СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир, который построим мы" для 5 класса УО (ин)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Основные задачи курса:

  • Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения.
  • Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;
  • Воспитание готовности к созидательной деятельности;
  • Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;
  • Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;
  • Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мир, который построим мы" для 5 класса УО (ин)»

Рассмотрено на заседании МО

учителей, специалистов и воспитателей

руководитель МО

_____________ К.Л.Кухарская

протокол № 4

«30» августа 2022г.

Согласовано на МС

председатель МС

_______________С.В.Тарасова


протокол № 1

«01» сентября 2022г.

Утверждаю

Директор ОГБНОУ Центр ППМС «Развитие»

_______________ Т.А. Гусева

Приказ №127

от «01» сентября 2022г.













Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Мир, который построим мы»

5 класс

по АООП образования обучающихся с УО (ин)

социальное направление






Составитель: Кухарская К.Л.









2022-2023 учебный год

1.Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Положения о рабочей программе ОГБНОУ Центр ППМС «Развитие» и программы внеурочной деятельности социального направления «Мой мир» Хоровининой Н. И., Блудовой Л. И., Новокузнецк.

Цель курса: Формирование личностных качеств учащихся как основы взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность.

Основные задачи курса:

  • Передача социального опыта взрослых людей ученикам. Для этого широко используется механизм социально-педагогического, массово-коммуникативного общения.

  • Осознание собственного статуса и многообразие социальных ролей; понимание своей социальной роли и готовность ее выполнять;

  • Воспитание готовности к созидательной деятельности;

  • Развитие умения соотносить свои интересы с интересами других людей и оценивать свое поведение с точки зрения людей и групп;

  • Формирование самосознания и коррекция самооценки; умение адекватно оценивать личностное участие в жизни коллектива;

  • Формирование умения соблюдать правила и договариваться между собой; работать и осуществлять совместную деятельность;

  • Развитие творческого потенциала детей. Каждое занятие погружает ребенка в атмосферу творчества. Школа признает за каждым ребенком творческое начало, которое должно быть реализовано в любой деятельности. Творческая деятельность учащихся направляется в позитивную созидательную сферу деятельности. Свой творческий потенциал учащиеся могут реализовать на всех этапах становления личности. Задача учителя – не разрушать творческие способности школьника, а поощрять его способности, которые способствуют развитию коллектива и тем самым развитию его личности. Но на первых этапах ребенок может реализовать творческое начало через проявление своего мнения, своего отношения к тому, что он делает, т.е. выполнять любую деятельность, любую работу с вниманием и любовью;

  • Формирование интереса и любви к труду.

В различных видах труда детей (хозяйственно-бытовой, ручной, труд в природе) содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности, правильного выбора в дальнейшем профессии;

  • Воспитание целеустремленности и настойчивости, воспитание характера.

Общественно полезная деятельность требует определенных волевых усилий: когда ребенок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно разрешить их или с помощью группы детей, или с помощью учителя. Ребенок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. При этом у него формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца;

  • Формирование потребности к общественно полезной деятельности, в которой проявляется забота каждого участника этой деятельности об окружающих, о школе, о природе. Одной из наиболее важных характеристик общественно полезной деятельности является то, что она позволяет решать различные индивидуальные проблемы и задачи развития в условиях совместной приятной, естественной для детей деятельности.


Все занятия имеют общую направленность и обладают структурным единством, которое может наполняться различным содержанием в зависимости от целей, состава и даже от настроения, с которым пришли дети.


  1. Общая характеристика

Программа направлена на творчество, самостоятельность в поисках композиционных решений в выборе способов приготовления поделок, коллективная работа направлена на объединение коллектива, разработки творческих проектов, приобретения коммуникативных навыков, для обмена опытом в атмосфере дружбы и доверия, открытости, развития.

Виды деятельности: познавательная, художественно-творческая, проблемно-ценностная.
Новизна программы. Программа соединяет игру, труд и обучение в единое целое, что обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач. Виды деятельности направлены на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса.

