Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Объединенная средняя общеобразовательная школа №6 им. В.А. Сулева
«Согласована» Зам. директора по УВР: __________________Шеина Н.Н. « »____________2022г. | «Утверждена» Директор школы: ____________ Попова Л.В. приказом №_______________ от « »____________2022г. |
«Согласована» Зам. директора по ВР ________________Водяхина Н.Г. « »____________2022г. | |
ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Название программы: Хочу все знать
Направление программы: общеинтеллектуальное
Класс: 1 «б»
Учитель внеурочной деятельности: Кожемяко Н.С.
Количество часов: 1 час в неделю, 33 часа в год в 1 классе
Дата составления: август 2022 года
Пояснительная записка.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказа Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
Методических рекомендаций по использованию и включению в содержание процесса обучения и воспитания государственных символов Российской Федерации, направленных письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06;
Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;
СанПиН 1.2.3685-21;
основной образовательной программы
1.2.Актуальность и перспективность курса:
Программа развития общеинтеллектуальных умений и навыков ориентирована на повышение и развитие качества мыслительной деятельности обучающихся. В программе рассматривается обучение и воспитание как единое ценное.
Развитие логического мышления имеет сильные связи с успехами детей в усвоении учебного материала. Более того, высокий уровень развития логического мышления на старте школьного обучения особенно важен для успешного изучения учебных дисциплин в последующем. Таким образом, проблема формирования интеллектуальной и познавательной активности в современной начальной школе актуальна. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.
Практическая значимость программы для обучающихся:
Младшим школьникам предлагается выполнить интересные, порой захватывающие задания, в основе которых лежит игра. Игра – это естественно и привычно для ребенка. Игра непременно вызывает чувство удивления, а следовательно живой интерес к процессу познания. Известно, что играя, дети всегда лучше запоминают материал. Большую часть материала дети не просто запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идет развитие основных интеллектуальных качеств: умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить. А также развиваются все виды памяти, внимание, воображение, конструкторские способности, пространственная ориентация, актерские способности, речь, расширяется словарный запас.
1.3. Цели и задачи реализации программы:
Цель программы: Создание условий для оптимального развития детей и развитие их творческого потенциала, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Задачи:
Создать условия для осознания школьниками ценности учения и познания как видов творческой деятельности.
Формирование ценностного отношения к учению, развитие познавательного интереса, «умений учиться».
Выявление и реализация творческих способностей учащихся, создание на занятиях ситуации успеха.
Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
2. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Программа обучения рассчитана на учащихся 1 Б класса. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год - 33 часа. Занятия проводятся в 1 Б классе 1 раз в неделю. Программа рассчитана для детей 6-7 лет. В учебном плане МБОУ ОСОШ № 6 отводится: в 1 классе 33 часа в год. По моей рабочей программе на изучение курса отводится 34 часа. Программа будет выполнена за счет уплотнения материала.
2.1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса
Содержание программы внеурочной деятельности ««Хочу все знать!», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов:
Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы внеурочной «Хочу все знать!» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников.
Метапредметными результатами изучения курса «Хочу всё знать» являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных учителем словарях и энциклопедиях, в специальной литературе
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Слушать и понимать речь других.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством формирования этих действий служит работа в малых группах
Предметные результаты изучения курса в 1-м классе
Учащиеся научатся:
Самостоятельно пополнять знания по математике, русскому языку, окружающему миру.
Пользоваться справочной и дополнительной литературой.
Выполнять операции сравнения и обобщения, синтеза и анализа; строить умозаключения, уметь рассуждать, догадываться, доказывать предлагаемое суждение.
Предполагается участие детей в школьных, городских, международных конкурсах "Кенгуру" и "Медвежонок" и др.
Повышение интеллектуального уровня уяащихся,
Повышение уровня готовности к сдаче мониторингового обследования в конце учебного года.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, художественное творчество, досуговое общение.
Основные формы проведения занятий: этические и познавательные беседы, тренинги, практикумы, смотры-конкурсы, конкурсы, турниры, викторины, КВН, занимательные игры, задачи-шутки, изучение детских энциклопедий, просмотр и обсуждение видеоматериалов выполнение творческих заданий: проектных, исследовательских, креативных;.
