Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Курс «Крымоведение»
2 класс
на 2021-2022 учебный год
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ «Ручьёвская школа»
Масалыгина Т.А.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Необходимость разработки программы и содержания учебного курса «Крымоведение» для начальной школы обусловлена очевидным возрастанием роли и значения краеведения в Российской Федерации. В рамках Закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым», концепции комплексной программы модернизации образования и практической реализации приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение «Крымоведения» приобретает особую актуальность. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в Крыму, так и во всей России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель курса: заложить основы навыков исследования родного края, сформировать целостную картину мира через усвоение комплексных знаний о Крыме на основе краеведческого подхода.
Задачи курса:
сформировать представления о многообразии и уникальности природных и историко-культурных богатствах Крымского полуострова;
раскрыть значение природных ресурсов региона с целью развития ценностного отношения к природе родного края;
развивать умения наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, рассуждать, решать творческие задачи;
формировать модель безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Воспитательный потенциал программы.
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в кружках детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
формирование этнической и общероссийской гражданской идентичности, патриотических ценностей; чувства гордости за свою Родину, родной край, историю Крыма;
формирование целостного взгляда на мир;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в природе;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Крыма.
Метапредметные результаты:
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях крымских объектов (природных, социальных, культурных, исторических, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
освоение способов решения проблем исследовательского, творческого и поискового характера;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации о Крыме.
Предметные результаты:
формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, природе, истории, культуре нашего полуострова;
развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи;
освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
воспитание любви к крымской природе, ее уникальности;
формирование умений самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации о Крыме;
воспитание чувства гордости за Республику Крым.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Программа построена по цикличному принципу и состоит из Введения и 5 разделов: «Крым – орден на груди планеты Земля», «Природные особенности и богатства Крыма», «Учимся путешествовать и дружить с природой», «Историко-культурное наследие Крыма», «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона».
Введение. Визитная карточка уникальных особенностей Крымского полуострова.«Крымчане – это звучит гордо!».
«Прекрасны Вы – брега Тавриды…». «Волшебный край, очей отрада…».
«Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!».
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля»
Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым.
Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты.
Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами (город, село). Мой регион на карте Крыма. Столица Крыма, крупные города.
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма»
«По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.Ущелья, каньоныовраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые.
«У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий.
Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод.
Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий.
Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека».
Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы.
Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы.
Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы.
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой»
Экскурсия, путешествие, туризм.
Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы).
Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор».
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма»
Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. Крымские святыни. Древние города Крыма. Города-герои. Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме».
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона»
Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. Животноводство. Домашние животные.
«Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы.
Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Разделы занятий | Количество часов |
| Введение. «Прекрасны Вы – брега Тавриды…» | 2 |
| Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» | 3 |
| Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» | 16 |
| Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» | 4 |
| Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» | 5 |
| Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» | 4 |
| Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата План | Дата Факт | Тема урока | Примечания |
Введение. «Прекрасны Вы – берега Тавриды! » 2 ч |
1 | 06.09 | | «Прекрасны Вы – берега Тавриды! » | |
2 | 13.09 | | «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь!». | |
Раздел I «Крым – орден на груди планеты Земля» 3ч. |
3 | 20.09 | | Мой Крым в составе Российской Федерации. Государственная символика: герб, флаг и гимн Республики Крым. | |
4 | 27.09 | | Формирование понятий «полуостров», «пролив». Главные особенности географического положения Крыма. Моря, омывающие крымские берега, береговая линия полуострова. Морские заливы и бухты. | |
5 | 04.10 | | Крым на карте России и мира. Знакомство с основными административными единицами. Столица Крыма, крупные города. | |
Раздел II «Природные особенности и богатства Крыма» 16 ч. |
6 | 11.10 | | «По горам, по долам…». Рельеф полуострова. Крымские горы и равнины.Ущелья, каньоныовраги, балки. Крымские вулканы и гейзеры. | |
7 | 18.10 | | Уникальный мир пещер. Самые известные крымские пещеры. Горные породы и минеральные ресурсы полуострова. Полезные ископаемые. | |
8 | 25.10 | | «У природы нет плохой погоды…». Особенности погодных условий на территории Крымского полуострова. Стихийные и неблагоприятные погодные явления. Правила безопасного поведения во время чрезвычайных погодных условий. | |
9 | 08.11 | | Водный мир Крыма: реки, водопады, пресные и соленые озера, подземные воды. Охрана вод. Экскурсия. Реки Раздольненского района. Река Самарчик. | |
10 | 15.11 | | Почва, виды почвы на территории Крымского полуострова, ее охрана от ветра, оползней и других стихий. Растительный мир Крыма. Понятия об эндемиках, реликтах, первоцветах и экзотических растениях. | |
11 | 22.11 | | Редкие растения Крыма. Ядовитые растения и грибы. Полезные растения. Моя «зеленая аптека». | |
12 | 29.11 | | Проект «Растительный мир Крыма» | |
13 | 06.12 | | Животный мир Крыма. Млекопитающие крымских лесов и степей. | |
14 | 13.12 | | Птичий мир Крыма. Зимующие и перелетные птицы. | |
15 | 20.12 | | Самые крупные и самые маленькие животные полуострова. | |
16 | 27.12 | | Класс насекомых. Полезные и вредные насекомые. | |
17 | 10.01 | | Знакомство с земноводными, пресмыкающимися. Морские и пресноводные рыбы. | |
18 | 17.01 | | Проект «Животный мир Крыма». | |
19 | 24.01 | | Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Урок № 1 | |
20 | 31.01 | | Охрана растений и животных. Красная книга. Природно-заповедный фонд Крыма. Заповедники и заказники. Известные парки и музеи природы. Урок № 2 | |
21 | 07.02 | | Черное и Азовское моря. Природные особенности, подводный растительный и животный мир. Экологические проблемы. | |
Раздел III «Учимся путешествовать и дружить с природой» 4 часа |
22 | 14.02 | | Правила поведения на природе во время экскурсий и походов. Правила безопасности во время чрезвычайных ситуаций (землетрясение, гололед, снегопад, наводнение и др.). | |
23 | 21.02 | | Основы ориентирования на местности (компас, звезды, приметы местности, часы). | |
24 | 28.02 | | Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор». | 2 урока |
25 | 05.03 | | Экскурсия. Твоя аптечка. Первая помощь при несчастном случае во время экскурсий, походов. | |
Раздел IV «Историко-культурное наследие Крыма» 5ч |
26 | 14.03 | | Археологические и исторические памятники. Важнейшие исторические объекты полуострова. | |
27 | 28.03 | | Социально-культурные объекты: музеи, библиотеки, театры. | |
28 | 04.04 | | Крымские святыни. Древние города Крыма. Города- герои. | |
29 | 11.04 | | Детские крымские поэты и писатели. Литературные и художественные произведения о Крыме. Крымские периодические издания для детей. | |
30 | 18.04 | | Проекты «Крым в моих рисунках», «Я пишу о Крыме». | |
Раздел V «Профессиональная деятельность Крыма и моего региона» 4ч. |
31 | 14.05 | | Виды хозяйственной деятельности в Крыму. Крупные промышленные предприятия. Особенности сельского хозяйства Крыма. Культурные растения крымских садов и полей. Овощи, фрукты, ягоды твоего региона. | |
32 | 16.05 | | Животноводство. Домашние животные. | |
33 | 21.05 | | «Крым – кузница здоровья». Оздоровительные центры, лечебницы, дома отдыха. Экологические тропы. | |
34 | 23.05 | | Профессиональная деятельность в Крыму. Профессии родителей. Твой посильный вклад в развитие Крымского полуострова. | |