СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин современной России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин современной России"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЛКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






Приложение № 1

к основной образовательной программе основного общего образования











Программа

внеурочной деятельности социального направления

«Я – гражданин современной России»











Уровень обучения – 9 класс, основное общее образование

Нормативный срок освоения – 1 год















с. Волковское

Пояснительная записка

Рабочая программа «Я – гражданин современной России» на основе примерной программы Григорьева, Д. В. Степанов П.В «Внеурочная деятельность школьников основного общего образования» и соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО).

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я гражданин современной России» для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ «Волковская СОШ» с учётом Примерной программы в соответствии с требованиями историко-культурного стандарта и реализует Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Программа «Я – гражданин современной России» направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Изучение данной программы позволит обучающимся лучше ориентироваться в различных ситуациях. Программа включают в себя теоретические и практические занятия, а также разнообразные творческие задания. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы.

Реализация программы базируется на принципах научности, занимательности, связи теории с практикой, доступности, добровольного участия обучающихся во внеурочных занятиях, равноправного участия школьников в подготовке и проведении мероприятий.


Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству.

  Задачи:

- создавать психолого-педагогические условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания обучающихся;

- развивать у каждого обучающегося потребность деятельности, приносящей пользу обществу и государству;

- воспитывать уважение к культурному и историческому прошлому России, к истории и традициям родного края;

- формировать у обучающихся понимание ценности семьи, ее значимость в жизни каждого человека, в жизни всей страны;

- воспитывать чувство гордости за героическое прошлое Родины, восхищение подвигами предков, их верностью Отечеству;

-формировать сознательное отношение к своему здоровью как одной из важнейших человеческих ценностей;

-совершенствовать психологические качества личности обучающихся: любознательность, инициативность, трудолюбие, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний.

- повысить уровень финансовой и  правовой  грамотности у обучающихся в современном мире.


Место курса «Я - гражданин современной России» в учебном плане МАОУ «Волковская СОШ» изучается на уровне основного общего образования в качестве внеурочной деятельности в 9 классе в объеме 34 часа, исходя из 1 часа в неделю.





Планируемые результаты

В соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования содержание данного предмета определяет достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы.

 

Личностные результаты:

  • осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 

  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

  • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

  • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

  • уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

  • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные УУД:

  • умение выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика), умение координировать свои усилия с усилиями других,

  • формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

  • задавать вопросы;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

  •  приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

Познавательные УУД:

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

  • совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы.


Предметные результаты: обучающиеся научатся:

  • характеризовать государственное устройство Российской Федерации, описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной власти и управления;

  • правильно определять инстанцию (государственный орган), в который следует обратиться для разрешения той или типичной социальной ситуации;

  • сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;

  • описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на примерах прошлого и современности;

  • характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

  • различать факты и мнения в потоке политической информации.



В результате реализации программы ожидается:

  • осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

  • осознание значения гражданской активности и патриотической позиции в укреплении нашего государства;

  • умение соотносить различные оценки политических событий и процессов и делать обоснованные выводы.

  • способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

  • осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.


Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основа личности гражданина России.


Содержание программы


п/п

Название раздела

Количество часов

1

Политическая культура

10

2

Будущий избиратель

7

3

Правовая культура

11


Раздел I. Политическая культура

Понятия (власть, авторитет, сила, иерархия власти). Закон и власть. Ветви власти. Источники власти. Политика. Роль политики в жизни общества. Федеральное собрание, правительство. Демократический и недемократический режимы. Участие граждан в политической жизни

Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента. Источники власти. Классификация форм правления. Гражданское общество и правовое государство. Суверенитет. 


Раздел II. Будущий избиратель

Избирательное право и его происхождение. Голосование выборы, референдум. Партии и движения. Принципы участия в выборах, право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Пропорциональная система. Мажоритарная система. Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов


Раздел III. Правовая культура.

Понятие «право». Нормы права. Отрасли права. Право и закон. Конституция - Основной закон государства. Гражданское общество и правовое государство. Правонарушения. Правоохранительные органы. Понятие гражданского правоотношения и его структура. Характеристика объектов гражданского правоотношения: нематериальные и материальные объекты. Содержание гражданских правоотношений. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности. Административная ответственность. Понятие и признаки административного правонарушения. Административное наказание как мера ответственности. Протокол об административном правонарушении. Уголовная ответственность. Понятие преступления. Формы вины. Характеристика обстоятельств, исключающих преступность деяния. Принцип презумпции невиновности. Возраст уголовной ответственности. Назначение наказания. Трудовые отношения и их характеристика. Социальное партнерство. Коллективные соглашения и их особенности Принципы правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с трудовыми отношениями. Источники трудового права.

Календарно - тематическое  планирование

Тема

Кол-во часов

Раздел I  «Политическая культура» (14  часов)

1

Урок беседа. Знакомство с курсом.

1

2

Урок лекция. Понятие «Политика и Власть»

1

3

Урок творчества. Россия. Символы государства и его признаки.

1

4

Урок исследование. Государственное устройство.

1

5

Урок викторина. Президент РФ и его обязанности

1

6

Урок игра. Демократия и его признаки

1

7

Эвристическая беседа по теме Правовое государство

1

8

Урок исследование. Власть в России. Три ветви власти

1

9

Круглый стол. Гражданское общество

1

10

Урок практикум. Гражданин РФ

1

11

Урок исследование. Военная служба и альтернативная гражданская служба

1

12

Урок творчества. Политические партии, признаки, функции и их классификация

1

13

Урок диспут по теме «Политические партии России и их идеологии»

1

14

Обобщающее занятие. Роль политики в жизни общества.

1


Раздел II «Будущий избиратель» (6 часов)


15

Урок беседа. Участие граждан в политической жизни

1

16

Ролевая игра «Что  значит быть избирателем» 

1

17

Урок исследование. Избирательное право в РФ

1

18

Урок творчества. Виды избирательных систем

2

19

Урок практикум. Избирательный процесс, его основные стадии

1

20

Обобщающее занятие

1

Раздел IV  «Правовая культура» (14 часов)


21

Урок лекция. Право в системе социальных норм.

1

22

Урок игра. Публичное и частное право

1

23

Урок практикум. Виды правонарушений и виды юридической ответственности

1

24

Урок презентация. Гражданское право. Гражданские права и обязанности.

1

25

Урок беседа. Субъективные гражданские права и субъективные гражданские обязанности

1

26

Проблемный урок. Трудовое право и правоотношения работодателя и работника

1

27

Урок практикум. Порядок оформления на работу. Трудовая книжка как документ о трудовой деятельности.


28

Права и обязанности родителей и детей. Личные права и обязанности родителей.

1

29

Урок презентация. Административное право и административное наказание как мера ответственности

1

30

Урок исследование. Уголовное право. Классификация преступлений и виды наказаний

1

31

Урок дискуссия. Жилищные правоотношения. Жилищный фонд. Право собственности на жилое помещение. Ипотека.

1

32

Урок лекция. Международное гуманитарное право: источники и принципы. «Право Гааги» и «Право Женевы».

1

33

Круглый стол. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права.

1

34

Обобщающее занятие

1