Рассмотрено на заседании МО учителей, специалистов и воспитателей руководитель МО _____________ К.Л.Кухарская протокол № 4 «30» августа 2022г. | Согласовано на МС председатель МС _______________С.В.Тарасова протокол № 1 «01» сентября 2022г. | Утверждаю Директор ОГБНОУ Центр ППМС «Развитие» _______________ Т.А. Гусева Приказ №127 от «01» сентября 2022г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир, который построим мы»
5 класс
по АООП образования обучающихся с УО (ин)
социальное направление
Составитель: Кухарская К.Л.
2022-2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Положения о рабочей программе ОГБНОУ Центр ППМС «Развитие» и программы внеурочной деятельности социального направления «Мой мир» Хоровининой Н. И., Блудовой Л. И., Новокузнецк.
Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.
Основные задачи курса:
Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения.
Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;
Воспитание готовности к созидательной деятельности;
Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;
Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;
Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;
Развитие творческого потенциала детей. Каждое занятие погружает ребенка в атмосферу творчества. Школа признает за каждым ребенком творческое начало, которое должно быть реализовано в любой деятельности. Творческая деятельность учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности. Свой творческий потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления личности. Задача учителя – не разрушать творческие способности школьника, а поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем самым развитию его личности. Но на первых этапах ребенок может реализовать творческое начало через проявление своего мнения, своего отношения к тому, что он делает, т.е. выполнять любую деятельность, любую работу с вниманием и любовью;
Формирование интереса и любви к труду.
В различных видах труда детей (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии;
Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера.
Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно разрешить их или с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;
Формирование потребности к общественно полезной деятельности, в которой проявляется забота каждого участника этой деятельности об окружающих, о школе, о природе. Одной из наиболее важных характеристик общественно полезной деятельности является то, что она позволяет решать различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной приятной, естественной для детей деятельности.
Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от настроения, с которым пришли дети.
Общая характеристика
Программа направлена на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, коллективная работа направлена на объединение коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития.
Виды деятельности: познавательная, художественно-творческая, проблемно-ценностная.
Новизна программы. Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Виды деятельности направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.
Педагогическая целесообразность. Программа даёт возможность ребёнку выразить себя, поверить в свои силы, развить интеллектуальные умения и способности.
3. Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 33 ч. (1 ч. в неделю)
4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса
В процессе реализации программы предусматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:
-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;
- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;
- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;
- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;
- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;
- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;
- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;
- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;
- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана -1 час в неделю,
4.Планируемые результаты деятельности.
По окончании курса дети должны научиться следующим видам деятельности и умениям:
Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.
Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
Уметь собирать и составлять нужную информацию о поставленной проблеме.
Уметь находить ответы на поставленные вопросы и делать выводы.
Результаты качественного усвоения программы оцениваются путём написания рефератов, сообщений, участия в конкурсных программах, созданием мультимедийных презентаций.
Регулятивные УУД:
извлекать необходимую информацию из текста
определять и формулировать цель в совместной работе
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях
осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого
соотносить результат с целью и оценивать его.
Познавательные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять
обогатить представление о собственных возможностях и способностях
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта
находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию
адекватно воспринимать оценку учителя
Коммуникативные УУД:
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
учиться контролировать свою речь и поступки
учиться толерантному отношению к другому мнению
учиться самостоятельно решать проблемы в общении
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей
формулировать своё собственное мнение и позицию
учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.
Основные направления работы
1. усвоение теоретических знаний;
2. формирование практических навыков.
Формы и методы работы.
Словесные, наглядные, практические
Проектно-исследовательская деятельность
Активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, ролевые игры, использование Интернет
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:
Информационном – получение школьниками новых знаний;
Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;
Нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.
Умения и навыки, развиваемые в ходе работы.
поиск, анализ, систематизация необходимого материала;
определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам .
навыки создания презентаций;
навыки написания проекта, его защита.
потребность сосредоточиться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них.
5.Содержание учебной программы
Основные содержательные линии курса.
Человек и природа.
В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.
Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.
Человек и общество.
В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.
Человек и его здоровье.
Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.
Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности
Я учусь дружить и находить друзей.
Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.
Формы организации деятельности:
№ | Тема | Кол-во часов | Дата | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
1 2 | Земля – наш общий дом Погружение в проект «Сладкие конфетки» | 2 | | Сбор информации по проблеме. Создание информационного банка. Оформление проектной документации. Подготовка проекта «Сладкие конфетки» |
3 4 | Природа вокруг нас. | 2 | |
5 6 7 | Друзья леса | 3 | |
8 9 10 | Животные родного края. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта | 3 | |
11 12 13 | Погружение в проект «Словарики» | 3 | | Сбор информации по проблеме. Создание информационного банка. Оформление проектной документации. Подготовка проектов «Словарики», «Новый год в разных странах» |
14 15 | Мода и повседневная одежда. | 2 | |
16 17 | Мода и школьная одежда. | 2 | |
18 19 20 | Праздники в жизни человека. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта | 3 | |
21 22 | Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Погружение в проект «Мед и продукты пчеловодства» | 2 | | Сбор информации по проблеме. Создание информационного банка. Оформление проектной документации. Подготовка проектов «Мед и продукты пчеловодства» |
23 24 | Добрые мысли о спасении Земли | 2 | |
25 26 | Я выбираю спорт! | 2 | |
27 28 | Правильное питание | 2 | |
29 | Закаливание. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта | 1 | |
30 | Настоящий друг. Погружение в проект «Собаки во время ВОВ» | 1 | | Сбор информации по проблеме. Создание информационного банка. Оформление проектной документации. Подготовка проекта «Собаки во время ВОВ» |
31 | Мои друзья | 1 | |
32 | Если добрый ты… | 1 | |
33 34 | Зачем обманывать? Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта | 2 | |
Тематическое планирование 5 класс (1 ч. в неделю)
7. Материально техническое обеспечение учебного процесса
интерактивная доска;
компьютер;
Экранно-звуковые пособия:
- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
Специфическое оборудование:
- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;
- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач