Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7»
г. Курчатова, Курской области
РАССМОТРЕНО На МО классных руководителей и воспитателей Протокол № ________ От «____»___________20___г. Руководитель МО классных руководителей и воспитателей _______________Н.С. Кролевецкая | | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ «Школа для детей с ограниченными возможностями здоровья №7» г. Курчатова, Курской области Приказ №_____________ от «___»__________20____г. ____________Н.С. Макухина (Ф.И.О.) |
СОГЛАСОВАНО На методическом совете школы Протокол №_________ От «____»___________20___г. Руководитель методического совета _________В.В. Маслова | | |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
хореография
3 класс
На 2022-2023 учебный год
Программу разработала:
учитель-дефектолог
Данченко Алла Николаевна
г. Курчатов
2022 г.
Пояснительная записка
Посредством знакомства школьников 3 класса с искусством хореографии можно осуществить как эстетическое, так и физическое воспитание детей, развить у них художественный вкус, воспитать благородство манер, а танцевальные упражнения и движения укрепляют мышцы тела вырабатывают правильную осанку развивают ловкость, пластику и координацию движения.
И если в системе дошкольного воспитания разработаны специальные программы музыкально — ритмической деятельности детей, направленной на воспитание у каждого ребёнка творческого начала, то в большинстве школ такой предмет как хореография отсутствует. Соответственно нет и образовательных программ по хореографии.
Исходя из этого, и была составлена данная программа по предмету хореография.
Данная программа предназначена для занятий в хореографическом кружке для школьников, имеющих склонность к танцевальной деятельности.
Цель программы:
Приобщение школьников к искусству хореографии, развитие их художественного вкуса, потребностей и интересов, имеющих общественно значимый характер.
Задачи:
воспитание нравственно – эстетических чувств.
формирование познавательного интереса и любви к прекрасному.
раскрытие художественно–творческих, музыкально–двигательных способностей, творческой активности, самостоятельности, выносливости, упорства и трудолюбия воспитанников.
знакомство детей с хореографическими терминами, основами классического и народного танца.
укрепление костно-мышечный аппарат воспитанников
Программа сочетает тренировочные упражнения и танцевальные движения классического, народного танца, что способствует развитию танцевальности учащихся. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над движениями.
Классический танец воспитывает строгий вкус, чувство меры, благородную, сдержанную манеру исполнения. Народный танец является одним из средств выражения самобытности народа, его духа, характера, традиций.
Программа дана по годам обучения. На каждом этапе обучения дается материал по основным разделам:
1) ритмика и музыкальная грамота;
2) элементы народного танца.
Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в хореографическом кружке границы их несколько сглаживаются: на одном занятии могут изучаться элементы классического и народного танца.
В первый раздел включаются коллективно-порядковые и ритмические упражнения, имеющие целью музыкально-ритмическое развитие учащихся. На первом году обучения они строятся на шаге и беге в различных рисунках, ориентируя детей в пространстве и времени, развивая музыкальность. В дальнейшем ритмическое воспитание происходит непосредственно на элементах танцевальных движений.
Во второй раздел «элементы народного танца» включены танцы разного характера. На этом материале необходимо дать учащимся представление о диапазоне национальных плясок: от спокойных до темпераментных, от танцев, где ведущая роль принадлежит рукам и корпусу, до таких, где техника ног доводится до виртуозности. Использование различных танцев позволяет развивать координацию корпуса, рук, ног и головы.
Сроки реализации.
Срок обучения хореографии составляет 1 год, по истечении этого времени основной учебный материал программы является освоенным, дети овладевают основными понятиями, терминами, знаниями, умениями, которые образуют прочный фундамент для дальнейшего обучения.
По программе для каждого года обучения предусмотрен 1 час в неделю. По расписанию занятия проводятся 1 раз продолжительностью 40 минут.