- Программа интеллектуального направления «Хочу все знать» в качестве основополагающих, выделяет следующие принципы:
- учет современных требований;
- учет возрастных особенностей;
- доступность;
- последовательность;
- системность;
- эффективность;
- личностно-ориентированный подход.
- управляемость образовательным процессом;
- сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Ожидаемые результаты:
Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.
Итоги занятия могут быть подведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, экскурсий и праздников.
Формы контроля, подведения итогов реализации программы.
Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Творческие работы представляются в виде:
Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
Отчётов по наблюдению за природными объектами;
Оформленных исследовательских работ;
Стихотворений;
Книг-раскладушек и т.д.
Контролирующие материалы для оценки планируемых результатов освоения программы
Содержание программы «Хочу всё знать»
Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».
Организация кружка имеет интеллектуально-познавательное направление и составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса по математике, русскому языку, окружающему миру. Наукой доказано, что обучать детей в этом направлении целесообразно с начальной школы, так как мыслительные умения и навыки следует развивать в определенные природой сроки. Опоздание с развитием - это опоздание навсегда. Один из ведущих исследователей проблем творчества П. Торренс сказал как-то, что « творчество – это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замок на песке, приветствовать будущее». Именно на развитие способностей направлен материал рабочей программы внеурочной деятельности « Хочу все знать».
Отличительные особенности программы:
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания, воображение, речь, расширяется словарный запас.
Формы и режим занятий.
Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.
Форма организации учебных занятий – групповая.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Виды деятельности | Дата проведения |
План | Факт |
1 | Знатоки окружающего мира (9 часов). | Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем. Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. | 07.09-26.10 | |
2 | Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов). | овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Слушать и понимать речь других. | 09.11-15.03 | |
3 | Знатоки математики (9 часов). | Сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы. овладение начальными сведениями об особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) их происхождении и назначении; Слушать и понимать речь других. | 29.03-24.05 | |
Итого 34 часа |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата проведения |
план | факт |
Знатоки окружающего мира (9 часов). |
1. | Удивительные млекопитающие. | 07.09.22 | |
2. | Забавные пернатые друзья. | 14.09.22 | |
3. | Бабочки и мотыльки. | 21.09.22 | |
4. | Тайны растений. | 28.09.22 | |
5. | В царстве грибов. | 05.10.22 | |
6. | Загадки под водой. | 12.10.22 | |
7. | Самые известные заповедники России. | 19.10.22 | |
8. | Решение олимпиадных заданий. | 26.10.22 | |
9. | КВН «Знатоки природы» | | |
Знатоки литературного чтения и русского языка (16 часов). |
10 | Пословица недаром молвится. | 09.11.22 | |
11 | Литературные герои в ребусах. | 16.11.22 | |
12 | Крылатые слова и выражения. | 23.11.22 | |
13 | Решение олимпиадных заданий. | 30.11.22 | |
14 | Фразеологизмы. | 07.12.22 | |
15 | Происхождение слов. Знакомство с наукой этимологией. | 14.12.22 | |
16 | Литературные викторины. | 21.12.22 | |
17 | Сказка ложь, да в ней намек… | 28.12.22 | |
18 | Поучимся разгадывать шарады. | 11.01.23 | |
19 | Волшебница анаграмма. | 18.01.23 | |
20 | Кроссворды- тесты. | 25.01.23 | |
21 | Загадка, загадка, открой свою тайну. | 01.02.23 | |
22 | Текст. | 08.02.23 | |
23 | Тема и основная мысль текста. | 22.02.23 | |
24 | Заголовок текста. | 01.03.23 | |
25 | Составление текста на заданную тему. | 15.03.23 | |
Знатоки математики (9 часов). |
26 | Задачи в стихах. Задачи-шутки. | 29.03.23 | |
27 | Нестандартные задачи. | 05.04.23 | |
28 | Решение олимпиадных заданий. | 12.04.23 | |
29 | Графические диктанты. | 19.04.23 | |
30 | Математические головоломки. Танграм – китайская головоломка из геометрических фигур. | 26.04.23 | |
31 | Спичечный турнир | 03.05.23 | |
32 | Диаграммы. | 10.05.23 | |
33 | Группировка предметов. Поиск закономерностей. | 17.05.23 | |
34 | Интеллектуальная игра «Умницы и умники». Подведение итогов. | 24.05.23 | |
Итого 34 часа |