Педагогическая целесообразность. Программа даёт возможность ребёнку выразить себя, поверить в свои силы, развить интеллектуальные умения и способности.

3. Место учебного курса в учебном плане

Рабочая программа рассчитана на 33 ч. (1 ч. в неделю)

4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса

В процессе реализации программы преду­сматривается разработка и реализация социальных проектов школьников, которые строятся на совокупности таких ценностных ориентиров, как:

-ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности;

- ценность человека – осознание ответственности за себя, своего душевного, физического и социально-нравственного здоровья;

- ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры;

- ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через признание постулатов нравственной жизни, сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности - любви;

- ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания;

- ценность природы - бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства;

- ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества;

- ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.;

- ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;

- ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.

- ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



3. Место учебного предмета в учебном плане



Рабочая программа рассчитана -1 час в неделю,


4.Планируемые результаты деятельности.

По окончании курса дети должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

  1. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

  2. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

  3. Уметь собирать и составлять нужную информацию о поставленной проблеме.

  4. Уметь находить ответы на поставленные вопросы и делать выводы.

Результаты качественного усвоения программы оцениваются путём написания рефератов, сообщений, участия в конкурсных программах, созданием мультимедийных презентаций.

Регулятивные УУД:

  • извлекать необходимую информацию из текста

  • определять и формулировать цель в совместной работе

  • учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях

  • осознавать свою долю ответственности за всё, что с ним происходит

  • реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми

  • планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого

  • соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

  • наблюдать, сравнивать по признакам, сопоставлять

  • обогатить представление о собственных возможностях и способностях

  • учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения

  • оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости

  • учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта

  • находить ответы на вопросы в тексте, перерабатывать информацию

  • адекватно воспринимать оценку учителя

Коммуникативные УУД:

  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии

  • учиться контролировать свою речь и поступки

  • учиться толерантному отношению к другому мнению

  • учиться самостоятельно решать проблемы в общении

  • осознавать необходимость признания и уважения прав других людей

  • формулировать своё собственное мнение и позицию

учиться грамотно задавать вопросы и участвовать в диалоге.

Основные направления работы

1. усвоение теоретических знаний;

2. формирование практических навыков.

Формы и методы работы.

  1. Словесные, наглядные, практические

  2. Проектно-исследовательская деятельность   

  3. Активные методы обучения: поисковая деятельность, публичные выступления, ролевые игры, использование Интернет

Образовательно-воспитательные задачи решаются на трех уровнях:

  • Информационном – получение школьниками новых знаний;

  • Эмоциональном – через радость творчества, более глубокое восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и самодостаточности своей личности;

  • Нравственно-психологическом – через формирование психологической устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов научной деятельности.

Умения и навыки, развиваемые в ходе работы.

  • поиск, анализ, систематизация необходимого материала;

  • определение и аргументированное представление собственного отношения к дискуссионным проблемам .

  • навыки создания презентаций;

  • навыки написания проекта, его защита.

  • потребность сосредоточиться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них.

5.Содержание учебной программы

Основные содержательные линии курса.

Человек и природа.

В этом разделе предусмотрено формирование важнейших природоведческих понятий. Дети учатся распознавать обитателей живого уголка, растения и животных своей местности, комнатные растения. Вместе с тем целенаправленно и последовательно раскрываются доступные пониманию учащихся экологические зависимости, осознание которых необходимо для развитий у учащихся современного экологического мышления. Большое внимание уделяется воспитанию гуманного отношения к живому, чувства милосердия, норм поведения в природной среде, следование которым составляет основу экологической культуры личности. Изучение вопросов охраны природы является стержнем для всего этого раздела. Содержание направлено на создание условий непосредственного участия младших школьников в природоохранительной деятельности. С этой целью дети знакомятся с мероприятиями по охране природы, привлекаются к посильному участию в этой работе.

Содержание данного раздела направлено на воспитание бережного отношения к природе, ответственности за любое живое существо и за тех, с кем он сосуществует. В ходе этой работы у детей формируется активная гуманная позиция по отношению к природе, ответственность за судьбу своего общего дома – планета Земля.