Программа предусматривает возможность организации электронного обучения, обеспечивающего освоение учащимися данной программы в полном объеме независимо от их места нахождения. С целью обеспечения непрерывного эффективного обучения по данной программе организовано:
- электронное обучение как средство реализации индивидуальных образовательных траекторий учащихся с ОВЗ и учащихся, находящихся на домашнем обучении;
- комбинированное электронное обучение, включающее очное обучение учащегося в школе с электронным обучением в случае длительного отсутствия учащегося на занятиях по уважительной причине (длительное заболевание, лечение в санатории и т.д.);
- временное электронное (удаленное) обучение учащихся, основанное на распоряжениях Комитета по образованию.
Электронное обучение имеет тот же компонентный состав: цели, задачи, содержание. Расписание уроков в процессе временного электронного обучения для класса остается прежним, без каких-либо изменений. Длительность онлайн-занятий составляет 15–30 мин. Учитель определяет средства коммуникации, набор электронных ресурсов, приложений для организации электронного обучения и формат электронного обучения, удобный для всех участников и эффективный для конкретного ученика, группы учащихся или темы; предоставляет информацию об электронном обучении, о возможности осуществления обратной связи с учителем родителям (законным представителям), администрации школы. Варианты использования средств коммуникации для организации электронной работы учителя
1. Электронная почта (Е-mail) – офлайн-консультирование, контроль за выполнением заданий, отправка заданий дистанционных занятий, контрольных работ, дополнительных материалов по темам данной программы, перечня рекомендуемой учебной литературы, дополнительных источников информации.
2. Мессенджеры, телефон (What’s App, Telegram и т.д.) – контроль за выполнением заданий, офлайн- и онлайн-консультирование по заданиям, по преодолению возникших трудностей при изучении учебного материала, по проблемам использования электронных ресурсов технических средств, групповой и индивидуальный чат, опрос.
3. Приложения и платформы для видео-конференц-связи (Skype, Zoom и т.д.) – онлайн-занятия (не более 30 минут), онлайн-консультирование, конференции, лекции
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
характер музыки;
виды темпа;
музыкальные размеры;
средства музыкальной выразительности;
правила построения в шеренгу, колонну, круг;
позиции ног и рук;
правила построения корпуса;
характерные особенности женской и мужской пляски;
методику исполнения танцевальных комбинаций у станка и на середине зала;
правила исполнения дробей и вращений;
Учащиеся должны уметь:
точно реагировать на изменения темпа;
уметь вовремя начать и закончить движения в соответствии с музыкой;
воспроизводить хлопками и притопами ритмические рисунки;
ориентироваться в танцевальном зале;
правильно исполнять танцевальные шаги, подскоки, повороты на 1/4, 1/2 круга;
иметь навык вежливого обращения к партнёру по танцу;
передавать характер, стиль, художественный образ танца, созданный музыкой;
выполнять танцевальные ходы и движения русского танца;
выполнять поклон в народном характере;
выполнять движения в «зеркальном отражении»;
самостоятельно исполнять любое движение или танцевальную комбинацию,
выполнить дроби в такт, соединить их в простую комбинацию;
исполнить вращение на месте, в продвижении на беге и прыжках (девочки);
Формы:
- обучающее занятие;
- тренировочное занятие;
- коллективно – творческое занятие;
- индивидуальное занятие;
- беседы по истории танца;
Методы:
словесный (объяснение, замечание);
наглядный (личный показ педагога, видеоматериалы, просмотр выступлений детских танцевальных коллективов);
практический (объяснение и показ педагогом движений, поз, переходов, рисунков танца с последующим повторением учениками; разучивание по частям; временное упрощение заданий, соединение отдельных комбинаций в фигуры танца).
Формы подведения итогов.
Эффективности занятий оценивается педагогом в соответствии с программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебной год все то, что должен был освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет педагогу оценить насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.
Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются педагогом и позволяют ему корректировать свою работу.
Тематический план.
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Ритмика и музыкальная грамота | 12 |
2 | Народный танец | 20 |
Всего | 32 часа | |
Календарно-тематический план
№ | Содержание и вид работы | Дата по плану | Дата по факту |
| Ритмика и музыкальная грамота. | | |
| Вводное занятие Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. | 05.09 | |
| Ритмика и музыкальная грамота (постановка корпуса) | 12.09 | |
| Первый подход к ритмическому исполнению (хлопки, выстукивания, притоп). | 19.09 | |
| Музыкальный размер. Понятие о правой, левой руке, правой, левой стороне. Повороты и наклоны корпуса. | 26.09 | |
| Танцевальная музыка: марши, польки, вальсы. | 03.10 | |
| Фигуры в танце. Квадрат, круг, линия, звездочка, воротца, змейка. | 10.10 | |
| Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу); | 17.10 | |
| Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу) | 24.10 | |
| Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног. | 7.11 | |
| Упражнения для укрепления мышц спины, живота, выворотности ног. | 14.11 | |
| Простейшие танцевальные элементы. Танцевальный шаг, подскоки вперед, назад, галоп. | 21.11 | |
| Танцевальный бег (ход на полу пальцах). Упражнения для профилактики плоскостопия. | 28.11 | |
| Народный танец. | | |
| Вводное занятие Основные танцевальные правила. Приветствие. Постановка корпуса. | 05.12 | |
| Позиции ног. Положение стопы и подъема. | 12.12 | |
| Позиции и положения рук. Движение кисти. | 19.12 | |
| Итоговое повторение за I полугодие. | 09.01. | |
| Хлопки в ладоши | 16.01 | |
| Танцевальный шаг с носка, переменный шаг | 23.01 | |
| Ковырялочка без подскоков | 30.01. | |
| Припадание на месте, с продвижением в сторону | 06.02. | |
| Припадание на месте, с продвижением в сторону | 20.02 | |
| “Косичка”. | 27.02. | |
| «Веревочка» простая | 06.03 | |
| «Веревочка» простая | 13.03 | |
| “Маятник” | 20.03. | |
| “Маятник” | 03.04 | |
| Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии. | 10.04 | |
| Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу); | 17.04. | |
| Элементы партерной гимнастики (выполняются лежа на спине, на животе и сидя на полу); | 06.05. | |
| Понятие о рабочей и опорной ноге. | 15.05 | |
| Понятие «шаг» 45°, 90°, 180°. Растяжка | 22.05 | |
| Постановка корпуса. Движения плечами, руками | 29.05 | |
Всего: | 32 часа | | |
Результаты обучения.
Должен знать:
хореографические названия изученных элементов;
основные позиции рук и ног русского сценического танца;
подготовительные танцевальные движения и рисунки
Должен уметь:
точно воспроизводить, правильно выполнять преподаваемый материал;
прямо и стройно держаться, свободно двигаться под музыку;
различать динамические изменения в музыке;
внимательно слушать музыку;
корректировать свою деятельность в соответствии с заданиями и замечаниями педагога;
контролировать собственное исполнение, согласовывая его с коллективным;
самостоятельно выполнять изученные элементы классического танца;
4. Методическая литература
Барышникова Т. Азбука хореографии.- Москва.- Айрис-Пресс.- 1999
Богданов Г. Хореографическое образование.- М.- 2001
Богомолова Л.В. Основы танцевальной культуры/ программа экспериментального курса.- Москва.- Новая школа.- 1993
Боттомер П. Урок танца.- Москва.- Эксмо-Пресс.- 2003
Ваганова А. Я. Основы классического танца. С.- Петербург. Москва. Краснодар.- 2003
Карп П. О. О балете.- М.- 1967
Костровицкая В., Писарев Л. Школа классического танца.- Л.-1968
Климов А. Особенности русского народного танца.- М.- 2002
Климов А. Русский народный танец.- М.- 2002
Костровицкая В. 100 уроков классического танца.- М.- 1981
Костровицкая В.С., Писарев А.А. Школа классического танца.- Санкт-Петербург.- Искусство.- 2001
Сердюков В.П.. Программа по классическому танцу. Для хореографических отделений музыкальных школ и школ искусств.- М.- 1987
Танцы и ритмика в начальной школе/ методическое пособие.- Москва.- 1995
Ткаченко Т.Т. Народный танец.- Москва.- 2002
Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы.- М.,1996.
Федорова Г. Танцы для развития детей.- М.-2000