Рабочая программа по курсу «Знай и люби свой край» разработана в соответствии с НОО МАОУ СОШ № 21 утв. приказом от 31.05.2019 г №180-О.
Программа курса «Знай и люби свой край» рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю.
В. Д. Ваулина «Знай и люби свой край». – Калининград: РОСТ книга, 2017 г.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Личностные УУД
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах поведения.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
Познавательные:
1) понимание роли Калининграда в истории России;
2)изучение истории возникновения и создания Калининградской области, культурных центров, исторических памятников, памятников культуры;
3) изучение жизнедеятельности знаменитых людей Кёнигсберга и Калининграда;
4)представление о произведениях художественного и литературного творчества;
5)владение информацией о героическом прошлом Калининградской области;
6)представление о животном мире, освоение основ экологической грамотности;
7)использование знаково-символических средств, представление информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
8)активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ)
9)использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации;
10)овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11)овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием курса;
12)овладение базовыми межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Коммуникативные:
1)готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
2)определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
3)развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
4)овладение элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
Содержание учебного курса с указанием видов учебной деятельности и количества часов
на изучение разделов курса.
п\п | Разделы курса | Кол-во час | Основные виды учебной деятельности |
1 | Где расположена наша область? Как найти ее на карте? | 2 | Беседы, - краеведческие викторины, - праздники, - экскурсии, - посещение музеев, библиотеки, - целевые прогулки; - устный журнал, - творческая работа, - разгадывание кроссвордов, - составление тематических выставок совместно с родителями, - встречи с коренными жителями, - сбор природного материала для изготовления поделок, - презентации индивидуальных и коллективных проектов, - проведение семейных праздников, - выставки поделок, рисунков, альбомов, - заочное путешествие по фотовыставке, - конкурсная программа для детей и родителей, - разучивание народных игр Применяются педагогические технологии: развивающие, здоровьесберегающие, ИКТ, проекты. Используется объяснительно-иллюстративный метод, ведётся групповая и коллективная работа. Регулярное проведение инструктажа по технике безопасности, использование бесед на разные темы, словесных и подвижных игр радует детей, т.к. труд чередуется с отдыхом. |
2 | Немного истории. От Кёнигсберга до Калининграда | 4 |
3 | «Ворота Кёнигсберга». | 2 |
4 | Балтийское море - наше сокровище. | 2 |
5 | Почвы области, какие они? | 2 |
6 | Куршская коса (экскурсия) | 2 |
7 | Флора и фауна Куршской косы. | 2 |
8 | Великие люди Кёнигсберга. Гофман. Кант | 2 |
9 | Видео викторина. «Что мы узнали о нашем крае?» | 2 |
10 | Животный мир. | 2 |
11 | Растительный мир области. | 2 |
12 | Реки нашего края. Река | 2 |
13 | Озера области. Озеро Виштынец | 2 |
14 | Практическое занятие. Работаем с картой. | 2 |
15 | Что еще мы знаем? Урок – обобщение. | 2 |
16 | Урок – игра. «Брей – ринг». | 2 |
| Итого | 34 ч | |
Приоритетные формы и методы работы с учащимися – системно-деятельностный подход: проектная деятельность, исследовательская деятельность, ИКТ, дифференцированное обучение, проблемное обучение. Фронтальная, индивидуальные, групповые формы работы. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др. Методы контроля (устный, письменный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.