки и предложения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности
Предметные результаты:
-формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации;
-развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
-формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-формирование пространственных представлений и пространственного воображения
Обучающийся научится:
-строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
-понимать различные позиции в подходе к решению учебной задачи, задавать вопросы для их уточнения;
-принимать активное участие в работе в паре и в группе, использовать умения вести диалог;
-принимать участие в обсуждении математических фактов, в обсуждении стратегии успешной математической игры;
-знать и применять правила общения, осваивать навыки сотрудничества в учебной деятельности;
-контролировать свои действия при работе в группе
Обучающийся получит возможность научиться:
-умение использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий;
-признавать возможность существования различных точек зрения, корректно отстаивать свою позицию;
-контролировать свои действия и соотносить их с поставленными целями и действиями других участников;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»
Номер раздела | Наименование раздела | Всего часов на этот раздел | Их них: |
теоретические занятия | практические занятия | конкурсы |
1. | Числа. Арифметические действия. Величины. | 15 | 3 | 12 | |
2. | Мир занимательных задач | 15 | 7 | 5 | 3 |
3. | Геометрическая мозаика | 4 | 1 | 2 | 1 |
| Итого | 34 | 11 | 19 | 4 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ»
В авторской программе выделяют 3 блока: «Числа. Арифметические действия. Величины» - 15 часов, «Мир занимательных задач» -15 часов, «Геометрическая мозаика» - 4 часа. В течение учебного года темы чередуются.
Для реализации программы используются педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, системно-деятельностного подхода, проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Методы:
-словесные, наглядные, практические;
-проблемно-поисковые;
-методы самостоятельной работы и работы под руководством;
-методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
-методы контроля и самоконтроля;
-объяснительно-иллюстративный, репродуктивный методы: рассказ, объяснение, демонстрация
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЮНЫМ УМНИКАМ И УМНИЦАМ», 4 КЛАСС, 1 ЧАС В НЕДЕЛЮ
Номер урока | Срок проведения | Тема урока | Виды деятельности обучающихся (практические, лабораторные, конкурсы) | Ведущие формы, методы, средства обучения на уроке | Информационные ресурсы |
1 | Сентябрь, 1неделя | Интеллектуальная разминка | | Практический | Демонстрационные часы и циферблат. Демонстрационные измерительные инструменты и приспособления. Компьютер |
2 | 2неделя | Числа-великаны | | Практический |
3 | 3неделя | Мир занимательных задач | | Практический |
4 | 4неделя | Кто что увидит? | | Словесно-наглядный |
5 | Октябрь, 5неделя | Римские цифры | | Практический |
6 | 6неделя | Числовые головоломки | | Практический |
7 | 7неделя | Секреты задач | | Словесно-наглядный |
8 | 8неделя | В царстве смекалки | | Практический |
9 | Ноябрь, 9неделя | Математический марафон | | Практический |
10 | 10неделя | «Спичечный» конструктор | | Практический |
11 | 11неделя | «Спичечный» конструктор | | Практический |
12 | Декабрь, 12неделя | Выбери маршрут | | Практический |
13 | 13неделя | Интеллектуальная разминка | | Словесно-наглядный |
14 | 14неделя | Математические фокусы | | Словесно-наглядный |
15 | 15неделя | Занимательное моделирование | | Практический |
16 | Январь, 16неделя | Занимательное моделирование | | Практический | Демонстрационные часы и циферблат. Демонстрационные измерительные инструменты. Компьютер |
17 | 17неделя | Занимательное моделирование | | Практический |
18 | 18неделя | Математическая копилка | Конкурс | Словесно-наглядный |
19 | Февраль, 19неделя | Какие слова спрятаны в таблице? | | Наглядный |
20 | 20неделя | «Математика – наш друг» | | Практический |
21 | 21неделя | Решай,отгадывай, считай | | Наглядный |
22 | 22неделя | В царстве смекалки | | Словесно-наглядный |
23 | Март, 23неделя | В царстве смекалки | | Словесно-наглядный |
24 | 24неделя | Числовые головоломки | | Практический |
25 | 25неделя | Мир занимательных задач | | Практический |
26 | 26неделя | Мир занимательных задач | | Практический |
27 | Апрель, 27неделя | Математические фокусы | Конкурс | Словесно-наглядный |
28 | 28неделя | Интеллектуальная разминка | | Словесно-наглядный |
29 | 29неделя | Интеллектуальная разминка | | Наглядный |
30 | 30неделя | Блиц-турнир по решению задач | Конкурс | Словесно-наглядный |
31 | Май, 31неделя | Математическая копилка | | Словесно-наглядный | Демонстрационные измерительные инструменты Компьютер |
32 | 32неделя | Геометрические фигуры вокруг нас | | Практический |
33 | 33неделя | Математический лабиринт | | Практический |
34 | 34неделя | Математический праздник | Конкурс | Словесно-наглядный |
| Всего уроков: | 34 |
| уроков теоретических | 11 |
| практических | 19 |
| конкурсов | 4 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Зак А. З. 600 игровых задач для развития логического мышления – Ярославль: Академия развития, 1998
Сухин И.Г. Занимательные материалы – М.: ВАКО, 2004
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 2518 задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель, 2009
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. 3330 устных задач по математике 1-4 классы – М.: АСТ: Астрель,2004
Чутчева Е.Б. Занимательные задачи по математике для младших школьников – М.: ВЛАДОС, 1996
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Демонстрационная оцифрованная линейка, демонстрационный чертёжный треугольник, демонстрационный циркуль.
Демонстрационные пособия и материалы для изучения разделов (карточки с заданиями по математике, наборное полотно).
Калькулятор
Компьютерный стол
Магнитная доска
Мультимедийный проектор
Персональный компьютер
Стол учительский с тумбой
Ученические двухместные столы с комплектом стульев
Фотоаппарат
Шкафы для хранения учебной литературы, дидактических материалов, книг, пособий, и др
Лист внесения изменений
в календарно - тематический план
по курсу «Юным умникам и умницам»
в_____________классе
учитель___________________________________________________________
Дата внесения изменения | Обоснование внесения изменения | Документы, подтверждающие внесение изменения | Подпись лица, внесшего изменения |
| | | |
| | | |
| | | |
2