Человек и общество.

В данном разделе предусмотрены темы, которые дают важнейшие представления детям об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом. Умение видеть и понимать окружающих взрослых формируется в первую очередь в семье, где закладываются основы уважения к старшим. В этом разделе рассматриваются вопросы о правах и обязанностях ребенка в школе и семье. Один из способов взаимодействия людей в обществе труд и общение. Общение со старшими это один из источников получения новых знаний, а трудовая деятельность – особенность жизни человека. Воспитание уважения к своему труду и труду работников школы, родителей. Оказание посильной помощи, стремление доставить радость родным людям, уважение к старшим членам семьи - это основные задачи данного раздела.

Человек и его здоровье.

Этот раздел в программе нацелен на формирование представлений о человеке, как части живой природы. Уделяется внимание вопросам гигиены, рассматривается понятия «здорового образа жизни». Раскрыть понятие о здоровье (стойкость к болезням, закаленность, выносливость, сила, жизнерадостность). Научить детей самим заботиться о своем здоровье, сформировать установки на поддержание здорового образа жизни. Дать понятия и знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище. Занятия в данном разделе направлены на воспитание чувства ответственности за свое здоровье, потребности вести здоровый образ жизни, который предполагает выполнение правил сохранения и укрепления здоровья.

Одной из задач этого раздела является научить детей пользоваться полученными знаниями в жизни, а также вести профилактическую работу с дошкольниками, другими учащимися. Дети должны научиться рассказывать, убеждать других в необходимости вести здоровый образ жизни, правильно питаться, вести подвижный образ жизни, отказаться от вредных привычек, соблюдать правила дорожного движения для своей безопасности

Я учусь дружить и находить друзей.

Работа в этом разделе направлена формирование у детей этических норм, в основе которых лежат такие понятия и принципы, как деликатность, доброта, внимание к окружающим. Эта работа должна дать возможность каждому ученику без перегрузки и с учетом его индивидуальных особенностей развить коммуникативные способности, т.е. умение общаться и слушать собеседника, соблюдать правила поведения.

Формы организации деятельности:


Тема

Кол-во часов

Дата

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

2

Земля – наш общий дом

Погружение в проект «Сладкие конфетки»

2


Сбор информации по проблеме.

Создание информационного банка.

Оформление проектной документации.

Подготовка проекта «Сладкие конфетки»

3

4

Природа вокруг нас.

2


5

6

7

Друзья леса

3


8

9

10

Животные родного края.

Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта

3


11

12

13

Погружение в проект «Словарики»

3


Сбор информации по проблеме.

Создание информационного банка.

Оформление проектной документации.

Подготовка проектов «Словарики», «Новый год в разных странах»

14

15

Мода и повседневная одежда.

2


16

17

Мода и школьная одежда.

2


18

19

20

Праздники в жизни человека.

Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта

3


21

22

Хочу вырасти здоровым человеком. Что для этого нужно? Погружение в проект «Мед и продукты пчеловодства»

2


Сбор информации по проблеме.

Создание информационного банка.

Оформление проектной документации.

Подготовка проектов «Мед и продукты пчеловодства»

23

24

Добрые мысли о спасении Земли

2


25

26

Я выбираю спорт!

2


27

28

Правильное питание

2


29


Закаливание. Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта

1


30

Настоящий друг. Погружение в проект «Собаки во время ВОВ»

1


Сбор информации по проблеме.

Создание информационного банка.

Оформление проектной документации.

Подготовка проекта «Собаки во время ВОВ»

31

Мои друзья

1


32

Если добрый ты…

1


33

34

Зачем обманывать?

Подведение итогов работы над проектом. Защита проекта

2


Тематическое планирование 5 класс (1 ч. в неделю)



7. Материально техническое обеспечение учебного процесса


  • интерактивная доска;

  • компьютер;

Экранно-звуковые пособия:

- мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.

Специфическое оборудование:

- индивидуальное рабочее место, которое можно перемещать в случае групповой работы;

- инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач